Звезда на востоке.

ГЛАВА 2. ПРИНЕСЕНИЕ В ХРАМ.

        Четыре случая из детства Христа. - Порядок событий. - Обрезание. - Имя Иисус. - Принесение во храм. - Симеон. - Анна.
Стр. 11 - 14.
____________

Не нарушить пришёл Я закон, но исполнить.


З истории детства Спасителя евангелия рассказывают только о четырёх событиях, - именно об обрезании, принесении в храм, поклонении волхвов и бегстве в Египет. Из них первые два рассказывают только в евангелии Луки, и последние два только в евангелии Матфея. Но нельзя указать ни одной черты, в которой бы эти два повествования становились в противоречие между собой. Если мы вообще имеем основания принимать показания евангелистов, как показания свидетелей неподкупной честности, - а у нас есть основания на то, - то мы имеем полное право полагать, что от какой бы причины ни зависела неполнота их повествований, их можно прямо считать дополняющими одно другое. Измышлять существование непримиримых разногласий так же нечестно, как и усиливаться создавать невозможные соглашения. Дело в том, что подробная и связная запись событий из жизни, начиная с раннего детства, была вещью совсем неизвестной иудеям и даже чуждой их духу и характеру. Анекдоты и события из жизни детства, приметы будущего величия в младенческие годы - очень редкое явление в древней литературе. Только уже со времени христианства детство стали окружать ореолом внимательного повествования.

       Точный порядок событий, произшедших до возвращения святого семейства в Назарет, может быть только предметом неуверенных гаданий. Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лук. I, 59; II, 21); очищение через тридцать три дня после обрезания
(Приложение 25: Не после рождения, как говорит Каспари.)
(Лев. XII, 4); поклонение волхвов было, "когда Иисус родился в Вифлееме" (Матф. II, 1), и бегство в Египет немедленно по уходе их. Предположение, что возвращение из Египта было раньше принесения во храм, хотя и не невозможное, кажется крайне невероятным. Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона
(Приложение 26: По закону женщина обязана была в течение сорока дней до очищения не выходить из дома (Лев. XII, 1-8)),
она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом протиаоречии с дважды повторенным выражением ев. Луки (II, 22, 39), или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с "востока", для бегства в Египет и возвращения из него. Предположение это затем заключает в себе крайнюю несообразность, будто св. семейство возвратилось в Иерусалим, находящийся только в десяти верстах от Вифлеема - и это спустя лишь несколько дней после такого ужасного события, как избиение младенцев. Хотя ни одно предположение не может быть свободно от возражений, которые естественно возникают вследствие недостаточного знания обстоятельств, однако же почти наверное можно сказать, что бегство в Египет и обстоятельства, поведшие к нему, совершились только уже после принесения во храм. Поэтому в течение сорока дней святое семейство пребывало в мире и неизвестности в том городе, который связан был со столькими замечательными событиями и освящен столькими как семейными, так и народными преданиями.

       Об обрезании не упоминается в апокрифических евангелиях, кроме арабского "евангелия детства"
(Приложение 27: Араб. ев. детства гл. V. Оно несомненно совершено было Иосифом, но необходимо было присутствие свидетелей. При этом читались особые молитвы, ставилось кресло для пророка Илии как предтечи Мессии и вся церемония оканчивалась угощением. Ланге (I, 339) справедливо замечает противоположность между краткой заметкой об обрезании Иисуса и большом торжестве, которым сопровождалось обрезание Иоанна Крестителя. "В Иоанне обряд обрезания праздновал свою последнюю славу".),
где о нём рассказывается с отталкивающей подробностью. Это не такое было событие, чтобы интересовать тех, целью которых было вплетать в священную историю свои собственные догматические вымыслы. Но для христианина оно имеет своё особое важное значение. Оно показывает, что Христос пришёл не нарушть закон, но исполнить его. Ему надлежало исполнить всякую правду (Матф. III, 15). Так рано Он перенёс страдание ради нас, научая нас духовному обрезанию, обрезанию сердца, обрезанию всех наших плотских чувств
(Приложение 28: См. несколько произвольных, но прекрасных, замечаний Бонавентуры в его Vita Christi, гл. V: "Мы христиане имеем крещение, обряд полной благодати, и свободны от страдания. Тем не менее мы должны совершать обрезание сердца".).
Как восток при закате солнца отражает в себе свет вечерней зари на западе, так Вифлеем был преддверием Голгофы, и даже колыбель Младенца уже носила в себе зачаток крестных страстей
(Приложение 29: См. Williams, N ativity, p. 87.)
Спасителя. В этот же самый день Христос открыто принял имя
(Приложение 30: У греков и римлян nominalia происходили также на востмой или девятый день по рождении. У иудеев обычай этот основывался на Быт. XVII, 5, 15 (Авраам и Сарра).)
Иисус, нареченное Ему внгелом Гавриилом прежде зачатия Его во чреве. Иисус есть греческая форма еврейского имени Иешуа, что означает "его спасение есть Иегова", от Ошеа или Осия - "спасение"
(Приложение 31: Иегошуа, Иешуа, Иешу - в таких формах встречается это имя. По-гречески оно иногда принимало форму Иасона, иногда Иисуса. Значение его определяется у Филона (de Mutat. Nomin. § 21) и в Сирах. XLVI, I, равно как у Матф. I, 21. В Новом Завете "Иисус" два раза стоит вместо Иошуа (Деян. VII, 45, и Евр. IV, 8). Имя это таким образом похоже на немецкое Gotthilf. Валентиниане, при помощи кабалистической системы нотарикон, делали его равнозначущим: Иегова шаммаим ваарец (см. Ирин. II, XXXIV, 4), а Озиандер делает его непроизносимым именем - "Шемгаммефораш".).
В то время имя это было самым ходячим у иудеев. Оно было дорого им, как имя их великого вождя, победоносно введшего их во владение землёй обетованной, и имя великого первосвященника, который предводительствовал пленниками, возвращавшимися из Вавилона
(Приложение 32: См. Ездра II; III, 2; Зах. III, 1 и пр. О других, носивших это имя, см. 1 Парал. XXIV, 11; 1 Цар. VI, 14; 4 Цар. XXIII, 8; Лук. III, 29. Такое имя имел, как говорят, один из сыновей Саула (I. Флавiй, Antt. VI, 6 § 6) В Новом Завете встречается: "Иисус, прозываемый Иустом" (Колос. IV, 11). Вар-Иисус (Деян. XIII, 6) и вероятно Иисус Варавва, как можно думать из Матф. XXVII, 16. Самое имя это здесь вероятно было опущено переписчиками из чувства благоговения; но с другой стороны, оно могло быть и вставлено еретиками, чтобы опровергнуть положение (упомин. у Оригена), что, "in tanta multitudie scripturarum neminet invenimus Jesus peccatorem". См. Кейм Geschichte Jesu. I, 384-387. У одного Иосифа Флавия упоминается до двадцати лиц с этим именем.);
но отселе, не для иудеев только, но и для всего человечества оно должно было получить бесконечно более священное значение, как имя Сына Божия в Его жизни на земле. Еврейское имя "Мессия" и греческое "Христос" обозначали Его служение в качестве помазанного пророка, первосвященника и царя; но "Иисус" было личным именем, которое Он носил как безгрешный человек среди греховных людей
(Приложение 33: "Jesus mel in ore, in aure melos, in corde jubilum" (St. Bern.). ).


       В сороковой день после родов, дева Мария, которая до этого времени не могла выходить из дома, принесла Младенца в храм иерусалимский, чтобы очиститься и принести Его Господу
(Приложение 34: Фаррар, по мнению Лопухина, рассматривая греческое написание о поняти данного приношения, вероятно, испытывает некоторое догматическое предубеждение: - А. П. ).
"Таким образом, говорит древний писатель, Господь храма приносится в храме Господа". В подобных случаях по закону следовало приносить годовалого ягнёнка в жертву всесожжения и молодого голубя или горлицу в жертву за грех (Лук. II, 22; Лев. XII, 1-8; Числ. XVIII, 16); но по обычной снисходительности, отличающей Моисеево законодательство, те, которые по своей бедности не могли сделать такого ценного жертвоприношения, могли приносить вместо этого двух горлиц или двух птенцов голубиных (Лев. XII, 6-8). С такой-то скромной жертвой Мария и явилась в храм к священнику. В то же самое время Иисус, как первородный сын, был принесен Господу и согласно закону был выкуплен от необходимости служения при храме обычной уплатой пяти сиклей священных (Числ. XVIII, 15, 16), что составляет около пяти рублей. Об очищении и принесении никаких подробностей более не сообщается, но это посещение храма сделалось достопамятным вследствие признания в Младенце Спасителя пр. Симеоном и Анной.

       О Симеоне просто говорится, что это был муж праведный и благочестивый, обладавший даром пророчества, и так как ему было божественное предсказание, что он не увидит смерти, пока не увидит Мессию
(Приложение 35: Отсюда он получил у ранних христианских писателей название Теодохоз. Выражение "чающий утешения Израилева" похоже на то, что говорит ев. Марк об Иосифе Аримафейском, "который и сам ожидал царствия Божия" (Марк. XV, 43). Молитва о пришествии Мессии составляла часть ежедневной геуллы, а выражение "да увижу я утешение Израилево" было обычной формой надежды. Сепп приводит Хагига, fol. 16, и другие раввинские авторитеты.),
то он пришёл по вдохновению в храм и там, признав святого Младенца, взял Его на руки и произнёс своё вдохновенное слово: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко", которое в течение восемнадцати столетий с такой любовью повторяется христианским миром. Предсказание, что младенец будет "светом к просвещению язычников", а также и необычность всей этой встречи, наверно привели в немалое изумление Его родителей, от которых престарелый пророк не скрыл и их собственной будущей скорби, давая особенно деве Марии знать как о страшном противодействии, которое суждено было встретить её божественному Сыну, так и о народных бедствиях, которые должны были настать в будущем
(Приложение 36: Слово "хитэ" (Лук. II, 34) иногда толковалось в смысле: "это дитя, которое лежит на моих руках", но по смыслу речи глагол этот может относиться к камню преткновения или созидания. В печальном предсказании: " и тебе самой оружие пройдет душу" слово "ромфея" ) употреблено как и в Зах. XIII, 7 по LXX.).

       Легенды преисполнены рассказов об этой встрече Симеона. По арабскому евангелию детства, Симеон узнал Иисуса потому, что Он, как лучезарный столп, сиял на руках своей матери
(Приложение 37: Араб. еванг. детства гл. VI.).
По преданию, записанному Никифором, Симеон при чтении св. писания впал в сомнение при стихе: "се, Дева во чреве

(Дополнена стр. 13, 27-28 марта 2015. Продолжение следует)




       a@palomnik.org
        Алексей Потупин, Дюссельдорф;
        учинённый чтец храма Покрова Пресвятой Богородицы РПЦ, редактор курьера "Покров" представительства РПЦ в Германии
        Свободная информация. Распространяется по лицензии: CC BY-SA 3.0.