Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.




ГЛАВА X.
М. А. ЧЕРКАСОВА.




Бейрутские школы. — В гостях у М. А. Черкасовой. — Поведение русских в храме. — Случай с митрополитом Иннокентием. — Деятельность г-жи Черкасовой. — Трогательное прощание. — Успех сирийских школ. — Блуждание по базару. — Выход в море.
Стр. 44 — 49.


После священнического отпуста из храма стали выходить де-
вочки чинно, без шума. Не надо много ходить по классам школы,
чтобы сразу усмотреть, какая у них выдержка, дисциплина! С араб-
скими детьми трудно справиться, и нами виденный порядок школы
только делает честь её начальнице.

Сама Мария Александровна занимается в смешанной школе св.
Илии — Мусайбе с 15 марта 1887 г., но заведует и другими школами
Палестинского общества: Мазра — школа архангела Михаила, Хай-Ру-
мели — св. Николая, Рас-Берут — Пресвятой Богородицы и Хай-Ру-
мели — школа св. великомученика Георгия. Во всех пяти школах во
время моего путешествия (март 1900 г.) насчитывалось 151 мальчик
и 864 девочки.

С каким дружелюбным доверием относятся жители Бейрута

Изображение 7: М. А. Черкасова со своей школой в Бейруте.

к Марии Александровне и к её школам, можно было судить по
поведению кучки арабов, которая сопровождала её из церкви до
дома. Нас, приезжих гостей из России, Мария Александровна при-
гласила в гостиную и, угощая по восточному обычаю прохладитель-
ными напитками, объяснила нам, почему она нас задержала в
церкви.

Арабы очень религиозный народ и строгие исполнители церков-
ных обрядов. У них сложилось убеждение, что настоящие христиане —
это русские. А между тем много раз приходилось Марии Александ-
ровне краснеть за своих соотечественников, когда они показывали
своё невнимание или небрежность к богослужению и к храму. Раз-
вивая в детях религиозное чувство, понятно, она оберегает их
от дурных примеров. Вот почему ей всегда приятно, если за-
шедшие в храм русские имеют терпение выстоять богослужение
до конца.

Мария Александровна рассказала нам по этому поводу один
случай из практики московского митрополита Иннокентия, когда он
был на Алеутских островах. Новообращённые туземцы с самаго
начала оказали большую ревность и усердие к церковным молитвам
и ко всем обрядам. А так как сам проповедник веры был
русский и вся священная утварь, образа, свечи шли из России, то у
них составилось мнение, что русские — идеальные христиане. Но вот
приходит судно из России. Алеуты во все глаза смотрят за рус-
скими и, как прозелиты, интересуются главным образом их по-
ведением в церкви. И вдруг какое разочарование!.. Они спраши-
вают Иннокентия, и тому пришлось сказать, что настоящие рус-
ские другие...

Увидя, что мы торопимся ехать на пароход и в то же время
выражаем большое желание услышать от неё хоть бы краткую по-
весть о себе, она сказала:

— Я не скрываю своего прошлого, но рассказывать подробно о
себе надо много времени. Начиная с семнадцатилетнего возраста,
тотчас по окончании институтского курса, я обратилась к той дея-
тельности, которой и теперь предана всей душой. Но прежде чем
основаться где-либо, я много изъездила по свету Божию. Между про-
чим работала года три в Японии при русской духовной миссии. На-
конец, нашла себе место в Сирии, и, Бог даст, навсегда. Я уже
здесь работаю тринадцать лет. Только один раз, года четыре тому
назад, съездила ненадолго в Россию, и то по вызову. В этом-то
всё дело и есть, господа, что приезжают сюда люди с искренним
желанием поработать, но пройдет год, два, — смотришь, явившиеся
деятели уже и назад в Россию едут. Мимо меня в этом крае
прошло около пятидесяти человек учителей и других служащих
Палестинскому обществу, а из них удержались здесь разве только
человека два-три, не более.

Нашей беседе помешали другие гости, пришедшие к Марии Але-
ксандровне, да и время подошло ехать нам на пароход.

Провожая нас до лестницы, Мария Александровна спросила наши
имена, чтобы помянуть их на молитве. Такое христиански-умилитель-
ное внимание нас окончательно растрогало, и мы не знали, как бла-
годарить эту добродетельную женщину. Сколько сердце подсказало
нам самых лучших пожеланий и благословений, всё было горячо
высказано ей на прощание.

Дай Бог, конечно, всякого успеха русским труженикам в
Сирии! Они не преследуют здесь никаких политических, экономи-
ческих и других скрытых целей; их задача одна: внести христиан-
ский свет истины в среду православных арабов. Так это по-
нимают и сами арабы, и здешнее духовенство. А работы в Сирии
ещё немало! И те школы, которые уже состоят под попечением
нашего Палестинского общества, требуют ещё многого для своего усо-
вершенствования. А какое ещё поле учебной деятельности остаётся для
будущего! Теперь мы работаем только в треугольнике Триполи, Бей-
рута и Дамаска, но ведь во всех тринадцати епархиях Антиохийской
церкви находятся 20 городов и 180 деревень, с 356 000 душ пра-
вославного населения! Мы только можем порадоваться, что блажен-
нейший патриарх Мелетий так охотно занимается просвещением своей
паствы. В Сирии существуют попечительные советы, с местными
архиереями во главе, которые заботятся о средствах для постройки
домов для школ или для найма временных для них помещений, по-
тому что при открытии новой школы Палестинское общество ставит
непременным условием для здешних сельских и городских об-
ществ, чтобы школа была обеспечена вполне соответственным по-
мещением. Несмотря на теперешнее их убожество сравнительно с
блестящими инославными учебными заведениями, всё-таки арабы инстин-
ктивно предпочитают в них отдавать своих детей. Вот уже по-
истине можно сказать: Господь отверзает очи слепых и умудряет
младенцев!

Понятно, в настоящее время Палестинское общество не может
вести дело просвещения арабов без посредства русского языка, без
русских руководителей, но пройдёт лет десять, и, Бог даст,
арабы будут иметь своих собственных хороших руководителей, и
тогда дело просвещения православных туземцев пойдёт большими
шагами.

От дома г-жи Черкасовой до пристани недалеко. По времени мы
давно должны бы были приехать. Спрашиваем своего проводника (ко-
нечно, по-французски):

— Скоро ли будет пристань?

— А вот сейчас, лишь только проедем базар. Не желаете ли
купить древних вещей, antiques?

— Нет, нет, скорей на пароход!

Но вот мы проехали ещё одну улицу базара, проезжаем другую,
третью, и на каждой наш проводник находит что-нибудь предло-
жить для покупки. Появилась и у него в кармане целая куча монет.
Наконец, нам стало очевидно, что он нас водит взад и вперёд
по базару, тогда как пристань находится в двух-трёх шагах. Все
наши вежливые просьбы не имели никакого воздействия на провод-
ника, и пришлось прибегнуть к азиатскому способу обращения: энер-
гично отказавшись от всех назойливых предложений, особенно от
порнографических карточек, надо было покричать и показать ему
своё раздражение, чтобы он послушался и моментально доставил нас
к лодкам. Да и пора было. Только что мы прибыли на пароход,
как он снялся и направился к последнему пункту нашего морского
путешествия — Яффе.

Тепло. Каютные пассажиры высыпали на верхнюю площадку. До
захода солнца ещё было время попрощаться с Сирией. Выйдя из за-
лива св. Георгия, пароход обогнул мыс Бейрута и направился на
юго-запад. Песчаная прибрежная полоса скрылась. Только Ливанские
горы синеватой лентой растянулись по восточному горизонту. Небо
было нечисто. Небольшое волнение наводило некоторых на беспо-
койное раздумье — какова-то завтра будет высадка в Яффе? Взгля-
нул я на палубу: там совершенно спокойно, с твёрдым упованием
в Бога паломники приготовляют себе постели на ночь. А из трюма
несутся умиротворяющие звуки вечерних молитв и припевов к
акафисту Божией Матери...

Приложение: Указатель рисунков





Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.