Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.




ГЛАВА XXI.
ПО ГОРОДАМ ГАЛИЛЕИ.




Капернаум. - Нелюбезность католического монаха. - Город Христа. - Пустынность священного края. - Ночью на озере. - Возвращение в Тивериаду. - Горячие ключи. - Еврейство в Тивериаде. - Священные места. - По дороге в Кану Галилейскую. - Чудо превращения воды в вино. - Караван паломников.
Стр. 134 — 144.


Когда мы стали подходить к низкому берегу Телл-Хума, усеян-
ного каменьями, солнце уже садилось за галилейские горы. Лодочники
пристали напротив католической постройки, ограждённой каменным
забором. Кроме этого хана, или гостиницы для туристов, других
построек не было на всём берегу. Нас встретил католический мо-
нах и, увидев бедуинский костюм одного и русский картуз и са-
поги с бутылками другого, не оказал нам особенной любезности.
На нашу просьбу воспользоваться их минутным гостеприимством
он сухо ответил:

- Вы можете располагаться здесь, как вам угодно!

И вышел.

Другой монах оказался более разговорчивым и показал нам,
где предполагают место бывшего Капернаума. Мы остались бы ещё
побродить немного среди камней древнего города, но наш лодочник
Ибрагим настойчиво торопил ехать. Смеркалось. Мы набрали на
память несколько камешков, прошлись вдоль берега и, наконец, к
удовольствию рыбаков, сели в лодку. Не хотелось нам покидать
так скоро берега, где столько было "явлено сил Божиих". В
Капернауме Христос исцелил слугу сотника, освободил от го-
рячки тёщу Симона, выгнал нечистого духа из бесноватого в си-
нагоге, и вообще возложением рук исцелил здесь множество стра-
ждущих различными болезнями, как свидетельствуют евангелисты.
А главное - Христос поселился в Капернауме и имел в нём
Свой дом, прославленный исцелением расслабленного, спущенного
к нему через крышу. У этого дома теснились толпы народа, чтобы
послушать божественного учения.

Хотя говорится в Евангелии, что апостолы Петр и Андрей
были из Вифсаиды, но в то же время евангелисты рассказывают о
пребывании Иисуса Христа в доме Петра в Капернауме. Может
быть, вот тут-то и было призвание трёх апостолов.

Изображение 41: На берегу Галилейского моря.

Но как страшно слово Спасителя: "И ты, Капернаум, до неба
вознёсшийся, до ада низвергнешься!" И вот что же мы видим: го-
род, в котором жил Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий,
город, где Он проповедывал и сотворил столько чудес, теперь
обратился в прах, в ничтожество. Даже не могут определить
места, где он стоял. Мало того, весь северный край озера, наибо-
лее освящённый стопами Господа, пустует до сих пор, когда пра-
вославные, католики и протестанты наперерыв стараются купить
места, связанные с воспоминанием Спасителя. Сначала это волнует, и
как будто стыдно становится за современное христианство, но, взгля-
нув глубже в тайну домостроительства Божия, примиряешься с
этим. Я вспомнил тут слова ангела Уриила Ездре: " Для того и
повелел, чтобы ты пришёл на поле, где не положено основание
здания. Ибо не могло дело человеческого созидания существовать
там, где начинал показываться город Всевышнего". В самом
деле, Господь постоянно удалялся в пустыни, где он молился и
учил народ, кормил его вещественным и духовным хлебом.
Созидая нерукотворённый храм, Господь ведёт за Собой народ
под открытое небо. Я никогда не отдыхал так душой, как со-
зерцая теперь зелёные склоны берегов Галилейского озера; и мне
стало нравиться, что здесь нет в настоящее время ни городов,
ни деревень, а развалины древних зданий поросли травой. Хора-
зин, Вифсаида, Капернаум, все эти города "человеческого сози-
дания", не вмогли вместить божественного дела Иисуса Христа и были
уничтожены, как предсказал Он им в Своей обличительной речи.

Возвращаясь назад, мы не могли не заметить, что гордость
Капернаума остаётся по-прежнему на том же месте. Нелюбезность
католического монаха несколько отравила наше восторженное настрое-
ние. Впрочем, мы скоро оправились. Нас охватили новые впечатле-
ния, каких нельзя получить ни в каком другом месте.

Наступила ночь. С берега подул лёгкий бриз. Рыбаки распу-
стили парус и расселись по разным углам лодки, изредка переки-
дываясь короткими фразами. В воде отразились яркие звёзды. Очер-
тания берегов исчезали в тёмной дали. Звёзды сверху, звёзды снизу,
точно мы плывём среди небесного пространства! Мои спутники в
немом созерцании неземной картины, как очарованные, не шевелились
и, вероятно, чувствовали такой же дивный гимн Богу в душе своей,
как и я.

- Сколько здесь святости! - наконец нарушил наше молчание
старообрядец. - Может быть, на этом самом месте Господь про-

Изображение 42: Развалины Капернаума.

ходил по водам. Ведь он всё больше ночью переезжал с одного
берега на другой.

Горячий "бедуин" отозвался по-своему:

- Если бы внезапно поднялась и буря, - я ничего не имел бы
против этого. Подумайте, Христос вчера, и сегодня, и во веки
Тот же, а потому чего нам бояться! По первому нашему зову Он
протянет нам, как Петру, руку помощи. Вы что думаете? - вдруг
он обратился ко мне.

- Я думаю, - отвечаю ему, - весь мир есть житейское море. До-
вольно с нас и тех бурь, которые мы нередко испытываем среди
волнения народов. Сейчас я несказанно рад и благодарю Бога за
тишину, мир и сладкое душевное успокоение, испытываемые нами.
Взгляните на небо и на воду: отовсюду мигают нам ангельские очи.
Право, я чувствую себя окружённым ангелами, точно я в царстве
небесном!...

И мы опять погрузились в сладкое молчание, под лёгкое шур-
шание воды о лодку. Только с приближением к Тивериаде рыбаки
спустили парус и взялись за вёсла. В городе царила тишина. Всё
уже спало во тьме ночной. Опять рыбаки подхватили нас на свои
могучие плечи и вынесли на берег. Ибрагим довёл тёмным пере-
улком до греческого монастыря, где мы застали знакомого псалом-
щика ещё не спящим. Паломники потеснились и дали нам немного
места для ночлега.

Рано утром паломники шумно поднялись и наперерыв спешили
выйти за город на дорогу. Проснулись и мои спутники, но мы не
хотели так скоро расстаться и с Тивериадой, и с озером. Рас-
считывая потом догнать караван на своих ослах, мы не отправи-
лись сейчас вместе с ним, а прошли к естественным горячим
ключам, текущим в озеро с южной стороны от города. Псалом-
щик попарился в выстроенной здесь бане, а я со старообрядцем
предпочёл выкупаться в озере.

Горячие ключи имеют в себе целебные свойства, и палестин-
ские жители нарочно приезжают в Тивериаду, чтобы полечиться ими.
Но мне показалась сама баня грязной и неудобной, да и горько-
солёные воды её, говорят, слишком горячи. А главное - мне непре-
менно хотелось окунуться в священном озере. Весь берег усеян
камешками и очень мелкими ракушками. Здешние ребята, заметив,
что я собираю ракушки, притащили мне их целый мешочек. Среди
мелкого голыша часто попадались совершенно чёрные камни.

Изображение 43: На Геннисаретском озере.

После разрушения Иерусалима Титом, город Тивериада стано-
вится центром еврейства. Здесь слагался Талмуд и здесь была ве-
ликая синагога, потому что в первое время после восстания римляне
разрешили иудеям селиться только в этом городе. И до сих пор
преобладает в городе еврейский элемент.

Здесь имеются свои места у католиков и у протестантов. Первые
указывают у себя даже рыбную лавку апостола Петра. Обозревать
город некогда было: мы непременно желали сегодня догнать караван.
Проводники арабы нарушили наши условия. Одного осла они отдали
кому-то из паломников большого каравана, а на других они воз-
ложили сбоку сёдел связки сухой рыбы. Сперва мы погорячились,
но потом по русскому добродушию махнули на это рукой и выехали
из города. Дорога сначала шла в обход полуразрушенных стен Тиве-
риады на север, а потом она всё более и более склонялась на запад.

В одном месте на зелёном холме мы встретили большие камни.
Здесь, полагают, было чудесное насыщение народа пятью хлебами.
Из двух стихов Евангелия от Иоанна (VI, 1, 23) заключают, что
это происходило блих Тивериады, но Лука упоминает и Вифсаиду.
Далее по дороге указывают на гору "Блаженств", т.е. то место,
откуда была произнесена Иисусом Христом известная нагорная про-
поведь. Здесь опять приходит на память Евангелие от Луки, по
которому мы можем судить, что это было близ Капернаума. Как
бы то ни было, но мы знали, что проходим именно ту часть Галилеи,
которая лежит между городами, часто упоминаемыми в Евангелии, и
этого довольно с нас. Здесь всё нам священно, всё дорого для
сердца нашего.

Около Хаттина вспомнили о страшном поражении крестоносцев
Саладином в 1187 г. Впрочем, не столько их победили турки,
сколько жара и неимение воды в июле месяце. Собственно эта битва
решила борьбу христиан с магометанами из-за обладания Святой
Землёй. С тех пор, вот уже семь веков, магометане непрерывно
господствуют в Палестине, во исполнение Писания (Апок. XI, 2).

Часа через два мы успели нагнать хвост каравана, но, застряв
на одном водопое, снова потеряли его из вида. Большую часть пути
я прошёл пешком, отдав своего осла одной из паломниц. В
одном месте, пробираясь хлебными полями, я уклонился с "бедуи-
ном" далеко в сторону. Проводники наши куда-то исчезли. И нам
предстояло заблудиться, если бы не направил нас отдыхавший па-
ломник, тоже отставший от каравана.

Изображение 44: Виды Палестины.

Картины здешних мест чрезвычайно красивы. Все долины,
склоны гор утопают в зелени. Предание относит к одному из
здешних полей евангельский случай, когда ученики Христовы в
субботу растирали в руках хлебные колосья и ели.

Второй раз мы нагнали караван в Кане Галилейской, где
имеется в настоящее время православная церковь. Народ занял
весь ограждённый двор при церкви и тотчас зашумел жестяными
чайниками. Я пробрался между кострами в церковь. Толпы паломни-
ков прикладывались к образам и ставили свечки. В память чу-
десного превращения воды в вино здесь поставлены древние каменные
массивные урны, вышиной немного меньше аршина. Предание относит
их ко временам Спасителя. Весьма возможно. Но были ли они в
числе шести водоносов, в которых по слову Господа вода превра-
тилась в вино, - это ещё вопрос.

По поводу этого чуда в Кане Галилейской мне пришлось услы-
шать интересный разговор "бедуина" с одним странником из
толпы народа. Как они столкнулись - мне неизвестно. Я их застал
на середине разговора.

- Первое чудо, - ораторствовал странник, - которое сотворил
Христос, это превращение воды в вино, а последенее Его чудо -
превращение вина в кровь на последней вечере в Сионе. В этом
последовательном перехождении воды в вино, а вина в кровь,
указывается на состав и развитие человеческого естества. Сперва -
плотяное, потом - душевное и наконец - духовное. До Христа люди
жили по плоти, а с Его пришествием стали жить по духу. Моисей
тоже первое чудо пред всем египетским народом дал в таком
же роде: он превратил воды в кровь.

- А нельзя ли, - прервал его "бедуин", - так понимать это
чудо? Кончилось вино - кончилось пророческое писание Ветхого Завета.
Приходит Христос и даёт новое вино - учение Нового Завета. И новое
оказалось лучше старого. Ведь Сам Христос называл своё учение но-
вым вином, когда говорил, что молодое вино не вливают в мехи ветхие.

- Хорошо, - возразил странник, - но как вы объясняете, что
сперва в сосуды была влита вода, а потом уже по слову Господа
сделалась она вином?

"Бедуин" ни на минуту не смутился. Он как бы ждал такого
возражения и потому сейчас же ответил:

- Обыкновенная вода, как известно из беседы Христа с
самарянкой, означает человеческое учение по науке, по философии;
но Христос его одухотворяет, и получает пречудное вино пре-
мудрости Божией, как говорится о сем в притчах Соломона.

Паломники обступили тесным кольцом двух книжников и,

Изображение 45: Кана Галилейская.

как видно, с удовольствием слушали их, потому что один седо-
власый старичок низко поклонился "бедуину" и сказал ему:

- Спасибо вам, братцы! Теперь и мы можем сказать, что были
в Кане Галилейской и, благодаря вам, пили духовное вино. Пречу-
десно разъяснили! Спаси вас, Господи!

Может быть, "бедуин" с странником ещё долго беседовали
бы, потому что они принялись раскрывать таинственное значение брака
в Кане Галилейской, но народ стал сниматься для последнего
перехода в Назарет. Караван растянулся версты на две, если не
больше. Желая его рассмотреть детально, я с "бедуином" при-
шпорили, если так можно выразиться, ослов и стали понемногу обгонять
путников. В середине каравана ехал верхом на лошади священ-
ник. "Бедуин" что-то спросил его и в свою очередь получил
вопрос:

- Зачем это вы в таком костюме?

- Из подражания Христу и Его апостолам. Я думаю, они хо-
дили приблизительно в таких же костюмах.

- Не в костюме мы должны подражать Христу, а в жизни, -
наставительно заметил священник.

- Батюшка, а зачем священники и монахи рясы носят?

На этот вопрос "бедуина" священник ничего не мог ответить.
Мы поехали дальше. Страшная пыль поднималась из под ног па-
ломников. Вероятно, это одно из главных обстоятельств, которое
застявляет их растягиваться на несколько вёрст. Только голова
каравана шла довольно скученно. Тут были, большей частью, крепкие
молодые люди.

Не желая глотать пыль, мы решили обогнать караван и ехать
несколько впереди его. Немного уж и оставалось до Назарета. Кучка
городских мальчиков вышла нам навстречу и продавала небольшие
цветные шарики. Паломники моментально их раскупили. Встречали
нас и воспитанники русского пансиона, в фесках и в однообраз-
ных серых пиджаках поверх полосатых кумбазов. Они привет-
ствовали нас по- русски и вместе с караваном прошли до русского
дома.

Приложение: Указатель рисунков





Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.