ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" Чтение книги: ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и описание святых чудотворных её икон. С. И. Снессорева, Санкт-Петербург, 1898. |
Успение Пресвятой Богородицы. Русская икона по С. Снессоревой. Другие иконы Успения Пресвятой Богородицы. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ * Старый (церковный) стиль * Новый (светский) стиль ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) * Сайт Дюссельдорф и его окрестности |
ГЛАВА 17 УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Ублажаемая и прославляемая на земле, Божественная Мария не переставала стремиться к небу и молилась о переселении в небесные обители, чтобы наслаждаться лицезрением Сына и Бога Своего. Как сеятельница Христова учения по всей вселенной, Она видела, что созревала святая жатва душ человеческих: основание и устроение Церкви совершалось, и христианство распространялось по всему миру, а вместе с тем и слава о величии Богоматери, - теперь Она ещё усерднее начала умолять Сына Своего о скорейшем переселении на небо. Пречистая Мария пребывала в доме Иоанна Богослова на горе Сионской и часто посещала места, которые были освящены стопами пречистых ног Спасителя мира; но чаще всего Она приходила молиться на Голгофу и на Елеонскую гору, у подножия которой находился сад, доставшийся Иоанну Богослову по наследству от отца его Зеведея. Однажды, когда Она, по обыкновению, возносила Свои чистые молитвы на горе Елеонской, перед Ней предстал архангел Гавриил с благодатной вестью о приближающемся часе Её переселения на небо, что должно было совершиться через три дня. Для удостоверения в истине этого извещения он дал Ей райскую ветвь от финикового дерева и сказал, чтобы эта ветвь, сияющая светом небесной благодати, была несена пред гробом Пресвятой Девы в день погребения Её пречистого тела. С благоговейной радостью приняла Богоматерь райскую ветвь и, повергшись пред Господом, благодарила Его и со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Её души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Её в Свои Божественные руки. Ещё просила Она, чтобы при кончине дано было Ей видеть святых апостолов, рассеянных по вселенной для проповеди Евангелия. По принятии благовестия о Своём успении Пресвятая Дева возвратилась домой; лицо Её сияло такой небесною радостью, что все присутствовавшие были потрясены при виде Божественной силы и славы, осиявших Её, и всё восколебалось от невидимой Божественной силы, окружавшей Её. Пречистая Мария готовилась к исходу Своему и прежде всего известила о том святого Иоанна Богослова и, показав ему райскую ветвь, завещала нести её перед Своим гробом. Она спокойно сделала все распоряжения и приказала приготовить свечи, фимиам и всё необходимое для погребения. Иоанн немедленно известил о том апостола Иакова, сына обрученника Иосифа, первого Иерусалимского епископа, который, со своей стороны, распространил эту весть не только по всему Иерусалиму, но и по окрестностям его. Множество народа стекалось со всех сторон в дом Иоанна Богослова, и все, услышав от Самой Богоматери о дне Её кончины и о Её переселении на небо и увидев райскую ветвь, начали горько плакать и громкими рыданиями наполнять дом; все умоляли общую Утешительницу не покидать их сирыми и беспомощными. Пресвятая Богородица утешала всех обещанием не оставить людей в сиротстве, быть скорой помощницей и заступницей для всех, кто будет призывать Её на помощь в бедах и печалях; в Её обещаниях сохраняется утешение для всего человечества. Все с благоговением взирали на Её Божественное лицо и внимали Её словам. Успокоив всех, Богоматерь не оставила сделать завещание относительно Своего скудного имущества и погребения: две одежды, остававшиеся после Неё, Она приказала отдать двум бедным вдовам, которые получали от Неё пропитание и служили Ей с любовью и усердием. Она всех любила, но особенно тех, кто в Ней наиболее нуждался, кому Она могла больше оказывать помощи. Тело Своё Она завещала положить в Гефсиманской пещере, где были погребены Её праведные родители и обручник Иосиф, при долине Иосафатовой, между Иерусалимом и горой Елеонской. Когда Она передавала Свои предсмертные желания апостолам Иоанну и Иакову, внезапно поднялся шум, как бы во время бури, и все увидели светлые облака, окружившие дом. Господь исполнил желание Своей Пречистой Матери: святые апостолы были восхищены Божественной силой с разных концов мира и на этих облаках принесены к дому, где Она пребывала. Самовидцам и ученикам Господа дано было видеть успение Матери Его и послужить Ей при погребении. Апостолы, встретившись у дверей дома, обрадовались и недоумевали: что за причина совершившегося с ними чуда? Иоанн Богослов встретил их и объяснил, что настало время для Пресвятой Богородицы отойти ко Господу. Глубокая скорбь овладела апостолами. Увидев Пресвятую Владычицу, исполненную светлого веселья, они не могли уже скрыть своих слёз, и страшно, и скорбно было им лишиться Матери, всех наставлявшей и утешавшей, заменявшей им Владыку и Учителя. Как перенести такое сиротство и беспомощность, как оставаться на земле без Матери и Руководительницы? Благодатная Мария просила их не возмущать Её радости своими слезами, но радоваться вместе с Ней. "Отхожу к Богу и Сыну Моему, - вы же отнесите тело Моё в Гефсиманию, там предайте его обычному погребению и возвратитесь на предлежащую вам проповедь. А Меня, если Господу угодно, вы увидите и по успении Моём". В это время предстал и апостол Павел и с ним ученики его: Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей и другие из числа 70 апостолов. Господь всех их собрал, да сподобятся видеть Богоматерь и получить Её благословение и присутствовать при Её погребении. Пресвятая Дева всех призывала к Себе, называя каждого по имени, всех ублажала за веру и труды в благовестии о Христе и всех утешала обещанием не оставить мира в сиротстве и всегда внимать молитвам прибегающих к Ней. Настал третий день после архангельского благовестия. Приближался третий час дня, когда архангелом предвозвещено было успение Богоматери. В доме горело множество свечей; апостолы славословили Господа, окружая одр, на котором возлежала Пречистая Матерь Его; Она молилась в ожидании кончины Своей. Внезапно отверзся покров дома, и свет Божественной славы осенил всех присутствовавших. Все ужаснулись: в лучах небесного света всё земное померкло. Сам Царь славы, Христос, окружённый сонмами небесных сил и праведных душ, явился Своей Пресвятой Матери. Обрадованная лицезрением Сына и Бога Своего, Она возгласила слова боговдохновенной песни: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея" - и, приподнявшись с одра, поклонилась Своему Господу и услышала Божественный призыв: "Прииди, ближняя Моя, прииди, возлюбленная, и вниди в обители вечной жизни". Пречистая Богородица повторила молитву Свою: "Приими дух Мой с миром и огради Меня от области тёмной". Господь успокоил Её: тёмные силы змия уже попраны ногами Её, и Она призывалась с дерзновением перейти от земли на небо. Радостно воскликнула Приснодева: "Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему". Она опять возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего. Без болезни Она родила Его, и Он разрешил Её душу от тела без всякого страдания и не дал святому телу Её видеть истления. Тогда раздалось ангельское пение и услышались слова: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах". И торжественно несена была в небесные обители душа Приснодевы руками Господа в сопровождении небесных сил. Апостолы, сподобившиеся видеть славное восхождение на небо Пресвятой Богородицы, в трепете стояли, смотря на небо, как некогда смотрели за возносившимся на небо Господом, забыв всё земное и самих себя. Пришед в себя от восторга, они с благоговением смотрели на пречистое Её тело и видели, что лицо Её сияло небесным светом, и ощутили, что от пречистого Её тела исходило дивное благоухание. Лик апостольский возопиял к Ней с умилением: "Удаляясь в небесные чертоги к Сыну Твоему, Ты всегда готова спасать, Богородице, наследие Твое!" И с небесной высоты раздался голос Богоматери, с дерзновением обращённый к Её Богу и Сыну: "Данных Мне Тобою в удел сохраняй вовеки". Все окружавшие со страхом и благоговением лобызали Её пречистое тело; все страждущие получали исцеление при одном прикосновении к священному одру, и все прославляли Богородицу архангельским приветом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". Святые апостолы приступили к погребению Её пречистого тела. Они, оплакивая свою потерю на земле, утешались верой, что приобрели на небе заступницу и молитвенницу к Богу. Петр, Павел, Иаков и другие апостолы понесли тело на своих раменах; Иоанн Богослов с райской светозарной ветвью шёл впереди; прочие же святые и верующие ученики и множество народа сопровождали одр со свечами и кадилами, направляясь от Сиона через Иерусалим к Гефсиманской веси, оглашая воздух пением священных песней. Всё время их шествия, до самого места погребения, над телом Богородицы и над всеми провожавшими неслось светозарное облако, наподобие венца, и в то же время в воздухе разливалось дивное пение небесных сил. Многие из неверующих жителей Иерусалима скоро услышали необыкновенное пение и, увидев торжественное шествие, поспешили донести о том первосвященникам и старейшинам, и все они воспылали гневом и завистью при виде почестей, воздаваемых Матери распятого ими Иисуса. Начальники иудейские немедленно выслали войско и научили народ напасть на христиан с оружием и дрекольями, всех разогнать, апостолов убить, а тело Богородицы сжечь; но сила Божия не допустила такого злодеяния: светозарный облачный венец, сопровождавший погребальное шествие, спустился на землю и оградил его, как стеной. Преследователи слышали шаги и пение, но, поражённые слепотой, ничего не видели, и некоторые из них тут же, стеснившись у городской стены, разбили себе головы, а другие, не зная, куда идти, искали провожатых. Особенной дерзостью отличался один из иудейских священников, по имени Афоний: он изрыгал богохульства над одром Богородицы и поносил Её Сына, Господа Иисуса Христа. Прежняя зависть и злоба закипели в его сердце, и с яростью он бросился к одру, чтобы сбросить на землю пречистое тело; но едва руки его коснулись одра, как ангел Господень отсёк ему обе руки невещественным мечом гнева Божия; отсечённые руки повисли на одре, а сам он упал на землю со страшным воплем. Ужасное наказание вразумило его; он познал грех свой и воззвал к апостолам: "Помилуйте меня, рабы Христовы!" Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: "Исцелить тебя мы не можем; всё может только Тот, Кого вы распяли: Господь наш Иисус Христос. Но и Он не подаст тебе исцеления, пока ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть воистину Мессия, Сын Божий". Тогда Афоний громко возопиял: ."Верую, что Христос есть обещанный Мессия, Спаситель мира!" Апостолы и все верующие возрадовались о спасении погибавшей души, и апостол Петр велел Афонию, с верой призывая имя Пресвятой Богородицы, приложить остатки рук к отсечённым частям, висевшим на одре. Как только Афоний исполнил это, рассечённые руки тотчас срослись и стали совершенно здоровы, осталась только красная черта, как нить, около локтей в знак отсечения. Афоний пал пред одром, поклонился Господу Иисусу и Его Преблагословенной Матери и, ублажив их многими похвалами, последовал за апостолами в Гефсиманию. Многие из иудеев, познав такое чудо, тоже раскаялись и, прикасаясь к одру Владычицы, получали исцеление и возвращение зрения. Милостивейшая Матерь человеческого рода, как в рождестве Своём дала радость всему миру, так и в успении Своём никого не хотела опечалить, всех миловала и обрадовала даже врагов Своих. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, там снова со слезами и рыданиями началось последнее целование пречистого тела, и только к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и заградить вход в пещеру большим камнем. По окончании погребения они не спешили удалиться, но пробыли в той веси три дня, совершая днём и ночью молитвенные песнопения при гробе Богоматери. Всё это время слышалось в воздухе пение ангелов, славящих Бога и ублажающих Благодатную Марию. Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресения Богородицы, как некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению Воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребении Её тела. С воплями глубокой печали он повергся пред гробовой пещерой и с рыданиями выражал скорбь свою, что не удостоился видеть Матери Господа своего и получить Её последнее благословение; не удостоился видеть славу Божественную и дивные чудеса при Её успении и погребении. Святые апостолы, из сердечной жалости к нему, решились отвалить камень от гроба, чтобы, увидев тело Богоматери и облобызав его, апостол Фома получил утешение в своей великой печали. Но когда, отвалив камень, они увидели, что во гробе лежали только погребальные пелены, от которых разливалось неизреченное благоухание, пречистого же тела не было во гробу, они удивились и недоумевали. С благоговением целовали они оставшуюся во гробе плащаницу, умоляя Господа открыть им тайну этого преславного чуда. В тот же день вечером Сама Царица Небесная успокоила их, открыв им эту тайну. По древнейшим сказаниям, за трапезой апостолов, со дня Воскресения Христова, всегда оставлялось ими первое место незанятым. На этом месте всегда полагалась часть хлеба как "часть Господа", в честь и память Господа Иисуса Христа. По окончании трапезы все вставали, с благоговением брали эту часть и, поднимая её, славили великое имя Пресвятой Троицы, оканчивая молитвой: "Господи Иисусе Христе, помогай нам". После этого они разделяли "часть Христову" и все вкушали её как благословение Божие. Так всегда поступали апостолы, были ли во множестве или в одиночестве*. Так было устроено и в Гефсимании на вечерней их трапезе, по возвращении их от гроба. Всё время апостолы только и говорили, только и думали о Пречистой Матери, недоумевая, что сделалось с Её телом. По окончании трапезы, когда они подняли, по обыкновению, часть хлеба Господня и стали славословить Пресвятую Троицу, вдруг послышалось ангельское пение; они подняли глаза и увидели в воздушном пространстве Пречистую Деву, Матерь Божию, окружённую небесными силами и сияющую неизреченной славо1. Она сказала им: "Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни". Обрадованные апостолы и все присутствовавшие с ними воскликнули вне себя от восторга: "Пресвятая Богородица, помогай нам!" Таким образом уверились святые апостолы и всей Церкви передали свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена в третий день по успении Своём и взята с телом на небо. Взяв оставленную во гробе плащаницу, для удостоверения отсутствующих и утешения страждущих, апостолы возвратились в Иерусалим и вскоре после того опять рассеялись по всем странам мира для Евангельской проповеди. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, ибо Она "как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула". В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Её тела; в рождении сохранила Она девство, во успении соединила жизнь; по рождении Она пребывает Девой и по смерти живой пребывает. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства; Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души наши молитвами Своими. В молитвах Неусыпающая Богородица предстательствует за нас и даёт нам веру для утешения в скорбях. Гроб Богоматери, иссеченный из камня, как гроб Сына Её, остаётся предметом поклонения всех верующих. В честь и память успения Богоматери установлен Церковью праздник на день 15 августа с древнейших времён христианства. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, вселенским, ибо в этот день "Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собой". В успении Своём Пресвятая Богородица не оставила мира и всегда по обещанию Своему ходатайствует за прибегающих к Её помощи. Много великих чудес сотворило Её милосердие всем страждущим и скорбящим! Кто из нас, бедствующих в бурном житейском море, не чувствует, как Богоматерь близка к нашим воплям, как скоро послушна, чтобы дать нам помощь и утешение? Призывание ходатайства Пресвятой Богородицы вошло в состав христианского богослужения, и с самого первого века Церковь призывает на помощь и славословит Пресвятую Матерь Бога нашего. Каждый день кончается на вечерне молитвой к Ней: "Пресвятая Богородице, буди ми предстательницей всей жизни, в час смертный избави от бесов и по смерти упокой!" В молитвах неусыпающая Богородица предстательствует за прибегающих к Ней и дает веру и утешение. О, Пресвятая Богородице, спасай всегда наследие Твое! Владычице, помогай нам! ______________* В монастырях доныне соблюдается благочестивый обычай возвышать в конце трапезы часть хлеба во имя Пресвятой Богородицы. |
София Ивановна Снессорева |
|
чтец Алексей Потупин Дюссельдорф-Бенрат |
Проект
"Мир - наш!" |