Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.




ГЛАВА VI.
ЭЛЬ-МИНА.




Задержка на пристани. — Школа в Эль-Мине. — Русская грамота у арабов. — Детский сад. — Арабки-учительницы. — Школьное преподавание.
Стр. 26 — 30.


Поехал и я с небольшой группой паломников на цветущий
берег Сирии. На всякий случай мы захватили свои паспорта и приго-
товились к требованию бакшиша. Одна лодка остановилась на наших
глазах у пристани, и пассажиры беспрепятственно вышли на берег
и разошлись по улицам города. Почему-то нашу лодку арабы подвезли
к таможне. Лишь только мы поднялись на её помост, как перед
самым нашим носом закрыли дверь и окружили её не то сторожами,
не то полицейскими.

— Паспорта!

Мы показали. Но они не удовольствовались этим и стали их
отбирать. Этот приём был совершенно иной, чем в Константино-
поле или Смирне, и мы поспешили взять свои паспорта назад. Нас
не пускают.

— Ведите нас к русскому консулу! — настойчиво потребо-
вали мы.

После небольших препирательств они куда-то послали сирийца
и минут через пять нас препроводили к агенту Русского общества
пароходства и торговли. Как многие наши консулы на Востоке, он
ни слова не понимал по-русски. Пришлось прибегнуть к француз-
скому языку, на котором агент объяснил нам, что мы свободны,
и нам нет никаких препятствий идти в город.

Но куда идти? Некоторые из паломников, узнав, что здесь
нет «святых мест» для поклонения, сделали небольшие покупки
тут же на берегу и поспешили вернуться на пароход. Я предло-
жил своим спутникам посетить здешнюю русскую школу, находя-
щуюся почти в центре христианского квартала. Арабы скоро довели
нас до небольшого беловатого здания, и мы по восточному обычаю
постучали металлической ручкой в дверь. Нас встретила учительница,
а вслед за ней и начальница женской школы, Валентина Михай-
ловна Соколова, которая любезно предложила осмотреть классы и
послушать занятия с арабскими девочками. В каждом классе при
нашем входе все дети вставали со своих мест и медленно нара-
спев приветствовали по-русски, твёрдо выговаривая последнюю гласную:

— Здрав-ствуй-тэ!

Большинство учительниц были молодые девушки-арабки, но в
одном классе мы застали русскую, которая вызвала маленькую уче-
ницу к классной доске и попросила её написать молитву: «Царю не-
бесный». Девочка арабка быстро и отчётливо стала писать по-русски.
Мои спутники пришли в умиление.

— Смотрите-ка, в турецкой земле, а как научены по-русски! —
заметил один из них.

Переходя из комнаты в комнату, мы были поражены числом
детей.

— Наша школа двухклассная, — пояснила нам попутно началь-
ница. — Первый класс имеет три отделения, и первое из них раз-
делено на три параллельные группы по сорок человек в каждой.
Второй класс пока ещё имеет только первое отделение.

— А сколько же всего детей?

— Шестьсот. Есть и трёхлетние девочки, но есть и очень взрос-
лые. Одной, например, ученице двадцать два года.

— Даже трёхлетних принимаете!

— В детский сад. Если желаете взглянуть на него, то пожа-
луйте в другое здание.

И любезная начальница школы повела нас через улицу в
другой арабский дом, на обширной террасе которого мы застали массу
маленьких детей. Под руководством старших, они составляли из
себя длинные вереницы и на ходу пели песни, похлопывая в такт
крошечными ручёнками.

Эль-Минская женская школа открыта в октябрь 1897 г. и пока
не имеет собственного специального здания. Осмотренные нами два
дома нанимаются здешним благотворительным обществом, а всё со-
держание школы и учительниц берёт на себя Палестинское общество.
Одна из главных задач этой школы — поддержание православной
веры среди арабского населения, а потому покровителем её состоит
триполийский митрополит Григорий.

— Сколько же всех учительниц? — спрашиваем мы Валентину
Михайловну.

— Кроме меня, ещё три русские учительницы, да арабок
одиннадцать. Вот позвольте вас познакомить с двумя арабскими
учительницами, окончившими курс в Бет-Джальском пансионе*.
Они у нас служат также и переводчицами.

Вера Николаевна Халеби и Е. Хури, очень миловидные девушки
с типичными у арабок чёрными глазами, на самом деле прекрасно
говорят по-русски. У них пламенное желание побывать в России,
для которой они так много поработали. И, мне кажется, вполне было

Женская школа в Эль-Мине.

бы законно, если бы Палестинское общество пришло им на помощь
и осуществило их заветные мечты.

Совместными усилиями учительницы преподают детям на араб-
ском языке Закон Божий, арифметику и географию, кроме того, три
языка: арабский, русский и французский. Обучают также рукоделию и
пению по-русски и по-арабски. Помимо непосредственного занятия с
детьми, русские учительницы ещё играют здесь роль руководительниц
преподавания предметов, так как у арабок познания небольшие,
да и с педагогическими приёмами они не вполне знакомы.

______________
* Православное Палестинское общество устроило два пансиона для подгото-
вки учителей и учительниц в сельские арабские школы. В 1886 г. был осно-
ван мужской пансион в Назарете, а в 1890 г. женский — в Бет-Джале, близ
Вифлеема.


Приложение: Указатель рисунков





Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.