Выпуск 058 25.11.2008 |
По благословению Лонгина, архиепископа Клинского (РПЦ МП) ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО |
Международный клуб православных паломников в честь апостола Иакова Зеведеева |
Сайт редактора рассылки:
http://www.palomnik.org
Другие издания редактора: Путеводитель "ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ" Пешеходное, велосипедное паломничество и крестные ходы Иди и смотри: "ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ" Паломничество в Святую Землю Наши тропы: "РАССКАЗЫ ПАЛОМНИКОВ" | Всего подписчиков: 648 |
CОДЕРЖАНИЕ |
Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ) 25 ноября - икона Богородицы МИЛОСТИВАЯ (Киккская) Проект 2: СВЯТАЯ РУСЬ РОССИЯ. В России замироточили портрет Алексия II и икона святого Алексия МОСКВА. Состоится ли путешествие "Троицы"? Проект 3: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА Из-за мирового кризиса под угрозой выселения оказался русский приход в столице Исландии Проект 4: МИНИ - ПАЛОМНИЧЕСТВА Облагодатствованная окраина, или Под покровом святителя Филиппа (Православные достопримечательности Переделкина) Проект 5: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ Приглашение в Дюссельдорф |
Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ) |
25 ноября – ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "МИЛОСТИВАЯ" (КИККСКАЯ) |
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ)– одна из главных святынь Зачатьевского монастыря (Москва) – появилась здесь в XVIII в. После закрытия монастыря в 1927 г. чтимая икона Божией Матери "Милостивая" и некоторые другие святыни находились в храме св. Илии Пророка в Обыденском переулке. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме св. Пророка Илии было создано сестричество во имя иконы Божией Матери "Милостивая", которое начало работы по возрождению древней Зачатьевской обители. В 1995 г. Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод Русской Церкви приняли решение о возобновлении Зачатьевского монастыря. В 1999 г. образ Божией Матери "Милостивая" возвращен в монастырь. Эта святыня хранится в Зачатьевском монастыре. Его возвели в 1584 году бездетные царь Федор Ионаннович с женой Ириной Годуновой. Царица молилась перед иконой «Милостивая». Вскоре у нее родилась дочь. Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них — икона Божией Матери «Милостивая» Киккская. Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах. Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека. В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви. Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе. Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия. В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех. Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто». Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца. Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр». Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие. Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью. С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»). Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом. Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства). Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец. Текст: http://www.zhenski.ru/milostivaya.htm Фотоизображение: Википедия |
Проект 2: СВЯТАЯ РУСЬ |
РОССИЯ В России замироточили портрет Алексия II и икона святого Алексия |
В Краснодаре крест будет находиться до 19 декабря. Войсковой Собор князя Александра Невского примет святыню 25-27 ноября, Свято-Троицкий собор - 27-29 ноября, Храм Рождества Христова - 29 ноября - 1 декабря, Свято-Ильинский храм - 1-3 декабря, Свято-Скорбященский храм - 3-5 декабря, Храм-часовня св.блгв. кн.Александра Невского - 5-6 декабря, Войсковой Собор св.блгв. кн.Александра Невского (престол) - 6 декабря, Свято-Екатерининский кафедральный собор (престол) - 6-7 декабря, Женский монастырь в честь иконы Божией Матери "Всецарица" - 7-9 декабря, Свято-Покровский Храм (ХБК) - 9-10 декабря, Свято-Духов храм (Комсомольский мкр.) - 10-11 декабря, Храм Вознесения Господня (пос.Пашковский) - 11-12 декабря, Храм в честь св. вмч. Пантелеимона - 12-13 декабря, Храм в честь иконы Божией Матери "Целительница" (2-я гор. больница) - 13-14 декабря, Свято-Казанский храм (Фестивальный мкр.) - 14-15 декабря, Храм в честь св. мч. Иоанна Воина - 15-16 декабря, Свято-Покровский храм (ст.Елизаветинская, ул.Винника,40) - 16-17 декабря, Свято-Никольский храм (МКР. Гидрострой) - 17-19 декабря. Об этом сообщает cайт епархиального управления Екатеринодарской и Кубанской епархии. В период до 1 февраля Крест могут увидеть православные в храмах Динского, Туапсинского, Темрюкского районов, а также Усть-Лабинска, Кореновска, Кропоткина, Курганинска, Тихорецка, Приморско-Ахтарска, Ейска, Тимашевска, Лабинска, Апшеронска, Белореченска, Горячего Ключа, Армавира, Абинска, Крымска, Анапы, Геленджика, Новороссийска, Сочи, станиц Ленинградской, Выселки, Староминской, Каневской, Брюховецкой, Полтавской, Тбилисской, поселка Мостовской. Источник информации: http://www.yuga.ru/news/139846/ Фотоизображение: Википедия |
МОСКВА Состоится ли путешествие "Троицы"? |
РПЦ обратилась в Третьяковскую галерею с просьбой о вывозе «Троицы» Андрея Рублева из музея на праздник Троицы. Нетрудно догадаться, что известие это вызвало самые серьезные опасения и возражения музейщиков. Однако не все искусствоведы считают, что от путешествий великое произведение Андрея Рублева погибнет. Главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева полагает, что при правильном обращении иконе ничего не грозит. С ней решительно не согласен старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян. – Екатерина Леонидовна, насколько велик риск от возможного нынешнего перемещения «Троицы» Рублева? – Все, что касается технической стороны дела, предполагалось поручить заводу полиметаллов. Это ведь не первое перемещение – уже 14 лет ГТГ перемещает икону Богоматери Донской в Донской монастырь на храмовый праздник 1 сентября. Перемещение происходит в климатическом киоте, а в приделе храма размещается аппаратная, где сотрудники завода полиметаллов, реставраторы и хранители отслеживают климатические показатели и показатели влажности внутри киота. Такую же технологию предполагалось использовать для «Троицы». Это трудоемкий процесс, который никто и не помышлял решать второпях. Работая в Третьяковской галерее 27 лет, я первая не позволю никаких несанкционированных действий. Но при этом понимаю, что «Троица» попала в ГТГ не по своей воле, и в отличие от многих других икон про эту мы точно знаем, откуда она и для какого места была написана. – Как оценивают реставраторы состояние «Троицы» по сравнению с Донской иконой? – Как стабильное. Их нельзя сравнивать, у них разные «истории болезни». В чем плюс Донской или Владимирской иконы? Они небольшие по размерам. В чем их минус? Они двусторонние. У «Троицы» проблема в том, что есть расхождение досок, увеличения которого ни в коем случае нельзя допустить. – На первом обсуждении ситуации вокруг переноса иконы половина участников высказалась «против» – какие у них были аргументы? – Аргументы связаны в первую очередь с хрупкостью памятника. Кроме того, многие боятся, что вывоз станет постоянным или что икона останется в монастыре. Я лично так не думаю, потому что 14 лет мы вывозим Донскую, и все действуют строго по регламенту – согласно техническому заданию и договору между сторонами – Донским монастырем, Третьяковской галереей и заводом полиметаллов. Действия каждого строго контролируются, а в ГТГ каждый раз издается приказ, в котором расписаны действия и взаимодействия всех ответственных лиц. – Есть ли какие-то сроки, когда будет вынесено окончательное решение? – Нет. Кстати, еще я бы хотела напомнить, что согласно закону о музейном фонде государственные музеи имеют коллекцию в оперативном управлении. Соответственно мы не можем сами ничего выдать или не выдать. Но недопустимо, чтобы этот памятник стал предметом раздоров. Думаю, что сейчас всем нужно взять тайм-аут и обдумать сложившуюся ситуацию. А может быть, как предложил доктор искусствознания Алексей Михайлович Лидов, провести круглый стол, на котором обсудить накопившиеся проблемы в отношениях между Церковью, государством и музеями. Но я хочу всех успокоить – поспешных решений приниматься не будет. На вопрос о риске для «Троицы» остаться в Троице-Сергиевой лавре Левон Нерсесян, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГТГ, сказал, что «пока речь об этом на официальном уровне не идет – сейчас обсуждается лишь возможность выдачи ее на богослужение на три дня. Однако когда мы в первый раз отдавали на богослужение Богоматерь Донскую, изначально также не предполагалось, что это будет происходить ежегодно. Теперь вывоз происходит регулярно, как нечто само собой разумеющееся. Поэтому некоторая тенденция налицо, и не исключено, что у нас бы стали просить «Троицу» каждый год. Впрочем, большинство специалистов высказываются и против однократной ее выдачи, что связано с состоянием сохранности «Троицы» на сегодняшний день. Оно стабильное, но тем не менее серьезное и сложное. И все специалисты, в том числе и представитель Московского завода полиметаллов, единодушно высказались, что никакая аппаратура и никакие меры предосторожности не могут дать стопроцентной гарантии ее сохранности. Идти же даже на самый минимальный риск, когда речь идет о памятниках такого уровня, невозможно и, с моей точки зрения, даже преступно». В лавре хранится сделанная в 1918 году копия иконы. И, по словам Левона Нерсесяна, «богослужение перед списком даже с чудотворной иконы (а «Троица» таковой не является) – вещь принятая, особенно если тот или иной образ, говоря языком средневековым, «пришел в ветхость». Источник информации: http://www.ng.ru/culture/2008-11-24/7_icon.html Фотоизображение: http://benjamin.tschukalov.info/ |
Проект 3: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА |
Из-за мирового кризиса под угрозой выселения оказался русский приход в столице Исландии |
Последствия экономического кризиса в Исландии напрямую коснулись российских соотечественников, проживающих в этом островном государстве: под угрозой выселения оказался временный православный храм во имя Святителя Николая в Рейкьявике. "Домовый храм находится во временно арендуемом помещении недалеко от российского посольства. Аренду оплачивал исландский бизнесмен, не являющийся православным человеком, но уважающий русскую культуру, он также спонсировал возобновление изучения русского языка в университете Исландии", - сообщил корреспонденту "Интерфакс-Религия" настоятель русского прихода в Рейкьявике священник Тимофей Золотуский. По его словам, в результате проведенной правительством Исландии в середине октября национализации трех крупнейших банков в стране "жертвователь, поддерживавший общину, лишился и своего банка, и возможности помогать приходу". Вслед за этим владелец здания, где ныне расположены храм и квартира отца Тимофея, сообщил, что в связи с утратой спонсора храм, а заодно и семью священника "настойчиво просят поискать денег за аренду нынешнего помещения или поискать себе другое пристанище". "На повестке дня встал вопрос о том, что домовый храм, в который в течение трех лет, и особенно сейчас, во время кризиса, практически ежедневно приходят люди в поиске духовного утешения, придется закрывать", - посетовал собеседник агентства. По его данным, за семь лет, прошедших с момента регистрации Свято-Николаевского прихода, численность прихожан возросла более чем втрое, а храм стал духовным центром, где собираются на общую молитву православные верующие, прибывшие в Исландию не только из России, но также из Белоруссии, Украины, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Болгарии, Сербии, Словакии, Румынии, Польши, США и других стран. Прихожане собирают средства для продления аренды и сохранения храма, но даже с учетом помощи, поступающей из Москвы, этих денег недостаточно: не хватает еще около 1200 евро в месяц, сказал отец Тимофей. Тем временем городской совет Рейкьявика выделил участок для постройки русского храма в черте города. Участок выделен в аренду сроком на 50 лет с последующим продлением еще на 50. На строительство церкви отводится четыре года: два - на оформление документации и столько же - на строительные работы "под крышу". Если община в этот срок не уложится, договор на землю будет аннулирован. Одновременно с выделением участка приходу поступило предложение о выкупе дома, расположенного на участке, примыкающем к будущему месту возведения храма. Это здание почти идентично занимаемому приходом ныне, поэтому в случае выкупа могло бы стать временным храмом, а после возведения церкви – приходским домом. Тогда строительство будет проходить на глазах у верующих, будет ощущаться как "наше" и будет постоянно освящаться молитвой прихожан, а это место прочно закрепится в сознании исландцев как постоянное место православной церкви. Одним из вариантов решения проблемы мог бы стать выкуп спонсором указанной недвижимости даже не для прихода, а в качестве вложения собственного капитала с последующей сдачей приходу в аренду на льготных условиях на срок, необходимый для строительства храма и приходского дома. В результате кризиса курс исландской кроны относительно доллара за последнее время сильно упал, что привело к существенному удешевлению цены дома в долларах. Как следствие, сейчас удобный момент для приобретения недвижимости в Исландии, и такое вложение может представлять интерес для деловых кругов, считает отец Тимофей. "Необходимо признать, что выделение участка произошло в самое неблагоприятное время, ибо теперь на первый план вышел вопрос о поиске источников финансирования строительства первого в стране русского православного храма, что в условиях финансового кризиса, особенно сильно ударившего по Исландии, является очень проблематичным", - отметил отец Тимофей. Приход Московского патриархата в Рейкьявике был образован решением Священного Синода 6 октября 2001 года. Архипастырское попечение о приходе было поручено представителю Московского патриархата в Германии архиепископу Клинскому Лонгину. Сразу же после этого по инициативе владыки в городской совет Рейкьявика была направлена заявка на предоставление участка. В 2002 году к процессу подключилось высшее руководство обеих стран. По словам отца Тимофея, важную роль сыграла активная позиция посла России в Исландии Виктора Татаринцева и его предшественников - Александра Ранних и Анатолия Зайцева. Вопрос о выделении участка неоднократно поднимался во время визитов и переговоров делегаций различного уровня, в том числе возглавляемых вице-спикером Госдумы Любовью Слиской, а также руководителями департаментов правительства Москвы Георгием Мурадовым и Юрием Коростелевым. В июле 2007 года было подписано соглашение о намерениях между приходом и городским советом. Соглашение доставил в Москву и вручил председателю Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу мэр Рейкьявика Вилхьямур Вилхьялмссон. Источник информации: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27422 Фотоизображение: Вид Рейкьявика, Википедия. Автор фотографии: Karl Gunnarsson |
Проект 4: МИНИ - ПАЛОМНИЧЕСТВА |
Облагодатствованная окраина, или Под покровом святителя Филиппа |
Православные достопримечательности Переделкина (продолжение цикла мини-паломничеств к Кресту Господню, нач. см. в №№ 44, 46, 48, 50, 53, 55 57). Про Переделкино наверняка каждый слыхал. Еще бы – писательский дачный поселок, что ни дом (ну, или через дом) – известное имя. Три дома-музея на сегодняшний день (Чуковского, Пастернака, Окуджавы). На Переделкинском кладбище похоронены Пастернак, Чуковский, Тарковский и другие деятели русской культуры. Большое Переделкино – особый мир, о котором очень задушевно и подробно рассказывает сайт http://www.peredelkino-land.ru . Этот мир включает в себя и писательский поселок, числящийся по Московской области, и ставшие Москвой Солнцево и Ново-Переделкино, и почти сгинувшую усадьбу Измалково… Доехать до Ново-Переделкина можно на электричке до станции Переделкино или на автобусах и маршрутках от «Юго-Западной», «Беляева», Проспекта Вернадского». Особенно много транспорта идет от «Юго-Западной». Но чтобы не блуждать в незнакомых местах, а сразу попасть на объект (ведь сегодня я опять приглашаю всех прикоснуться к частице Животворящего Креста), удобнее всего сесть на автобус-полуэкспресс № 830, 830с у станции метро «Проспект Вернадского», точно напротив скульптуры космонавта. На фотографии - храм Благовещения Тридцать минут пути - пустяк по московским меркам – и вы выходите на остановке «Храм Благовещения». Он на другой стороне улицы, скрыт за высоким домом-подковой (№ 11 по ул. Лукинской) и за густо разросшимися деревьями. Деревья, наверное, выросли сами, а вот ухоженные газоны с цветниками – дело чьих-то заботливых рук. Чтобы не было покушений на эту красоту – на газонах серьезные таблички. На дворе церковная лавка, тесноватая. Чтобы люди не толпились и не толкались, рядом специальное место под навесом для написания записок. Храмовое здание – с иголочки. Войдем внутрь. Справа стенд со старыми – да нет, не такими уж и старыми – фотографиями. Только глядя на них можно понять, каких огромных трудов стоило восстановить храм - в 1991 г. Церкви было не здание возвращено, а ужасающие руины. И хорошо, что хоть кое-как стены сохранились, могло бы и следа не остаться – в 1988 г. храм был определен к сносу. Он и сейчас еще во многом нуждается. Деревянная Благовещенская церковь в селе Федосьине известна с 1627 г., нынешний облик храм приобрел в 1854-м. Улица Федоьсино (именно так, не Федосьинская!), проходит рядом. А храм, который называется Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине (Солнцеве), числится по Лукинской, напоминающей о поселке Лукино. Или об усадьбе Лукино, которая находилась по другую сторону ж.д. И если с Федосьиным все понятно, то Солнцево – название подмосковного города, недавно включенного в состав столицы, - кажется притянутым за уши. Такой вот очередной московский топонимический выверт. Но вернемся в храм. На правом столпе трапезной нас встретит икона святых Вонифатия, Пантелеимона, Трифона. Пантелеимон и Трифон – целители, врачи безмездные (см. о них № 57 ), а святой мученик Вонифатий, живший во времена Диоклетианова гонения, считается помощником при известном российском недуге. Он «был рабом у богатой и знатной римлянки Аглаиды, - рассказывает его житие. – Будучи христианами по имени, Вонифатий и госпожа его жили беззаконно, постоянно нарушая заповеди Христовы и предаваясь страстям своим». Однажды Аглаида пожелала иметь у себя мощи какого-либо святого и построить во имя его церковь. (Напомним, что церкви первых веков христианства только на мощах и создавались, так что желание Аглаиды не было ее странной прихотью, оно свидетельствует о ее осведомленности. От тех древних времен – непременный атрибут храма – антиминс – плат с зашитыми в него частицами мощей, без которого нельзя служить литургию, более того, литургию можно служить где угодно, если есть антиминс.) Аглаида послала Вонифатия купить мощи у язычников. Прощаясь с госпожой, он сказал как бы в шутку, а на самом деле невольно прозрев свое будущее: «А если я не найду мощей и меня самого замучают, примешь ли ты с честью тело мое?» На фотографии: "по газону ходить грешно и стыдно" Он прибыл в город Тарс, как раз когда там на площади истязали христиан. Вонифатий бросился к ним, лобзая их ноги, просил их святых молитв и исповедал себя христианином. Конечно, его тут же взяли под стражу, пытали и наконец отсекли ему голову. Спутники Вонифатия не сразу хватились своего пропавшего товарища, так как знали его склонность к винопитию и гульбе. После долгих расспросов и поисков они нашли и выкупили его тело, привезли в Рим, где Аглаида погребла его с честью, выстроила над могилой храм и, раздав имущество, покаявшись во грехах, стала жить при нем в великом благочестии. По замечательному стечению обстоятельств, точнее после перехода на новый стиль, день памяти св. Вонифатия приходится на похмельное 1 января. Тут я хочу напомнить о похожей иконе, с позволения сказать той же направленности, вернее, о находящихся в общем киоте образах св. Вонифатия, целителя Пантелеимона и иконе Божией Матери Неупиваемая Чаша в храме Спаса Преображения в Тушине (см. № 44). В правой же части трапезной Благовещенского храма стоит ковчежец с мощами священномученика Ермолая, Игнатия Богоносца, святого мученика Трифона, святых Феодора Стратилата, Евстафия Плакиды (его удивительное и поучительное житие советую прочитать здесь: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1569.htm, память его 3 октября), преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобномученицы Евпраксии, преподобных Стефана в Варлаама Махрищских, младенцев, в Вифлееме избиенных. Здесь же и частица Креста Господня. Все эти святыни уместились в трех небольших крестах, лежащих под стеклом. На фотографии: часовня во имя святителя Филиппа Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, вся в благодарственных приношениях, висит на дальнем левом столпе. По своей иконографии она очень похожа на Владимирскую. Так же как и Владимирская, Феодоровская - считается – написана евангелистом Лукой. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор. Всю жизнь она сопровождала князя Александра, потом перешла в его брату Василию. После кончины последнего икона находилась в Костроме, ее почитание было восстановлено в начале XVII в., когда ею благословила инокиня Марфа своего сына Михаила Романова, избранного в 16 лет царем Руси, и стала с тех пор эта икона покровительницей новой правящей династии. (Подробности: http://days.pravoslavie.ru/Life/life643.htm). Справа от иконостаса, в простенке замечательная икона Благовещения. Жест правой руки Марии – живой, говорящий. В нем и испуг, и радость, и невольное в первый миг отстранение – кто это вдруг предстал передо Мной? – это и жест приветствия, и невольное движение руки к уху – ась? – чтобы лучше слышать. Помолившись у святынь, пойдем по улице Лукинской вправо, в направлении станции. Дорога не идеально приятная: Переделкино строится! Она идет вниз. Вот вправо отходит пешеходная асфальтовая дорожка и выводит к мосту над рекой Сетунью. Если дальше идти по дорожке, она приведет к станции. А мы пойдем направо, туда, где на берегу стоит высокий белый крест. Он отмечает освященный родник. Если пройти чуть-чуть вдоль берега, будет еще один такой же, от него рукой подать до третьего. На фотографии: келейные корпуса Когда я в первый раз вышла на станции Переделкино, предварительно изучив карту, меня вдруг неудержимо потянуло пойти не по улице, а по малозаметной асфальтовой дорожке между заборами, начинавшейся справа от торгового здания. Там пахло деревенскими задворками - влагой, лопухами, крапивой. Слева сначала журчала, а потом и показалась под крутым берегом Сетунь – знакомая река. Он течет отсюда в Москву-реку через Москву-город. Бежит частью через промзоны, через Кунцево, невдалеке от церквей Николая в Троекурове и Спаса Нерукотворного на Сетуни, (см № 46) петляет в Давыдкове, принимает в себя воды Раменки, наконец, извернувшись сердечком (это она огибает Сетуньский стан, где собираются любители исторических реконструкций, боев на мечах), впадает в Москву у Краснолужского моста, можно сказать, напротив Новодевичьего монастыря. Дорожка вывела меня к белому кресту, возвышавшемуся на поросшей травой поляне. Рядом с ним в тени прибрежных деревьев стояла часовня во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, покровителя этих мест. Тут же обнаружилась и еще одна постройка, по виду напоминавшая кирпичную дворовую уборную, а по конструкции – пляжную раздевалку, причем оч-чень экономно построенную – буквально не развернуться. Внутри постройки журчала вода. Это купальня – объяснили мне местные молодые люди. Они же рассказали, что здесь, по берегам Сетуни, несколько ключей, отмеченных крестами, а подальше при одном из них есть купальня большая. Часовня и малюсенькая купаленка построены в 1994-1995 гг. на средства благотворителя, о чем свидетельствуют таблички на стене часовни и… на асфальте перед входом в купаленку. Я заглянула в нее – темень, только журчит где-то вода да смутно белеет пластмассовое ведро. Видимо, купание должно осуществляться путем обливания из него. Пошарив во тьме в направлении звука, натолкнулась на струйку воды, вытекавшую из трубочки. Вода на запах и вкус была железистой, и там, где она выливалась из-под купальни, был рыжий осадок. Такая же она и в других здешних родниках. На фотографии: храм Спаса Преображения Следующий крест, тоже посреди поляны, открылся взору почти сразу же, как я покинула первый. Рядом слышались голоса еще не разгулявшейся компании, скрытой высокой травой. Возле креста прямо из земли выходила труба, из нее лилась мощная струя холодной воды, под которую был аккуратно подставлен пакет с пивными и водочными бутылками. Еще несколько десятков метров вдоль реки – и третий крест над родником, его-то вы и увидите первым, если пойдете сюда со стороны Благовещенского храма. Итак, я описала два возможных маршрута: автобусом от «Проспекта Вернадского» до храма, далее к реке и родникам, потом к станции или то же самое в обратном порядке. Остановка автобусов возле станции Переделкино слева от ж.д., если смотреть по направлению движения от Москвы. От станции непосредственно к Благовещенскому храму можно подъехать на автобусе № 809; маршрутка № 343, автобусы № 746, 812 немного не довезут, надо выходить на остановке «Лукинская улица». В обратную сторону – соответственно. Пешком – минут 20 бодрым шагом, если не задерживаться у родников. Богослужения совершаются вечером с понедельника по субботу в 17.00, утром не каждый день, в 7.45 или 8.30; церковная лавка открыта ежедневно с 8 до 19. Если же, приехав на из Москвы станцию Переделкино, вы пойдете не влево от ж.д., а сразу от переезда направо, то тут же увидите красивые (закрытые) ворота в стене, окружающей резиденцию Патриарха. Сайт управы района Ново-Переделкино дает о них такую не вполне внятную информацию информацию: «Еще с полотна железной дороги видны парадные ворота храма (?). В столбы-башенки ворот вмурованы камни. Камни эти непростые. После разрушения часовни Филиппа (?) они лежали грудой, - по желанию патриарха Алексия (?) эти камни употребили для возведения башенок при восстановлении усадьбы, как память о пребывании Филиппа на Соловках». Возьмем у стены левее, повернем за угол – ах! – теремок сказочный, домик пряничный, вписанный в стену, откроется изумленному взору. Это келейные корпуса. Далее – храм Спаса Преображения. Здесь было село Лукино, принадлежавшее боярскому роду Колычевых, из которого происходил Феодор, будущий митрополит Филипп. Вот поэтому он и считается покровителем здешних мест. Молодой, знатный, способный, приближенный царя… А вот запали ему в душу слова евангельские о том, что нельзя служить двум господам, ибо в этом случае одному будет нерадеть – и выбрал своего господина, единого Господа. Ушел из дома в одежде бедняка на Север. В Соловецком монастыре прошел путь от простого монаха до игумена. Кем благоустроен Соловецкий остров? При ком выкопаны каналы, соединяющие множество островных водоемов? Всё он. И на любой карте Соловков – Филипповские садки – хитрый загон для рыбы. Царем Иоанном Васильевичем, прослышавшим о его великих трудах и благочестии, назначен митрополитом Московским. Тем же царем за справедливое обличение унижен, заточен, по царскому приказу убит. Таково вкратце его житие. (Подробнее: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6898.htm, http://days.pravoslavie.ru/Life/life179.htm). На фотографии: храм Воскресения Христова Первые сведения о храме Спаса Преображения относятся к 1646 г. Нынешнее здание было сооружено в 1819 г. графиней Разумовской. С северной стороны - семейная крипта, над ней – храм во имя святителя Филиппа. Его построил в 1880-е гг. в своем любимом и в то время модном русском стиле тогдашний владелец усадьбы барон М.Л. Боде, женатый на наследнице рода Колычевых. Ему было разрешено принять фамилию и герб Колычевых, чтобы эта славная фамилия не исчезла, так как к середине XIX в. род Колычевых по мужской линии пресекся. Он же и всю усадьбу выстроил в том же русском стиле, и последний приют нашел здесь. После революции все постройки разрушались. Восстановление началось с конца 40-х – середины 50-х, когда сначала Спасо-Преображенский храм был передан Церкви, а позже здесь расположилась патриаршия резиденция. Внутри храма охватывает чувство старины, намоленности. А ведь с конца 1930-х по 1949 г. храм был закрыт. Здесь темно, тесновато, но как же не хочется отсюда уходить! При входе – как водится – свечной ящик. Дальше – два придела. В правом на стене роспись: мужчина в латах пал на колено, смотрит вверх, а оттуда к нему надпись протянулась, почему-то вверх ногами. Проявив терпение, можно прочитать: «Савле, Савле, почто мене гониши?» Так, понятно. Это придел святых Петра и Павла. Левый посвящен великомученице Варваре. Там на стене роспись – перенесение мощей святителя Филиппа (подробности: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4143.htm). Рядом замечательная современная икона блаженной Ксении Петербургской. Обычно ее изображают стоящей во весь рост на фоне условного Петербурга. А тут – злой балтийский ветер рвет алую одежду и волосы женщины, изображенной по грудь, мешает ей идти, а она все равно идет, преодолевает непогоду, с усилием идет по Петербургу, который весь представлен условным мостом, но узнаваем. И все это – в традиционной иконописной манере, икона это, а не живопись, хоть и Питер, а все же горний мир. Дальше пространство храма сужается, сдавливается мощными столпами. В левом дверка, за ней темная ниша, несколько лампадок теплятся. Сюда заходить нельзя. На фотографии: купальня на берегу Сетуни За столпами основное пространство храма, здесь большой иконостас, иконы в басменных окладах… Веком этак шестнадцатым веет… Слева от иконостаса чтимая Казанская. Еще чтимая богородичная икона в этом храме – Иверская. Она находится в отдельном углубленном помещеньице напротив правой части иконостаса. Да, устройство этого храма очень своеобразное при том, что все-таки традиционное. Входов-выходов у него три: главный на западе и два по бокам основного объема. Пойдешь к двери направо – не минуешь Иверскую. Пойдешь налево – попадешь в придел святителя Филиппа, митрополита Московского. Если выйдешь на улицу через него и оглянешься – опять ах! – сказочные изразцовые полуколонки, яркие, узорчатые, украшают снаружи здание, а наверху главки – как на соборе Василия Блаженного. Вот что Боде-Колычев выдумал. Литургия в Спасском храме совершается в 7.30, по воскресеньям в 6.30 и 9.30, вечерние богослужения ежедневно в 18.00. Служат монахи Троице-Сергиевой лавры. В недалеком будущем тут появится еще один храм – Игоря Черниговского – с такими же сказочными главками, да и вообще весь под стать келейному теремку. Пока его можно видеть на плакате, укрепленном на солидном заборе, за забором шумит строительная техника, значит, дела идут. Святой Игорь пал жертвой княжеских усобиц в середине XII в. (житие: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1567.htm). А рядом, где вход на Переделкинское кладбище, еще одна стройплощадка заросла бурьяном. И никакого шевеления вокруг свежепостроенного, но не вполне законченного храма Воскресения Христова. В нем тоже переосмысливаются мотивы древнерусского зодчества. Главный архитектор проекта А.А. Анисимов - автор нескольких интересных храмовых зданий, он же глава Товарищества реставраторов. Зайдите на их сайт tovrest.ru, хотя бы на первую страницу – не пожалеете. Ну, и в Переделкино непременно съездите, не пожалеете тоже. Закончить это паломничество можно посещением большой купальни на берегу Сетуни. Даже если она будет закрыта, вы сможете увидеть возле нее чудесный родничок, живой и трогательный. На дне заполненной водой ямки тихо, беззвучно кипит песочек – вырывается из-под земли вода. Рядом большой каменный крест, из подножья которого льется та же водичка. К купальне ведет тропинка вдоль правой стороны железнодорожного полотна (если стоять спиной к Москве), она начинается сразу за переездом. Ходьбы – несколько минут. Текст и фотоизображения: Ольга САВИЧЕВА, Москва |
Проект 5: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ |
Контакт: |
Сайт редактора рассылки здесь Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org |
Программирование и веб-дизайн интернет-агентство http://www.imcom.ru
|