ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" Чтение книги: ПАЛОМНИЧЕСТВО В ПАЛЕСТИНУ КО ГРОБУ ГОСПОДНЮ. И. П. Ювачев, С-Петербургъ, 1904 |
Апостолу Господню Иакову Зеведееву посвящается
Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ * Старый (церковный) стиль * Новый (светский) стиль ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Православная Германия * Сайт Дюссельдорф и его окрестности |
ГЛАВА VIII. РУССКИЕ ШКОЛЫ В СИРИИ.
Ночная беседа. — Необходимость русского языка для арабов. — Конкуренция между инославными миссионерами. — Просьба сирийского духовенства. — Численность русских школ в Сирии. — Их успех. — Три типа учебных заведений. — Распространение русского языка в Палестине.
Стр. 34 — 38. Пароход снялся ночью. Яркие звёзды на небе вызвали меня любоваться ими на верхнюю площадку. Но у меня ещё не вытеснились из головы образы виденного сегодня днём, и я искал, с кем бы поделиться своими впечатлениями. Среди пассажиров находился один из служащих в Православном Палестинском обществе. Мне интересно было слышать о школах общества вообще, об их возникновении и цели, об условиях жизни учителей и многое дру- гое, и потому я обратился к нему со своими вопросами. Мне казалось, что он сообщает сведения о школах очень охотно и откровенно, и я позволил себе затронуть некоторые щекотливые вопросы, о которых писалось в последнее время в русских газетах. — О, это пишут люди, имеющие личные счёты с обществом. Таким писаниям нельзя доверять, — ответил мой собеседник. — Но скажите, пожалуйста, — спрашиваю его, — насколько необхо- дим для арабских детей русский язык? Я читал, да мне и гово- рили, что всё то немногое по русскому языку, что изучат дети в сель- ской школе за три года, скоро ими забывается. Даже учителя и учи- тельницы, окончившие Назаретский или Бет-Джальский пансион, где преподавание предметов ведётся на русском языке, и где они усваи- вают его настолько хорошо, что свободно объясняются и читают с пониманием образцовые произведения русских писателей, даже и эти арабы, если попадут в отдалённые школы среди арабского населе- ния, в значительной степени, утрачивают понимание русской речи*. К чему им такое нетвёрдое знание русского языка, когда здесь пришлые иностранцы, или франки, преимущественно говорят на французском языке? Мой собеседник, до сих пор так мирно настроенный, вдруг заволновался, потерял свой спокойный тон и, как будто с кем полемизируя, стал крайне возбуждённо доказывать необходимость рус- ского языка в сирийских школах. Мне неприятно было, что я вы- звал в человеке нежелательное огорчение, затронув, как видно, больной вопрос, а потому я скоро замолк и мы расстались. Впо- следствии, объехав всю Палестину и присмотревшись к положению дел Православного Палестинского общества, я сам пришёл к тому убеждению, что русский язык действительно необходим в здеш- них православных школах. В Сирии и Палестине, как известно, идёт сильная конку- ренция между различными исповедниками Христа. Каждый из них хочет привлечь православного араба на свою сторону и чаще всего увлекают его не будущими небесными, а настоящими земными бла- гами. Нельзя сказать, чтобы араба легко можно было соблазнить. Но миссионеры отлично поняли, что есть тонкий и верный способ обра- щения арабов в католичество или протестантство. Это провести их де- тей через миссионерские школы. Толпы инославных мужчин и женщин, всецело отдавшие себя, как монахи, на служение идее, на- воднили здешний край и настроили множество блестящих школ, и низших и высших. Ну, как не соблазниться арабу даровым обу- чением! И он отдаёт своего сына или дочь в прекрасно обста- вленный пансион, где дети скоро усваивают французский, немецкий или английский язык, смотря по тому, в чьих руках они нахо- дятся, и вместе с тем незаметно подпадают влиянию своих на- ставников. Если бы не пришли сюда на помощь русские, то скоро не было бы араба сирийца, а были бы арабы французы, арабы немцы, арабы англичане. Для удержания местного населения в православии, очевидно, надо создать для него школы в православном духе, и притом такого устройства, чтобы они могли выдержать конкуренцию с инослав- ными. Но как это сделать? Сами арабы, как малокультурный на- род, да ещё под турецким гражданским и под греческим ду- ховным режимом, не в состоянии открыть не только высшей или средней, но и порядочной сельской школы. Вот тут-то наше Палестинское общество и пришло на помощь арабам со своими русскими учителями. Но как скромно и деликатно это было сделано в Сирии! Осенью 1895 г., иерархи Антиохийской церкви, видя успех рус- ских учебных заведений в Палестине, стали горячо просить наше Палестинское общество, чтобы оно взяло на своё попечение и си- рийские школы. Несмотря на свои небольшие средства, общество почло себя нравственно обязанным не отказывать в таком свя- том деле, а потому распространило свою учебную деятельность и на Сирию. В короткое время общество взяло под свою опеку сорок две школы и разделило их на две инспекции: Южно-Сирийскую с Дама- ском во главе и Северо-Сирийскую, к которой принадлежит Эль- Мина, Триполи и Хомс. Бейрутские школы выделены пока в отдель- ный округ под непосредственным заведыванием М. А. Черка- совой. В Южно-Сирийской инспекции представителя общества, Дмитрия Фёдоровича Богданова (из Казанской духовной академии), было семь мужских школ, двадцать смешанных и одна исключительно жен- ская. В них насчитывается 2 111 учеников и 1 333 ученицы. Се- веро-Сирийские учебные заведения были в ведении инспектора Ефима Ивановича Тарасова (из Петербургского историко-филологического института). В моё время здесь насчитывалось четыре мужских школы, девять смешанных и одна женская. Всех учащихся в них 2 519 мальчиков и 1 446 девочек. Успех наших школ более всего очевиден в сёлах. На- пример, в Рахбэ и Джиброиле дети покинули протестантские школы с открытием русских. В других же сёлах жители упорно отка- зываются от назойливых предложений латинян и терпеливо ждут православных школ. Палестинское общество, как я говорил, радо исполнить их просьбы; но помимо того, что для этого нужны большие деньги, надо ещё создать контингент надёжных учителей, которые, взявшись за орало на арабской почве, не оглядывались бы назад на Россию. Как бы то ни было, общество дало арабам семьдесят школ, где обу- чаются до 10 000 человек**. Кроме двух учительских пансионов в Назарете и Бет-Джале, созданных по типу российских учительских семинарий, все осталь- ные школы общества делятся на одноклассные и двухклассные. В первых, с тремя последовательными группами и тремя годами обу- чения, преподаются: Закон Божий, арифметика, арабский и русский языки и пение. В двухклассных же училищах с тремя последо- вательными группами в 1-м классе, т. е. с пятью годами обучения, преподаётся то же самое, что и в одноклассных, конечно, по расши- ренной программе и, кроме того, ещё турецкий язык и география. Кстати сказать, число русских паломников в Палестине с годами всё увеличивается и увеличивается. Иные проводят в ней несколько месяцев, а есть, которые живут в Палестине и годы. Весь этот русский люд находится здесь в постоянном движении, а следовательно, и в общении с местными жителями во всех го- родах и сёлах. Теперь неудивительно встретить араба, знающего несколько слов и даже несколько фраз по-русски. Мне попадались мукари (проводники), которые очень развязно объяснялись по-русски с паломниками, научившись языку только от них в караванных шествиях по святым местам. В этих видах для нас, конечно, выгодно распространение русского языка среди арабов. Замечу кстати, что теперь, кроме Православного Палестинского общества заботится ещё другое, — общество Востоковедения — о распро- странении русского языка вообще в Азии, чтобы тем содействовать сближению России с восточными странами и служить проводником русской культуры и производительности среди восточных народностей. Некоторые дальновидные экономисты предвидят сближение этого края с Россией через соединение железной дорогой порта Александ- ретты с Закавказьем, но об этом здесь не место говорить. _______________ * Cм. "Сообщения Православного Палестинского общества" за 1899 год. ** К 1-му мая 1900 г. В настоящее время общество насчитывает 87 русских школ, которые 1-го марта 1902 г. турецким правительством признаны законно существующими. Приложение: Указатель рисунков |