Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Выпуск 046
27.09.2007

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный клуб паломников в честь апостола Иакова Зеведеева

Другие рассылки редактора:
ИДИ И СМОТРИ: последнее время
Интернет-ресурсы ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ
ВелоПАЛОМНИК

Всего подписчиков: 520 (+4)


От редактора:

Поздравляю отцов, братьев и сестер с великим праздником ВОЗДВИЖЕНИЯ Животворящего Креста Господня!

Мир вам!

CОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
27 сентября, 2007, четверг - ВОЗДВИЖЕНИЕ креста Господня

Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
В пригороде Иерусалима найдена каменоломня царя Ирода

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
В Дивеево обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)

В Белгородской области освящен восстановленный пещерный монастырь

В антикварном салоне Липецка замироточила икона

Со старинной иконой в Ижевск пришли многие великие святые

Архангельский край, Туровец - слава и чудеса Пресвятой Богородицы

Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА
Храм Спаса Нерукотворного образа на Сетуни

Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Читинцы проводили крестный ход

Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
В Крыму колесо убило паломников


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


27 сентября, 2007, четверг - ВОЗДВИЖЕНИЕ креста Господня





Воздвижение креста Господня - церковный праздник, ежегодно совершаемый 14 сентября (по старому стилю).




Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила Святую землю, с целью найти место погребения Христа и самый крест, на котором он был распят. Это была задача, весьма трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал совершенно завалить пещеру гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым самое место Его распятия и погребения, и на нем воздвигнуты были даже храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенный Еленой раскопки увенчались успехом: пещера гроба Господня была найдена и неподалеку от ее открыты были три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа.












По некоторым признакам можно было догадываться, который из трех крестов есть именно крест Иисуса Христа; окончательным в том удостоверением послужило исцеление больной, посредством приложения креста. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.

Часть этого "животворящего" креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его, обделанная в серебро, положена была в главной иерусалимской церкви. Над пещерой Гроба Господня впоследствии построена была церковь, освященная 14 сентября 335 года. Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество, увидеть великую святыню, епископ Макарий поднимал или "воздвигал" крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия или "воздвижения" и получил свое название сам праздник.

По другому преданию, происхождение праздника относится к более позднему времени. В 614 или 615 году на Иерусалим сделано было нападение персидским царем Хозроем II, который завоевал город, и вместе с другими сокровищами увез с собою св. крест. Но вскоре греческий император Гераклий одержал над персами победу и они



приняли предложенные им мирные условия (628 г.), между которыми
значилось возвращение креста Господня. В 631 году Гераклий возвратил св. крест в Иерусалим и в торжественной процессии, на собственных плечах, принес его на Голгофу, где он и "воздвигнут" был опять в церкви св. Гроба.

Вероятнее более древнее происхождение праздника, так как о нем упоминается в актах патриарха Евтихия (умер в 582). В VII веке празднование в честь креста проникло и на Запад, где оно официально принято было папой Гонорием I, под названием Geslum exaltationis s. crucis..
В Православной церкви во время всенощного бдения на 14 сентября св. крест торжественно выносится из алтаря и воздвигается пред народом на все 4 стороны. Так как с крестом неразрывно связывается идея страданий Христа, то в воспоминание о них церковь издавна постановила соблюдать в день этого праздника строгий пост.

МЕСТО СВЯТОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА
Кресто-Воздвиженский кафедральный собор в Женеве

Крестовоздвиженский кафедральный собор был освящен 14 сентября 1866 года. Все средства на постройку были пожертвованы частными лицами, без даров императорского правительства.

Собор стоит в центре города, на холме. Благодаря множеству куполов Церковь имеет особо торжественный вид с любой стороны.




При входе в собор справа находится место погребения епископа Леонтия Женевского, который умер в 1956 году.

Пятиаркадный иконостас каррарского мрамора был создан скульптором Хеннебергером. Столбики по бокам икон повторяют мотив древних русских Церквей. Под крестом высечены слова: Сим победиши. Изображение Христа как бы парит в воздухе.

Царские врата резного кипарисового дерева с позолотой работы художника Рубио.

По обеим сторонам иконы: справа изображение Спасителя, слева девы Марии. Обе иконы известного художника Кошелева, члена Академии Художеств в Петербурге.

На правой двери, ведущей в алтарь, изображение Св. Елены с крестом. Правее, в обрамлении из каррарского мрамора, Богородица с Христом. Эта икона была привезена с Афона, подарок скита Св. Андрея.

Мраморные обрамления для икон подарили Храму супруги князь и княгиня Сергей и Анна Голицыны.


Текст и размещение:
http://www.hrono.info
www.hamburg-hram.de
Фотоизображения:
http://artsfer.ru
Олаф Ланге:
http://www.kto-to.de



Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ


В пригороде Иерусалима найдена каменоломня царя Ирода


Археологи, работающие в пригороде Иерусалима на месте будущей стройки, обнаружили каменоломню, где в конце I века до нашей эры, то есть во времена Ирода Великого, добывался известняк. Ученые, в частности, представители управления древностей (Israel Antiquities Authority), полагают, что именно это место служило источником гигантских блоков, использованных при строительстве Второго храма.

В каменоломне обнаружены не только следы выработки камня, но также монеты и керамика, позволяющие уверенно датировать находки. Кроме того, археологи нашли оставшийся с античной эпохи железный лом для раскалывания камня: вероятно, строители неудачно загнали его в породу и не смогли вытащить обратно.

Ранее источник известняковых плит для строительных работ на Храмовой горе во времена Ирода не был известен. По мнению Стивена Фанна (Stephen Pfann), главы Университета Святой Земли, гипотеза о происхождении блоков для Второго храма из недавно обнаруженного карьера выглядит убедительной, но потребуются дополнительные исследования для сопоставления пород камня.

Второй храм, одна из главных святынь иудаизма, был значительно расширен и укреплен Иродом Великим в последние десятилетия I века до нашей эры. В 70 году нашей эры храм был разрушен римлянами.

24 сентября 2007
Текст и фотоизображение с сайта
http://www.blagovest-info.ru


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ


В Дивеево обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)




По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре проведены работы по обретению мощей святой Матроны (Власовой). Утром у могилы Матроны священник Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерей Иоанн Гдешинский совершил молебен на начало работ и прочитал канон и молитву к преподобноисповеднице Матроне. Ее могила располагалась с левой стороны от могил преподобномучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских (село Суворово ранее называлось Пузо). У могилы молились и местные жители, среди которых были знавшие святую при ее жизни.

Всеми работами руководил археолог Юрий Смирнов. Именно под его руководством в 2004 году были обретены мощи блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских.

Для нас обретение этих мощей радостно и дорого, так как мощи других дивеевских новомучеников нам недоступны, - рассказала настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова). - Преподобноисповедница Матрона трижды находилась в заключении. Но из последней ссылки была освобождена по ходатайству брата, поэтому последние годы она проживала в родном селе. Честные мощи преподобноисповедницы Матроны – станут еще одной святыней, которую Господь дал нашей обители, чтобы мы просвещались и укреплялись в исповедании православной веры».

Пока мощи находятся в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины.

Однако  после проведения соответствующих работ они будут выставлены для всеобщего поклонения в одном из храмов Дивеевского монастыря.

Преподобноисповедница Матрона (Власова) родилась в 1889 году в селе Пузо Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шести лет от роду она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. В обители Матрона прожила до самого ее закрытия в 1927 году.

В 1928 году инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием. В апреле 1933 года их арестовывают по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.

После отбытия срока заключения, она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года ее арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей. После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием ее по-прежнему было служение в церкви. 19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Ее брат Андрей в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном с. Пузо (сейчас с. Суворово).

В 2001 году инокиня Матрона была прославлена в лике святых.


24 сентября 2007
Текст и фотоизображения по сайту
http://www.blagovest-info.ru


В Белгородской области освящен восстановленный пещерный монастырь



В Валуйском районе Белгородской области архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил восстановленный пещерный монастырь Игнатия Богоносца.

"Общая протяженность пещер составляет более 650 метров на высоте свыше 100 метров над уровнем реки Оскол. Центральным местом комплекса является храм Святого Игнатия Богоносца. Помещение пещерного комплекса повторяет контуры любого надземного храма, вокруг него выложены проходы для совершения крестного хода", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, пещерный комплекс подземного монастыря Игнатия Богоносца был безвозмездно восстановлен работниками ряда белгородских предприятий. Комплексную очистку монастыря от мусора и многолетних наложений осуществили члены Белгородской региональной организации "Поиск".

Работы по восстановлению пещерного монастыря были начаты в 2005 году.

"Архиепископ Белгородский и Старооскольский вручил награды Русской Православной Церкви людям, внесшим наиболее значительный вклад в дело восстановления пещерного монастыря", - сообщил собеседник агентства.

Подземный монастырь Игнатия Богоносца основан в начале XVII века. В конце XIX - начале XX была проведена его реконструкция. Но в начале 30-х годов прошлого столетия монастырь подвергся разграблению, а монахи были изгнаны из своих обителей.

После октябрьской революции новые власти потратили десятки килограммов взрывчатки, чтобы его уничтожить, некоторые переходы обрушились. Но вот после долгой реставрации храм в меловой горе открыли для посетителей.

В кельях пещерного монастыря Игнатия Богоносца зажгли свечи. Впервые за последние восемьдесят лет. В проходах разобраны завалы, своды очищены от копоти и грязи. Реставраторы передают обитель священнослужителям.

Здесь и заблудиться несложно. Переходы пещерного монастыря переплетаются самым причудливым образом. Если бы не современные электрические светильники было бы полное погружение в эпоху монахов – первопроходцев. Над головой тридцатиметровый слой мела – крепкий барьер от мирской суеты. Монахи начали строить эти катакомбы в середине 17 века, когда жизнь наверху стала слишком динамичной для отшельников, которые искали уединения.

Когда два года назад монастырь начали восстанавливать, диву дались – монахи спланировали подземелье не хуже современных метростроевцев.

Пока обитель восстанавливали, Сергей Дегтярев собирал исторические сведения. Узнал, что после того как монастырь закрыли, его пещеры стали разбойничьим логовом.

Сергей Дегтярев. Начальник информационно-аналитического отдела администрации Валуйского муниципального района: Во время войны там скрывалась банда Солостина. В этой банде были дезертиры и местные уголовники и они терроризировали местную округу.

Таких рукотворных пещер в Белгородской и Воронежской областях не меньше сотни. Но почти все они полностью разрушены. Эта – одна из первых восстановленных. Спуститься в пещеру можно прямо из построенного над ней храма. Из такого подземелья молитва до небес долетает быстрее – говорят священники и восхищаются упорством своих предшественников.

Иоанн Макеев. Настоятель храма Игнатия Богоносца: Это было не просто какое -то суетное увлечение. Это было реальное, настоящее, живое отрешение от этого мира, который полон соблазнов.

Эта обитель только по названию монастырь. Заселять ее монахами в ближайшем будущем не собираются. Пещерный комплекс станет музеем. Здесь будут проводить экскурсии для паломников и туристов.

24 сентября 2007
Текст и фотоизображения по сайтам
http://www.blagovest-info.ru
http://www.5-tv.ru


В антикварном салоне Липецка замироточила икона


В одном из липецких антикварных салонов замироточила икона. Лик святителя Николая Чудотворца, написанный в конце девятнадцатого века и выполненный в технике Мстёрской живописи и холодной эмали, был обнаружен в сельской глубинке на территории Липецкой области в начале этого года. После этого икона вместе со старинным образом Владимирской Божьей Матери почти полгода находились в Тульской области на реставрации: за восстановление изображения взялись монастырские мастера.

Месяц назад, после небольшой реставрации, она поступила на продажу. Владелец салона оценил икону свт Николая Чудотворца в 15 тысяч рублей.

20 сентября один из посетителей салона попросил снять святыню со стены и показать её поближе, в этот момент продавец и потенциальный покупатель заметили ясно проступившие масляные пятна. В тот же день сотрудники антикварного салона стёрли неизвестно откуда появившиеся капли жидкости с иконы, но уже на следующее утро они проявились снова.

Миро было ясно видно на руках и лбу свт Николая Чудотворца, на кресте, на изображении Спасителя, расположенном слева, на образе Богородицы, написанном в правом углу иконы. Капли мира проступили только в тех местах, где икона не подвергалась реставрации.

25 сентября 2007
http://www.rusk.ru


Со старинной иконой в Ижевск пришли многие великие святые


Сегодня в Свято-Михайловском соборе Ижевска самая обычная служба превратилась в духовное событие, причем мирового масштаба. Новый храм обрел икону 16 века. Одни верующие не могли оторвать глаз от святыни, для других - прикосновение к ней было подобно исцелению.

"Все по вере дается, если будешь верить любое действо, любая освященная вещь, все поможет, главное, с чистым сердцем, все это принимать, тогда все поможет", "Я очень рада и счастлива, что мы можем поклониться ей", "Это большое событие для нашего храма и для всего Ижевска, пусть люди приходят и покланяются, она несет большую благодать", - говорят прихожане.

Роспись икон с мощами, это древняя христианская традиция, - рассказывают священники. В то время, а это еще до разделения русской церкви было много мучеников, проповедников, просветителей. Их мощи после смерти и превращались в святыни. Интересна история и этой иконы, хотя подлинные ее страницы так и останутся до конца неизведанными. Нынешний хозяин - наш земляк, пожелавший остаться неизвестным - приобрел ее у одного старообрядца. Со слов последнего, она пережила страшный пожар, полностью сгорел дом, после в пепле нашли этот образ. "Там было очень много икон, они все сгорели, даже металлические расплавились, а вот эта икона уцелела, ее можно считать чудотворной уже сейчас, как в общем, после пожарища уцелела икона божьей матери", - пересказывает чудесную историю помощник настоятеля Свято-Михайловского прихода митрофорный протоиерей Виктор.

Старинная икона сильно обгорела, но самое интересное, мощи совсем не пострадали. А вот над письмом московские эксперты корпели не один месяц. Специалисты по крупицам восстанавливали имена изображенных святых. Оказалось, в списке десятки величайших святители всего мирового православия: апостолы: Лука и Матвей, Григорий Богословский и князь Александр Невский. "О таком даре. Наверное, я никогда не мечтал, и не мог себе представить, что когда-то в нашем храме я смогу служить, и рядом со мной будут апостольские мощи, тех евангелистов, чье евангелие мы читаем, мощи будут Николая Чудотворца, где их сейчас взять, мощи будут Иоанна Златоуста, литургии которого мы каждый день служим", - выражает благодарность помощник настоятеля.

О чудном обретении Свято-Михайловского храма в первую очередь узнал святейший патриарх Алексий II. Он благословил икону и попросил сохранить ее в первозданном виде, на долгие лета. Дальнейшая судьба этой иконы пока неизвестна. По словам священнослужителей Свято-Михайловского собора, какое-то время она будет находится в этом храме, после, возможно, хозяин увезет ее обратно в Москву, а быть может, она отправится по городам и весям страны, чтобы к ней прикоснулись тысячи верующих. Ведь она поистине достояние всего православного мира.

25 сентября 2007
Текст: Анжелика Ташмухамедова
Фотоизображение и размещение:
http://izhevsk.rfn.ru


Архангельский край, Туровец - слава и чудеса Пресвятой Богородицы


Есть уголок, возле врат райских и на богоспасаемой Архангельской земле. Туровец, издревле почитаемое православным русским народом место - высокая нерукотворная лесная горка, а на ней два храма Богородичный и Богоявленский, рядом маленькая  изба-просфорня с кельями для паломников. Всё вокруг - творение Божье, многовековые леса, поля, реки благовествуют об ином, горнем мире, вышедшем  из рук Творца, а не испоганенном человеческим беззаконием.

Трижды Обретенная...

Первое упоминание о покровительстве и благодатной помощи Пресвятой Богородицы  народное предание относит к царствованию Ивана Грозного. Тогда в середине XVI века по указу Царя на высоком берегу речки Туровихи, притока Северной Двины  была основана крепость - укрепление для защиты торговых путей от казанских племен черемисов. Как и каким образом в те давние времена была обретена чудотворная икона Божьей Матери, память народная не сохранила. По одной из версий нерукотворный образ нашли на древе, по другой - икона сама приплыла по реке. Однако достоверно известно одно, что трижды за историю   Туровца святыня была утрачена в огне пожаров и трижды  вновь обреталась, переписывалась и становилась чудотворной, первый раз в начале XVII века, во второй - в середине того же столетия, в третий раз - в начале XVIII века.

С первым списком нерукотворного образа связано чудесное событие, прославившее Божью Матерь и Туровец на всю тогдашнюю Россию. Когда в середине XVI века татары напали на крепость и подожгли находящийся в её пределе храм,  православный народ вынес из храма икону и стал усердно просить заступничества у Владычицы. Видя это, черемисы выпустили несколько стрел и угодили Богородице прямо в веко. По преданию из сухого древа моментально потекла кровь, увидев это, татары испугались и отступили от стен Туровецкой  крепости. В память об этом событии  в Казани был  написан точный список кровоточивой иконы и подарен Туровцу. С тех пор, вот уже четыре с половиной столетия  Богородица не оставляет это святое место.

В первой половине XVII века, точной даты история не сохранила, произошло чудо явления самой Пресвятой Богородицы. Местные жители видели, как  у речки Туровихи появилась сама Пречистая, поднявшись по холму, Матерь Божья присела отдохнуть на маленьком возвышении, а затем, пройдя по воздуху чуть дальше, сделала круг вдоль края лесной горки. В память об этом чуде местные жители построили на явленном месте Богородичный храм, который, к сожалению, до настоящего времени не сохранился. Сейчас вместо церкви  установлена маленькая часовенка.

Явленные чудеса

Ежегодно 10 августа в день празднования Смоленской иконы Божьей Матери сотни паломников со всей России приезжают на это святое место. По рассказам Туровецкой паствы каждый год на кануне праздника Матерь Божья чудесным образом являет своё покровительство всем с верою уповающим на Нее.

В это лето двое паломников из Архангельска: Надежда Стрекаловская и я, а также труженица Богородичного храма Алевтина, стали свидетелями необыкновенного явления. В ночь после вечернего Богослужения накануне праздничной Литургии вся лесная горка была залита чудесным свечением. На расстоянии казалось, что весь Туровец пылает розовым светом, а из отверстого неба до земли исходит белое сияние. В прошлом году в это же самое время сотрудники ДПС, патрулирующие участок автодороги Архангельск - Вологда, видели то же самое явление. Видимо, Царица Небесная таким образом дает знать чадам своим, что и Сама готовится к празднику. А лет десять тому назад, местные жители во время сенокоса видели, как перед праздником сама Матерь Божья с ангелами на облаке летела в сторону Туровца.  

По свидетельству прихожанки Туровца, жительницы поселка Шипицыно Галины Балобченко, несколько лет назад больше сотни паломников после   Крестного хода, во время чтения Акафиста празднику, видели, как над часовней в розовом сиянии четко проявился образ Богородицы с Богомладенцем на руках. Чудесное явление продолжалось несколько минут, потом исчезло. А незадолго до смерти отца настоятеля туровецких храмов протоиерея Василия Яворского во время продолжительной молитвы одна верующая женщина воочию видела как Матерь Божия в черном как ночь одеянии спустилась по дереву и проплыла по воздуху  до поклонного Креста возле канавки, где по древнему  преданию много столетий назад Сама же присела отдохнуть. Этому тогда не придали большого значения, однако вскоре туровецкую паству постигли многие скорби, смерть настоятеля и потеря общины.

Более десяти лет назад произошло событие, во второй раз прославившее Туровец на всю страну. Отец Василий рассказывал, что во время молебна у часовенки как будто молнией снесло верхушку высокой ели, на её месте очень быстро по кругу выросли двенадцать (по числу апостолов), верхушек. Елочка была ласково названа Короной Божьей Матери. Четыре или пять лет тому назад во время Крестного хода многие видели необыкновенное явление: корона дерева светилась, словно двенадцать свечек розовыми огоньками. Кто знает, может быть и до сегодняшнего дня это чудо природы, Божье творение радовало бы сердца верующих. Но люди сердцем веруют, а умом и руками творят языческие деяния. Вот и стали приезжать, чтоб древу, а не единому Богу поклониться, так и вразумил Господь - ель во время урагана выворотило вместе с корнем.

Не так давно произошло чудо исцеления. Пожилая женщина, страдавшая водянкой, сразу как зашла в святой источник, на месте явления Божьей Матери, выздоровела, да так что родные дети и внуки её не узнали.  С благодатной помощью избавления  от скорбей и болезней, по молитвам Пречистой связаны два места на Туровце - святой источник и канавка, возле которой Она отдыхала. Раньше дивным образом из канавки текла голубая, целебная глина, которая не иссекала до тех пор, пока жадность людская не сменила благоговейное, трепетное отношение к святыне. Стали приезжать люди с дальних мест и флягами набирать глину, после чего Господь пресек источник.

Неподалеку от храма бьет ключ, который, как и все на Туровце освящен покровом Пречистой. Паломничество к нему не прекращается ни на день, зимой и летом тысячи православных, русских людей приезжают со всех концов России, чтобы набрать впрок святой водицы для исцеления от немощей и скорбей себя и ближних. Два года назад Богородица  вразумила болящего алкоголизмом мужчину. Когда тот, ругаясь, подошел набрать воды, та просто перестала течь. Люди вокруг слышали громкое журчание, но ключ перестал бить. Когда мужчина в гневе ушел, источник возобновился.

Добрый Пастырь

Со слезами на глазах и трепетом в душе вспоминают паломники почившего в 2006 году протоиерея Василия Яворского, который на протяжении 20 лет духовно окормлял  и был наставником для десятков и сотен, ради Христа и Матери Его возлюбивших Туровец. Один Господь ведает, скольким людям он помог. По рассказам старожил, в молодости батюшка нес тяжелый подвиг. На Туровец и сейчас  приезжают с надеждой на исцеление смертельно больные.  Много лет батюшка принимал душевнобольных и бесноватых, многим помогло его духовное попечение и молитва. Велик перед людьми подвиг, велико и искушение: претерпев скорби, и тяжкие болезни отошел отец Василий к Тому, Которого возлюбил более всех на свете. Велика была слава батюшки в тех краях, где он служил, каждый день к нему приезжали за советом, благословением, забывая порой сходить на явленное место и поклониться Пречистой, на что он часто со смирением говорил : «Вы ведь не ко мне приехали, а к Матери Божьей, и вашей Матушке»....        

Сколько чудесных явлений, исцелений, случаев  благодатной помощи знает многовековая история этого святого места, известно только Господу да Царице Небесной. Только вот о Туровце знают и слышали у нас в  Земле Архангелогородской совсем не многие.

25 сениября 2007
Текст: Дионисий Данилов
Фотоизображения: http://www.allross.ru
Размещение: http://www.pravoslavie-nord.ru


Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА


Храм Спаса Нерукотворного образа на Сетуни


Продолжение темы, начатой в номере 44 от 9 сентября 2007 года (Преображения в Тушине, http://www.palomnik.org/Pravpal/001-099/041-050/044.html)

Еще один московский храм, имеющий святыню, относящуюся к празднику Воздвижения, - храм Спаса Нерукотворного образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. Здесь хранится частица Креста Господня.

Вообще-то храм находится не в Кунцеве, а на землях бывшего села Манухина, которое после его постройки было переименовано в Спасское-Манухино или Спас-Сетунь. А кладбище, открытое в 1941 г., видимо, было отнесено к существовавшему с 1920-х городу Кунцево (располагался севернее, за железной дорогой, и вошел в 1960 г. в состав Москвы).

Каменная церковь была сооружена в 1673-76 гг. В год начала строительства хозяином здешних земель стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев - один из первых русских «западников», европеизировавший свой быт. В его доме воспитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I. В год окончания строительства умер Алексей Михайлович, Матвеев был обвинен, видимо по проискам Милославских – родственников первой жены царя, в чернокнижии и злых умыслах на жизнь государя и сослан. Когда же в 1682 г. на царство был избран Петр, Матвеева возвратили из ссылки. Но через несколько дней после его прибытия в Москву разразился стрелецкий бунт, и он пал его жертвой. Потом село принадлежало его сыну Андрею, затем графу П.И. Ягужинскому – одному из сподвижников Петра I…

В 1809 г. к основному объему храма был пристроен южный придел. В 1812-м храм был разорен французами, но вскоре восстановлен. В середине XIX в. появился северный придел, а колокольня была закончена в 1907 г.

Исходя не из архитектурных критериев, а из собственного впечатления, скажу: хотя все постройки и пристройки относятся к разным временам и стилям, они не противоречат друг другу. А впечатление свое определю одним словом – радость.

Семнадцатый век, за исключением его трагического начала, в архитектуре, да и не только, радостный, выразительный, узорчатый.

Основной объем этого храма представляет собой высокий двусветный четверик, можно сказать – простой куб с пятиглавием, но как он расцвечен и оживлен наборными расписными наличниками, перспективными порталами, тоже раскрашенными, изразцами на высоких барабанах, двумя рядами кокошников, которые перебегают и выше, на основания барабанов! Исследователи предполагают участие в сооружении храма одного из ведущих зодчих своего времени — царского мастера И.К. Кузнечика. Строители перенесли на эту постройку детали, характерные для деревянного зодчества, - так называемые бочки. Ими завершаются алтарные апсиды, и это большая редкость.

Краснокирпичная колокольня в неорусском стиле, подражавшем семнадцатому веку, тоже имеет какой-то легкий, веселый и притягательный облик. Так и тянет войти в этот храм, так и ждешь внутри продолжения радости. Ожидания оправдываются - внутри он красиво и ярко расписан. Я бы даже сказала – внятно.

А ведь он недавно стал таким. Как память о страшном прошлом – не до конца отделанный южный придел. Храм был закрыт с 1940 по 1989 г. В нем помещались производственные предприятия. Были утрачены верх колокольни и пятиглавие, сгорел иконостас, в котором первоначально помещались иконы, написанные Симоном Ушаковым – лучшим мастером своего времени. В 70-е гг. «проводилась реставрация памятника архитектуры» - здание окружили строительными лесами, которые по естественному ходу вещей потихоньку сгнили, – вот и все работы. Настоящее восстановление и богослужения начались в 89-м.

Главная святыня находится в основном объеме храма, частица Животворящего Креста Господня вделана в стоящее слева распятие. Еще здесь имеется икона с частицей мощей свт. Николая, но мне ее увидеть не удалось, т.к. икона временно отсутствовала – к ней делали новый киот. В местном ряду иконостаса выделяется обилием красного цвета икона святого не слишком давних дней – Иоанна Кронштадского.

Престолы в приделах освящены в честь свт. Николая (северный) и прп. Григория Декаполита (южный). Если первый святой известен всем и каждому, то о втором этого не скажешь. Ему в Москве не посвящено ни одного храма, и этот престол – единственный. Видимо, Григорий Декаполит был небесным покровителем того человека, на чьи средства возводился, - помещика Г.А. Кирьянова.

Григорий родился в VIII в. в г. Иринополе, что в Десятиградии (по-гречески Декаполь), в благочестивой христианской семье. Его имя означает «бодрый, бодрствующий». С детства он полюбил храм Божий, хорошо изучил Священное Писание. Чтобы избежать женитьбы, на которой настаивали родители, тайно ушел из дома в монастырь. Жил в уединенной пещере, претерпевая великое беспокойство от демонов. Согласно имени своему был бодрствующим, так что враг и во сне не мог действовать на его воображение и помыслы. Достигнув чистоты сердечной, преподобный Григорий удостоился слышать ангельское пение во славу Святой Троицы.

Однажды ночью ему явился в видении ангел Господень и вручил пламенный меч для поражения силы бесовской и для отсечения от Церкви еретических мудрований, а от сердца — греховных страстей. Для противодействия ереси иконоборчества преподобный Григорий покинул монастырь и отправился в Константинополь. Он многие города очистил от этой скверны, своими подвигами и молитвой стяжал дары пророчества и чудотворения. Тяжелая болезнь подточила силы святого, и он отошел ко Господу в 816 г. Нетленные мощи его находятся в Румынии.

Непосредственно рядом с церковью, с восточной стороны – небольшое количество захоронений – это все, что осталось от старого кладбища, существовавшего с конца XVII в. Самые заметные надгробия – членов семьи Сабашниковых, из которой вышли известные издатели, братья Михаил и Сергей. Они выпускали преимущественно естественнонаучную литературу и историко-литературные книги. Возле Спасского храма похоронен рано умерший Сергей (1873 – 1909), а его брат жил долго (1871 – 1943), их издательство, основанное в 1891 г., просуществовало до 1930 г.

Собственно Кунцевское кладбище рядом, за отдельным забором. Является филиалом Новодевичьего и предназначено для захоронения заслуженных москвичей. Условно оно тоже разделяется на старое и новое, но эти части никак не обозначены. Приглядевшись, их можно различить: где оград больше и памятники поскромнее – это старое.

Один священник говорил мне, что на кладбища вообще хорошо почаще ходить, и не обязательно на те, где покоятся родственники. На Кунцевском такая назидательная прогулка не будет тягостной – здесь нет геометрической правильности участков и голой земли, здесь много деревьев, от асфальтовых аллей отходят заросшие тропинки.

Писатели Варлам Шаламов и Николай Носов – автор «Незнайки», хоккеист Валерий Харламов и скульптор Олег Комов, партийный руководитель Георгий Маленков и печально известный "народный академик" Трофим Лысенко, убийца Троцкого Рамон Меркадер (на надгробной плите его ненастоящее имя Рамон Иванович Лопес и надпись «Герой Советского Союза»), английский разведчик, работавший на Советский Союз, Ким Филби и журналист Дмитрий Холодов… Рядом оказались певцы Женя Белоусов и Валерий Ободзинский, Евгений Мартынов… Список похороненных здесь деятелей культуры можно было бы продолжать и продолжать. Композиторы Е. Птичкин (кто не знал, не напевал «Ромашки спрятались…» или «Сладка ягода…») и Е. Жарковский («Прощайте, скалистые горы…» - читаю на памятнике слова под нотами), актер Е. Моргунов, кинорежиссер Э. Кеосаян (три серии любимых в детстве «Неуловимых» - его сценарии и постановка).

Меня удивили два надгробия. Первое: под памятником, изображающим покойного, всего два слова - «Клоун Карандаш». Ни имени, ни фамилии. Я еще помню его выступления, его славу, но не смогла вспомнить настоящего имени - Михаил Румянцев. А те, кто помладше? Второе представляло собой две квадратные высокие колонны из камня разного цвета, обе сплошь покрыты стихами (27 строф!) о тяжести разлуки с любимой, о надежде на грядущую встречу. Едва удалось отыскать имя усопшей, оно мне ничего не говорило. Вспомнился огромный памятник на Введенском (Немецком) кладбище. Там ходит легенда, что безутешный муж потратил на него две Сталинские премии. А поставил ли он хоть рублевую свечку? Заказал ли хоть один сорокоуст?

Примерно в центре новой части кладбища находится мемориальный комплекс с братской могилой, сооруженный в честь 30-летия Победы. Вокруг – сплошь генералы.

Посещение этого храма и кладбища входило в маршрут городской прогулки, организованной одним из руководителей Московского городского центрального турклуба. Далее наш путь лежал к храму Михаила Архангела в Тропареве. Мы покинули кладбище по российской традиции через дыру в ограждении, спустились к бурной после дождей Сетуни. Над пожухлым осенним лугом, на фоне низкого, свинцового с голубыми проблесками осеннего неба – тусклая позолота куполов и серые, неописуемого таинственного оттенка стены храма - притягательная и грустная гармония русского пейзажа…

Но об этом и о том, что ждало нас дальше, - видимо, в другой раз.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Спасский храм открыт ежедневно с утра до вечера. Богослужения каждый день в 8.30 и 17 ч., в воскресенье литургии в 7 и 10 ч.

Адрес - ул. Рябиновая, д. 18. Мы – туристы! – прошли сюда пешком от «Кунцевской» но тем, кто не имеет соответствующего опыта, не стоит повторять наш подвиг. Проехать лучше всего от ст. м. «Кунцевская» на авт. 610, маршрутке 575м до ост. «Спасская церковь». Еще существуют авт. № 252 и 612 (от «Кунцевской») и № 622 (от платформы Очаково), но они ходят по расписанию, редко, некоторые только по будням. Авт. № 781, который едет с другой стороны – от станций «Ясенево» и «Теплый Стан», - пользоваться не советую – слишком долго тащится по перегруженной МКАД, да и ходит, по словам пассажиров, очень нерегулярно.

Сентябрь 2007
Ольга САВИЧЕВА, Москва
Фотоизображения: Юрий Булкин,
http://sobory.ru


Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО


Читинцы проводили крестный ход




В торжественной обстановке проводили священнослужители и прихожане города Читы объединенный крестный ход Владивосток – Москва и Якутск – Москва. В 11 часов после Божественной литургии в Казанском кафедральном соборе более 300 человек во главе с епископом Читинским и Забайкальским Евстафием крестным ходом прошли по улицам города до часовни святого благоверного Александра Невского.

У часовни состоялся молебен, после которого миряне тепло попрощались с участниками крестного хода. Паломники, которых на сегодняшний день 22 человека, продолжили свой путь по автодороге до ст. Домна. Сегодня им предстоит пройти около 30 км.

Вечером в Домне участников крестного хода торжественно встретят настоятель Кукинского Свято-Пантелеимоновского храма иерей Андрей Федотов с прихожанами. Паломников ждет истопленная прихожанами банька и ужин.

Завтра крестный ход Владивосток – Москва продолжит свое движение по маршруту.

25 сентября 2007
Текст и фотоизображения:
http://www.anflag.ru


Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ


В Крыму колесо убило паломников


В нелепом ДТП на автодороге Симферополь-Николаевка неподалеку от Симферополя погибло двое россиян-паломников направлявшихся в с. Кольчугино (25 км от Симферополя).

У старенькой "копейки" оторвалось заднее колесо, вылетело на встречную полосу, и врезалось в микроавтобус "Газель", где ехали россияне. Водитель маршрутки от неожиданности выехал на обочину и врезался в дерево, погиб москвич Николай Торопцев и женщина личность которой сейчас устанавливается, у водителя разорвана селезенка, врачи оценивают состояние четырех пострадавших как тяжелое.

КОММЕНТАРИЙ:
Москвич Николай Торопцев - протоиерей, женщина - его супруга, матушка Нина. Выходцы из Тамбовской области. Последнее время батюшка служил в Москве. Все знающие их молятся и скорбят.
Ольга ПРОСВЕТОВА

24 сентября 2007
Влад АБРАМОВ
http://www.segodnya.ua


Алексей ПОТУПИН, Дюссельдорф, ГЕРМАНИЯ, редактор рассылки

ПРИГЛАШАЮ БЫТЬ АВТОРАМИ ЖЕЛАЮЩИХ НАПОЛНЯТЬ НОВОСТЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ РАССЫЛКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СВОИ СОБСТВЕННЫЕ


Контакт:


Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО: a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru

Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ