АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Выпуск 056
26.04.2008

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Серебряная рассылка-альманах
Международный клуб православных паломников в честь апостола Иакова Зеведеева

Сайт редактора рассылки: http://www.palomnik.org

Другие издания редактора:


Путеводитель "ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ"
Интернет-альманах "ВЕЛОСИПЕДИЗМ"
Популярная "ГеоИНФОРМАЦИЯ"
Диковинный "ВелоПАЛОМНИК"
Иди и смотри: "ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ"
Редкая книга: "ПАЛОМНИЧЕСТВО В ПАЛЕСТИНУ"
Наши тропы: "РАССКАЗЫ ПАЛОМНИКОВ"

Всего подписчиков: 574 (+5)

CОДЕРЖАНИЕ


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
В доме священника замироточила икона

Крест Евфросинии Полоцкой или три версии исчезновения белорусской реликвии номер 1

В Коми во дворе атеиста стоит Животворящий (?) крест

Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА
Италия, Ланчано: живое сердце Иисуса

Исход русских паломников во Египет. Часть первая

Проект 5: МИНИ - ПАЛОМНИЧЕСТВА
Жизнь, смерть, память (святые Борис и Глеб и посвященные им храмы)

Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
Чтение на месяц или новые рассказы для паломников


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ


В ДОМЕ СВЯЩЕННИКА ЗАМИРОТОЧИЛА ИКОНА


Икона Божьей Матери Муромской обновилась и замироточила в доме священника села Чернолизцы Тисменицкого района Ивано-Франковщины Михаила Дзвиронюка, 55 лет. Ночью перед обновлением соседи видели над домом сияние.

— В Чернолизцы приезжаю несколько раз в год, сама родом из Симферополя, здесь сын, невестка и внуки. 18 лет назад  похоронила мужа, — рассказывает 73-летняя Таисия Фицик. — 23 февраля мои были на свадьбе, а я осталась с правнучками и невесткой. Где-то около полуночи мы вышли из летней кухни, смотрю, а над домом священника большой круг висит. Говорю невестке: наверное, тарелка, только маленькая какая-то. В диаметре сантиметров 30. От дома не больше чем в 10 метрах висела. Мы посмотрели на это чудо, померзли и пошли спать. Через день узнали об иконе.

Икону Божьей Матери Муромской отцу Михаилу Дзвиронюку отдали мальчики 20 лет назад. Тогда священник служил в российском городе Муроме Владимирской области. Образ дети нашли на свалке.

— С того времени икона всегда со мной. Когда в 1989 году мы с женой вернулись в Украину в Чернолизцы, я повесил ее в спальне в углу. С тех пор ни разу не снимал, — говорит Михаил Дзвиронюк.

24 февраля Дзвиронюка дома не было. Жена Мария, как всегда, вечером начала перед иконой молиться, как вдруг увидела, что образ начал светлеть.

— С тех пор как святыня у нас висит, всегда была очень темной. Не  видно букв под иконой, темными были лики святых. Я молюсь и вижу, как светлеет правая сторона. Словно черточка за черточкой кто-то ведет и рисует. Я встала, подошла ближе, а чудо продолжает происходить. Мужчина был в больнице. Я позвонила нашему регенту в Угорники, рассказала о чуде, — рассказывает Мария Дзвиронюк, 50 лет.

Регент парафии в селе Угорники Ярослав Лесив приехал на следующий день. Привез из Одаевской больницы отца Михаила. Подошли к образу.

— На наших глазах продолжали обновляться ризы Богородицы, нимб, Иисусова одежда, которая была темной, белела, — добавляет отец Михаил.

В тот же день в семь часов вечера в доме священника прошло богослужение. Люди приходили с утра и до вечера. Об обновлении иконы хозяева не рассказывали, но слухи распространились по селу.

— Люди говорили, что каждый раз икона какая-то другая. До службы  была как будто грустная и невыразительная, а после светлела, — продолжает Мария.

После очередной службы икона Муромской Богородицы замироточила.

— Люди начали петь песни, и вдруг из правого предплечья Марии и левого запястья потекло миро. Односельчане начали кричать, рваться к образу, каждый хотел часть чуда взять себе. Думал, что от иконы ничего не останется, — говорит отец. — Образ до сих пор мироточит.

Священное миро отец Михаил собирает в бутылку, а затем помазывает им прихожан. Говорит, что одной каплей можно и море освятить. Переносить икону в церковь не хочет.

— Икона выбрала себе это место. Несколько недель до чуда мой сын, живущий в Киеве, попросил, чтобы подарил ему  этот образ на новоселье. Возможно, таким образом высшая сила хотела показать, что не стоит переносить икону, — добавляет Дзвиронюк.

Икона Муромская была перенесена из Киева в Муром в Россию еще в XII ст. князем Константином Муромским. Михаил Дзвиронюк уверен, что скорее всего у него сохранилась копия, которой больше ста лет.

Текст и фотоизображение:
Виктория ЦИМБАЛИСТА




КРЕСТ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ или три версии исчезновения белорусской святыни номер 1


Крест, изготовленный полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу преподобной Евфросинии Полоцкой, — ценность как духовная, так и материальная. В его деревянное (кипарисовое) основание были заложены мощи, полученные преподобной во время паломничества в Иерусалим. Для украшения Креста, при создании миниатюрных ликов святых использованы золото и серебро, драгоценные камни.

Для историков белорусской письменности очень важны надписи на обратной стороне и по бокам реликвии (напомню, что один из текстов угрожает проклятием, страшной небесной карой тому, кто осмелится вывезти Крест из Полоцка). И наконец, тонкая ювелирная работа, использование филигранной техники нанесения эмали. В итоге получилось чудо, уникальный памятник искусства, чтимый не только православными, но и всеми христианами.

Отбросим мифы

Подробно останавливаться на описании Креста, его драматической истории на протяжении столетий не буду, ибо они изложены в десятках книг и сотнях статей. Подчеркну лишь, что до Первой мировой войны почти все время он хранился в Полоцке, в Спасо–Евфросиньевском храме, построенном в XII веке. В 1920–е годы церковные ценности конфисковало государство. Через специально приезжавшего в Полоцк белорусского историка и писателя Вацлава Ластовского в 1928 году Крест передали в Белорусский государственный музей в Минске. Затем по решению сверху его отправили в Могилев — предполагаемую столицу республики, где поместили сначала в музейную экспозицию, а потом вместе с другими ценностями упрятали (поскольку набожные посетительницы поклонялись Кресту) в комнате–сейфе.

По свидетельствам очевидцев, последний день нахождения реликвии в Могилеве — 13 июля 1941 года. 15 — 16 июля фашистские войска уже сомкнули кольцо вокруг города.

А дальше? Пошли в ход косвенные доказательства исчезновения и местонахождения — мифические и реальные. Рассмотрим самые главные, опираясь на материалы, собранные комиссией «Вяртанне» при Белорусском фонде культуры за последние 20 лет. И оставим в стороне все менее реальные и нереальные версии, фигурировавшие в различных источниках.

Западный след

Долгое время я слепо верил, что Крест Евфросинии Полоцкой при посредничестве таинственного немецкого офицера действительно попал в США, в руки Моргана (некоторыми авторами назывался еще Рокфеллер). Более того, эта вера передалась и части элиты заокеанской белорусской диаспоры. В 1990 году в Нью–Йорке в ежегоднике «Запiсы» Белорусского института науки и искусства в США я нашел материалы о том же Кресте со ссылкой на уже мою статью в газете «Лiтаратура i мастацтва». Там же публиковали весьма любопытные акты приемки–передачи Креста, составленные и подписанные Вацлавом Ластовским. А дальше рассказывалось о том, что два белорусских эмигранта посетили фонд, библиотеку и музей Пирпонта Моргана и попросили показать им национальную реликвию, но получили от ворот поворот. «Значит — там!» — твердо решил я.

Мою убежденность еще укрепило и такое совпадение. Перед самой поездкой в США в Минске и Полоцке состоялись торжества, посвященные 500–летию со дня рождения Франциска Скорины. После посещения Спасо–Евфросиньевского храма я оказался в автобусе рядом с сотрудником Эрмитажа доктором исторических наук Борисом Сапуновым. Грех было не использовать такой случай, который был как знамение свыше, и я задал нашему гостю вопрос: «Из чего, собственно, исходили сотрудники Эрмитажа, когда в ответе могилевскому музею утверждали, что Крест осел в коллекции Моргана?» Помедлив, Борис Викторович неохотно признался: это он готовил письмо могилевчанам. Основывался же на статье другого сотрудника Эрмитажа, Бебута Александровича Шелковникова, который, находясь в Нью–Йорке, настойчиво пытался прорваться в запасники моргановского музея, и какие–то молодые люди его предупредили, мол, не вертись тут, а то можешь не вернуться домой... Мол, в статье Шелковникова о древних эмалях, опубликованной в одном специальном американском журнале в 1970–х годах, кое–что об этом говорилось... Но возвратить святыню, сказал ленинградский гость, явно стараясь погасить мою заинтересованность, белорусам вряд ли удастся: ведь Крест был куплен на аукционе в Западной Европе (каком? когда?) более 25 лет назад, поэтому все права утеряны.

В Моргановском фонде

Печальный опыт Бебута Шелковникова заставил меня в том памятном 1990 году действовать несколько иначе. Узнав, что в Моргановском фонде в отделе славянских рукописей и редких книг работает ученица моего польского друга профессора Здислава Недели Евгения Зазовская, отыскал ее и попросил стать моим экскурсоводом. Среди показанных ею рукописей и книг оказались букварь ученика Симеона Полоцкого Кариона Истомина, роскошный альбом «Беловежская пуща», другие раритеты. Но меня тянуло в музей. Там оказались Библия Гуттенберга, немало крестов и реликвий (чешских, немецких) времен Евфросинии Полоцкой, приобретенных Пирпонтом Морганом (1837 — 1913) во время учебы в Европе. Значит, в принципе, наша реликвия могла заинтересовать наследников американского миллионера, особенно увлекавшегося стеклянными изделиями эпохи Средневековья. Но поиски ее в экспозиции оказались тщетными. А может, в запасниках? Не теряя надежды, спросил об этом у доктора Зазовской.

— Под полом здания имеются огромные хранилища. Они поделены на 12 отсеков. У каждого — свой отдельный хранитель. Он знает только то, что находится в его отсеке. А общей картиной не владеет никто. Может, только председатель совета директоров или директор библиотеки... Должна обратить ваше внимание на то, что теперь все эти собрания принадлежат не Морганам: еще в 1924 году они приобрели статус общественного фонда. Совет директоров продолжает покупать экспонаты на аукционах, приобретает целые коллекции. Но все — гласно.

В тот день, 3 октября, и родилась идея: нашим дипломатам открыто пойти с письмом–обращением в Моргановский фонд (копию отправили по почте). 11 октября нас любезно принял директор библиотеки, который сам давал пояснения во время интереснейшей экскурсии. Потом состоялось неожиданное для него вручение послания. Оно сопровождалось такими вот пафосными словами:

— Вы не представляете, как у нас почитают преподобную Евфросинию Полоцкую! В случае возвращения ее реликвии, пусть за выкуп, представителя фонда в аэропорту будут встречать на коленях тысячи верующих...

Сидя несколько в стороне, я имел возможность наблюдать за человеком, в чьих руках концентрировались огромные богатства. И заметил, что вдруг эти руки задрожали. Но директор тут же овладел собой и сухо обещал, что ответ мы получим через две–три недели.

Примерно через два месяца (и это показалось подозрительным), когда меня уже не было в Нью–Йорке, представительство Беларуси при ООН получило письмо из Фонда Пирпонта Моргана, где сообщалось, что в собраниях этого магната и мецената Креста нет, а за коллекции других Морганов совет директоров не ручается.

Однако окончательно в мифичности «западного» следа меня убедило не это реагирование, а статья Б.Шелковникова, послужившая главным аргументом в ответах Эрмитажа могилевчанам. Долго искал я ее в нью–йоркской Публичной библиотеке. Наконец с трудом нашел, ибо была она напечатана в журнале The Journal of Glass Studies не в 1970–е годы, как меня настойчиво убеждали, а в 1966–м. Никаких доказательств того, что Крест достался фашистским оккупантам, а через них американцам, там не оказалось.

И все же, насколько мне известно, на всякий случай белорусы сделали соответствующую заявку в Интерпол. Но в ней не хватало главного — аргументированных доказательств.

Постепенно «западный» след в общественном мнении стал уступать место более реальному и зримому «восточному». Появился он благодаря публикациям в «Веснiку Магiлёва» и «Советской Белоруссии» двоих могилевчан: председателя областного отделения Белорусского фонда культуры Виктора Юшкевича и сотрудника пресс–группы управления КГБ Республики Беларусь по Могилевской области Сергея Богдановича.

Опустим в названных статьях то, что уже говорилось на страницах «Советской Белоруссии» и других изданий, и акцентируем внимание на, казалось бы, второстепенных местах и положениях, которые, однако, могут способствовать успешному завершению поисков.

Восточный след

Оказывается, после статьи в «СБ» от 28 сентября 1990 года, прочитанной нами в Нью–Йорке как раз в день визита в Моргановский фонд, В.Юшкевич получил несколько откликов. Среди них и письмо жителя Могилева Ковалева, сообщившего, что он знал человека, который в 1941 году эвакуировал имущество из комнаты–сейфа обкома партии. «Картины, иконы, золото, серебро отвезли в Москву и сдали в банк. Когда их там принимали по описи (!), неожиданно появился Берия. Он внимательно рассматривал предметы и восхищенно цокал языком. Более двух тысяч предметов привезли».

Один из шоферов, вывозивших ценности в Москву, откликнулся на статью в «Веснiку Магiлёва» Сергея Богдановича. Это был Петр Харитонович Поддубский, к сожалению, недавно умерший. С.Богданович участвовал в Международной научной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Реституция культурных ценностей. Проблемы возвращения и совместного использования: Юридические, научные и моральные аспекты» (Минск, июнь 1997 г.). Текст его обширного доклада «Предварительные итоги поиска Креста Евфросинии Полоцкой» публиковался в сборнике «Вяртанне-4» (1997), куда отсылаю читателей. Здесь же позволю себе ради убедительности привести только две цитаты из текста: «Война застала красноармейца Поддубского в Могилеве, где он служил шофером. В самый горячий момент боев за город его вызвал комендант Воеводин и приказал вывезти некий ценный груз. Какой — не сказал. 13 июля он подогнал к зданию обкома машину. Люди в гражданском начали загружать в кузов упаковки и мешки. Петру Харитоновичу, стоявшему невдалеке от машины, хорошо запомнилась фраза одного из них: «Какой крест красивый!»

И далее: «К машине Поддубского присоединились две полуторки с банковскими ценностями. А в кабину к нему сел Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, первый секретарь ЦК КП(б)Б, после чего колонна двинулась в путь. Маршрут до Москвы был очень сложным: часто бомбили вражеские самолеты. Но груз через два дня доставили в российскую столицу в управление Красной Армии, здание которого размещалось на Ленинских горах. То, что именно в это время они выезжали из города, подтвердили потом в своих воспоминаниях Пономаренко и Воеводин».

Вот почему, как это установил историк–архивист Виталий Скалабан, Пантелеймон Пономаренко и в 1943, и в 1944 году (но не позже!) говорил о Кресте как о чем–то реально существующем, находящемся, так сказать, в обозримом пространстве — в Москве.

Что еще вывезли?

В статьях В. Юшкевича в газете «Веснiк Магiлёва» пристального внимания заслуживают еще некоторые моменты. Оказывается, автор несколько раз встречался с довоенным и послевоенным директором могилевского музея Иваном Мигулиным и выяснил: тот хорошо знал (имел довоенные описания?!), что конкретно находилось в комнате–сейфе, расположенной в здании обкома партии (а до этого — банка, областного музея). В противном случае Мигулин не смог бы 22 декабря 1944 года по памяти (?!) составить «Список разграбленных немецкими оккупантами культурно–исторических ценностей, хранившихся в Могилевском государственном историческом музее до Великой Отечественной войны 1941 — 1944 гг.» и «Акт о стоимости потерь».

Поскольку раньше внимание исследователей и журналистов преимущественно сосредоточивалось на списке тех же ценностей, составленном И.Мигулиным для минских властей гораздо позже, 17 сентября 1947 года, предлагаю впредь ориентироваться прежде всего на документ 1944 года как куда более полный (он включает 89 позиций вместо 24). Копия этого документа имеется в комиссии «Вяртанне» Белорусского фонда культуры.

В обоих списках «крест Евфросинии Полоцкой, деревянный, обложенный золотыми и серебряными пластинами, украшенный драгоценными камнями и перегородчатой эмалью», фигурирует под номером 3, а в оценочном акте — уже под номером 10 (названа цена 6 миллионов рублей. Для сравнения: столько же стоит согласно акту «Екатерина святая» Боровиковского). Под номерами 1 и 2 указаны соответственно «золотой и серебряный ключи города Могилева» и «серебряные печати города Могилева, данные ему с Магдебургским правом».

До номера 16 все в обоих списках более или менее совпадает (ох, и лукавил же товарищ Мигулин, когда в 1947 году утверждал, что опять пишет все по памяти). Но дальше идет весьма существенный разнобой. Это еще ничего, что в списке 1944 года Слуцкое Евангелие фигурирует отдельно под номером 21, а в списке 1947 года оно объединено с двадцатью другими Евангелиями в окладах «работы белорусских мастеров XVII — XVIII веков». Куда более важно, что в списке 1947 года почему–то уже нет икон Белыничской Богоматери XV века, украшенной драгоценными камнями, Спасской Богоматери в окладе 1670 года, множества других икон «в золотых и серебряных с позолотой окладах, украшенных брильянтами». Золотых и серебряных дарохранительниц, дискосов, потиров, кадильниц, «крестов золотых, украшенных брильянтами», «колец с драгоценными камнями», «оружия, отделанного серебром и позолотой, работы русских и зарубежных мастеров XVII — XVIII столетий», кольчуги из Аналинского кургана Быховского уезда, тронного кресла Екатерины II и саней Наполеона, четырех картин Ватто и пяти Боровиковского. Под номерами 76 — 89 идут большие коллекции «белорусской одежды», работ по дереву, фарфоровых изделий, минералов, «рукописных и старопечатных книг и грамот», палеонтологическое, минералогическое, энтомологическое и орнитологическое собрания, наконец, «коллекция икон письма ХIII — XVIII вв. работы белорусских мастеров», состоящая из 150 (!) единиц хранения. Одним словом, богатства несметные.

И ничто из этого, за исключением Слуцкого Евангелия, как говорится, не «засветилось» за все послевоенное время. Значит, находится, потаенно хранится в одном и том же месте! Где? Особенно меня тревожит это «восхищенное цоканье языком» Берии (такое вряд ли придумаешь).

После Москвы на втором месте — Эрмитаж. У меня создалось впечатление, что ссылки на умершего профессора Шелковникова делались, скорее всего, для того, чтобы отвести подозрения. Характерно, что как только белорусы активизируют поиски Креста (а надо бы одновременно всего могилевского собрания), опять всплывает «западный» след. То утверждается, что ценности могли уплыть за океан как плата за поставки по ленд–лизу. Но С.Богданович убедительно доказал, что как таковой оплаты не было. То в российской печати распространяется версия, будто бы Крест и все прочее попало в руки фашистов, команды Розенберга в Смоленске (мол, не довезли ценности до Москвы, спрятали по дороге). Но ведь со слов Поддубского известно, что колонна объехала Смоленск с правой стороны, в Москву прибыла, в противном случае П.Пономаренко не говорил бы о Кресте как о реально существующем предмете. Да и среди бумаг Розенберга (а немцы отличаются педантизмом) никаких следов нет. Книги (300 ящиков!), вывезенные в 1943 году из Могилевской библиотеки в Белосток, зафиксированы (это, очевидно, и породило слухи о немецком «следе»), а ценности из комнаты–сейфа — нет.

Различия между списками 1944 и 1947 годов наводят на мысль: хозяин вывезенных могилевских ценностей поменялся как раз между этими датами, о чем мог знать и Пономаренко, и те, кто допрашивал Мигулина и вынес ему весьма мягкий, неадекватный вердикт. Виталий Скалабан, позвонивший мне после публикации первой статьи под рубрикой «Сокровища», считает, что теми же обстоятельствами объясняется и странная задержка с открытием после войны могилевского и минского исторических музеев. Кто–то боялся разоблачений по свежим следам?

Таким образом, и сегодня остаются актуальными слова Сергея Богдановича, сказанные им на конференции 1997 года: «Необходимость поиска ценностей из могилевского собрания на территории России очевидна».

Полоцкий след

Что же касается отдельно взятого Креста Евфросинии Полоцкой, то в Могилеве вполне мог находиться не оригинал, а... копия. На эту мысль наводит описание реликвии, сделанное Вацлавом Ластовским и опубликованное в «Запiсах». Как опытный историк, собиратель музейных экспонатов он должен был знать, что Крест, его основа сделана из кипариса. В акте же приемки–передачи фигурирует дубовое дерево. Кроме того, ученый фиксирует факт замены некоторых драгоценных камней стекляшками. Не сигнализировал ли Ластовский тем самым сведущим потомкам, что в его руках оказался не оригинал, а подделка, что реликвия (с его молчаливого одобрения) осталась там, где ее изготовили? Ведь полоцкое духовенство, монахи ощущали угрозу экспроприации и могли изготовить копию, благо, как видно из эмигрантской печати, одна уже имелась в храме на территории Латвии... Конечно, не исключена замена драгоценных камней стекляшками и тогдашними полоцкими стражами порядка, но вся подделка была по силам только мастеру. Имелся ли таковой в первые годы советской власти в Полоцке? Ответить на этот вопрос способны только архивисты. Как и выяснить, кто, когда и кому отдавал Крест из храма.

Кстати, скептики утверждают: и теперь в Полоцке, в Спасо–Евфросиньевском храме хранится лишь копия Креста, а значит, «подделка»... Здесь я должен решительно возразить: не копия, а «крест, созданный наподобие» Креста Евфросинии Полоцкой. Помнится, к этой формулировке в свое время пришли мы после долгих споров на общественной комиссии и предложил такое определение Владыка Филарет. Ведь то, что создано в Бресте в результате многолетних трудов и поисков мастером с Божьей милости Николаем Кузьмичом, восстановившим древнюю технику нанесения эмалей, имеет самостоятельную художественную ценность. Духовную же, чудодейственную силу новой реликвии придают мощи, привезенные Владыкой из Иерусалима.

Сказанное отнюдь не означает, что мы имеем моральное право прекратить поиски оригинала национальной реликвии номер 1. Остается надежда на случай, как это, очевидно, произошло со Слуцким Евангелием, а также на добрую волю власть имущих лиц в сопредельной стране.

Хочется закончить оптимистически. В свое время болгарская белорусистка Венета Георгиева–Козарова спросила знаменитую пророчицу Вангу, где находится Крест Евфросинии Полоцкой. «А чего белорусы волнуются? — ответила та. — Крест скоро найдется».

Автор публикации: Адам МАЛЬДИС
http://sb.by




В Коми во дворе атеиста стоит Животворящий (?) крест


Жители села Сизябск верят, что святыня исцеляет и приносит удачу

В мистику и чудеса люди, наверное, не перестанут верить никогда, а в селах есть даже культовые места, куда за здоровьем, счастьем и богатством жители стекаются потоком. Есть такое «народное» местечко и в селе Сизябск Ижемского района. Во дворе одного из домов, прямо у дороги стоит шестиконечный трехметровый обетный крест. О нем знает каждый житель села, и, по мнению многих, этот деревянный крест – чудодейственный.

Он, как елка, увешан небольшими разноцветными лоскутками с нашитыми крестиками. Лоскутки к нему крепят, в основном, женщины, и читают при этом молитвы. Они верят, что после такого обряда их минует несчастье, болезни, мор скота, а всевышние силы подарят успех во всех делах.

-Этот крест установили где-то в 1812 году, и на этом месте была окраина села, - рассказал коррестпонденту «КП» хозяин дома Николай Канев. – За это время с креста стерлась вся краска, поломалась «крыша». Село разрослось, но никто так и не решился святыню отсюда убрать. Тут его место.

По местному приданию этот крест был установлен во время крестного хода. С тех пор село разрослось, и крест оказался чуть ли не в центре села. И даже в советское время, когда были рьяные гонения на церковь, никто из атеистов не посмел убрать сизябский крест. Народ верит, что подобные святыни не пускают в деревню нечистую силу, охраняют от мора и падежа скота.

Каждый год 9 августа в День Пантелеймона (святого великомученика и целителя) сюда совершается целое паломничество. В основном, приходят местные старушки.  Прибивают лоскутки к кресту и просят исцеления. А больше молиться им и негде – единственная в Сизябске церковь полуразрушена и закрыта, здесь даже местного батюшки нет.

Несмотря на то, что во дворе его дома находится «святыня», сам Николай Канев не считает себя человеком верующим, в церковь не ходит и в исцеления от креста верит с трудом.

Татьяна КОРОЛЕВА
http://www.kp.ru





Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА


ИТАЛИЯ, ЛАНЧАНО:
ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ИИСУСА



Вино и хлеб на алтаре на глазах священника превратились в плоть и кровь Христа

Великое чудо случилось в церкви Сан-Легонций – во время таинства Святого причастия вино и хлеб превратились в живую плоть и кровь Христа.

Любой паломник, который имеет счастье увидеть частицу тела Спасителя и пять капелек Его крови, не может сдержать слез.

Уникальные христианские реликвии хранятся в храме итальянского городка Ланчано. Их подлинность доказана учеными, а чудесные свойства до сих пор не смог объяснить ни один эксперт.

– В Евангелии написано, что в таинстве причащения участвует сам Господь, – говорит один из паломников. – Сейчас я искренне верю, что это так. Иисус явил нам чудо!

Спасение

Чудо произошло во время таинства Святого причастия, которое совершали монахи в церкви Сан-Легонций в городе Ланчано на Адриатическом побережье. Название этого древнего поселения переводится как «копье». Предание гласит, что центурион Лонгин, который пронзил копьем тело и сердце распятого Христа, был родом как раз из Ланчано.

Фотография 1. Над уникальной святыней сооружена часовня

В середине восьмого века церковь находилась на окраине города и принадлежала Базилианским монахам греческого православного чина.

Один из священников, служивший в храме, совершая однажды вечером традиционный обряд причастия перед толпой верующих, вдруг усомнился в мистической сути этого обряда: на самом ли деле Христос делит с верующими свое тело и кровь, когда они принимают хлеб и вино? Сомнения не покидали молодого священника. И он сам не заметил, как вдруг кусочек хлеба в его правой руке превратился в тонкий срез теплой живой плоти, а вино в сосуде стало густой кровью. Он замер в ужасе, а потом, придя в себя, с трепетом произнес:

«Вы – счастливые свидетели, которым Бог в ответ на мои сомнения открыл себя в этом Священном причастии и стал видимым для наших глаз!» И протянул толпе плоть и кровь Христа.

Фотография 2. Здесь хранятся Тело и Кровь Христовы

Верующие, увидев чудо, пали на колени. Многие стали бить себя в грудь, прося прощения за грехи. О чуде написали в монастырской летописи, а святыни сберегли для потомков.

Причастие – один из самых сокровенных обрядов в христианстве. Как гласит Евангелие, во время Тайной вечери в Великий четверг Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Тайная вечеря стала прощальной трапезой Христа на его земном пути. Она описана многими художниками, одна из самых известных картин принадлежит кисти Леонардо да Винчи. И в православии, и в католичестве причастие, именуемое еще евхаристией, занимает центральное место в богослужении.

Эксперты

Чудесные реликвии, полученные в начале 700 года в Ланчано, были помещены в деревянный ларец. Тонкий срез плоти положили под плотный деревянный пресс, чтобы он, высохнув, не свернулся в кольцо. Удивительно, но ни кровь, ни плоть не портились даже спустя века!

Чудесные святыни привлекли в Ланчано массы христиан. Лишь в 1574 году было решено провести первую экспертизу реликвий. И тут открылся удивительный факт – кровь разделилась на пять капелек разного размера и формы, но у них у всех одинаковый вес! Каждая по массе равна другой.

Реликвии после первичного исследования были возвращены в храм и доставались только раз в год, в первое воскресенье октября в престольный праздник церкви.

Вердикт

Реликвии чудом избежали уничтожения во время средневековых войн. В 1636 году их поместили в алтарь часовни Вальсекки, в ларец, четыре ключа от которого были розданы четырем священнослужителям. Там они пробыли до 1902 года. Позже жители Ланчано собрали средства на постройку нового алтаря для святынь.

Последние, самые тщательные анализы провели медики Всемирной организации здравоохранения. После 15 месяцев работ и более 500 лабораторных исследований было вынесено следующее заключение:

«Плоть из Ланчано – настоящая плоть, а кровь – настоящая кровь. По своим показателям они относятся к человеческим. Плоть представляет собой мышечную ткань сердца, ее практически невозможно подделать. Но такой тончайший срез может сделать только эксперт, однако такой процесс и сейчас представляет собой большую сложность. На срезе плоти видны: миокард, эндокард, блуждающий нерв, а также левый желудочек сердца в утолщении миокарда. По сути, этот фрагмент дает представление о строении всего сердца как органа. У плоти и крови одна и та же группа крови – IV, такая же, как на Туринской плащанице – куске ткани, в который был завернут распятый Христос. В крови обнаружены протеины в тех же самых пропорциях, как в нормальной свежей крови. В крови обнаружены следующие минералы: хлориды, фосфор, магний, калий, натрий и кальций. Никаких веществ или агентов, способствующих консервации, не найдено».

Четвертая группа крови, к которой отнесли ланчанские реликвии, почти не встречается у жителей того региона, где произошло чудо. И наоборот, распространена в районе Палестины и Израиля – местах, откуда родом был Иисус.

Фотография 3. Срез сердца Иисуса

Однако никакие анализы и тесты до сих пор не смогли объяснить, почему кровь даже спустя 1300 лет не теряет своих химических свойств. При небольшом добавлении жидкости она становится идентичной обычной капле свежей крови. Ведь если мы порежемся, то свойства нашей крови, впитавшейся, например, в рубашку, меняются уже через 20 минут. И если не заморозить ее в течение максимум одного часа, то она «умирает». А крови из Ланчано уже больше тринадцати веков, и в ней все еще можно найти минералы и протеины, как в свежей.

Русские

Ланчанское чудо привлекает массы верующих.

– К нам в монастырь приезжает много паломников. Сам Кароль Войтыла, который впоследствии стал папой Иоанном Павлом II, еще в молодости поклонился этим святыням, – сказал «Жизни» отец Збигнев из храма Чудесного Причастия, где сейчас хранятся реликвии. – И православные паломники нас тоже не забывают. Только в прошлом году святыням поклонились около 2000 русских. Все паломники из вашей страны приезжали в сопровождении православных священников и монахинь. И поток верующих из России растет...

Не нужно сомневаться!

За комментариями по поводу чудесных даров храма Ланчано мы обратились к православному священнику отцу Алексею Морозу, кандидату педагогических наук.

– Мне известно о том, что такие реликвии имеются, – говорит отец Алексей. – Но нужно помнить, что обращение по молитве вина в кровь, а просфоры в плоть Христа происходит каждый день во время совершения таинства причастия. И даже в каноне прописано, что если вдруг священнику привидится, что он держит в руках настоящую плоть и в бокале настоящая кровь, то это дается ему в наущение, в наказание за сомнения.

Светлана МАКУНИНА
http://zhizn.ru




ИСХОД РУССКИХ ПАЛОМНИКОВ ВО ЕГИПЕТ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ



После московской слякоти зима в Египте кажется насмешкой над нашей русской тоской по теплому лету. В феврале здесь не так жарко, как представляется европейцу в мечтах об Африке, хотя бы и северной. Но о «переменной облачности и осадках» не было и намека. Получив визы за 15 американских долларов в аэропорту Каира группа из двадцати православных, включая двух священников, о. Михаила Гуляева и о. Сергия Львова, начала свой паломнический трип по Египту.

По словам нашего гида, большинство населения страны – потомки пришедших сюда некогда арабов исламского вероисповедания. Истинных же египтян, «наследников фараонов», или, иначе, коптов, в стране проживает не более 10 %. Копты – это не только национальная, но и религиозная принадлежность. Коптская Церковь – одна из древних восточных Церквей, сохранивших богатое наследие первых веков христианства, мощей первых преподобных, монастырей, основанных на месте подвигов «отцов пустынников»: великих Антония, Афанасия и Макария, преподобных Павла Фивейского, Моисея Мурина, Псоя Милостивого, Иоанна Лествичника. После первых часов пребывания и вводных лекций сопровождающего стало понятно: первое, что надо сделать по возвращении домой, – прочитать "Древний патерик" и "Лествицу", теперь уже воочию представляя, что, как и где происходило.

Копты – дохалкидониты?

Конечно, вопрос о коптском христианстве спорный. Даже среди авторитетных источников  обнаруживаются разногласия на этот счет.  Официальная версия такова, что Коптская Церковь отпала от Вселенского Православия после IV Собора (Халкидонского). Коптов причисляют к монофизитам, т. е. тем, кто признает только одну сущность Христа. Причины отпадения, как принято считать, были в большей степени политическими: Египет был завоеван турками и арабами, копты оказались отрезанными от всего мира  и не участвовали в последующих Вселенских Соборах. Впрочем, епископ Афанасий (Евтич) не согласен с теми, кто называет коптов дохалкидонитами, утверждая, что монофизитство, к примеру, современного коптского патриарха Шенуды сознательное: «Он написал книгу, в которой ясно сказано, что у Христа одна природа», - говорит владыка. (Еп. Афанасий (Евтич). Хлеб Богословия. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. - С. 99.)

В книге архиепископа Калужского и  Боровского Климента «В стране святых воспоминаний» уточняется, что многое из учения Коптской Церкви совпадает с православным. Копты так же, как и мы, относятся к иконопочитанию, к почитанию святых мощей, признают семь Таинств Церкви,  у них совершается  Крещение младенцев и сразу после - Таинство Миропомазания. Но то, что они не признают ряд основных положений церковного учения, решения Соборов, начиная с  IV Вселенского Собора, не позволяет православным иметь евхаристическое общение с коптами. (Архиепископ Калужский и Боровский Климент. В стране святых воспоминаний. - Изд-во Калужской духовной семинарии, 2004. - С. 14.)

Но коптские святыни, храмы, иконы и фрески, пожалуй, самые ранние из вообще дошедших до нас после эпохи иконоборчества в Византии, несомненно, являются достоянием всего православного мира. Египет для христиан – это страна, где пребывал до Исхода народ израильский, откуда начался его путь к земле обетованной под предводительством пророка Моисея. Это убежище, где скрывались от гнева Ирода земные родители Богомладенца Христа, а позднее – место, где истязали первых христианских мучеников, родина отшельничества и монашества. «Эта земля обильно полита потом и кровью христиан, - сказал встречавший нашу группу паломников представитель Московского патриархата в Каире архимандрит Леонид (Горбачев). - Посетить ее – прикоснуться к святыне, к истории Православия, понять чуть больше о себе, о вере, о Церкви».

Каир – танцующий дервиш

Город - как бесконечный танец дервишей: однообразный и безустанно движущийся. Подвешенные в воздухе эстакады и развязки опутывают, как будто «картонные» громады строений. Запыленные, обветшалые здания с кариесными дырами вместо окон, вереницы сигналящих автомобилей. Водитель в полинявшем грузовичке потирает воспаленные глаза, не то чтобы особо спеша к пункту назначения. Кажется, что он передвигается по дороге так же, как курит кальян, проникаясь процессом, а не стремясь к результату. Десяток нечесаных баранов блеет в его багажнике, уже, наверное, потеряв надежду куда-либо приехать. 

В столичном Каире живут, работают, рожают и воспитывают многочисленных детей около двадцати миллионов египтян и все они пользуются транспортом личным и общественным. Двери в автобусах никогда не закрываются. Люди цепляются на ходу, запрыгивая на подножку, их не останавливает то, что на ней уже висят двое. Правил дорожного движения в Египте почти что нет. Именно поэтому, по признанию о. Михаила, он стал в этой поездке «чудотворцем». Сидя за спиной водителя нашего туристического автобуса, каждый раз усиленно молился, когда тот выезжал на встречную полосу для обгона.

Каир - современный город с множеством высотных зданий. Но особенность его устроения такова, что на первый взгляд окраину от центра отличить практически невозможно: пожалуй, лишь по огромным надписям на многоэтажках - Sheraton, Four Seasons, Hilton -  можно догадаться, что всемирно известные гостиничные сети не будут строить свои отели в спальных районах. Недешифруемая арабская вязь на рекламных билбордах со знакомыми картинками баночек миринды, пепси – демонстрация того, как процесс глобализации успешно достиг берегов священного Нила.

Многочисленные минареты ночью украшены неоново-зелеными лампами подсветки – просто как «маяки ислама». Однако в городе часто можно увидеть и характерные коптские кресты на песочных куполах церквей. Преимущество такой архитектуры креста в том, что он останется крестом с любой стороны: откуда бы на него ни смотрели.

Мы потомки фараонов, -  говорят о себе копты-христиане, гордясь своим неарабским происхождением. Женщин-христианок на улице можно отличить по тому, что они не носят ни чадры, ни хиджаба и свободно чувствуют себя в храме с непокрытой головой. В одном из монастырей местный насельник искренно недоумевал о русских паломницах, спрашивая, почему мы в платках. «Рашн традишн», - объясняли мы и в ответ слышали: «Гууут!»

Нашей группе предстояло провести целый день в Каире, познакомиться с христианскими святынями, коптскими чудесами, восточным базаром и настойчивым египетским гостеприимством.

Наследники Александрии

Исторически на территории Египта располагалась Александрийская Церковь, первым патриархом которой стал апостол Марк. Мы отправляемся поклониться его мощам, которые хранятся тем не менее в коптском Кафедральном соборе в Аббассии. Ключарь просит нас снять обувь при входе в храм. Это местная традиция, сохраненная коптами с древности. Мы поем величание апостолу, прикладываемся к надгробию, мощи находятся под каменной плитой.

Здесь же мощи святителя Афанасия Великого, двадцатого александрийского патриарха - великого учителя Церкви, составителя жизнеописания первого монаха и тоже Великого - преподобного Антония. Еще диаконом Афанасий был свидетелем соборных споров с Арием и того, как будущий святитель Николай Чудотворец дал еретику пощечину. Позже Афанасий сам испытал тяжесть борьбы с арианами: шесть раз его изгоняли с кафедры. Из восточной пустыни к нему приходил старец Антоний, будущий преподобный, чтобы поддержать в противостоянии. Афанасий подарил преподобному в благодарность епископскую мантию, судьба которой тоже небезынтересна, но об этом чуть позже… в рассказе о египетских «отцах пустынниках».

Прямым наследником Церкви, основанной апостолом Марком, является Греческий Александрийский Патриархат, имеющий ряд приходов на территории Египта, включая резиденцию Предстоятеля и обитель святого Георгия в Каире. Это место - настоящий форпост Православия: все началось за шесть веков до Р. Х., когда Вавилонский царь Навуходоносор построил здесь крепость «Новый Вавилон», затем, в 30-е годы н. э., римляне «модернизировли» это стратегически важное строение. Еще три века спустя здесь служил воин Георгий, тут же и осужденный на пытки за принадлежность к опасной христианской «секте». Чудотворная икона великомученика Георгия в серебряном окладе - образ, дорогой для москвичей и даже для местных мусульман, –  теперь главная святыня храма, выросшего в прямом смысле из стен древней крепости. На нижних этажах строения устроена усыпальница александрийских патриархов. Сейчас здесь покоится тело Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII, трагически погибшего в 2004 году. Вертолет, перевозивший делегацию архиереев во главе с Патриархом на Афон, взорвался. Есть версии, что именно на этой машине должен был лететь экс-президент В. В. Путин, но в последний момент поездку отменили.  

Недалеко расположено кладбище с русскими захоронениями и Греческая Церковь Успения Богородицы, построенная на месте дома, где останавливались Дева Мария и Иосиф с Младенцем Христом. Под алтарем храма – небольшое помещение, источник, вода в котором непривычно солоноватая, как будто минеральная. «Вот здесь, по преданию, отдыхала Богородица, - продолжает повествование наш гид,  - а здесь – комнатка, где спал Христос. У коптов тоже есть храм с пещерой, где останавливалось святое семейство. Противоречия нет. Сначала они остановились в пещере, потом их заметил один из местных жителей и пригласил к себе в дом». В Каире также есть сад, созданный на месте еще одной остановки святого семейства. Сохранился  древний колодец и сикомора - дикий инжир, в тени которого они скрывались от солнца. Нам показали карту путешествия Христа и Его земных родителей по долине Нила. Путь достаточно длинный, это связано с тем, что нельзя было долго оставаться на одном месте. По прибытии Богомладенца в тот или иной город идолы в языческих храмах сокрушались. Путников преследовали и изгоняли в связи с такими необъяснимыми и страшными явлениями, видимо опасаясь гнева «своих» богов.

В коптском квартале мы посетили древнейшие храмы Сергия и Вакха (преподобный Сергий Радонежский в постриге получил имя одного из этих мучеников). Храм святой Варвары, где покоятся мощи не только великомученицы, но и мученицы Иулиании, с ней пострадавшей. Такое неожиданное обретение мощей своей небесной покровительницы в Каире стало, конечно, особой радостью для автора. Во всех храмах можно снимать и фотографировать. Правда, служители просят не использовать фотовспышек, чтобы не повредить красочному слою фресок. 

Чудеса на куполах

В Коптской Церкви вообще происходит много чудес. «Если раньше коптский Патриарх еще выезжал удостовериться, то сейчас он уже этого не делает, - сообщает наш гид Дмитрий, - понятно что чудо, чего лишний раз беспокоиться». Главное чудо Каира произошло в 1968 году (Церковь в Зейтуне). Его называют «Явление Богородицы на куполах».  История такова, что в начале ХХ века один копт решил построить себе дом. Но во сне ему явилась Богородица и попросила вместо дома построить на выбранном месте храм, пообещав посетить его через 50 лет.

Копт умер, исполнив просьбу. А в 1968 году рабочие из гаража рядом с храмом увидели женщину на церкви. Они стали ей кричать, просить оставить эти глупости: ходить по куполам, поскольку это опасно. Но она не отвечала. Из церкви выбежал священник, увидев ее, он упал на колени с криком: «Боже, Пресвятая Богородица!..»

 

Явление повторялось около года. Иногда фигура была вся пронизана светом, иногда можно было различить, что женщина была одета в голубые одежды, на ее шее был красный шарф. Она передвигалась по куполам, иногда останавливаясь, склоняясь перед крестом, венчающим главный купол церкви. Некоторые свидетельствовали, что видели светящихся птиц, летающих вокруг нее.

Храм очень почитаем. Во дворе – импровизированный музей с коллекцией газетных фотографий и публикаций об этом чуде. Создан архив свидетельств о массовых исцелениях, причину которых усматривают в этом явлении. Даже правоверные мусульмане верят, что это была Мариам, мать Исы, великого мусульманского пророка, явившаяся именно им. Копты только ухмыляются в ответ. Правительство Египта, исламского государства, выделило деньги на постройку  еще  одного христианского храма в этом месте в честь этого чуда.

Здесь русский дух…

Приятно напоследок очутиться на родном подворье Русской Православной Церкви, храме вмч. Димитрия Солунского. Здесь, по выражению паломников, чувствуется «наша родная» благодать. В воскресенье храм абсолютно пуст: выходной день в исламской стране - пятница, это накладывает свой отпечаток и на жизнь православного прихода. У храма есть традиционный церковный дворик и даже небольшой сад, где растут… конечно же бананы… Что еще может расти в прицерковном саду в Африке?

Продолжение следует…
Юлиана ГОДИК
http://www.taday.ru





Проект 5: МИНИ - ПАЛОМНИЧЕСТВА


ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, ПАМЯТЬ:
(СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ И ПОСВЯЩЕННЫЕ ИМ ХРАМЫ)



Тема паломничества к Кресту Господню, которую я разрабатываю с осени прошлого года, далека от завершения. Но сегодня я сделаю в ней перерыв, в преддверии соответствующего празднования напомню житие святых братьев-страстотерпцев (позаимствовав с сокращениями с сайта pravoslavie.ru) и расскажу о двух борисоглебских храмах Москвы.

Всего их в нынешней Первопрестольной три: на юге, в центре, на севере – каждый может выбрать удобнейший для себя. Про тот, что на юге, в Зюзине, - см. рассылку № 43 от 3 сент. 2007 г.

***

Я открываю книгу краеведа Сергея Романюка и читаю, что это село Дегунино упоминается впервые в духовной грамоте Ивана Калиты. Такая фраза (нередко с именем другого князя) повторяется бессчетное число раз на страницах краеведческих и исторических изданий, в рассказах экскурсоводов по отношению к огромному количеству населенных пунктов. Помню, когда я это заметила, то возник вопрос: а что это Калита так увлекся перечислением всяких городов, сел и деревень? Этот вопрос - свидетельство моей былой тьмы невежества, которая со временем рассеялась лишь слегка. Теперь каждое упоминание об упоминаниях в духовных грамотах возвращает мысль к памятованию о смерти. Княжеские усобицы, ордынское нашествие, обернувшееся игом, моры и глады, несомненно, сформировали у наших предков отличное от нынешнего восприятие жизни и смерти. Жизнь и свобода каждого ежечасно висели на волоске. Московский князь Иван Калита сумел договориться с Ордой, обеспечил Руси сорок лет тишины, то есть свободу от набегов с грабежами и убийствами. Он достиг этого своей дипломатией, основой которой были богатые дары и исправная выплата дани. Князь был вынужден часто ездить в Орду. И несмотря на замирение, на подарки, он каждый раз не знал, вернется ли живым. И каждый раз писал подробные завещания – те самые духовные грамоты. Состав его наследников менялся, менялись и перечни княжеских владений – Калита ведь был еще и усердным, настойчивым собирателем земель вокруг своего княжества. Писали духовные грамоты и его потомки. Вот поэтому и грамот много, и населенных пунктов.

Фото 1. Борисоглебский храм сейчас

Так вот, село Деигуниньское упоминается впервые в 1339 г. А Борисоглебская церковь в нем, уже стоящая, - в 1573-м. В Смутное время ее разорили, село стало деревней. В 1633 г. церковь восстановили, была она тогда деревянной.

В XIX в. через земли Дегунина прошла Николаевская железная дорога. Крестьяне получили за них существенную компенсацию, и это (в частности) дало возможность построить здесь каменную церковь. Владелец расположенного неподалеку кирпичного завода купец Василий Акимович Прорехов пожертвовал 360 тысяч кирпичей. Много это или мало – пусть судят те, кто разбирается в кирпичном строительстве.

Новое здание было выстроено к 1866 г. с использованием мотивов древнерусского зодчества. Его архитектор неизвестен. Предполагается, что это был В.О. Груздин, уже знакомый читателям рассылки – в № 44 мы представляли созданный им в русском стиле храм Спаса Преображения в Тушине (1875-76).

Большинство дегунинских крестьян, как и вообще большинство крестьян подмосковных, занимались не столько земледелием, сколько отхожими промыслами – работали на фабриках и заводах, были извозчиками… После революции в Дегунине организовали колхоз. Интересный был, наверное, колхоз при таком своеобразном крестьянстве и на неплодородных землях.

В 1960 г. село вошло в состав «окольцованной» Москвы, началось жилищное строительство.

Церковь же была закрыта в 1941 г., далее – обычная история: одна организация сменяет здесь другую.

Фото 2: разрушенный Борисоглебский храм на Арбатской площади

С 1991 г. храм действует, в нем три престола: главный – святых благоверных князей Бориса и Глеба, приделы – святителя Николая и иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

Внутри храм большой, просторный, вместительный. В нем отлично сохранилась настенная живопись конца XIX – начала ХХ в. в реалистической манере. Замечательно экспрессивная картина на западной стене – изгнание торгующих из храма. Художник ярко показал, как цепляются люди - в самом прямом смысле, аж зубами – за свое тленное земное добро.

Еще на западной стене, у дверей изложена на двух скрижалях история храма.

Следов былого запустения в нем уже не видно. Нижняя часть стен отделана красивым мрамором, сияют позолотой три небольших иконостаса. Храмовая икона большая, написана, наверное, недавно, но повторяет древний извод, где святые стоят с крестами в руках. На правом столпе находится современная икона целителя Пантелеимона, с благодарственными приношениями – свидетельствами помощи.

На левой стене обращают на себя внимание несколько икон в вышитых или богато расшитых окладах, среди них редкая икона Божией Матери Новодворская. Рядом – целиком вышитая икона святой Екатерины. Потихоньку возрождается древнее искусство лицевого шитья.

Справа у иконостаса, в оконном проеме стоит маленькая звонничка, но колоколов на ней немало, и в них звонят.

Дворик храма, как мне показалось, выгорожен на территории какого-то предприятия, в него проходишь через неприглядные металлические ворота. Во дворике стоит скромный деревянный крест в память похороненных здесь, на кладбище возле церкви. От кладбища нет и следа. Но есть попытка возродить память: уже несколько табличек с именами похороненных тут некогда людей висят на стене приходского дома и ко всем обращен призыв сообщать сведения об упокоившихся здесь.

При храме есть, как водится, лавка, где, помимо прочего, большой выбор икон.

Богослужения ежедневно, литургия в 9-00, в воскресные и праздничные дни две литургии: в 7-00 и 10-00, накануне всенощное бдение в 17-00.

Адрес: Дегунинская ул., д. 18а
Проезд:
• от ст. метро «Петровско-Разумовская» авт. 191 (он же проходит через «Войковскую»), 194, 656, 672 (самый лучший, полуэкспресс), трол. 56 и 56к до ост. «Институт микрохирургии глаза» (56 идет к «Петровско-Разумовской» от Белорусского вокзала через Савеловский, но это уж слишком долго, 56к от Савеловского);
• от ст. м. «Владыкино» авт. 215 (ходит редко);
• от ст. метро «Водный стадион» авт. 65, 698 до платформы Моссельмаш, далее через ж/д;
• до этой же платформы по Николаевской, ныне Октябрьской ж/д, т.е. с Ленинградского вокзала.

Храм недалеко от транспортных путей, но не виден за домами, так что готовьтесь опять брать языка!

***

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015).

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда князь Владимир преставился, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Фото 3: памятный знак на месте разрушенных церквей

Однако Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен об этом, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его 24 июля 1015 года, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер, пронзили его копьями, но не убили. Выйдя из шатра, князь стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242; см. № 49), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).

2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый. Перенесение мощей совершилось 2 мая (15 мая по новому стилю), это число и было утверждено для ежегодного празднования. Еще память святых Бориса и Глеба совершается 6 августа, а 18 сентября – одного Глеба.

Я не могу удержаться, чтобы не процитировать любимейшую фразу из Карамзина, относящуюся уже к Окаянному Святополку. «…Сей изверг впал в расслабление и не мог сидеть на коне. <…> Гонимый небесным гневом, Святополк в помрачении ума видел беспрестанно грозных неприятелей за собою и трепетал от ужаса… Имя окаянного осталось в летописях неразлучно с именем сего несчастного князя, ибо ЗЛОДЕЙСТВО ЕСТЬ НЕСЧАСТИЕ».

Один современный автор дерзнул сравнить с решительной кротостью Бориса и Глеба отказ от действий Михаила Горбачева во время его форосского пленения. Он-де этим избежал возможного кровопролития. Возможно, так. Жаль, что, несмотря на это, кровь все-таки пролилась, правда, из-за действий другого лица.

***

Переходить к третьему Борисоглебскому храму хочется, оттолкнувшись от слова «злодейство».

В 1930 г. на Арбатской площади была снесена Борисоглебская церковь, построенная в 1763-67 гг. архитектором К.И. Бланком, - один из лучших памятников в нехарактерном для Москвы стиле барокко. У нее были две предшественницы, деревянная и каменная, известные соответственно с 1483 и с 1527 гг. В 1933-м был уничтожен стоявший здесь же, на Арбатской площади, храм во имя Тихона Амафунтского.

В 1997 г. перед зданием Министерства обороны по инициативе и на средства Фонда единства православных народов был построен и освящен храм-часовня Святых благоверных князей Бориса и Глеба, формы которого отчасти заимствованы у снесенной церкви. Он стоит, такой маленький на фоне стеклянно-беломраморного монстра – Минобороны, возведенного в начале восьмидесятых. Ради последнего было уничтожено несколько старинных зданий, связанных со многими знаменитыми людьми России. Министерское здание подмяло, вобрало в себя прежний вход станции «Арбатская», погибла площадь с пересохшим фонтанчиком, чебуреками и голубями – кусочек жизни многих москвичей. Это ли не злодейство? Правда, тогда же и благодаря все тем же военным москвичи получили пешеходный Арбат – транспорту уже не возможно было ездить над прорытым к министерству огромным туннелем.

Фото 4: Разрушенный храм Тихона Амафунтского

На площади, напротив кинотеатра поставили скромный памятник погибшим церквам. Он пообтерся, стал незаметным, возле него иногда собираются самые разные личности, оставляя после себя окурки, бутылки и проч. Если будет возможность подойти к нему, можно увидеть на заляпанной металлической доске изображение погибшего Борисоглебского храма. Он находился именно здесь, где стоит сей знак. А Тихоновский был примерно там, где теперь новый Борисоглебский. В его иконостасе есть икона святого Тихона Амафунтского.

Подробно о «жизни и смерти» и о возрождении храмов Арбатской площади советую прочитать здесь: http://www.otdihinfo.ru/catalog/455.html.  Там же и объяснение, почему полноценная церковь, с алтарем и иконостасом, считается храмом-часовней, почему в ней находится икона Божией Матери Казанская.

Из-за малых размеров иконы праздничного ряда в нем переместились с иконостаса на стены, а сами стены посерели от вечного смога.

Несмотря на крохотные размеры, здесь совершаются богослужения: по средам – молебен с водосвятием и панихида в 12.30, по воскресеньям - литургия в 9.00, молебен с водосвятием и панихида в 14.30. Храм открыт с 9 до 19 часов.

Под храмом помещается уютный и толковый магазинчик, где можно купить очень много чего приятного и полезного.

Проезд к храму-часовне – до ст. м. «Арбатская», лучше Филевской линии (голубой). А если будете выходить через Арбатско-Покровскую (синюю), то внимательно смотрите на указатели: вам надо на Арбатскую площадь.

***

Несмотря на многовековое почитание святых Бориса и Глеба, храмов, посвященных им, не так уж и много - на сегодняшний день около 15 действующих. Такой результат был получен мною по запросу на сайте temples.ru.

Автор текста, первой и третьей фотографий:
Ольга САВИЧЕВА

Автор других фотографий:
http://www.temples.ru




Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ


ЧТЕНИЕ НА МЕСЯЦ
ИЛИ НОВЫЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ



Наш клуб паломников предлагает вашему вниманию все то самое интересное, что появилось в интернете за время, прошедшее с выпуска последнего номера «Православного паломничества». Публикации действительно заслуживают внимательного прочтения:

Москва: храм преподобного Марона Пустынника на Бабьем городке:
http://www.pravoslavie.ru/put/080227130434

Паломничество в Казахстан:
http://fondsk.ru/article.php?id=1268

Приют Пресвятой Богородицы:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080305211545

Отец Никола. Рассказ:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080313143606

«Забайкальский Афон»:
http://www.pravoslavie.ru/put/080314100000

Исход русских паломников во Египет, часть 2:
http://www.taday.ru:80/text/98908.html

Мощи преподобного Венедикта Нурсийского хранятся в Германии:
http://www.pravoslavie.ru/put/080327104746

Монастыри Спарты:
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=578&did=2108

Фрейлина трех императриц:
http://www.pravmir.ru/article_2803.html

Сергей Житенёв: «Возрождение православного паломничества напрямую связано с возрождением духовности в нашей стране»:
http://www.pravkniga.ru/interview/74/

Православие в Бельгии:
http://www.pravoslavie.ru/put/080410111538

Плат Христа:
http://zhizn.ru/article/society/10778/

От Урала до Иерусалима: труд и подвиг Дмитрия Смышляева:
http://mp.stroi.ru/detail.aspx?id=fa56cf57-b026-433f-8866-9431bb80742a

Хотите стать членами клуба? Напишите нам об этом.
До следующей встречи!
С Богом!




Контакт:


Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org


АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru