Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Выпуск 047
20.10.2007

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный клуб паломников в честь апостола Иакова Зеведеева

Интернет-ресурсы ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ
ВелоПАЛОМНИК

Всего подписчиков: 538 (+18)

От редактора:

"ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО"
теперь будет выходить по субботам

МИР ВСЕМ!

CОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
Воскресенье, 21 октября: память преподобного Трифона Вятского

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
Ангелы и демоны Свияжска

Кижи: Преображенскую церковь спасет "микроволновка"

В Москве блекнет икона царя-страстотерпца святого Николая Второго

Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА
Москва сокровенная: схимонахиня Ольга Ложкина (часть 1)


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


Воскресенье, 21 октября 2007: память преподобного Трифона Вятского








ВЯТКА: СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ТРИФОНОВ МОНАСТЫРЬ




Мое первое знакомство с Успенским Трифоновым монастырем состоялось в 1986 г. Тогда это был просто комплекс разоренных зданий. На захламленной территории в кучах мусора еще можно было увидеть разбитые древние надгробия, здесь же почему-то слонялись худые дворняги. Было тихо и удивительно спокойно. Однако со мной, человеком не религиозным, происходила странная метаморфоза. Душа, опустошенная повседневной суетой, наполнялась чем-то непостижимым и светлым.
















НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА МОНАСТЫРЯ


К концу XVI столетия город Вятка, основанный в 1374 г. новгородскими ушкуйниками, стал форпостом продвижения русского государства на Урал и в Западную Сибирь. Вятка поставляла хлеб для служилых и ратных людей на присоединенных к Московскому государству новых землях. Выгодное экономическое положение города не осталось незамеченным для влиятельного дома уральских промышленников Строгановых. В качестве проводника своих интересов ими в Вятку (тогда город назывался Хлыновым) был послан инок Спасского Пыскорского монастыря, Трифон (в миру Трофим).

Сам Трифон никакого отношения к Вятскому краю не имел. Он родился в 1546 г. в городке Мезень (недалеко от Архангельска) в семье зажиточного крестьянина и в молодости вел юродствующий образ жизни. Со Строгановыми Трифон познакомился в городке Орлове Пермского края. По их же рекомендации постригся в монахи Спасского Пырского монастыря, созданного Строгановыми в верховьях реки Камы.

В 1680 г. Трифон прибывает в Вятку и предлагает местным жителям устроить «святую обитель». Почему никому не известный ранее инок так «показался» местным богатеям, неизвестно.












Из летописей следует только лишь то, что решением Земского Собрания именитых граждан Трифону была передана челобитная для вручения царю Иоанну Васильевичу (Иван IV), подписанная всеми пятью городами вятской провинции, «чтобы государь пожаловал, а преосвященный митрополит благословил... к созданию монастыря и о устроении его».

В Москве у Трифона нашлись весьма влиятельные покровители – бояре Бельские, Романовы и Черкасские, они обеспечили ему «прохождение бумаг» и милость государя. Уже 21 июня 1580 г. царь Иван IV (1530-1584) торжественно вручил 34-х летнему «старцу Трифону» грамоту об отводе под монастырь старого городского кладбища. Сам Трифон был возведен в сан иеромонаха и утвержден в должности строителя.

Не прошло и года, как на местности, известной под названием «Балясково поле», поднялась деревянная Благовещенская церковь – храм состоял из двух срубов: высокая клеть основного помещения и низкая широкая трапезная с притвором. Трифон попросту перевез в Вятку на плотах заброшенную церковь из города Слободского, разобрав ее за сутки нанятой им артелью.





Свои деревни с угодьями в Специнском стану пожертвовал монастырю Василий Овцин, он же покрыл главу Успенского собора белым железом. Засвидетельствовали свое уважение монастырю и многие другие влиятельные люди края и России. Иван Грозный «безданно и безоброчно жалует селами, деревнями с людьми, озерами и пашнями, лугами и денежными средствами. В знак особого благоволения 12 подвод с книгами, иконами, ризами и разной церковной утварью, отправил в дар монастырю царь Федор Иоанович (1557-1598).

С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам старец.

На рубеже XVII столетия за монастырем числилось 24 тыс. крестьян, выплачивающих оброк монастырю. Ризницы хранили весьма дорогие вещи: золотых окладах и усыпанные жемчугами и каменьями, богато оформленные рукописные книги, церковная утварь…

Прострогановская политика Трифона была сразу разгадана местной посадской верхушкой, однако пользовавшийся поддержкой  весьма влиятельных в Москве княжеских родов и местного воеводы, Трифон почти 20 лет был им «не по зубам». Серьезные неприятности у Трифона начались только после прихода к власти Бориса Годунова в 1598 г. Род Романовых был заподозрен в попытке «извести царский род», репрессирован и сослан в Вятский край. В числе сосланных бояр был даже отец будущего царя, Михаила Федоровича. Попали опалу и другие покровители старца – бояре Бельские и Черкасские. Подозрительный Годунов (1552-1605) заподозрил Трифона в связи с Романовыми и назначил полную ревизию всего монастырского хозяйства. Трифон не стал дожидаться ее результатов (они, как он и ожидал, оказались для него очень неблагоприятными) и поспешил уехать из Хлынова в Сольвычегорск под защиту своего другого могущественного покровителя, Никиты Григорьевича Строганова…

Власть в России вновь поменялась, Романовы из изгнанников стали правящей династией. Однако Трифон не воспользовался поражением своих врагов и возвышением друзей, он уже был стар и болен, через год старец умер. После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован.

МОНАСТЫРЬ ПОСЛЕ ТРИФОНА

Все XVII столетие было периодом расцвета монастыря. Значительные средства, накопленные за счет обширного монастырского хозяйства и частных вкладов, позволяли монастырским властям не только в сравнительно короткие сроки восстанавливать постройки после пожаров, но и начать дорогостоящее каменное строительство. По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака. Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного. До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.

Сложные времена начались у монастыря с воцарением Петра Первого. По его указам монастырские мельницы и рыбные ловли были определены в Государственную казну, «остаточные» же деньги предписывалось отсылать в Сибирский приказ. В 40-е годы XVIII столетия монастырь обязывают выплачивать большие налоги в Коллегию Экономии. По монастырским вотчинам прокатилась волна восстаний. Что уменьшило поступление в казну оброка. Большой урон монастырю нанесли реформы Екатерины II в области церковного управления и пожары 1700, 1752 и 1770 гг. Большая часть угодий монастыря была объявлена государственной собственностью, монастырь был зачислен в 5-й штат второго класса с точно определенным числом служащих и угодий. Его материальное положение во второй половине XVIII столетия ухудшилось настолько, что пришлось при вратах монастыря и в церквах во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.

С воцарением императора Павла Петровича (1796), указом Синода монастырю были возвращены его лучшие земли и дарованы льготы.

После революции 1917 г. монастырь был разорен. Восстановительные работы начались в средине 1950-х гг. и с перерывами продолжаются до настоящего времени. С 90-х гг. ХХ столетия, после его передачи во введение Вятской епархии, реставрационные работы значительно активизировались и ведутся с привлечением известных мастеров. К настоящему времени восстановлен первоначальный исторический облик монастыря.

Текст с сокращениями: http://supotnitskiy.webspecialist.ru

Фотоизображения:
http://supotnitskiy.webspecialist.ru
http://sobory.ru
http://www.izhiza.com


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ


Ангелы и демоны Свияжска


НЕВЫДУМАННАЯ РУСЬ: здесь нет кладбища и рекламных плакатов, но есть белокаменные храмы, древние клады и браконьеры

Чудеса бывают. Неделю назад я ничего не знал о Свияжске. Ни-че-го. Потом прочитал где-то, что там после революции большевики установили первый в мире памятник Иуде Искариоту, и был просто в шоке. Иуде Искариоту? Дня два ходил под впечатлением, а на третий мне позвонили из редакции: надо лететь в командировку. Куда лететь? В Свияжск. 

Вид сверху

С неба остров Свияжск похож на громадный овальный поднос. Но увидеть его таким могут только ангелы и вертолеты. Ангелы давно с печалью смотрят на это место. А вертолеты каждый день кружат над здешними водами в поисках рыбных браконьеров.

В хорошую погоду сверху Свияжск кажется даже немного праздничным. Белеют храмы монастыря, прячутся в зелень деревьев разноцветные крыши домишек, виднеется, причаливающий к пристани теплоход. Однако, чем ближе к земле, тем меньше радости. Разруха.

- Какой уж тут праздник? От Свияжска остались одни осколки. - говорит наместник Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан. - Половину храмов взорвали, а ведь ни одного нового здания так здесь и не построили. Ни одного! Даже руины не разобрали. Но страшно не это. Стены еще можно как-то восстановить. А людей?

Люди реставрации не поддаются. Это точно. Да, и некого тут "реставрировать". Улицы Свияжска пусты. Ни людей, ни машин. Возле каменной ограды одиноко бродит лошадь, подаренная монастырю президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.

Дорога к пристани

Судя по статистике, сейчас на всем острове живет чуть больше двухсот человек. А в царские времена эта цифра доходила до семи тысяч. У Свияжска тогда был свой герб, мощеные камнем дороги, городской сад, шестнадцать лестниц, спускающихся к воде, и Никольская колокольня с механическими часами, которые пожертвовал городу еще Иван Грозный. Теперь заросла травой даже центральная площадь.

- Богатый был город, богатый… - вздыхает монах, который согласился показать остров. - Представляете? Храмы стояли белокаменные, мостовая, публика гуляла, торговые лавочки, барышни с зонтиками. А сейчас?

Мы идем по Успенской улице. Барышень нет, под ногами широкая пыльная колея, отдаленно напоминающая дорогу.

- Когда в Свияжск приезжала Екатерина II, - продолжает отец Иоанн - горожане весь путь царицы устелили персидскими коврами. И это ее так растрогало, что императрица оставила городу золоченую карету.

- А, что с каретой потом стало?

- Казанские власти отобрали. Говорили, что на реставрацию. Но так и не вернули.

Подходим к спуску на пристань. Поблизости красивый купеческий дом, с балкона которого когда-то митинговал Троцкий, а через дорогу от него храм святых царей Константина и Елены, чудом избежавший печальной участи остальных приходских церквей Свияжска. Пристань сверху кажется маленькой. Особенно на фоне бескрайних волжских просторов.

- Раньше тут были главные крепостные ворота. Стража стояла, и самобойные часы  с колоколом отмеряли время смены караула. - прерывает наше молчание монах. - А знаете, как этот город появился? Он сюда приплыл.  

"Город хитро сотворенный"

Герб Свияжска с другим не спутаешь. На нем изображен плывущий на ладьях город и пять рыб. Почему рыб именно пять, не знаю. А вот историю создания Свияжска можно найти сразу в нескольких русских летописях. Настолько она удивительна.

В одной из летописей говорится, что этот город Ивану Грозному привиделся во сне. По преданию, после очередной неудачной попытки осады Казани, когда взять ее не помогли ни численное превосходство войск, ни пушки, царь просил небеса открыть ему пути покорения враждебного ханства. Вот тогда и было ему во сне знамение. А на обратном пути Иван Грозный увидел место, где следовало поставить крепость, но сохранил все в тайне до самой Москвы.

План царя был гениален и дерзок: срубить в лесах под Угличем деревянный кремль со всеми постройками, перевезти его в разобранном виде по Волге на Круглую гору, которая находилась в пределах одного пешего перехода от столицы ханства, установить на горе свой форпост и оттуда "воевать Казань".

О том, как приняли эту сумасшедшую идею воеводы, история умалчивает. Но доподлинно известно, что в конце мая 1551 года кремль по воде доставили, а уже через месяц (!) на Круглой горе стоял целый город, неприступные стены которого украшали восемнадцать башен. Крепость была столь грандиозна, что по величине превосходила даже Московский кремль.

Однако возведение города в самом сердце Казанского ханства начиналось не с фортификационных укреплений, а с Троицкой церкви. Ее собрали и освятили уже на второй день после прибытия кораблей. И, наверное, на это были какие-то особые причины.

Дело в том, что в тюркских легендах Круглая гора называлась совсем по-другому - Кара кирмен. Одно из значений слова "кирмен" - запретное место. "Кара" - черный. Черемисы, которые здесь обитали, были уверены, что под горой сотни лет спит злой дух Кереметь. А, когда он проснется, все пойдет прахом. Это место считалось у них проклятым, и ходить сюда запрещалось. Тех же, кто нарушал вековые запреты, карали жестоко. Казнили не только виновного, но и весь его род. Наверное, очень боялись духа разбудить.

Знал об этом Иван Грозный? Таких свидетельств нет. Но даже злые духи Кара кирмен не помешали царю завершить поход. 2 октября 1552 года Казань пала.

Тюрьма-шашлычная

Когда попадаешь на центральную площадь Свияжска, не сразу понимаешь, в каком веке ты очутился. На развалинах купеческих домов охотно позируют перед фотокамерой козы, на месте взорванных церквей высятся несколько деревянных крестов. Намеков на современность только два: новенький таксофон у дверей почты и запах шашлыка. Ни пивных киосков, ни рекламных билбордов. Тишина.

Единственная дань рыночным преобразованиям - кафе-шашлычная, которое открыли переселенцы-армяне. У кафе нет названия, но есть постоянные клиенты. Местные жители говорят, что шашлычная функционирует круглые сутки. Однако ходить в "ночной клуб" очень не советовали. Кафе часто упоминается, как в туристических путеводителях, так и в криминальных сводках. Видимо, сказывается дурная наследственность - пару столетий назад тут была тюремная изба.

- Здесь все так перемешано! - говорит отец Иоанн - Вон там еще недавно стоял памятник Ленину. А в этой церкви молился Иван Грозный. Видите гостиницу? Она находится у дороги, по которой везли в Сибирь декабристов.  А вон торчит мачта высоковольтной линии. Из-за нее Свияжск не попал в список Всемирного наследия ЮНЭСКО. Такой вот исторический ансамбль. Время будто остановилось.

Время остановилось, а мы двинулись дальше. Навстречу нам шла женщина, которая несла на плечах коромысло. В Свияжске на них до сих пор ведрами воду носят.

- Может, и правда остров заколдованный? Не зря же его черемисы не любили? - осторожно поинтересовался я, оглядываясь на женщину и одновременно стараясь не отстать от монаха.

- Что тут скажешь… Черемисы - воинственный народ. И, когда на горе соорудили крепость, все ожидали, что они выступят против русских. Но черемисы перешли на сторону царя. Почему? - отец Иоанн сделал короткую паузу. - Оказывается, еще задолго до появления свияжских церквей, они слышали здесь колокольный звон и видели старика, кропящего водой землю. Раз за разом черемисы посылали за ним всадников, но старик исчезал, а воины в страхе возвращались. Но самое интересное, когда сюда вместе с крепостью приплыла икона Сергия Радонежского, старейшины его узнали. Вот так.

Неожиданно монах остановился и что-то поднял с земли.

- Держите. Это железная пуговица от кафтана. Старинная. После дождей здесь чего только не встретишь. Дядя Гриша у себя в огороде сундук с золотыми монетами нашел и хотел их какому-то дантисту сдать. Чуть не посадили.

Бронепоезд товарища Троцкого

Говорят, что раньше колокольный звон спасал города от "моровых поветрий". Так в старину называли разного рода эпидемии. Но от "красной чумы" колокольный звон Свияжск не уберег.

Летом 1918 года революционная Москва была в шоке. Белочехи захватили Казань, где тогда комиссары сконцентрировали основную часть золотого запаса России. Вопрос быть или не быть власти большевиков стоял очень остро. И тогда в Свияжск отправили наркомвоенмора Троцкого. А вместе с ним литературный бронепоезд. Это не шутка. Он так и назывался: "Военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени Ленина".

Первой жертвой "литературного поезда" в Свияжске стал настоятель Богородице-Успенского монастыря епископ Амвросий, которого зверски убили за отказ отдать хлебные запасы и церковные ценности. Буквально через два дня та же участь постигла священника Константина Долматова. Обвинение было абсурдным - ветхого старика казнили за то, что он якобы стрелял с колокольни Софийской церкви по красноармейцам из пулемета. Потом пришла очередь монашек из Предтеченского монастыря. Их расстреляли без всяких обвинений.

Но на этом "культурные мероприятия" в Свияжске не закончились. Поезд все же в какой-то степени оправдывал свое название. Кроме известного публициста Троцкого, на нем приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту.  Главное событие, ради которого так старательно уничтожали местное духовенство, было впереди.

Скажу сразу, что пассажиры поезда Всеволод Вишневский и Демьян Бедный не оставили об этом своих воспоминаний. Поостереглись. А вот малоизвестный датский писатель Галлинг Келлер не удержался. По его словам,  "местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу".

Памятник Иуде простоял в Свияжске недолго. Потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина. Что, выражаясь языком пролетарского вождя, было чертовски верно.

Школа слепых

Утром мы отправились на берег. Отец Иоанн рассказывал, что после шторма можно найти множество редких вещей. Он их  собирает для монастырского музея.

- Я очень хочу, чтобы вы нашли старинную монету. На счастье. Еще пару лет назад мальчишки здесь их банками собирали и продавали иностранцам. Трехлитровая банка - три доллара. Иностранцы знали, что вывезти не смогут, но все равно покупали. Не могли удержаться.

Хотя ближайшие несколько дней шторма не было, монетку мы нашли - потемневшую копейку 1985 года. Кроме нее нам попалось на глаза штук десять кованых гвоздей, несколько кусков керамики с древним орнаментом и две человеческих кости. Я уже слышал, что раньше кости и черепа монахи собирали по острову и предавали земле мешками, но не думал, что все настолько буквально.

- Тут ведь какая история. Троцкий дважды пытался взять Казань. И все неудачно. Тогда он, наверное, впервые после римских легионеров… - отец Иоанн на секунду задумался. - применил децимацию. На берег вывели красноармейцев и каждого десятого расстреляли. А с ними и командиров.

- За что их так?

- За поражения в боях. Троцкий никого не щадил - ни чужих, ни своих. А дальше Успенский монастырь превратили в тюремные казематы. Потом преобразовали Свияжск в филиал ГУЛАГА. И за все это время было уничтожено не менее пяти тысяч человек. А где хоронили? В Свияжске кладбищ нет.

- И долго это продолжалось?

- До смерти Сталина. В 1953 году тюрьму из монастыря убрали и сделали там психушку. Перевели сюда дом для умалишенных из Казани.

"Хорошее дело. - подумал я - Весь краткий курс истории советского периода Свияжска можно свести всего к четырем словам: революция, тюрьма, война, психушка."

Впрочем, одной больницей для душевнобольных дело не ограничилось. Кроме нее в Свияжске открыли еще интернат для умственно отсталых детей и школу слепых. (Это на острове, который не сложно обойти и за полчаса). Когда случился экономический кризис, психушку и школу слепых из Свияжска эвакуировали. Но местных жителей, как ни странно, это не обрадовало. Раньше была хоть какая-то работа. А теперь?

Колеса для "макаки"

Жизнь на острове - не рай. Вокруг вода и сплошные проблемы.

Работать в Свияжске и, правда, негде. Последние признаки цивилизации: школа, почта, аптека, магазин и крошечная гостиница не в счет. Там работают единицы. Поэтому способов выживания есть всего два - огороды и рыбалка.

Про огороды, думаю, понятно. А вот, что такое рыбалка мне объяснил один из местных мужичков.

- Знаете, как у нас рыбу ловят?

- Сетями, наверное.

- Ясно сетями. Но главное не это. Главное - мобильник. С одной стороны острова жена стоит с биноклем, с другой - сын. И, если чужой катер появляется, они тут же звонят. Моторка ныряет в плавни и глушит мотор. Там ее никакой инспектор не найдет.

Схема работает, но не безотказно. У многих свияжских рыбаков есть уже по судимости. Однако гораздо больше рыбнадзора они боятся другого - рыба кончается. Прошли те времена, когда царю Павлу дарили здесь в деревянном корыте огромного осетра.

Во время осеннего ледостава и весеннего половодья жизнь в Свияжске совсем замирает. Добраться до другого берега практически невозможно, и рожениц заранее вывозят на Большую землю. Умирать в это время тоже крайне не желательно - кладбище "Вздыхалка" находится за рекой. Туда только или по воде, или по льду. Что происходит с теми, кто выбился из графика? Не поверите. На острове все в один голос твердят, что так просто не бывает. "Мертвые у нас не залеживаются" - сказали мне в магазине.

Магазин в Свияжске не сельпо, но и далеко не супермаркет. Что-то неопределенное. Товары в нем по меткому выражению одной из покупательниц делятся на две категории "все необходимое" и "спиртное в ассортименте". Я спросил, что в Свияжске обычно покупают чаще всего.

- Хлеб. - ответила продавщица, а глаза предательски покосились на полку с водкой.

Зимой, когда лед на реке станет, выбраться из Свияжска уже не сложно. Надо доехать на "макаке" до поселка Васильево, а оттуда ходят электрички в Казань. "Макака" - это мотоцикл с коляской, на который ставят колеса от трактора. А прозвали его так на острове, видимо, за прыгучесть.

Поклонение жертве

Колокольня Никольской церкви - самое высокое здание Свияжска. Сорок три метра. И вид отсюда потрясающий. Остров маленький. Все, как на ладони. Вон там Троицкая церковь, которая приплыла сюда на ладьях Ивана Грозного. Вон кафе-шашлычная. А вон дом купца Арбузова.

Поднимаясь по вертикальным лестницам под самую маковку храма, я случайно задел какую-то веревку и тут же замер от протяжного удара колокола. Печальный звук его проплыл над островом и затих. А ведь почти целый век Свияжск молчал.

Первый колокол вернулся в Успенский монастырь только десять лет назад. Вместе с монахами. За все время, прошедшее с тех пор, как в Свияжске установили памятник Иуде и разрушили семь храмов из двенадцати, это был для острова единственный хороший знак. И остров это понял. "Бога разрешили!" - шептала одна старушка другой в местном магазине. На эту сенсационную новость жители Свияжска откликнулись по-своему: собрали для монастырской братии тридцать пар калош.  Грязи тут и впрямь хватает.

Однако столько калош монастырю не понадобилось. Сейчас здесь живет четыре монаха и шесть трудников. Примерно столько же человек пришло в Свияжск основывать монастырь и во времена Ивана Грозного, но тогда это считалось делом государственной важности и находилось под царским покровительством. Поэтому денег из казны не жалели, а для строительства храмов отрядили сюда Постника Яковлева Барму и его подручного Ивана Ширяя, которые до этого прославились возведением Собора Василия Блаженного.

Искусствоведы называют храмовый комплекс свияжского монастыря "белокаменным чудом", но на самом деле гораздо большее чудо в том, что Успенский собор и Никольская церковь просто уцелели. И ведь не только они. В Свияжске сохранились почти все храмы времен Ивана Грозного. А фрески лишь Успенского собора, датируемые шестнадцатым веком, занимают площадь в 1 800 кв. м. Кстати, на одной из них есть прижизненное изображение Ивана Грозного. Она называется "Поклонение жертве".

Вывод из всего этого напрашивается простой. Мастеровые Ивана Грозного на пустом месте за месяц сумели собрать целый город, а нашей партноменклатуре не хватило семидесяти лет, чтобы его разрушить. 


Между тем

Свияжск - это рана. Остров-ковчег. Когда в 1997 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев передал его храмы православной церкви, появилась надежда, что все изменится и Свияжск не станет "русской Атлантидой". Однако времени на спасение этой святыни отпущено совсем немного.

Сейчас есть реальные признаки того, что жизнь на острове скоро будет иной. Туда через реку Свияга тянут дорогу и газ. Но этого мало. Главный вопрос в том, сможем ли мы возродить прежний дух Острова. И тут одних усилий казанских властей явно недостаточно. Свияжску нужна идея, равная его уникальности.

Если вы хотите помочь Свияжску и своей душе, пишите в Богородице-Успенский мужской монастырь.

Адрес монастыря:
422520, о. Свияжск, Зеленодольский р-н, Республика Татарстан, Россия.

Текст и фотоизображения:
Аркадий КОЛЫБАЛОВ и Игорь ТРУФАНОВ
http://www.kazan.eparhia.ru
http://sobory.ru
Размещение: http://www.rg.ru


Кижи: Преображенскую церковь спасет "микроволновка"


Российские реставраторы теперь на слух смогут определить степень сохранности древних строений. Поможет им в этом новейший аппарат, который сконструировали специально для восстановления храмов в Кижах. Он способен не только вычислить, но и уничтожить главного разрушителя деревянных стен.

Эти звуки доносятся из самой сердцевины древних стен Преображенской церкви на острове Кижи. Так звучит главный враг реставраторов - личинка жука-точильщика. Два года она живет в бревне и за это время может превратить его в труху. Маленький жучок способен уничтожить святыню русского Севера - уникальный памятник деревянного зодчества, которому без малого триста лет. Спасет храм новый прибор.

"Этот метод позволяет нам обнаружить личинку на ранней стадии развития. Поскольку она прогрызает ходы, можно услышать звуки, которые сопровождают её жизнедеятельность", - рассказывает Маргарита Кистерная, старший научный сотрудник музея-заповедника "Кижи".

Теперь жука-точильщика можно услышать и, значит, обезвредить. К стене храма реставраторы прикрепляют уже другой прибор. Это, своего рода ноу-хау, придуманное специально для реставрации Кижей, здесь называют просто - "микроволновкой". Несколько часов она прогревает бревно и уничтожает всех паразитов.

Три тысячи бревен, из которых сложена Преображенская церковь, самое настоящее поле битвы между природой и человеком. Перед реставраторами стоит задача по максимуму сохранить древний памятник, поэтому битва идет буквально за каждый сантиметр бревна. Все, что нельзя обработать на месте, вывозят в реставрационный комплекс.

В самой церкви эпохи на время смешались. Сорокаметровый металлический каркас, построенный в 21-м веке, надежно удерживает творение древнего плотника Нестора. По легенде, построив храм, Нестор выбросил свой топор в Онежское озеро, сказав, что ничего более красивого не было и не будет. Что бы сохранить это рукотворное чудо, на каждом ярусе уже стоят домкраты. С их помощью реставраторы приподнимут храм, исследуют каждое бревно, а затем бережно вернут на место.

"Эти домкраты - не гидравлические, а механические, они нужны, чтобы можно было ровно опустить церковь ", - подчеркивает Николай Попов, руководитель реставрационных работ в Преображенской церкви.

Неподалеку, в старинной крестьянской избе, реставраторы бьются и вовсе за каждый миллиметр истории. Здесь восстанавливают Преображенский иконостас. "Вот эта деталь, которая называется базой, она уже укреплена. Все эти чешуйки все уже разглажены, они все лежат в одной плоскости", - показывает Галина Фролова, старший научный сотрудник музея-заповедника "Кижи". Разглаживать и укреплять предстоит еще очень много. В мастерской сотня икон и десятки метров резных позолоченных рам иконостаса. "Дай Бог успеть к 2014-му году, если работать большой бригадой", - говорит Галина Фролова.

В 2014-м году Преображенской церкви исполнится триста лет. К юбилею реставрация должна быть завершена. Впервые за много лет двери храма откроются вновь, и туристы уже внутри церкви смогут убедиться в том, что Нестор не зря выбросил свой топор.


Олег ГОРНОВСКИЙ
Размещение: http://www.vesti.ru
Фотоизображения: http://www.vesti.ru http://kizhi.ru
08 октября 2007


В Москве блекнет икона царя-страстотерпца святого Николая Второго


Чудотворная икона царя-мученика Николая II, замироточившая в Москве 7 ноября 1998 года, поблекла, полностью утратив красный цвет, и стала зеленовато-желтой. Образ по-прежнему находится в московском храме Николы в Пыжах, куда он вернулся неузнаваемо изменившимся после трехмесячного Курского крестного хода.

Как отмечают те, кто хорошо знал внешний вид иконы в начале ее прославления в России, в верхней части под рамкой киота появились белые полосы-царапины: есть подозрение, что футляр вскрывали, а изображение, вклеенное в него неразборным образом, изымалось для каких-то целей. 

Некоторые считают, что икону подменили, а сохраняющееся благоухание исходит уже от киота, который, как и изображение, источал миро и аромат все эти годы. На скипетре у государя замечено небольшое, как бы смазанное бурое пятно - есть свидетельства, что икона, дошедшая до Екатеринбурга летом 2007 года, "кровоточила". 

"Когда я увидела поблекший образ, у меня было такое ощущение ,что изображение не просто теряет краски, блекнет, а размывается и уходит от нас - государь от нас уходит", - рассказала художница из Санкт-Петербурга Мария Гордеева. 

По мнению другой свидетельницы происходящего, председателя организации "Соборное дело" Людмилы Николаевской, причиной всего стало недостаточное почитание царственных мучеников, искреннего покаяния за грех цареубийства в России до сих пор нет. 

В РПЦ МП, канонизировавшей царственных мучеников не в качестве таковых, а в чине страстотерпцев в 2000 году, до сих пор нет единого мнения о том, насколько важно это почитание, в среде верующих есть недовольство тем, как относится к святому государю священноначалие, сделавшее семь лет назад комромиссный шаг в пользу будущего "воссоединения" с РПЦЗ.

Первообраз иконы царя-мученика с клеймами Иова Многострадального и Николая Чудотворца был создан в США и имеет подпись "Сия Святая икона написана к прославлению Царя-Мученика в России". В 1997 году цветные литографии были привезены в Россию. 15 марта 1998 года, в день иконы Божией Матери "Державная" и вынужденного отречения императора Николая II, икона попала в Москву. До начала мироточения она благоухала 60 дней. 

7 ноября 1998 года, в роковой для России день, икона обильно замироточила в доме христианки Аллы Дьяковой, горячо почитающей царя-мученика. Как рассказывала хозяйка дома, это случилось после коленопреклоненной покаянной молитвы у образа. Мироточение было столь обильным, что под ним пришлось ставить блюдце для стекания мира.

После непродолжительного пребывания иконы в храме Вознесения Господня на Гороховом поле ее владелец, московский хирург Олег Бельченко перенес святыню для хранения в Никольский храм в Пыжах, откуда ее периодически брали для путешествия по городам России и зарубежья.

http://www.portal-credo.ru
15 октября 2007


Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА


Москва сокровенная: схимонахиня Ольга Ложкина (часть 1)


Сегодня начну новую тему, но и прежняя - Креста Господня - будет продолжена.

Это паломничество – по нескольким объектам, которые вполне можно посетить в течение одного дня, и я подробно опишу маршрут. А можно и разбить его на части.

В № 40 нашей рассылки рассказывалось о храме преподобной Евфросинии (Евдокии) Московской, память о которой старательно замалчивалась в советские годы. Вообще все связанное с Церковью было ненавистно новой власти, а вспоминание о Евфросинии влекло за собой еще и воспоминание о Вознесенском монастыре (в Московском Кремле), основанном ею и уничтоженном большевиками в начале их правления, о прочих гонениях и разрушениях.

В 60-70-е гг. прошлого века схимонахиня Ольга Ложкина говорила, что Россия не возродится до тех пор, пока на Русь не вернется почитание преподобной Евфросинии, потому что с нее началось становление Руси и ею будет поддерживаться всякое возвышение нашего государства. К этим словам надо отнестись с полным доверием.

До 1973 г. в Москве, на Таганке проживала бывшая дворянка, монахиня, много пострадавшая от советской власти. Таких было много? Да. Но она – Мария Ивановна Ложкина, в монашестве (малой схиме) Моисея, в (великой) схиме Ольга - в эти годы приняла на себя тягчайший и очень редкий даже среди мужчин подвиг юродства Христа ради. Перечитайте эти строки. Осознайте вполне, что это были за времена и что это был за труд.

Схимонахиня Ольга стяжала дары предвидения и исцеления, в ее маленькое жилище постоянно приходили за помощью десятки людей и получали ее. Получают и сейчас с верой притекающие к ее могилке на Калитниковском кладбище. Вот туда-то и лежит сегодня мой путь. Начну его с Таганки, где есть места, связанные с житием блаженной старицы.

Уважаемые читатели рассылки - я уверена! – непременно последуют за мной, прочитав житие, находящееся на http://chimolga.narod.ru .

Отбыв срок после закрытия монастыря, в котором подвизалась, схимонахиня Ольга поселилась «в крошечной комнатке полуподвального помещения двухэтажного кирпичного дома на углу Б.Дровяного и Известкового переулков».

«И до сего дня стоит двухэтажный дом № 9 по Известковому переулку – читаем мы в упомянутой электронной книге. - Можно подойти к нему, посмотреть, где жила матушка. Все так же выглядывают наполовину от земли окна ее кельи (правда, сейчас они заколочены и там никто не живет). Духовные чада матушки не забывают родного дома, приходят сюда помолиться о почившей старице».

Выйдем из метро на станции «Таганская» Кольцевой линии, перейдем Садовое кольцо и пойдем вниз, по направлению к эстакаде по его внешней стороне. (Желающие могут и не переходить, через дорогу искомый дом тоже будет виден.) Здесь издавна велась торговля известью, отсюда и название переулка – Известковый. Его уже нет на многих картах Москвы, он фактически стал частью Садового кольца, внешней стороной улицы Земляной Вал примерно на отрезке от Таганской площади до Николоямской улицы. Но указатель есть, и нумерация домов сохранилась. Только сегодня дом № 7/9 уже не двухэтажный и не заброшенный. Он надстроен, перестроен, отделан, в нем помещается банк. При жизни матушки его готовили к сносу, расселяли людей. Она же переезжать решительно отказалась и заявила, что этот дом простоит до второго пришествия. Глядя на прежнюю полуразвалину, наверное, легче было вспоминать московскую подвижницу. Но дом-то все-таки стоит, и стоит крепко!

 «Жила старица рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе, здесь она и молилась». Здесь же ее отпевали.

Адрес упоминаемого храма - Лыщиков переулок, 10. Название, возможно, связано с личным именем Лыщик (от слова лыщик «пронырливый, бойкий человек»), которое могло принадлежать владельцу земельного участка на этой горе. В XVII-XIX вв. переулок назывался Покровским – по церкви.

Идем опять вниз по Садовому кольцу до того места, где оно пересекается с Николоямской улицей, переходим на его внутреннюю сторону. Вдали на фоне высотного здания мелькнет крест над куполом, но нам сегодня не туда, нам – два шага по улице Николоямской в сторону центра и - по зеленому указателю - в Лыщиков переулок, превратившийся почти что в тупик. И сразу видна будет белая церковь, в 1996 г. отметившая свое 300-летие. Еще раньше на этом месте был Покровский монастырь, упоминающийся в летописи под 1392 г. в связи с тем, что здесь постригся в монахи брат Сергия Радонежского Стефан. Он находился восточнее церкви, действительно на холме. Сейчас там стоит крест. При монастыре, как водится, было кладбище. В совсем недавнее время при проведении работ на прилегающей к церкви территории было обнаружено множество костей. Их погребли с западной стороны, в маленьком уютном садике, и здесь тоже был установлен крест.

Покровская церковь никогда не закрывалась. В 1941 г. уже была назначен день закрытия, но когда он пришел, стало не до того – это было 22 июня.

Здесь сохранилось внутреннее убранство и старинные колокола на звоннице, множество намоленных икон.

1696 г. – время постройки (на месте деревянного) каменного Покровского храма с приделом Иоанна Дамаскина, творца многих церковных служб. До сего дня этот придел единственный в Москве, и по России еще поискать. А ведь этот человек - очень значительная личность в истории Церкви.

Он прожил очень долгую жизнь - родился ок. 680 г., отошел ко Господу в 780-м. Именуется песнописцем. Написал три трактата «Против порицающих святые иконы», надгробные тропари. Еще, по преданию, написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Найти его житие в Интернете не проблема, но может быть, лучше начать знакомство с этим святым, прочитав поэму Алексея Толстого «Иоанн Дамаскин» - тогда его образ войдет сразу в сердце. А то, что близко сердцу, и умом запомнить легче.

С конца XVIII до конца XIX в. Покровский храм многократно перестраивался: был устроен Казанский придел, возведена колокольня, продлена трапезная, изменено завершение основного объема. И в результате – смешение стилей. Над полукруглым объемом, подошедшим бы стилю ампир, - вполне нарышкинскобарочный восьмерик. Он завершается маленьким восьмеричком, верх которого украшает горка остреньких кокошников – казалось бы, отголосок московского узорочья, стиля середины XVII в., но нет, воспоминание о нем – эта часть постройки появилась в 1880-х гг. Говорят, что горки кокошников на храмах напоминают языки пламени, а язычки пламени свечей – образы душ, устремленных к Богу. Язычки-кокошнички на Покровской церкви бегут к голубой со звездами сфере, и уже над ней, как над всей Вселенной – Животворящий Крест. На сфере, «по экватору», надпись. При помощи бинокля мне удалось ее разобрать. Чтобы не исказить ненароком оригинал, передам суть своими словами: это благодарность Господу. За что? – Сама за себя говорит дата: 1812 год.

В церкви, в Казанском приделе, находится рака с мощами св. исп. Романа (Медведя), причисленного к лику святых новомучеников и исповедников российских в 2000 г.

Этот пастырь родился в 1874 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, был духовным чадом о. Иоанна Кронштадтского, служил в многих городах Российской империи, с 1907 г. – в Севастополе, где усмирил волнения среди моряков, приведя их к исповеди и покаянию; в 1918 г. был приговорен к расстрелу, бежал в Москву. Служил в храме Святителя Алексия в Глинищевском переулке (разрушен в 30-е гг.), был арестован, осужден, освобожден, снова арестован; провел несколько лет на Соловках, вернулся оттуда тяжело больным в Малоярославец, где вскоре преставился (1937) и где в 1999 г. были обретены его мощи.

В храме продавалась книжка – его житие, составленное игуменом Дамаскиным (Орловским). Отец Дамаскин уже много лет работает в архивах, собирает материалы о новомучениках российских, издает их жития, готовит материалы для канонизации. Иногда он служит здесь.

Рядом с мощами преподобноисповедника, в иконостасе чтимая икона Казанской Божией Матери. В проходе между приделами, слева – образ Спаса Нерукотворенного. Как рассказала одна из женщин, труждающихся в храме, когда солнечный луч падает на эту икону, темные глаза Иисуса делаются бездонными голубыми. А в нижнем ряду центрального иконостаса есть икона Богородицы, на которой венец над головой Приснодевы все время меняет свои очертания и цвет – в зависимости от того, как стоят и горят свечи. В приделе Иоанна Дамаскина особо почитаемый образ святителя Николая. Впрочем, как сказала та же рассказчица, тут все иконы особые и почитаемые – ведь пред ними без перерыва молились десятки лет.

Храм регулярно проводит акции по сбору средств для заключенных. Сборы, как мне сказали, обычно бывают хорошие, а вот рук для отправки посылок не хватает.

Богослужения в храме совершаются: утренние - ежедневно в 7.00, в воскресенья в 8.00; вечерние – нерегулярно, в 17 ч. Храм открыт обычно в течение дня, в первой его половине – точно.

Текст: Ольга САВИЧЕВА, Москва
Фотоизображения: Ольга САВИЧЕВА
http://r-oc.1gb.ru
http://www.russia-hc.ru

продолжение следует


Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru

Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ