АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Выпуск 057
29.06.2008

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный клуб православных паломников в честь апостола Иакова Зеведеева
Сайт редактора рассылки: http://www.palomnik.org

Другие издания редактора:


Путеводитель "ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ"
Интернет-альманах "ВЕЛОСИПЕДИЗМ"
Популярная "ГеоИНФОРМАЦИЯ"
Диковинный "ВелоПАЛОМНИК"
Иди и смотри: "ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ"
Редкая книга: "ПАЛОМНИЧЕСТВО В ПАЛЕСТИНУ"
Наши тропы: "РАССКАЗЫ ПАЛОМНИКОВ"
Всего подписчиков: 697 (+123)

CОДЕРЖАНИЕ


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
7 июля - Рождество Иоанна Предтечи

Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
Зачем иду я, просветленный, среди большой толпы людской

Крым: Космо-Дамиановский монастырь

Верующие исцеляются около Зиновинской иконы

Загадки Иргенских мучеников

Иные важные и полезные сведения

Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА
Латвия: возрождение святыни

Проект 5: МИНИ - ПАЛОМНИЧЕСТВА
Новогиреевские целители


Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
Приглашение в Дюссельдорф


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


7 ИЮЛЯ – РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ


Родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна были Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк. 1, 5 - 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" (Лк. 1, 15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

МЕСТО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА НАШИХ ДНЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Осенью 1765 года Екатерина II подарила Каменный остров, бывший пригородом Петербурга, своему сыну, наследнику престола, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Возникла необходимость строительства здесь Каменноостровского дворца - летней резиденции наследника престола. И обязательной при нём домовой церкви, которая и была построена менее чем за два года, - гораздо раньше, чем достроили сам дворец и отделали его интерьеры. Архитектура православной церкви, порой смущающая наших современников своим готическим видом, сохранилась до наших дней почти неизмененной.

После возведения на Каменном острове дворцового комплекса облик острова значительно изменился. Из почти неосвоенного пригорода он в течение нескольких десятилетий постепенно превратился в благоустроенное место отдыха петербургской знати.

После освящения храма Павел часто посещал его, иногда сам поднимался на хор, и пел вместе с певчими. Заботами его о благолепии церковь была богато украшена в стиле того времени. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы были пожертвованы в неё из личного владения Павла I. "Вообще император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Все церковные сосуды (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) устроены его благочестивым иждивением; многие одежды священные, его времени, были очень богаты, как можно видеть из оставших и доселе употребляемых."

В храме была икона святых пророка Елисея и мучеников Адриана и Наталии, которой Екатерина II благословила великую княгиню Наталию Алексеевну в день бракосочетания с великим князем Павлом Петровичем в 1773 году. Древняя икона Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле Славы, Иверская икона с изображениями архангелов Михаила и Гавриила и 12-ти апостолов на полях, крест янтарный, крест кипарисный - оба очень тонкой художественной работы, частица Животворящего Древа Господня, вложенного в серебряную оправу в виде креста, который, по преданию, император Павел I носил на своей груди, а также многие другие иконы и богослужебные сосуды, в окладах из золота, серебра, драгоценных ризах были некогда украшением храма.

С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается "Негласный комитет", обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.

С историей храма Рождества Иоанна Предтечи связаны судьбы многих выдающихся людей России. В церковь ходили молиться Г.Р. Державин, А.В. Суворов, А.С. Пушкин и другие великие люди. Известно, что в ней была крещена младшая дочь А.С. Пушкина - Наталья, названная в честь матери и родившаяся летом 1836 года на даче Доливо-Добровольской, где поэт вместе с семьёй провёл два летних сезона -1834 и 1836 гг. На Каменном острове в 1836 году Пушкин создал небольшой "каменноостровский цикл" стихов, отчасти связанный, как полагают литературоведы, с событиями Страстной недели Великого поста.

В конце XIX века на острове произошли изменения: проложили линию конки, провели водопровод и канализацию. В 1912 году в церкви было устроено электрическое освещение.

После 1917 года церковь Рождества Иоанна Предтечи долгое время продолжала быть действующей. Но с начала 30-х годов готовится ее закрытие, произошедшее в 1937 году. От неминуемого уничтожения храм спасло решение Отделения охраны памятников Управления по делам искусств при Ленсовете взять его как памятник архитектуры под государственную охрану, что и было сделано постановлением ВЦИК от 20 марта 1935 года. Как действующая, церковь была закрыта 13 декабря 1937 года. Здание долгое время использовалось как мастерская скульптора Крестовского, а впоследствии было передано военному санаторию, - в нем был устроен спортивный зал. Имущество церкви было изъято и исчезло, а во время одного из пожаров была уничтожена стенная роспись и то немногое, что оставалось в храме. Дальнейшая судьба национализированного имущества храма до настоящего времени остаётся неизвестной.

В 1990 году образовалась община верующих христиан… В день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года впервые после более чем полувекового перерыва произошло первое богослужение.

Так было угодно Богу, что храм, как и во времена своего создания вблизи Инвалидного дома для моряков-ветеранов, и ныне находится рядом с Военно-морской академией им. Н.Г. Кузнецова, военным санаторием МО РФ, городским онкологическим диспансером, другими медицинскими учреждениями, располагающимися в бывшем дворце и зданиях Каменного острова и Петроградской стороны. Поэтому церковь, особо молясь Господу и Божией Матери об исцелении от телесных недугов (каждый вторник служится водосвятный молебен с акафистом иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", и каждый четверг - афонскому образу Богородицы "Всецарица", по средам - акафист Пантелеймону Целителю), не перестаёт возносить ежедневные молитвы к Богу о нашем православном Отечестве.

Церковь открыта каждый день с 9 до 19 часов, в ней ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. Рядом с храмом находится часовня во имя иконы Божией Матери "Всецарица". В ней ежедневно в 15 часов служатся молебны пред этой чудотворной иконой. Духовенство храма посещает все близко расположенные лечебные учреждения, исповедуя и причащая людей, прикованных болезнью к постели. Многие врачи и медицинский персонал являются прихожанами церкви. В Институте мозга человека РАН создана и на протяжении нескольких лет ежедневно действует часовня во имя святого Иоанна Предтечи, духовенством храма постоянно окормляются тяжелобольные прикованные к постели люди в городском онкологическом диспансере и других больницах города, а также дети Центра восстановительного лечения "Детская психиатрия", где также создана православная часовня. Для решения своих духовных проблем приходят в храм военнослужащие и курсанты Военно-морской академии.

Текст и фотоизображения: http://www.predtecha.info/index.html




Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ


БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ: ВЕЛИЧИЕ ЧУДА И БЕССИЛИЕ СКЕПТИКОВ


Почему атеисты и скептики хотят разрушить веру?

За долгую историю христианства не было ни одного чуда, которое бы не пытались отрицать атеисты и скептики. В этой борьбе использовались и используются любые средства. Так, еще святитель Иоанн Златоуст замечает об отрицавших чудо Воскресения: «И посмотри, как смешны их замыслы! Помянухом, говорят, яко льстец он рече еще жив сый: по триех днех востану. Но если Он был обманщик и хвалился попусту, то чего вы боитесь, мечетесь и так суетитесь? Боимся, говорят, как бы ученики не украли и не обманули чернь. Но доказано уже, что этого никак не могло быть. И однако злоба упорна и бесстыдна – покушается и на безумное дело» (Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа LXXXIX, 2).

Далее: http://www.pravoslavie.ru/put/080617115112




Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ


ЗАЧЕМ ИДУ Я, ПРОСВЕТЛЕННЫЙ, СРЕДИ БОЛЬШОЙ ТОЛПЫ ЛЮДСКОЙ…


Великорецкий крестный ход в этот год особенный: в этом году исполняется 625 лет обретения Великорецкой иконы святителя Николая.

3 июня из города в село Великорецкое в путь отправилось около 20 тыс. человек - не толко кировчане, но и паломники из многих регионов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Несколько дней пути, многокилометровые переходы, холод, жара, дождь, трудности с ночлегом - непростые испытания для паломников, впервые идущих крестным ходом на реку Великую. Первые километры пути прислушиваешься к себе: а хватит ли сил одолеть этот путь? Дорога идет через леса и поля, мимо деревень. Идешь по ней вместе со всеми и шепчешь тихонько молитвы, забывая все тягости и проблемы.

Более шести веков назад обнаружил на берегу реки Великой образ святителя Николая крестьянин из деревни Крутицы. Принес ее в деревню. Вскоре от иконы начались чудеса и исцеления. Из окрестных сел стал приходить народ, прося у Николая защиты. Хлыновчане, узнав о чудотворной иконе, упросили местных жителей отпустить ее в Хлынов, дав обет ежегодно приносить чудотворный образ на берег реки Великой к месту его славного явления.

Идут по дороге паломники, молятся Николаю Угоднику, делая остановки там, где были когда-то деревни. Ничего уже не осталось от тех населеных пунктов, только старые тополя и кусты сирени говорят о том, что здесь когда-то жили люди. Совершив молебен, продолжаем движение до следующего привала.

Тысячи людей из года в год идут с крестным ходом. Никогда не увидишь здесь озлобленного лица, не услышишь грубого слова. Несмотря на полное отсутствие бытовых удобств, никто не жалуется на тяготы пути.

Узнав про чудеса в Вятской земле, Иван Грозный повелел привезти святой образ в Москву и лично встречал его у Симонова монастыря с боярами и именитыми московскими людьми. По указу царя один из приделов храма Василия Блаженного на Красной площади был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Следующий раз побывала икона в Москве в Смутное время, по просьбе молодого царя Михаила Федоровича, поддержать его в борьбе с поляками.

В годы советской власти Великорецкий ход был запрещен, паломничество на реку Великую преследовалось, а паломники подвергались гонениям со стороны государства. К тому же был взорван Троицкий собор в Вятке - место хранения иконы, а сам образ таинственно исчез. На пути следования паломников выставлялись милицейские кордоны, в задачу которых входило вылавливать всех, кто шел к реке Великой. Но люди продолжали ходить святым путем, и никакие репрессии не могли их остановить.

Уже в начале девяностых годов прошлого столетия крестный ход пошел без препятствий из города Кирова на берега реки Великой к месту обретения святого образа. У Великорецкого крестного хода много традиций, сложившихся за его многовековую историю. Но самая важная заключается в следующем: все, кто прошел нелегкий путь, обязательно захотят вернуться сюда снова.

В заключение напечатаем стихи одного из паломников, Анатолия Гребнева.

Зачем иду я, просветленный,
Среди большой толпы людской,
И за Крестом, и за иконой -
С любовью, верой и тоской?

Зачем я вглядываюсь в лица,
Как будто я хочу узнать
Родного брата иль сестрицу,
Иль похороненную мать?

Зачем я слушаю молитвы
И подпевать стараюсь им,
И чувствую, что все мы слитны
Единым сердцем - вместе с Ним?..

А ночью лес в цветущих купах
На откуп отдан соловьям.
И голубой июня купол
Объял природы светлый храм.

И пусть заброшенный проселок
Таит церквей немую сень.
Полуразрушенные села
И боль забытых деревень;

Смотри на Крест, шагай за другом.
Среди людей своих дыша -
Преображается округа
И возрождается душа!

И вечно будет жить Россия.
Пока с Крестом, из года в год,
Идет, идет в места святые
Великорецкий крестный ход!

Использованы материалы с сайтов miloserdie.ru и velikoretsky-hod.ru
http://www.new-pressa.ru/?numer=2008/17/4.1.htm
Фотоизображения: Евгений ТУМАНОВ





КРЫМ: КОСМО-ДАМИАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ


В 16 километрах от Алушты в котловине гор южнее Чатырдага, окруженной лесистыми склонами Бабугана, хребтом Конек и Черной горой, у источника Савлух-Су («здоровая вода») была основана Космо-Дамиановскакя обитель. Прохладная вкусная вода источника с древних времен считалась целебной и способной излечивать разные заболевания.

Предание связывает это место со святыми братьями-бессребрениками Космой и Дамианом. Хотя документальных подтверждений о пребывании святых Космы и Дамиана в Крыму нет, издавна считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножия Чатырдага, у источника, носящего сегодня их имена.

На снимке: святой источник и часовня, современный вид.

Есть предположение, что в средние века христиане построили у источника храм. Но после их массового переселения из этого района в 1778 году в Приазовье все храмы здесь были брошены и многие бесследно исчезли. Тем не менее на протяжении многих лет люди разных национальностей и вероисповеданий приходили к целебному источнику, желая обрести здоровье. Ежегодно 14 июля, в день памяти святых Космы и Дамиана, здесь собирались христиане, священники у источника служили молебны и освящали воду. Никаких строений в то время здесь не было. Только в двадцатые годы XIX века на средства графини Софьи Потоцкой у целебного ключа было построено временное пристанище для паломников.

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий во время своего путешествия с целью ознакомления с древними памятниками христианства в Крыму неоднократно посещал и источник святых Космы и Дамиана. Отсюда он часто поднимался для молитвы на вершину Чатыр-Дага, где собирался построить храм. После указа Святейшего Синода, вышедшего в начале мая 1850 года, родник вошел в перечень мест, где планировалось создание киновий (обителей). В том же году святитель Иннокентий ходатайствовал об учреждении монастыря и отводе с этой целью четырех десятин земли около источника. В августе 1851 года от земель, принадлежащих казенной даче, был отмежеван необходимый участок для устройства Космо-Дамиановской обители.

В этом же году настоятелю алуштинской церкви в честь святого Феодора Стратилата священнику Димитрию Черняеву и старосте купцу Андрею Коротенко архиепископом Иннокентием были поручены заботы об источнике. А купец Иван Санютин пожертвовал необходимые средства на строительство здесь небольшого помещения для богомольцев.

В апреле 1853 года от Святейшего Синода было получено разрешение на открытие при источнике киновии. Но начавшаяся Крымская война остановила обустройство монастыря в самом начале. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению реки Альмы — временные укрепления. Строительство монастыря началось лишь после окончания войны в 1857 году.

Первым настоятелем Космо-Дамиановской обители стал игумен Макарий — в миру Михаил Пруцкий. С его именем связана история строительства и расцвета Космо-Дамиановского монастыря. Михаил Пруцкий родился в Белгороде Курской губернии. Юношей он поступил послушником в Глинскую пустынь и пробыл там пять лет. Узнав, что в Крыму открываются новые обители, попросился в одну из них, и был принят в Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь. В 1853 году он принял монашеский постриг с именем Макарий. А в сентябре 1854 года инок Макарий был рукоположен в сан иеромонаха.

Во время Крымской войны до 1856 года отец Макарий находился в военных госпиталях, где ухаживал за ранеными и больными тифом и холерой, стараясь облегчить не только их физические страдания, но и подавая им, как священник, духовную помощь. После окончания Крымской войны иеромонах Макарий вернулся в Бахчисарайский Успенский скит. Вскоре ему было поручено устройство новой Космо-Дамиановской обители. В июле 1856 года отец Макарий вместе с монахом Игнатием был направлен к источнику святых Космы и Дамиана. В сентябре 1857 года иеромонах Макарий был возведен в сан игумена и управлял Космо-Дамиановским монастырем двадцать лет.

Обустроить монастырь оказалось делом далеко не легким. Обитель окружали со всех сторон крутые склоны гор и высокий густой лес. От трассы хорошей дороги к монастырю не было, поэтому монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих плечах приносили необходимые строительные материалы. Кроме того, строительство зданий велось на деньги от добровольных пожертвований паломников. Известно, что и сам игумен Макарий свое наследство в сумме семь тысяч рублей истратил на устройство обители и пособия бедным.

Елена Иванова
http://www.bospor.com.ua/articles/1409.shtml

Продолжение читайте здесь:
http://www.bospor.com.ua/articles/1430.shtml
http://www.bospor.com.ua/articles/1446.shtml
http://www.bospor.com.ua/articles/1471.shtml




ВЕРУЮЩИЕ ИСЦЕЛЯЮТСЯ ОКОЛО ЗИНОВИНСКОЙ ИКОНЫ


16 июня в селе Шевченко Литинского района в четвертый раз прошло празднование в честь Зиновинской иконы Божьей Матери.

На второй день после Троицы, в день Святого Духа, в село съезжаются тысячи паломников. В местной церкви хранится чудотворная Зиновинская икона. Три года назад во время рождественского Крестного хода глаза Богородицы на иконе открылись. Свидетелями чуда стали все присутствующие.

- Зиновинских икон есть две — оригинал и копия. Они необычные — обе изображены с закрытыми глазами, — говорит настоятель церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи иерей Владимир Кищук (Украинская православная церковь Московского патриархата. - ”ГПУ”). — В 1930-х годах собор в селе развалили, а иконы разобрали по домам местные жители. Я здесь служу с 2004-го. Тогда и образы вернули. А глаза открыла Богородица на копии.

На изображении: Слева оригинальное изображение Зиновинской иконы Божьей Матери 1820 года. Справа копия — после исцеления перед иконой ее нарисовали по просьбе архиерея Модеста в середине XIX века. Оригинал сохранился хуже, так как им в 1939 году одна селянка закрывала свой погреб (фото предоставлено священником Владимиром Кищуком)

В настоящее время две иконы стоят в церкви рядом. Каждую среду и воскресенье священник проводит водосвятный молебен. В тетради фиксируют случаи исцеления и помощи после молитв перед образом. Под стеклом на иконе висят сотни даров от исцеленных — золотые и серебряные крестики, цепочки, обручальные кольца. . .

Из Винницы можно доехать любой маршруткой ”Винница–Хмельник”, едущей через Кожухив. Выходить возле указателя ”Шевченко”. До села идти 3 км.

Ирина КОСТЕНКО




ЗАГАДКИ ИРГЕНСКИХ МУЧЕНИКОВ


В 9-й понедельник по Пасхе (в этом году он выпал на 10/23 июня) четырехдневный Иргенский крестный ход (Чита – Иргень) вновь направился к святому месту. Духовенство и миряне совершили паломничество к озеру Иргень, туда, где некогда стоял Иргенский острог и были погребены воины-мученики. На месте погребения святых мучеников служится Божественная литургия.

Святая Иргень

Святые места не выбираются людьми, они обозначены Богом. Люди приходят на такое место, обживают его, трудятся, славя Бога и нередко приносят себя в жертву ради Бога, умирают или погибают, защищая и исповедуя праведный образ жизни. Пример этому дал сам Господь.

В мире много святых мест, известных всем: Иерусалим, Вифлеем, Афон. Не меньше их и в русской земле: Киево-Печерская лавра, Оптина Пустынь, Дивеево… Есть святая земля и в Забайкалье. Это Иргень. Она почитается с давних времен.

Иргень характеризуется бесконечностью пространства. Это степь, озеро, река. Лес отодвинут далеко за пределы этого обозримого пространства и голубой лентой окаймляет его. Взгляд скользит по степи, не цепляясь за привычные в Забайкалье сопки, хребты, рощи. Пространство Иргени движущиеся: ветер гонит пыль по степи, течет река, волны рябят воду на озере. Когда-то река Хилок была судоходной, по ней плыли плоты, лодки, рыбацкие суденышки. В это движущееся пространство явились в середине XVII века и дощаники русских казаков во главе с воеводой Афанасием Пашковым. Они приплыли сюда «по цареву указу» для заселения, обживания и присоединения «оных земель» к Русскому государству.

Жить здесь было тяжело, потому что земля высыхала летом от бездождия и не давала урожая.

Места для будущих столиц Забайкалья – Нерчинска и Читы - были выбраны более удачно и географически, и экономически. Здесь же, на Иргени, не образовалось никаких городов и крупных населенных пунктов. Земля была предназначена для другого.

Земля Иргени намаливалась с первых дней появления здесь русских землепроходцев. С течением времени были выстроены две церкви и большой миссионерский стан, который должен был преобразоваться в мужской монастырь. Разрешение Священного Синода было получено в 1911 году, но помешала революция, которая смела с лица иргенской земли все постройки, «разворовала» все иконы и церковную утварь, уничтожила церковное кладбище.

Сегодня на этом святом месте лишь кое-где проступают из земли каменные фундаменты бывших построек да «радует глаз» единственная здесь высокая растительность – роскошная крапива.

По рассказам забайкальских старожилов, издавна на Иргени видели свет в ночь на девятую пятницу по Пасхе. В XXI веке видят светящиеся летающие тарелки. Научно-технический прогресс изменил людей, удалил их от Бога. Но святое место остается всегда святым, независимо от искаженной грехом человеческой природы.

Свет здесь, на Иргени, играет большую роль. Это свет неба, звезд, луны, отсвет в водах озера и реки, световые явления на небе в виде зарниц и молний. Это ослепительные облака в виде крестов на небе Иргени, радуги в солнечный бездождливый день. Свет – это образ Божественной Славы и Благодати.

В прошлые века в ночь на девятую пятницу участники крестного хода на Иргень были часто свидетелями особого света: он загорался в церкви сам собой. Может быть, поэтому первая церковь, поставленная на Иргени, была в честь иконы Богородицы «Знамение».

Река Хилок медленно несет свои воды в озеро Иргень и также плавно вытекает из него, образуя остров. Здесь и жизнь, и смерть – вечный круг. Скорее всего, именно на острове было кладбище. На нем сохранилось несколько сосен и пеньки от них, теперь уже напоминающие памятники на могилах. Леса здесь нет. Несколько сохранившихся сосен завезены сюда и посажены именно на острове. Из сосен же был построен весь Иргенский острог и церкви в нем. Очевидцы рассказывают, что, когда стали возить лес для восстановления сгоревшей церкви, под полом которой лежали мощи Иргенских мучеников, то лес казался очень легким.

Мощи воинов-мучеников были обретены чудесным образом: во время пожара в церкви колоды вышли из земли, нетронутые огнем.

Погибшие воины сами указали на эту землю как на святую. Они являлись бурятским пастухам и просили их не пасти здесь скот, уйти с могил. И еще просили передать: если люди не будут их поминать в своих молитвах, то будет бездождие, неурожаи, пожары, голод, мор и падеж скота. Они же и молитву оставили. Велели молиться так:

«Святые мученики Иргенские Симеон, Киприан, Иосиф и Василий со дружиною, молите Бога о нас».

Их жизнь и гибель – загадки для нас.

Загадка первая. Кто были Иргенские мученики?

Продолжение читайте здесь:
http://www.pravoslavie.ru/put/080623141036
http://www.pravoslavie.ru/put/080624145522




ИНЫЕ ВАЖНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ


Москва: история одной обители
http://dometra.ru/docs/3165/

Как я был паломником в мужском монастыре (Свято-Тихвинский Керенский мужской монастырь, пензенская область)
http://www.kp.ru/daily/24113.3/336395/
http://www.kp.ru/daily/24116.4/338718/

«Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку... » (Крестный ход к развалинам Иоанно-Предтеченского монастыря в Забайкалье)
http://www.pravoslavie.ru/put/080616115244




Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА


ЛАТВИЯ: ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТЫНИ




Латвийская православная церковь готовится к торжествам по случаю принесения из Москвы в Ригу и Екабпилс Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы.

Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы возвращается на родину

19 июля в Ригу из Москвы прибывает Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы, а 25 июля святыня будет отвезена в Екабпилс. Икона, чья история начинается в далеком XVII веке, навсегда останется в Екабпилсском Свято-Духовом мужском монастыре. Рассказывает преосвященнейший Александр, епископ Даугавпилсский, викарий Рижской и всея Латвии митрополии:

- Согласно преданию, чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы была обретена во время Русско-польско-шведской войны (1654- 1667 годы) в водах Даугавы. Было это так.

Плывущая по водам

Воевавший на стороне шведов солдат Яков Гудынский, переправляясь через реку, увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в нее копье, он вынес дощечку на берег и там заметил, что от нее по копью стекает кровь. Охваченный ужасом, солдат принялся внимательно изучать свою находку. Разглядев православное изображение Богоматери с Младенцем, солдат-католик со слезами раскаяния отнес икону в слободу Гольмгоф, где жили русские люди и был небольшой монастырь с православным храмом. Сюда Гудынский отдал икону, а сам принял православие и стал насельником обители в Гольмгофской слободе.

В 1670 году курляндский герцог Якоб Кетлер, во владении которого находилась слобода, даровал ей статус города и назвал его в свою честь Якобштадт (теперь это Екабпилс). По названию города Якобштадтской стала называться и чудесно обретенная икона.

Вскоре от нее получил исцеление местный бесноватый крестьянин. Свидетелем чуда оказался православный купец Яков Раткевич, находившийся в городе по торговым делам. Потрясенный увиденным, он решил устроить в обители новый храм. Новая деревянная церковь была освящена в честь Святого Духа, и с того времени Свято-Духовым стал называться и сам Якобштадтский монастырь.

Покровительница монастыря

Непростой оказалась судьба маленькой обители, неоднократно страдавшей от войн, эпидемий и пожаров. Однако монастырь устоял, а к 1774 году в нем была построена еще одна церковь, которую освятили в честь святого Николая Чудотворца.

В 1812 году город и монастырь были разорены французами, хотя храмы и чтимая Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы сохранились. Однако после войны положение монастыря было настолько бедственным, что в 1817 году Святейший синод был вынужден упразднить его, а храмы обители сделать приходскими.

В 1878 году Якобштадт охватил страшный пожар. Чудотворную икону, хранившуюся тогда в Никольском храме, обнесли вокруг ограды бывшей обители, и храмы уцелели от огня. Так святая икона явила свою благодатную помощь. Через три года пожар повторился, но благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы город и храмы вновь были спасены. Тогда жители Якобштадта, ободренные покровительством Царицы Небесной, приняли решение заново отстроить обветшалую Свято-Духову церковь.

Вновь отстроенный деревянный храм простоял недолго: в летописях сказано, что он сделался жертвой пламени от взрыва, устроенного рукой злоумышленника, и сгорел до основания. Несколько лет понадобилось на строительство каменного храма, который существует и по сей день. Сюда перенесли чудотворную икону, изготовив для нее резной дубовый киот. У иконы была серебряная риза с золотыми венцами и множеством драгоценных подвесок, принесенных богомольцами. Чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы очень почиталась верующими: каждый май с 1901 по 1914 год ее приносили для поклонения верующим в Ригу, а затем и в Елгаву (тогда - Митаву).

Пропавшая святыня

- Существует несколько версий пропажи иконы, - рассказывает епископ Даугавпилсский преосвященнейший Александр. - Полагают, что в начале ХХ века святыня была спрятана под пол храма, чтобы она не досталась большевикам. Однако есть сведения о том, что в 1915 году из-за приближавшихся военных действий икону эвакуировали вглубь России, в город Ржев. В годы атеистических гонений церковнослужителей истребляли, а храмы разрушали. Поэтому не исключено, что икона оказалась уничтоженной, как и многие другие святыни православия. В лучшем случае она была спасена каким-то благочестивым христианином, в доме которого сейчас и находится. Возможно, потомки этого человека даже не знают, какой великой святыней они обладают.

Наконец, предполагают, что Якобштадтскую икону увез некий немецкий генерал, собиратель православных святынь. Как бы то ни было, обратно в Якобштадт святыня не вернулась, и самые тщательные поиски, предпринятые на территории России, оказались безрезультатными. Сейчас Церковь ничего не знает о судьбе святыни. В таких случаях принято восстанавливать утраченный образ по сохранившимся спискам и письменным свидетельствам.

Возрождение

Митрополит Рижский и всея Латвии Высокопреосвященнейший Александр испросил благословения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на воссоздание почитаемого образа с тем, чтобы восстановить и общецерковное почитание Якобштадтской иконы.

- В открытом в 1996 году Свято-Духовом монастыре сохранились киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы, выполненные в живописном стиле, - продолжает епископ Даугавпилсский Александр. - Одну копию написал в 1888 году рижский иконописец П. А. Зыков. На ней икона изображена вознесенной ангелами над городом и его храмами. Время создания второй копии относится к началу ХХ века. Следуя древней церковной традиции, по ним восстановлен образ Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы.

Икона выполнена московскими мастерами, и это настоящее произведение церковного искусства. Само изображение Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках небольшое, оно приближено к размерам оригинальной иконы - 25 на 18 сантиметров. Этот образ вставлен в большую икону, на которой изображены два ангела, держащих образ Пресвятой Богородицы.

В истории такие случаи нередки: по утраченным чудотворным святыням делались списки, и эти списки становились не менее чтимыми, чем сами оригиналы. История утраченной Якобштадтской иконы продолжается возрождением чудотворной святыни.

- 19 июля икону торжественно доставят в Ригу из одного из древнейший храмов Москвы, - говорит епископ Даугавпилсский Александр. - А 25 июля икона будет отвезена в Екабпилс. Латвийская православная церковь надеется, что традиция почитания чудотворного образа в нашей стране восстановится, а сама Якобштадтская икона станет символом возрождения Свято-Духова мужского монастыря. Святыня навсегда останется в екабпилсской обители и будет, как и прежде, покровительствовать монастырю и хранить город.

Оксана ДЕМЕНТЬЕВА




Проект 5: МИНИ - ПАЛОМНИЧЕСТВА


НОВОГИРЕЕВСКИЕ ЦЕЛИТЕЛИ


Новогиреевские целители

(продолжение цикла мини-паломничеств к Кресту Господню, нач. см. в №№ 44, 46, 48, 50, 53, 55).


Село Перово (Гиреево) известно с XIV века. В более близкие к нам времена им владели представители известнейших фамилий.

Например, Федор Иванович Шереметев. Он был видным участником событий конца XVI – 1-й половины XVII в. Удивительно, как ему удалось дожить до преклонных лет, без конца меняя свои политические ориентиры. Сначала он сторонник Бориса Годунова, принимает участие в его избрании - так и хочется сказать «на должность царя». Потом примыкает к враждебной ему партии Романовых. После смерти Годунова, во времена Смуты мы видим его сторонником то Самозванца, то Василия Шуйского, то королевича Владислава. Побывал он в те годы и членом недолговременного боярского правительства. Вместе с поляками находился в осажденной Москве, а после их изгнания принял опять участие в избрании царя - был одним из «челобитчиков», отправившихся в Кострому просить на царство юного Михаила Романова. В годы его правления он по-прежнему играл заметную роль, участвовал, в частности, в мирных переговорах между Россией и Польшей, иностранцы называли его «начальнейшим боярином в царстве». Скончать свои дни сподобился в иноческом чине (в 1650 г.).

На изображении: И. А. Голицин (взято с http://golitzin.narod.ru/predki/predki16.html

В 1624 г. имение Гиреево было пожаловано государем Андрею Ивановичу Голицыну, почти через 200 лет его внук Иван Алексеевич Голицын (1658-1729) построил здесь каменную церковь. Он был комнатным стольником царя Ивана Алексеевича, а в годы правления Петра I никаких особых заслуг не имел. На потрете работы А.М. Матвеева он изображен в латах, придающих ему героический вид. Но этот атрибут в начале XVIII века - анахронизм, дань живописной традиции. Иван Алексеевич был человеком добрым, тихим, богомольным. В 1684 году он удачно женился на 19-летней княжне Анастасии Петровне Прозоровской, которая в качестве приданного принесла в род Голицыных несколько имений, в том числе Черемушки (см. № 53).

Церковь Спаса Нерукотворного в Перове (Гирееве) построена в 1714—17 гг. Как раз в это время, в 1714 г., по указу Петра I было запрещено строительство каменных зданий везде, кроме Санкт-Петербурга. Но, как народ говорит, закон – что дышло, куда повернул, туда и вышло. Нет правил без исключения. (Об одном из таких исключений мы рассказывали в № 50.)

В архитектурном отношении это здание - упрощенный вариант вотчинных центрических храмов типа «под колоколы», появившихся в эпоху зрелого московского (нарышкинского) барокко. Низкий четверик храма, усложненный по сторонам тремя «лепестками» - равновеликими гранеными притворами и апсидой, несет крупный световой восьмерик, на который поставлена легкая восьмигранная звонница с барабанами, увенчанными главой. Простое и четкое пространственное решение здания придает компактность его силуэту. (Конструктивно Спасская церковь в Гирееве сходна с Борисоглебской в Зюзине - см. № 43 ).

Внешний декор храма скромный, если не сказать – аскетичный, что для нарышкинского барокко нехарактерно. Возможно, этому причиной и позднейшие переделки. В начале XX в. все проемы его были расширены, а оконные наличники срублены; от первоначального декора сохранились лишь гладкие лопатки на углах восьмерика и несложные по рисунку карнизы. Тогда же было сооружено крытое крыльцо на западном фасаде.

С 1941 по 1991 г. храм был закрыт.

Сейчас его окружает обширная территория городской больницы и примыкающая к ней еще более обширная таинственная территория за глухими заборами.

Здешние земли со 2-й половины XVIII до начала XX в. принадлежали Торлецким (Терлецким), память о них - название лесопарка с прудами, расположенного севернее храма, за заборами и проспектом Металлургов.

К храму можно проехать (пройти) от ж.-д. платформы Новогиреево или ст. м. «Перово» по Свободному проспекту. Параллельно ему проходят проспекты Союзный, Федеративный, Зеленый. Это чисто советские названия, но сами проспекты и перпендикулярные им улицы появились до Октябрьской революции. В начале ХХ в. Гиреево стало местом проведения своеобразного опыта – создания города-сада. Сама идея пришла из Великобритании, где к тому времени сформировались крупные города, а Лондон вообще был самым большим городом мира. Проживание в таких образованиях было признано нездоровым. Для обеспечения дешевого и здорового жилья близ Лондона начали строить новые города, в Подмосковье городами-садами стали поселки Гиреево, тогда же превратившееся в Новогиреево, Сокол, Лосиноостровская. К 1906 году здесь и появилась сеть улиц, вырос дачный поселок с мощной по тем временам инфраструктурой: водопровод в каждом доме, электрическое освещение, телефонная станция, почта, телеграф, сберегательная касса, охрана, линия конки от железнодорожной платформы… Не осталось ничего, кроме здания, которое теперь занимает музей наивного искусства (смотрите фото выше) (Союзный проспект, 15а).

Не могу не привести кусочек трогательных анонимных воспоминаний, позаимствованный с сайта novogireevo.ru.

«Гиреево начиналось там, где сейчас начинается проспект от железнодорожной станции. Тогда это был не проспект, а прелестная лесная дорога. В сотне саженей от начала дорога шла по мостику через узкий пролив, разделявший два небольших пруда. Направо, на берегу запущенного прудика, стояла одинокая дачка… Налево, на берегу другого пруда, благообразного, с островом посередине и дорожкой вокруг по бережку, стояла дача старой владелицы усадьбы Е.Г. Терлецкой, окруженная цветниками, огородами, оранжереями и фруктовыми садами. Чуть дальше высилась еще одна дача, большая... Потом с версту дорога шла лесом и вдруг выводила на лужайку; слева стояли два маленьких домика-дачки, а справа был прелестный прудок у опушки задумчивого старого леса. Это было среднее Гиреево. Далее еще с версту дорога бежала между шпалер густых елок, за которыми тянулись обширные ягодные поля, и приводила в старое Гиреево. Налево - церковь, какие-то флигеля, заросли акаций и сирени, сзади - древний парк с причудами, затем огромный деревянный барский дом, выстроенный еще при Елизавете Петровне, нарядный новенький коттедж, где жил сам владелец, сын Терлецкой, затем службы, скотные дворы, амбары, птичники и прочие хозяйственные постройки... Далее дорога вела через перелесок мачтовых сосен к двум громадным прудам, покойным обиталищам дородных диких уток и степенных, жирных карасей. А там - под горку, через рубежный ручей, на большак и на Большой Владимирский тракт - источник слез и вдохновитель грустных песен...»

Сейчас от огромного поселка осталась одна-единственная маленькая дачка, в которой находится муниципальный музей наивного искусства (Союзный проспект, 15а; от ст. м. «Новогиреево» 3 минуты ходьбы в сторону одноименной платформы). До 22 июня здесь бесплатно можно было посетить крохотную, но неизмеримо прекрасную выставку «Русский сфинкс». (смотрите фото выше) Но это к слову.

От станции метро «Новогиреево» до храма Спаса Нерукотворного 10-15 минут ходьбы. Сначала мимо торгового центра «Новогиреевский», по Зеленому проспекту, действительно зеленому, до перекрестка с Федеративным проспектом. Здесь у светофора вас встретит медведь с фонарем, а напротив него – целое стадо этих животных во всевозможных позах и состояниях души (фото рядом). Здесь надо повернуть налево и чуть-чуть пройти по правой стороне проспекта до центрального входа в больницу № 70 (Федеративный проспект, 17). Настоящий адрес храма – Свободный проспект, 4а – пусть никого не вводит в заблуждение, т.е. в блуждание мимо упомянутых заборов! Далее по указателям.

Сначала вашему взору предстанет часовня во имя Двенадцати целителей, явно переделанная из трансформаторной будки или чего-то подобного. Когда я совершала свое паломничество, часовня была закрыта. Зато храм был открыт и… пуст: все вышли для крестного хода. Оказалось, что в этот день, 18 мая, праздновалась 17-я годовщина освящения храма после 50-летнего запустения. Кроме того, в этот день было празднование в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» и память великомученицы Ирины. Поэтому святая Ирина – сказал священник – тоже покровительница этого храма. Еще он сказал, что многие великомученики именуются так не только потому, что велики были их страдания, но и потому, что большинство их были молоды, знатны, богаты – велико было их достояние – и всего они отверглись ради Христа.

Я стояла, плотно зажатая множеством людей, и мне было видно, что большинство из них хорошо знакомы между собой, понимают друг друга с полуслова – прихожане, а не захожане. Тепло было на душе в этих стенах.

Проповедь плавно перешла во что-то неформальное: «Мальчик Витя потерял здесь родителей, родители, где вы?..» (мальчик стоял рядом с батюшкой, нимало не огорченный), «Собирайтесь, будем фотографироваться!..», «…возрождение России – как трава растет из-под асфальта – проросла, а вокруг все равно асфальт…»

Народ начал перетекать во двор, я получила возможность осмотреть храм и прикоснуться к его святыням.

На изображении рядом: часовня во имя Двенадцати целителей.

Если войти через западные двери, то первая встреча будет с иконой Двенадцати целителей, она на стене справа, между окнами и сильно отличается от иконы этих же святых, висящей над входом в часовню. Святые целители изображены не стоящими плотной группой, а поясное изображение каждого помещено в отдельный медальон. Наверху иконы Деисис – Богоматерь, Христос, Предтеча. Тонкий растительный узор окружает медальоны, все это на золотом фоне – очень нарядно и в то же время сдержанно.

В иконостасе, слева от Царских врат большая икона Двенадцати целителей, такая же, как на часовне. Двенадцать целителей - это святые Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай, Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита, Фалалей и Трифон.

В правом «лепестке» есть маленькая икона новомучеников российских, среди них – святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, святой врач ХХ века, прославленный как исповедник. В этой иконе частица его мощей.

Частицы Креста и Гроба Господня вделаны в небольшой металлический крест, а крест – в подножие распятия, стоящего в левом «лепестке».

На левом ближнем к иконостасу столпе мое внимание привлекла икона Божией Матери, как бы рельефная. Оказалось, лик и ладони написаны на плоской доске, а одеяния выпуклые. Получается икона в деревянном окладе. Слева от нее еще одна интересная икона Богородицы – «Целительница». На ней Пречистая изображена стоящей возле ложа болящего.

Двенадцати целителям и святому Луке Крымскому надо, наверное, уделить особое внимание – хоть кратко рассказать о каждом из них.

На виденных мною иконах над двумя из них проста написано: «Косма» и «Дамиан». Но известны две пары святых с такими именами: Косма и Дамиан Асийские и Косма и Дамиан Римские. (Память соответственно 14 ноября и 14 июля по н.ст.) Те и другие были родными братьями, жили в III в.

Асийские жили в Малой Азии. Еще при жизни прославились как целители и чудотворцы. Не принимали никакой платы за лечение, за что именуются бессребрениками. Своим примером многих обратили ко Христу. Им молятся не только как врачам, но и как устроителям семейной жизни, помощникам в изучении грамоты, покровителям кузнецов и других ремесленников. Римские жили в Риме, были врачами, не брали за свой труд платы. В отличие от Асийских, умерли не своей смертью, а были убиты своим же наставником-врачом, позавидовавшим славе учеников.

На изображении рядом: икона Двенадцати целителей на здании часовни.

Кир и Иоанн (13 февраля, 11 июля). Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и безвозмездно лечил всех больных от телесных и душевных недугов. Многих обратил ко Христу. Во время гонения Диоклитиана (284 - 305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой.

Воин Иоанн пришел к св. Киру и стал его верным последователем. Оба были казнены после жестоких пыток.

Пантелеимон (9 августа), пожалуй, самый почитаемый святой врач, бессребреник и великомученик. С юных лет был искусным врачом, утвердившись в христианской вере, стал исцелять именем Христовым. Ответил отказом на предложение правителя почтить языческих богов, был подвергнут многим мучениям, но орудия пыток сокрушались при соприкосновении с телом мученика. После истязаний был усечен мечом (в нач. IV в.).

Ермолай (8 августа) - пресвитер, утвердивший Пантелеимона в христианской вере и казненный за исповедание Христа ок. 305 г.

Преподобный Сампсон Странноприимец (10 июля) родился в Риме в богатой и знатной семье. Изучив врачебное искусство, лечил безвозмездно, преимущественно убогих и нищих. Раздал все свое наследство, отпустил всех рабов на свободу. Желал жить в пустыне, но попал в Константинополь, где продолжил дела милосердия. Исцелил императора Юстиниана I (527-565), который в благодарность и по просьбе святого построил странноприимный дом и больницу. Не оставляя своего служения, дожил до глубокой старости и мирно скончался ок. 530 г.

Мученик Диомид (29 августа) родился в Тарсе Киликийском, по профессии был врачом, а по вере христианином и лечил не только от телесных, но и от душевных болезней. Многих язычников он просветил верой во Христа и крестил. Церковь чтит его как целебника и призывает его имя при совершении таинства Елеосвящения. Святой Диомид много путешествовал, обращая людей к истинной вере. Когда он пришел в город Никею, император Диоклитиан (284-305) послал воинов взять его. По дороге из Никеи в Никомидию он сошел с телеги, чтобы помолиться, и умер. В доказательство исполненного поручения воины отсекли ему голову, но сами ослепли. Диоклитиан приказал отнести голову обратно к телу. Когда воины исполнили приказ, они прозрели и уверовали во Христа.

Мученики Аникита и его племянник Фотий (25 августа) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал гонителя христиан императора Диоклитиана (284-305), и тот приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но у палачей ничего не получалось, как и при попытках истязать святого Пантелеимона. Фотий приветствовал страдальца и обличил царя-идолопоклонника. Дядю и племянника посадили в темницу, потом подвергли новым пыткам, и они опять остались невредимы. Наконец, они вместе со множеством уверовавших во Христа сами вошли в огромную раскаленную печь и там нашли свой конец. Это событие произошло в 305 году.

На изображении рядом: стенд у храма Спаса Нерукотворного.

Святой Фалалей (память 2 июня) жил в III в., с ранней юности владел искусством врачевания, лечил безвозмездно. В 18 лет предстал пред судом, исповедовал свою веру, должен бы подвергнуться пыткам, но у его мучителей ничего не получалось, более того, они сами же и страдали от своих действий. Наконец по приказу правителя юноша был усечен мечом. Мученик Фалалей призывается в молитвах над больными в таинстве елеосвящения и при освящении воды.

Святой мученик Трифон (14 февраля) был уроженцем Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно он прославился изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы — веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. При императоре Декии (249-251), гонителе христиан, святой был схвачен и подвержен жестоким истязаниям, которые он претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божий. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.

Большим почитанием пользуется святой мученик на Руси. Очень часто он изображается с соколом на руке. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти его. Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина Роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.

Святой исповедник Лука (память 11 июня) (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 1877-1961) явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия.

Юношей он решил, что обязан заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", и выбрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея он принимает монашеский постриг, 30 мая 1923 г. был тайно хиротонисан во епископа. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили его ревность в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.

На изображении рядом: храм Спаса Нерукотворного.

С 1946 по 1961 г. владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г. состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Молитва об исцелении святым врачам великомученику Пантелеимону, мученикам Косме и Дамиану, Киру и Иоанну, священномученику Ермолаю, мученикам Диомиду, Фотию и Аниките

О великие Христовы угодницы и чудотворцы Пантелеимоне, Космо и Дамиане, Кире и Иоанне, Ермолае, Диомиде, Фотие и Аникито! Услышите нас, вам молящихся (имена). Вы весте наши скорби и недуги, слышите воздыхания множества к вам притекающих. Сего ради к вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам нашим, зовем: не оставляйте нас вашим у Бога ходатайством. Мы присно заблуждаем от пути спасения, руководите нас, милостивые наставницы. Мы немощны есмы в вере, утвердите нас, правоверия учители. Мы зело убози сотворихомся добрых дел, обогатите нас, благосердия сокровища. Мы присно наветуемы есмы от враг видимых и невидимых и озлобляеми, помозите нам, безпомощных заступницы. Гнев праведный, движимый на ны за беззакония наша, отвратите от нас вашим ходатайством у престола Судии Бога, Емуже вы предстоите на небеси, святые праведницы. Услышите, молим вас, велиции Христовы угодницы, вас с верою призывающия, и испросите молитвами вашими у Отца Небеснаго всем нам прощение грехов наших и от бед избавление. Вы бо помощницы, заступницы и молитвенницы, и о вас славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Часовня Двенадцати целителей открыта с пн. по пт. с 9 до 19.30, в сб. и вс. с 13 до 17.

В храме Спаса Нерукотворного литургия совершается по сб., вс. и в праздничные дни с 8.30. Утренние службы в иные дни (в 8.30 или 9 ч.) и вечерние (в 17 ч.) совершаются нерегулярно, по расписанию.

Текст и фотоизображения:
Ольга САВИЧЕВА, Москва




Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ


ПРИГЛАШЕНИЕ В ДЮССЕЛЬДОРФ


Клуб паломников в честь апостола Иакова Зеведеева (Дюссельдорф, ФРГ) начал принимать в гости русскоговорящих православных паломников, желаюших помолиться православным святыням, хранящимся в этой стране и которых, по нашим примерным подсчетам, насчитывается более 300.

В вашем распоряжении дешевые ночлег, ванна, кухня, международный телефон, компьютерная связь...

Всего за 35 евро группа паломников из 5 человек может без проблем добраться из Дюссельдорфа за сутки до любого уголка Германии и потом за такую же сумму вернуться обратно в Дюссельдорф.

Дюссельдорф, как столица крупнейшей промышленной земли Германии и город-побратим Москвы, имеет прекрасную прямую круглосуточную воздушную, автобусную и железнодорожную связь с российскими Москвой и Питером, столицей Украины Киевом и другими восточно-европейскими странами и городами.

Мы поможем вам получить дешевую гостевую или командировочную визу. Пользуйтесь льготными услугами Клуба паломников.

В настоящее время принимаем заявки на декабрь 2008 года и далее.

На фотоизображении: конверт с крестом – место хранения частицы мощей чудотворца Николая, привезенной в Дюссельдорф из Бари нашими паломницами. Рядом в небольшой емкости с изображением креста - частица Животворящего Древа Господня.




Контакт:


Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org


АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru