Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Выпуск 051
05.12.2007

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный клуб паломников в честь апостола Иакова Зеведеева
Сайт редактора рассылки: здесь

Другие рассылки редактора:
ВЕЛОСИПЕДИЗМ
ГЕОИНФОРМАЦИЯ

Всего подписчиков: 0558 (+10)

От редактора:

Прошу не обращать особого внимания на несоответствие цветов рассылки друг другу. В настоящее время проводится реконструкция издания.

CОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
09 декабря 2007: память преподобного Алипия Столпника

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
В Крыму новая чудотворная икона "СКОРБЯЩАЯ"

Риза Господня выставлена в храме Христа Спасителя

Проект 5: МИНИ-ПАЛОМНИЧЕСТВА
КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО...

Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
20 километров покаяния: крестный ход "Мост - Спасов скит"

Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
Паломничеством прирастаем


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


ВОСКРЕСЕНЬЕ, 09 ДЕКАБРЯ 2007
ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО АЛИПИЯ СТОЛПНИКА



ЖИТИЕ

Родители Алипия были благочестивыми христианами. После смерти отца мать посвятила юношу на служение Богу и отдала его Адрианапольскому епископу блаженному Феодору. Тот научил его добродетельной жизни и Божественному Писанию, а затем посвятил в сан диакона.

Алипий подвизался в послушании, посте и молитве, и сердце его устремилось к молитвенному безмолвию. С благословения епископа он оставляет служение при нем и начинает жить на языческом кладбище в одном из гробов. Преподобный сокрушил идола, укрепленного на столпе, поставил на его место крест и стал жить в совершенном уединении и общении с Богом. Вскоре епископ Феодор потребовал его к себе для диаконского служения и отправил в Халкидон. Возвратившись в пустыню, Алипий построил церковь во имя великомученицы Ефимии и в нее положил обретенные мощи неизвестных святых.

По освящению храма в него стали приходить люди и нарушать уединение Алипия. Тогда он построил себе столп, высокую башню, взошел на нее и так провел 53 года. Со временем при столпе образовались мужской и женский монастыри, которыми руководил святой Алипий.

После смерти Алипий многие получили исцеление от его святых мощей. http://www.cathedral.ru

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО:

К сожалению, поиски в интернете не привели к обнаружению в святоотеческих границах ни мощей святого Алипия, ни церкви или придела в память его имени. Возможно, что я просто не сумел этого обнаружить. Но вот на горе Афон удалось найти следующее:

“Монастырь Котломуш находится на северо-восточном склоне Святой Горы, в 10 минутах ходьбы от Карей. С южной и западной стороны он окружен горами и лесом, с восточной и северной стороны прекрасной долиной с садами и виноградниками.

В древности на месте нынешнего монастыря стояла небольшая обитель во имя Преображения Господня, а настоящий монастырь основан в XII веке греческим императором Алексеем Комниным. Монастырь Котломуш подвергался разорению варваров, но возобновлялся господарями и воеводами Валахии. В XIX веке во время греческого восстания сильно пострадал, как и другие святогорские обители, позднее большой урон монастырю нанес пожар.

Монастырь имеет вид строгого четырехугольника в плане, в средине которого находится пятиглавый Соборный храм Преображения Господня. Он благолепно украшен: имеет резной золоченный иконостас, пол во всем храме выстлан мраморными плитами. Храм уцелел с 1540 года, сохранились и фрески этого периода. В 1773 году к храму пристроен придел во имя Акафистной Божией Матери. В нем находится замечательна Акафистная икона Богоматери: вокруг ее образа изображены все пророки и весь акафист в лицах. У северной стороны Собора снаружи, погребен патриарх Александрийский Матфей, бывший монахом этой обители и скончавшийся в 1775 году. Монастырская колокольня сооружена в 1808 году. Недалеко от Соборного храма построен из белого мрамора прекрасный водосвятный фиал (чаша) с десятью колоннами. Кроме Соборного храма в монастыре еще четыре параклиса.

Среди реликвий монастыря частица животворящего Креста Господня, рука св. мученика Евстратия, часть левой стопы св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы; частицы мощей: св. муч. Кирика, св. великомуч. Евстафия Плакиды, св. великомуч. Пантелеймона, глава св. Алипия столпника (выделено А.П.), рука св. Харалампия, рука св. Григория Богослова, часть главы св. Елевферия, часть главы св. Анастасии Узорешительницы и св. Параскевы и многих других святых. Во владении Котломуша находится келия св. великомученика Георгия Победоносца, где подвизался отшельник Киприан, которому за исповедание христианства и обличении в заблуждении магометан, турки отрубили голову в Константинополе в 1679 году. Библиотека обладает более 600 экземплярами древних рукописей и свыше 3.500 книг. В настоящее время здесь проживает 30 монахов“ (Описание и фотоизображение афонского монастыря взято с http://iveron.ru/main.php?id=history_afon)

Примечательно в этом описании то, что указывается и на келию отшельника Киприана, сооруженную в честь Георгия Победоносца, чью память святая православная церковь также празднует в этот воскресный день 9 декабря 2007 года (по новому стилю).

А.П.

Икона св. Алипия Столпника:
http://days.pravoslavie.ru/

07:41
05 декабря 2007




Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ



В Крыму новая чудотворная икона "СКОРБЯЩАЯ"



В Крыму почтили обновившуюся икону Божией Матери "Скорбящая"

В Свято-Троицком женском монастыре Симферополя почтили икону, история которой в свое время облетела весь Крым и стала известной далеко за его пределами, сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви.

В 1998 году Феодосия Денисенко, прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района, пожертвовала в храм икону Божией Матери – на тот момент изображение было тусклым темным и едва различимым. Но по прошествии двух недель, во время праздничной службы прихожане обратили на икону внимание – настолько ярким стало изображение.

Специальная комиссия, куда вошли священнослужители и миряне – художники, ученые, краеведы, установила, что икона не реставрировалась. В некоторых местах красочный слой стерт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась.

В Свято-Троицком кафедральном соборе был отслужен благодарственный молебен с акафистом, а вскоре Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено 6 ноября, в день, когда чтится память иконы "Всех скорбящих Радосте". В 1999 г. чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. Во время крестного хода были случаи, когда икона мироточила, источая чудное благоухание.

http://www.rusk.ru
12 ноября 2007

РИЗА ГОСПОДНЯ ВЫСТАВЛЕНА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ»

Ковчег с Ризой Господней, недавно переданный Президентом РФ Владимиром Путиным патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, 1 декабря впервые выставлен для поклонения в храме Христа Спасителя, сообщает пресс-служба патриархии.

Фрагмент Ризы Господней - величайшей святыни христианского мира - был передан В.Путиным Алексию II 19 ноября, в дни празднования 90-летия восстановления патриаршества на Руси. До недавнего времени фрагмент Ризы Христовой, заключенный в серебряный складень, хранился в Успенском соборе Московского Кремля.

Риза Христова была захвачена иранским шахом Аббасом I в Грузии. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. После тщательной проверки подлинности святыни в 1625 году ковчег с Ризой Христовой был доставлен в Москву.

http://tatar-inform.ru

19:47
02 декабря 2007




Проект 5: МИНИ-ПАЛОМНИЧЕСТВА


КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО…


Тема, начатая в №44 (Спаса Преобр. в Тушине, читать здесь), еще далека от завершения – в Москве немало мест, где можно поклониться частицам Животворящего Креста Господня. Немало, конечно, относительно – ведь количество этих частиц в мире ограничено.

Замечательно не только то, что мы их имеем, но и то, благодаря чему имеем их. После обретения Креста Господня в 326 г. одна его часть и гвозди были перевезены в Константинополь, вторая часть хранилась в Иерусалиме в специальном ковчежце. И она затонула в море при попытке перевезти ее из Иерусалима в Европу во время одного из Крестовых походов.

Выражаясь деликатно, с момента обретения Креста многие христиане стремились унести с собой частицы святыни. Выражаясь попросту и откровенно - кое-что, чем мы располагаем сейчас, – результат дурного поведения средневековых паломников, это то, что они успели потихоньку отколупать...

Еще один московский храм, в котором хранится частица Креста, - Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.

Ворота, существующие лишь в названии местности, - типичное московское явление. В столице нашей помимо Кремля были в разные годы построены еще три крепости, и в каждой были проездные башни с воротами. Серпуховские ворота - в стене Земляного города – укрепления, возведенного в 1591—92 гг. (сейчас на его месте Садовое кольцо). Через них, понятное дело, проходила и проходит по сей день дорога на Серпухов и далее.

В 1696 г. Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки здесь церкви. Освящение деревянного храма во имя Вознесения Господня с приделом Девяти мучеников Кизических состоялось в 1700 г. 12 сентября 1709 г. (по другим источникам - в 1708 г.) был выдан указ на строительство каменной церкви. Она строилась на средства сына Петра Первого царевича Алексея Петровича (некоторые исследователи осторожно добавляют: предположительно). И растянулось это строительство на полвека с лишним. Сначала в 1714 г. вышел указ Петра о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга (отменен лишь в 1741-м!). В 1718 г. царевич Алексей, заключенный в Петропавловскую крепость по обвинению в антигосударственном заговоре, скончал свои дни при не выясненных до конца обстоятельствах, по всей видимости, был тайно казнен по распоряжению отца. Церковь стояла недостроенная, перекрытая временной кровлей. В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь в 1756 г.

В июле 1762 г. церковь была закончена и освящена. В Москве появилась постройка в стиле, совершенно не характерном для нее - зрелого барокко. Бросается в глаза форма ее основного объема - равноконечный крест. Зодчие, строившие храм, неизвестны. Высказывались предположения об авторстве Д. Трезини, а также участии И. Ф. Мичурина и В. Д. Ухтомского.

В 1830-х – 40-х гг. пристраивалась и перестраивалась трапезная, появилась высокая колокольня в стиле ампир.

Росписи в церкви неоднократно переписывались. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ в. В 1929 г. храм был закрыт, в 1930 г. разрушены ограда, колокольня, находившаяся рядом богадельня, разобрана глава храма, в нижнем ярусе расширены окна, пробиты проемы. Внутри разместились государственные учреждения. Мое раннее детство прошло совсем рядом, на Зацепе, и я вспоминаю, как странный возвышающийся над окрестными домами обрубок пугал, тревожил воображение.

В начале 1990-х годов здесь были проведении большие реставрационно-восстановительные работы (обновлены колокольня, ограда, дом причта). Но до конца они не доведены и по сей день. В 1991 г. состоялось освящение храма или, вернее, храмов, так как их в одном здании два: верхний, открытый летом, и зимний, который можно посетить сейчас.

Главный престол в верхнем храме – Вознесения Господня, в приделах – прп. Алексия, человека Божия и Девяти мчч. Кизических; в нижнем главный – Иерусалимской иконы Божией матери, в приделах – прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца.

В нижнем храме резной белокаменный иконостас, паникадило перед ним украшено изображением золотого державного орла. Перед иконостасом слева Иерусалимская икона Божией Матери, огромное количество подвешенных к ней благодарственных даров – свидетельство помощи и почитания. Лежат дары и под иконами прпп. Серафима Саровского и Сергия Радонежского (обе с частицами мощей). Кроме этих двух, есть иконы с мощами Александра Невского, целителя Пантелеимона, Феодора Ушакова, Алексия, митрополита Московского, Киприана и Иустины, Петра и Февронии. Под иконой Алексия, человека Божия ковчежец с его изображением, а большая частица мощей искусно вделана в руку святого. Есть в храме и ковчежец с мощами примерно четырех десятков святых. Перед иконой Троицы – большой кусок коры дуба Мамврийского. Ну а частица Животворящего Креста Господня вделана в отдельно стоящее распятие. Наверное, я назвала не все святыни этого храма, но, думаю, и перечисленное впечатляет и зовет.

Одной неожиданностью было увидеть здесь небольшую бронзовую скульптуру Николая Чудотворца, в раскинутых руках которого – меч и храм, другой - среди восстанавливаемой настенной живописи - изображение недавно прославленной семьи последнего русского государя совершенно в той же, XIX века, стилистике. Очень украшают храм несколько современных мозаичных икон.

Храм Вознесения Господня находится в самой непосредственной близости к выходу из ст. м. «Серпуховская». Открыт ежедневно в течение дня с 7.30. Литургия в 8 часов, по воскресеньям в 9. Вечерние богослужения в 17 часов. У храма есть свой сайт - www.voznesenie.ru. В числе книг, икон и утвари, продающихся в храме, немало оригинальных, подарочных. Во дворе помещается мастерская, возрождающая традицию изготовления мерных икон – изображений небесных покровителей новорожденного младенца, которые пишутся на доске, соответствующих росту (мерке) ребенка. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

См. предыдущие паломничества: к мироточивому кресту - в ц. Спаса Преображения в Тушине №44 (читать здесь); к частицам Креста Господня – в ц. Спаса Нерукотворного образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (№ 46, 27 сен. читать здесь ) и Успения Богородицы в Гончарах №48 (читать здесь ).

Ольга САВИЧЕВА, Москва
Фотографии с сайта храма
Размещено здесь:
16:51
03 декабря 2007




Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО


20 километров покаяния: крестный ход "Мост - Спасов скит"


Холодным октябрьским утром на ступеньках центрального входа железнодорожного вокзала собралось человек двести разного возраста. «Что происходит?» — интересовались любопытствующие. Оказалось, это православные: сейчас на электричку — и до станции Мост, а оттуда — двадцать километров Крестным ходом собрались идти до станции Спасов Скит. Нелегкий пеший путь они посвятили годовщине чудесного спасения царской семьи во время крушения Императорского поезда под Харьковом 30 октября 1888 года.

Колонна из двух сотен паломников, несущих иконы, хоругви и кресты, растянулась почти на километр. Несмотря на холод и усталость (двадцать километров пути — тяжелое испытание для любого человека), никто не унывал. Дети не капризничали, подростки не хулиганили, пожилые люди старались не показывать усталость. «Ноги сами идут, а я за ними, — говорит 82-летняя Варвара Петровна. — Божья Матерь с нами идет, поэтому так легко двигаться, и о годах своих забываешь». 

Путь длинный: кто-то шел молча, кто-то молился, кто-то пел или рассказывал об увиденных чудесах и исцелениях. Прихожанка Свято-Покровского монастыря Наталья рассказала о Крестном ходе, который она совершила из Каменец-Подольска в Почаев: «Этот Крестный ход совершается ежегодно, ему уже 600 лет. Нас было три тысячи человек — молдаване, украинцы, русские. Все шли с Богом. Путь длился неделю, и все эти семь дней Господь постоянно дарил нам чудеса. Например, появилась стая птиц в виде креста, которая долго сопровождала нас. А когда в жару силы паломников были на исходе, мы остановились на привал, очень хотелось пить. Собралось несколько женщин в кружок, одна говорит: «Вот бы сейчас воды». Другая ей вторит: «Да, газированной». А третья добавила: «Живчика». И вдруг перед нами неожиданно появилась бутылка двухлитрового живчика и стаканчики. Мы переглянулись, начали оглядываться. Кто-то поставил, наверное, но никто из нас не увидел, кто именно. Так и осталось загадкой». 

Прихожане и священство Спасова Скита позаботились о безопасности крестоходцев и выделили две машины сопровождения. Особенно беспокоились за пожилых людей. Тем, кому идти было тяжело, предлагали сесть в машину или хотя бы перевезти личные вещи. 

Но, несмотря на усталость, холодный пронизывающий ветер и боль в ногах, даже престарелые люди отказывались от помощи водителей, желая преодолеть весь путь самостоятельно. 

По прибытии в Спасов Скит верующие приложились к чудотворной иконе последнего российского императора Николая II, расстрелянного вместе с семьей большевиками в 1918 году и позже причисленного к лику святых новомучеников. Икона была специально привезена в Спасов Скит по случаю годовщины крушения царского поезда под Харьковом.

Паломники могли увидеть трехметровый крест из дуба, пролежавшего 130 лет на дне реки Десна. Закаленный временем и водной стихией дуб был художественно обработан мастерами в Одессе и Киеве. А теперь воздвигнут здесь — на территории Спасова Скита, на месте старого храма. 

В конце дня, после молитвы, участников Крестного хода ожидала трапеза и дорога домой — уже весь путь на электричке. Идущим в Крестном ходе все грехи прощаются, говорят люди. Для современного человека, привыкшего к бытовым удобствам, проделать такой длинный путь нелегко. Нынешний Крестный ход показал невероятную силу духа, сохранившуюся у людей. 

Преодолевая себя, верующие начинали задумываться о том, о чем раньше не имели понятия, каяться в том, чего раньше не осознавали. Ведь предназначение самого Крестного хода, его истинный смысл заключается в пути покаяния — пути физического и духовного, по которому должны идти все люди. А нынешний Крестный ход был покаянным вдвойне: и за убийство царской семьи (не пощадили даже маленького больного мальчика Алексея — младшего сына царя Николая), и за разрушение некогда величественного храма в Спасовом Скиту, и за убийство священников и монахов, и за отказ от Бога и веры православной.

Виктория ПЕТРУХИНА
http://www.vecherniy.kharkov.ua
15 ноября 2007


Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ


ПАЛОМНИЧЕСТВОМ ПРИРАСТАЕМ


ВОССОЕДИНЕНИЕ С РПЦЗ ПРИВЕЛО К РОСТУ ПАЛОМНИЧЕСТВА В РОССИЮ

Воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за границей способствовало росту интереса зарубежных верующих к паломничеству в Россию, сообщил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Во время подготовки этого великого и торжественного события, а также после него Россию и Украину посетило много гостей из-за рубежа, которые были одновременно и паломниками», - сказал владыка Кирилл в среду на открытии IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность».

Митрополит отметил рост зарубежного паломничества в Русской православной церкви за последний год. По его данным, количество паломников из России за рубежом составило 250 тыс. человек, тогда как в Россию прибыло не менее 100 тыс. паломников. Общая цифра в 350 тыс., по словам митрополита Кирилла, в восемь раз превысила дореволюционные показатели зарубежного паломничества.

По словам владыки Кирилла, в России в течение 2007 года наблюдался интенсивный рост интереса верующих к паломничеству, в связи с чем количество паломнических служб в регионах практически удвоилось. На уровне епархий сегодня действуют 93 паломнические службы, на уровне приходов и монастырей - 276. Митрополит Кирилл утверждает, что сегодня почти 60% епархий Русской православной церкви имеют паломнические службы. Особенно резко, отметил владыка Кирилл, в 2007 году возросло число таких служб в Украинской православной церкви и Белорусском экзархате.

http://news.pravmir.ru

08:42
03 декабря 2007




Контакт:


Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru

Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ