Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Выпуск 043
03.09.2007

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный центр велосипедного паломничества в честь апостола Иакова Зеведеева

Другие издания редактора:
ИДИ И СМОТРИ: последнее время
Журнал ПОКРОВ Представительства РПМ МП в Германии
Интернет-ресурсы ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ
ВелоПАЛОМНИК
ВЕЛОСИПЕДИЗМ
интернет-ресурсы ВелоПЛАНЕТА
ГЕОИНФОРМАЦИЯ

Всего подписчиков: 0506 (+4)

От редактора:

CОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
04 сентября 2007, вторник

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
Русский храбр Илья

Мощи святого Александра Невского будут в течение месяца перевозиться по городам России и Латвии

Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА
Храм Бориса и Глеба в Зюзино, Москва

Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Крестный ход "Дальний Восток - Москва"


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


04 сентября 2007, вторник


ГРУЗИНСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ










В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так, Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу Стефану, который благоговейно хранил ее.

В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа так оттого, что построена на гористом и мрачном месте, издревле называвшемся Черная гора; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую).

Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся пред ней избегали смертоносной язвы. Множество списков с иконы свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году, по благословению Патриарха Никона, было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

http://days.pravoslavie.ru







МЕСТО СВЯТОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА:
ЦЕРКОВЬ ГРУЗИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Деревянный храм Грузинской Божией Матери в Горбасьеве 1714 г. постройки к концу 1850-х годов. стал ветшать и «угрожать скорым падением». В марте 1857 г. было решено построить новую каменную церковь на деньги, собранные прихожанами, и на «церковную сумму». Храмозданная грамота была выдана 30 мая 1857 г. Единственный престол церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери был освящен 9 октября 1860 г.

Действовавшая до 1930-х годов, церковь сегодня находится в запущенном состоянии и постепенно разрушается.


Ангел-хранитель до сих пор стоит и скорбит здесь. Снято в марте 2007 года (автор фотоизображения: Усса Антон, сайт http://sobory.ru)

АДРЕС: Центральная Россия, Тверская область, Конаковский район, деревня Горбасьево

Текст и фотоизображение: http://sobory.ru


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ


Русский храбр Илья


Нет, пожалуй, более народного и более любимого богатыря, чем «старый казак» Илья Муромец. Однако до сих пор мало кто воспринимает этого «храбра» как реальный исторический персонаж, живший в XI-XII веках и почивающий мощами в Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.

«Участник джихада»

Привычный зачин былинных сказаний, где гроза разной нечисти и погани выезжает «из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет сомнений относительно места рождения «храбра». Но еще в XIX веке некоторые исследователи пытались «подправить» его биографию, связав с Черниговщиной. Впрочем, если раньше эта версия не выходила за рамки научных обсуждений, то после обретения Украиной государственной независимости соблазн «национализировать» Илью Муромца проявился в полной мере.

Сторонники этой версии ссылаются на свидетельство Эриха Лясоты, посла императора Священной Римской империи Рудольфа II, направлявшегося в 1594 году к запорожцам. Будучи три дня в Киеве, он записал со слов печерских монахов имя: «Илья Моровлин». Сегодня в Черниговской области имеется город Моровск, соответствующий древнерусскому Моровийску. Первое упоминание о нем встречается в летописи под 1139 годом. Нашелся и другой населенный пункт, имеющий с былинным сюжетом созвучное название, - город Карачев (упоминание под 1146 годом) на реке Снежеть (приток Десны), соединявший Южную и Северную Русь. И получается, что Илья-то богатырь вовсе не муромский, а исконный уроженец Черниговского княжества.

Выводя нашего героя из Черниговской земли, историк Владимир Селезнев из Днепропетровска пишет: «Образ Ильи Муромца пережил значительную эволюцию. Илья-крестьянский сын и Илья-казак - это более поздние образы, созданные в XVI-XVII веках на северорусской почве. В реальности же он, по-видимому, был киевским воеводой или великокняжеским дружинником. Смутное время наложило на него свою печать, сделав его «казаком», и, наконец, на дальнем Севере он оказался крестьянским сыном» (Всеукраинская газета «День», № 116 от 2 июля 2005 года).

Обычно приводятся такие аргументы. В окрестностях Карачева находится село Девять Дубов и там же струится речка Смородинка. А если принять во внимание, что окрест - дремучие брынские (т.е. брянские) леса, то мы получаем антураж былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Еще в XIX веке старики-старожилы показывали место, где находилось логово душегуба, а на берегу речки - сохранившийся пень громадного дуба.

Вместе с киевским историком Сергеем Хведченей раскроем «Большой всемирный настольный атлас», изданный А.Ф. Марксом в 1905 году. Волна революционных переименований еще не изуродовала географического лица нашей страны. Вот он, город Карачев Орловской (на тот период) губернии и в двадцати пяти верстах на северо-восток от него село Девять Дубов.

«Первое, что бросается в глаза при подробном изучении карты, - пишет С. Хведченя, - это удаленность Карачева от Моровийска. Если Муром и Карачарово находятся в непосредственной близости друг от друга, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. Говорить о «моровийском городе Карачев» почти такой же абсурд, как и называть Москву киевским городом. С этой точки зрения версия о черниговском происхождении Ильи не выдерживает никакой критики». К тому же с Моровском не связано никаких местных легенд об Илье.

Рядом с брянскими Девятью Дубами действительно протекает безымянная речушка, которую иногда называют Смрадной, потому что она берет начало из болот, насыщенных сероводородом. Так что не с сортом ягоды она связана, а со словом «смрад», «смрадинка».

Что же тогда говорить о других трактовках прозвища богатыря: «муровлянин» - это значит «каменщик, умеющий делать изразцы», «строить крепости». Или тот, кто освободил от разбойников старую дорогу из Степи на Русь - Муравский шлях. Для иных наш герой - это «Илья из пограничной крепости» или даже «выходец из Моравии». А чеченские сепаратисты на сайте «Кавказ-Центр» договорились до следующего: «Был ли Илья Муромец участником джихада?» - и, болезные, ответили на этот вопрос утвердительно: «Русские богатыри были моджахедами».

Как мы видим, селу Карачарову в этих версиях не находится места. А зачем, спрашивается?..

«С другой стороны, - продолжает С. Хведченя, - Муром, Карачарово, Девять Дубов, Чернигов, Моровийск и Киев находятся на одной линии, которая полностью совпадает с древним торговым путем. У меня возникает законное желание объединить две гипотезы в одну и тогда получим, что Илья - богатырь муромский ехал «дорожкой прямоезжею» в стольный Киев-град, «через те леса брынские, через речку Смородинную», через Девять Дубов, расправился здесь с Соловьем-разбойником, пленил его и с этим дорогим подарочком прибыл к Великому киевскому князю».

«На печи помок»

Впервые Муром упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом в рассказе о разделе Рюриком подвластных ему земель и городов: «Раздая мужем своим грады». Уже тогда он являлся крупным центром Поочья, вел оживленную торговлю с волжскими булгарами, греческими купцами из Тавриды и арабским Востоком. Довольно долго город входил в состав Черниговского княжества. Соотношение прозвища св. Ильи именно с Муромом вполне соответствует и эпической, и исторической действительности.

Собранию местных преданий об Илье Муромце мы во многом обязаны покойному краеведу А.А. Епанчину (1948-1998 гг.), который принадлежал к древнему дворянскому роду Епанчиных и был воспитан в любви к многовековой русской культуре. Собранный им уникальный материал «Забытые святые и святыни Мурома» в 1993 году был издан Муромским историко-художественным музеем, с которым он постоянно сотрудничал. Для православного журнала «Купель» Епанчин успел подготовить к печати работу «Святой богатырь Илья».


Церковь Ильи Муромца на Вербовском кладбище в г. Муром Владимирской области (фотография А. КОМЛЕВА, сайт http://www.temples.ru)

На большом фактическом материале Епанчин показал, что местная традиция твердо связывает героя былин с Муромом. А это многое значит. Например, в науке, изучающей Античность, именно по точке концентрации вариантов мифа определяется его базовый источник. И оказывается, только в Муроме до революции многие жители считали, что наш герой жил во времена Екатерины II, «чуть ли не вчера».

Только в Муроме указывают на «потомков Ильи» - Гущиных, обладавших недюжинной физической силой. В XIX веке к «потомкам» относили и карачаровских крестьян по фамилии Ильюшины. То же самое говорят в наше время и в отношении Пудовых. Подобная генетическая память нынешних жителей села о своем земляке свидетельствует об их органичном и живом отношении к истории края.

Согласно местному поверью, «гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Опять же, только в Муроме Илья-пророк «на печи помок». Налицо смешение образов библейского героя и его местной ипостаси.


Панорама Мурома в конце XVIII века (картина КУРБАНИНА, сайт http://baranovna.narod.ru)

Древние впадины в камнях - «следы копыт коня Ильи», являвшиеся объектом поклонения угро-финнов, детально прослежены Епанчиным в полном соответствии с сюжетом былин: где какой «скок» - там или впадины, или святые источники.

Как сообщает предание, Илья после своего исцеления «повыдирал вековые дубы», да и покидал их в Оку, изменив русло реки, - так, собственно, образовалась старица напротив села Карачарово. Что это были за дубы, можно только представлять в воображении. Некоторое время назад в Муромском историко-художественном музее появился экспонат - фрагмент трехсотлетнего дуба, упавший в реку в период с XVI по XVII век. И хотя это не древний мореный великан, его размеры впечатляют: полтора метра в диаметре при обхвате 4,6 метра.

Среди местных святынь, связанных с именем Ильи, до революции называли две: часовню Ильи Пророка, которая до 1932 года стояла у одного из родников, и Троицкую церковь, одну из самых больших в Муроме со святым источником (на месте «скока») в овраге под ней.

По преданию, Илья принес на гору три огромных дуба, что было не под силу лошадям, - мощные стволы легли в основание фундамента древней, тогда еще деревянной Троицкой церкви. Ее развалины - дело рук варваров XX века - скорбно стоят над Окой по настоящее время. Уцелела высокая колокольня, получившая в 2001 году, на Троицу, семь «звонов», привезенных благотворителем из подмосковной Вереи.

Примечательно, что только здесь, на родине Муромца, бытовали рассказы о его борьбе с драконами. В былинах такой колоритный сюжет отсутствует. Епанчин в конце 1960-х годов записал очень интересную версию, по которой Илья Муромец убивает зловредную тварь в другом государстве, а затем, совершив сей подвиг, возвращается в отчие края, где женится на дочери муромского князя Глеба.

В канун Первой мировой войны в газете «Муромский край» (№ 102 от 8 мая 1914 года) была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», в которой ему приписывается истребление драконов - «доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города».

Таким образом, только в Муроме сказания и предания о богатыре приобретают реальную форму. Былинные и иные сюжеты плавно превращаются в некую действительность - и вот мы оказываемся на пороге дома № 279 по улице Приокской, там, где среди густого леса «стояла изба Ильи». Отсюда, кстати, и прозвище - Гущин, перешедшее потом на кровных родственников «храбра».

Один из Гущиных, Иван Афанасьевич, был известен в Карачарове и за его пределами своей силушкой. Во время проведения кулачных боев ему разрешалось работать только плечами, чтобы случайно кого не зашибить насмерть кулаком. А еще, как рассказывают, он мог с легкостью тянуть воз дров.

«Не вызывает сомнения то, что род карачаровских крестьян Гущиных древний, - сообщает С. Хведченя, специально приезжавший в Муром для сбора сведений. - Довольно легко удалось проследить их родословную до середины XVII века, а точнее - до 1636 года».

Многочисленные «потомки Ильи» чтят его память. На свои средства они заказали его образ, который выполнил художник-иконописец И. Сухов. В него вставили ковчежец с частицей мощей преподобного Ильи, переданный в свое время из Киево-Печерской лавры. Саму икону 1 января 1993 года установили во вновь отстроенном храме во имя Гурия, Самона и Авива - небесных покровителей семейного благополучия.

В 1990-х годах на городском Вербовском кладбище Мурома была заложена именная Ильинская церковь - одноглавая кирпичная постройка в новгородском стиле, которую освятили в январе 1998 года.

В августе 1999 года в городском парке был открыт памятник Илье Муромцу работы скульптора Вячеслава Клыкова. Ну а на доме № 279 по улице Приокской все, кто приезжает в Муром, могут лицезреть деревянную мемориальную доску, изготовленную муромским резчиком, членом Союза художников России Сергеем Субботиным.

Все это, конечно, хорошо. Однако до тех пор, пока Троицкая церковь открыта небу взорванным куполом, пока в ее стенах гуляет ветер, - до тех пор о возрождении православия на древней Муромской земле можно говорить лишь в будущем времени.

Руины этого красивейшего храма, связанного преданием с именем Ильи Муромца, являются зримым символом удручающего состояния, в котором находятся души многих и многих жителей города, иначе бы церковь давно отстроили.

Можно сколь угодно уповать на инициативу и щедрость благодетелей извне, как это произошло с колоколами Троицкой церкви. Или, скажем, со Спасо-Преображенским мужским монастырем («что на Бору»), древнейшей иноческой обителью современной России, возрожденной усилиями председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина. Но пока сами местные жители не сочтут для себя вопиющим укором то состояние, в котором находится Троицкая церковь, все усилия иногородних жертвователей уйдут на восстановление стен, но не «молитвенного пространства» и собственно полнокровной приходской жизни.

По методу Герасимова

В 1988 году межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР произвела экспертизу хорошо сохранившихся мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялись современная на тот период методика и японская аппаратура. Был определен рост преподобного - около 180 сантиметров и его приблизительный возраст (по изношенности зубов) на момент кончины: от 40 до 55 лет. Возраст по тем временам солидный, характеризующийся, как правило, мужеством, установившейся твердостью и крепостью.

Поразительно другое: были выявлены дефекты позвоночника, что позволяет говорить о перенесении в юности этим человеком, погребенным в катакомбах обители, паралича нижних конечностей. Однако вера и сила духа не позволяли ему «сидеть сиднем», как об этом сказано в былинах. Явная диспропорция в развитии мускулатуры плечевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что святой Илья активно передвигался при помощи рук.

При рентгенологическом исследовании удалось выявить следы давних прижизненных переломов правой ключицы и ребер. На теле были обнаружены две колотые раны: одна на руке, другая, смертельная, в области сердца. Как пишут многочисленные авторы, создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

«Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым», - вспоминается рассказ из «Путешествия в святую землю» старообрядческого священника Иоанна Лукьянова, посетившего киевские пещеры в начале XVIII века. «Ростом яко нонешние крупные люди, - сообщал он далее, - рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображает крестное знамение...».

К сожалению, время жизни Муромца было установлено приблизительно - XI-XII век. Но и это определение не расходится с сообщением Афанасия Кальнофойского (1638 год), считавшего, что преподобный Илья скончался около 1188 года.

В советское время были предприняты большие усилия по лишению образа преподобного Ильи христианской («крестьянской») основы. Так, к примеру, характерной и тенденциозной подчистке подвергся эпизод с «каликами перехожими», исцелившими Илью. Кто они? Во всех советских изданиях это опущено. В дореволюционном же читаем, что «калики» - это сам Христос с двумя апостолами.

В 1963 году, когда гробницу вскрывали первый раз, «ученая» комиссия установила, что мощи принадлежат человеку монголоидной расы (!!!), а раны на его теле имитированы, дескать, самими печерскими монахами.

Все художественные изображения Ильи Муромца, в том числе «классическое», знакомое нам со школьной скамьи - кисти Васнецова («Три богатыря»), не отражали по понятным причинам визуального сходства, а являлись плодом творческой фантазии. Этот пробел был восполнен Сергеем Алексеевичем Никитиным, главным специалистом Московского бюро судебно-медицинской экспертизы.

Вот как он сам рассказывал о вскрытии гробницы в 1988 году: «Гляжу, лежит на спине обнаженный мужчина, полностью мумифицированный. Руки сложены на груди, ступни ног отсутствуют. Глазницы прикрыты веками. Особо богатырского в облике Ильи Муромца ничего не было. Мумии сильно усыхают, и что богатырь, что обычный человек - очень схожие результаты. Правда, замечаю, что череп довольно крупный. Плечи широкие. Кисть крепкая».

На соседнем фотоизображении: Икона с мощевиком Ильи Муромца в cпециальном киоте Cвято-Николо-Тихонова мужского монастыря Ивановской области

Используя методику знаменитого антрополога М.М. Герасимова, Никитин в 1990 году по гипсовой копии лицевой части и рентгенограмме головы приступил к воссозданию облика «законника Ильи» из Ближних пещер Киево-Печерской лавры.

«Портрет мастеру явно удался, - заключает С. Хведченя. - В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения... Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монастырский посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре».

Но главное, пожалуй, заключается в том, что человек с такими характерными чертами лица своим рождением больше подходит к местам, где обитало финно-угорское племя, давшее название городу - Муром, нежели к южной Черниговской или какой иной земле.

Родившись на далеком севере, на Оке, Илья Муромец лег мощами в стольном Киеве, став по прошествии веков олицетворением силы духа, мощи и любви к Отчизне. Над его гробницей висит старинная табличка, сообщающая: «Святой Илья из града Мурома».

29 августа 2007
Геннадий КРЮЧКОВ
Автор - председатель Братства во имя преподобного Илии Муромского
Черно-белые фотоизображения из - архива Г. Крючкова
Цветные фотоизображения:
http://www.ikony.ru
http://www.temples.ru
http://www.pravoslavie.ru
http://www.1723.ru
http://www.tihon-luh.ru
http://rgz.ru


Мощи святого Александра Невского будут в течение месяца перевозиться по городам России и Латвии




20 сентября они будут перевезены из Александро-Невской лавры в московский храм Христа Спасителя. В столице святыня пробудет в течение недели - до 27 сентября. Затем ее перевезут в Калининград и далее - в Ригу, Псков, Великий Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. 20 октября мощи вернутся в Лавру.

Большинство регионов, выбранных для принесения святыни, отмечают в Фонде связаны с именем святого Александра Невского. Так, на Ярославской земле благоверный князь родился, Новгород и Псков освобождал от захватчиков, являясь князем Новгородским, во Владимире княжил, начиная с 1252 года. На Нижегородской земле Александр Невский завершил свой земной путь, приняв перед кончиной монашеский постриг в схиму с именем Алексий.

03 сентября 2007
Фотография: http://www.rusk.ru
Текст:
http://www.echomsk.spb.ru


Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА


Храм Бориса и Глеба в Зюзино, Москва


Как ни подъезжать к храму Бориса и Глеба в Зюзине, все равно придется минут пять пройти пешочком в центр тихого квартала. Хоть церковь и на горке стоит, ее золотую главку вы издалека вряд ли увидите.

Очень хочется сравнить эту церковь с той, о которой шла речь в предыдущем выпуске рассылки (номер 40). Та церковь очень молода, но может похвастаться немалым количеством святынь, этой – более 300 лет, а святынь... Впрочем, для христианина все в храме свято. Кроме того, Борисоглебская церковь - памятник архитектуры, образец нарышкинского барокко, творение Якова Бухвостова, о чем говорит доска на стене храма. Но многие специалисты не считают это вполне достоверным. Тех, кому знакома фамилия Бухвостов, поймут, что надо поехать посмотреть, кому не знакома – настоятельно советую для получения вдохновения зайти на сайт hramy.ru, далее кликнуть «зодчие». Там очень толковая информация об архитекторе и его постройках с хорошими картинками, которые, конечно (ценители архитектуры меня поймут), ни в коей мере не заменят осмотра на местности.

Впервые увидев храм, вы подумаете: красивый. А потом – какой-то необычный. Да, не без того. В-первых, его алтарь смотрит не на восток, а на север. Во-вторых – еще поискать (и найти, если хорошо поискать) такое оригинальное расположение и количество главок – их три, они «нанизаны» на ось притвор – алтарь. А из традиционных черт – характерная для стиля вытянутость верх, белокаменный декор, но нетрадиционно сдержанный.

Первый уровень – нижний храм во имя св. Владимира, крестителя Руси, второй – верхний во имя Бориса и Глеба, его сыновей. Над ними – колокольня. Еще одна черта нарышкинского барокко – окружающие центральный восьмерик четыре «лепестка».

Предшественником этого храма был деревянный, тоже Борисоглебский. Построил его в своей усадьбе в середине XVII века боярин Глеб Иванович Морозов, а его женой была Феодосия Морозова, да, та самая знаменитая боярыня.

При входе в верхний храм висит мраморная доска с именами «граждан нашего отечества», которые «имели попечение» «о восстановлении, реставрации и благоукрашении» сего храма. Некоторые из них стали сейчас очень известными людьми, кое-кто, увы, не с лучшей стороны. Что написано пером, не вырубишь топором. Теперь можно только сожалеть, что в свое время кто-то не выполнил Христов завет о тайном благотворении.

В советское время церковное здание занимали организации, и старинное внутреннее убранство не сохранилось. Когда вы зайдете внутрь верхнего храма, то увидите пышный многоярусный иконостас и сплошь расписанные стены. Все это сделано после 1989 года.

Иконостас многоярусный, если одну верхнюю икону считать за ярус, то получается их восемь, а если посчитать еще и возвышающееся над ней распятие с предстоящими, то девять. Иконы праздничного ряда частью «разбрелись» по всему иконостасу – его форма, очень сильно вытянутая по вертикали, не позволила им всем уместиться по горизонтали. Обязательно осмотрите оконные ниши, рисунки в которых трогательно-простодушны. Вот рыба, а напротив ягненок – древнейшие символы христианства, вот ангелы, «крины сельныя», иные растения и животные. В «лепестках», которые считаются приделами святителя Николая и Тихвинской Божией Матери, - история мученической кончины и прославления князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Конечно, привлекут внимание образы Божией Матери - строгая Иверская у входа, ближе к иконостасу – старинная Казанская, вся в сверкающей новой ризе, и темная, писанная на ткани Афонская, еще называемая Благодатная. Рядом с ней «Помощница в родах» и чтимая Тихвинская. Нельзя не заметить находящиеся на двух столпах современные иконы со множеством клейм, замечательно тонкого письма.

Верхний храм – это чувствуешь, находясь в его центре - весь устремлен ввысь, нижний же темноватый и приземистый, достойно украшенный, но без пышности. Верхний открыт в течение всего дня с небольшим перерывом днем на уборку, нижний – редко, в нем совершаются некоторые требы и происходят исповеди, когда исповедников приходит много. Богослужения во все дни недели, с понедельника по субботу вечерние – в 17 часов, утренние – в 8, по воскресеньям служится две литургии - в 7 и 10 часов.

Адрес – ул. Перекопская, д. 7.

Как уже говорилось, способов добраться множество, назову не все:

от ст. м. «Каховская» авт. 57 до ост. «Перекопская ул.», авт. 168 до ост. «Болотниковская, 35», авт. 826, трол. 60, 72 до ост. «Кинотеатр «Одесса»; от ст. м. «Профсоюзная» трол. 49, 85 до ост. «Перекопская ул.», авт. 57, 168 до ост. «Болотниковская ул.»; от ст. м. «Калужская» трол. 72 и от ст. м. «Новые Черемушки» трол. 60 до ост. «Кинотеатр «Одесса»; от ст. м. «Беляево» и «Нагорная» авт. 258 до ост. «Перекопская ул.».


Когда-то Зюзино принадлежало боярскому роду Морозовых

Почти везде есть дорожные указатели. Отважные ходоки могут попробовать добраться пешком от ст. м. «Каховская». Им надо выйти «к ул. Каховка, М. Юшуньская», пройти под вывеской «Ювелирный» ко конца ряда магазинов, и вдали слева будет видна золотая главку. Двигаясь к ней мимо школы и далее вниз по М. Юшуньской, потом через дворы, попутно беря языка, через примерно полчасика они достигнут цели.

Текст: Ольга Савичева, Москва
Фотоизображения:
http://sobory.ru
http://zelonash.narod.ru
http://www.su155.ru
http://www.patriarchia.ru


Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО


Крестный ход "Дальний Восток - Москва"


Вынужденная остановка

Выходные дни участники крестного хода провели в пос. Сбега Читинской области. С комфортом паломников разместили в местной гостинице, администрация создала  все условия для полноценного отдыха.

В воскресенье к участникам крестного хода прибыл из г. Чернышевска отец Алексей. Радостно встретили паломники и верующие поселка священника. В пос. Сбега у Церкви пока нет своего прихода, поэтому каждый приезд священника в поселок – праздник для православных верующих.

Отец Алексей отслужил молебен. По окончании молебна участники крестного хода причастились Святых Христовых Тайн. После трапезы паломники всей группой сходили в лес. Местные жители показали им грибные места. Грибов и ягод собрали столько, что все не смогли унести за раз. А вечером наиболее хозяйственные занимались сушкой грибов. Насушили целый мешок, будет чем разнообразить меню осенью и зимой.

На фотографии: иерей Алексий Вершинин - настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в пос. Чернышевск

С утра сегодня, 3 сентября 2007 г., перед выходом на маршрут выяснилось, что автомобиль ГАИ, сопровождающий крестный ход по автотрассе, оказался неисправным. Потребуется время на его ремонт.

Вадим Иванов, руководитель крестного хода, принял решение – без сопровождения на маршрут не выходить из соображений безопасности: трасса очень сложная, много закрытых поворотов, да и пыль ограничивает видимость водителям. Без машины сопровождения ГАИ –  недалеко и до беды.

На фотографии: руководитель крестного хода Вадим Иванов

В запасе у крестоходцев целый день, а лес в этих местах прекрасный. Паломники с удовольствием воспользовались ситуацией и отправились на заготовку даров природы. Сегодня основной упор – на сбор брусники.

А завтра – отдохнувшие, с новыми впечатлениями и хорошим настроением, под слова молитвы участники крестного хода Владивосток – Москва продолжат движение по федеральной автотрассе «Амур». Их ориентир – г. Чернышевск. Отец Алексей готовится встречать паломников в своем приходе уже к следующим выходным.

03 сентября 2007
http://www.anflag.ru


Сайт редактора издания здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru

Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ