Выпуск 38 19.08.2007 |
ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО |
Международный центр велосипедного паломничества в честь апостола Иакова Зеведеева |
Сайт редактора рассылки: здесь Другие рассылки редактора: ИДИ И СМОТРИ: последнее время Журнал ПОКРОВ Представительства РПМ МП в Германии Интернет-ресурсы ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ ВелоПАЛОМНИК ВЕЛОСИПЕДИЗМ интернет-ресурсы ВелоПЛАНЕТА ГЕОИНФОРМАЦИЯ | Всего подписчиков: 491 (+1) |
|
CОДЕРЖАНИЕ |
Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ) 20 августа 2007, понедельник Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ Белоруссия: Мстиславль Мощи равноапостольного князя Владимира прибывают в Белоруссию Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА Моряки из России и испанские паломники посетили могилу апостола Иакова Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА Один из московских дней Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ и ПЕШЕХОДНЫЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА Крестный ход "Владивосток - Москва": до ближайшего населенного пункта - 250 км. |
Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ) |
20 августа 2007, понедельник |
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, ЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО (1832 год) ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО В МОСКВЕ Храм Святителя Митрофана освящен в честь первого епископа Воронежского (жил с 1623-го по 1703 год), который много потрудился на благо своей епархии. За время его 20-летнего епископства количество храмов в ней возросло на четверть, было основано два новых монастыря. Ревнуя о просвещении своей паствы, он открывал школы, заменил старопечатные книги на новые, что способствовало искоренению раскола; заботился о поддержании церковного благочиния; вводил правильную хозяйственную отчетность и насаждал иноческий устав в монастырях. Живя просто, почти убого, он все свои средства отдавал на помощь нуждающимся, жертвовал на постройку русского флота и жалованье матросам. Петр I очень любил святителя и сам нес его гроб во время погребения. Со дня кончины святителя Митрофана не прекращалось его народное почитание. В 1831 году, после обретения его нетленных мощей, он был прославлен в лике святых. Происходило это так. С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых…
Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова "не нарушай моего завещания" есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении… В настоящее время от прежнего убранства московского храма сохранилась лишь икона святителя Митрофана, которая была написана, видимо, к освящению храма в характерном для того времени стиле академической живописи, масляными красками, с тисненым золотым орнаментом. Святой изображен в рост, в облачении схимника (перед кончиной он принял схиму с именем Макария в честь преподобного Макария Желтоводского, Унженского), архиерейской мантии, с жезлом в левой руке, правая рука написана в благословляющем жесте. После разорения Митрофаниевского храма икона находилась в храме образа Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, а затем вернулась на прежнее место. (Интересна история появления первого образа святителя Митрофана. В 1830 году, за 2 года до канонизации святого, воронежский купец Гарденин обратился к художнику-любителю Швецову с просьбой снять копию со старинного портрета святителя. Но изображение на портрете было так плохо различимо, что, боясь исказить лик угодника Божия, Швецов отказался исполнить просьбу. Епископ Воронежский Антоний, также желавший иметь копию портрета, сказал ему: «Не сомневайся, ты увидишь святителя наяву или во сне». Художник стал молиться, чтобы Господь сподобил его этого видения, и святой приснился ему, но как бы в полумраке; затем сумрак рассеялся, и Швецов совершенно отчетливо увидел святителя Митрофана, чье изображение во сне же и поспешил написать. Проснувшись, он по памяти воспроизвел его на холсте. Когда художник показал образ преосвященному Антонию, владыка благословил снимать с него копии для почитателей памяти святого.) Текст по информации: Фотоизображения: |
Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ |
Белоруссия: Мстиславль |
В поисках утраченного Я очень люблю командировки в Мстиславль. Это необычный город, в котором воздух буквально пропитан ароматом древности. Если прислушаться, то создается ощущение, будто аура столетий не просто обволакивает тебя, но еще и звучит необычной мелодией. Даже административные здания современной постройки здесь иные, нежели в других райцентрах. На площади перед райисполкомом, например, не стоит и никогда не стоял памятник В.И.Ленину. Беспрецедентный факт! Вместо него на постаменте возвышается величавая фигура Петра Мстиславца — первопечатника, сподвижника Ивана Федорова. Такое ощущение, будто просветитель взглядом, несущимся сквозь века, спрашивает земляков: все ли историческое наследие вы сохранили? Увы, многое разрушено: что–то временем, что–то людьми. Но и памятников истории и культуры, находящихся в городе, достаточно, чтобы Мстиславль называли белорусским Суздалем, чтобы сюда приезжали туристы — прикоснуться к минувшему... А вот паломники едут в Свято–Успенский монастырь, расположенный в деревне Пустынки, в 11 километрах от Мстиславля. Основание его относится к концу XIV века. По преданию, родоначальник мстиславских князей Симеон Лугвен к 1380 году потерял зрение. Ни одно из средств средневековой медицины не смогло сделать князя вновь зрячим. Но однажды во сне ему явился старец, посоветовавший отправиться в пустынь, найти там источник и водой из него омыть лицо. Не сразу удалось князю найти заветную криницу. Но в конце концов поиски увенчались успехом: князь умылся водой из найденного источника и моментально прозрел. И первое, что он увидел в ветвях липы, растущей рядом с источником, была икона Богородицы. В память о своем чудесном исцелении князь повелел рядом с чудотворной криницей построить храм. А на площадке чуть выше источника решил заложить мужской монастырь. Пустынский Свято–Успенский монастырь за свою более чем 600–летнюю историю переживал разное. Был и очень богатой обителью, а временами стоял на грани разорения. После революции 1917–го здесь продолжали жить монахи — до 1931 года. Потом монастырь был закрыт. Что стало с братьями, точно неизвестно. После того как у князя Лугвена умерла жена Мария — дочь Дмитрия Донского, — он в одиночку воспитывал своего сына Юрия. Однажды уже подросший парень отпросился у отца на охоту. Поехал вместе с дружинниками, но отстал от них и заблудился в лесу. Узнав о случившемся, Симеон Лугвен неделю искал чадо, но все безуспешно. Сам же Юрий скитался по чаще. Вконец изможденный, он решил, что спасти его может чудо, и обратился с молитвой к Богу. Сразу же княжичу явился святой Онуфрий и, взяв потерявшегося за руку, вывел его из леса. В знак благодарности князь воздвиг на этом месте еще один монастырь — Онуфриевский. Произошло это в 1407 году. Тупичевский монастырь, от которого сегодня практически ничего не осталось, возник благодаря дворянину Константину Ипатьевичу Мацкевичу. Однажды ему явилась икона Божьей Матери. Помещик расценил это как сигнал к началу благого дела и в своем урочище Тупичевщина начал постройку церквей. Правда, при жизни ему не удалось увидеть конечного результата — перед смертью закончить работы он завещал своей семье. Но у жены и троих сыновей Мацкевича не было необходимой суммы на строительство. Тогда они обратились за помощью к родственникам, жителям Мстиславля. Общими усилиями удалось собрать деньги и построить монастырь: в 1641 году с его колоколен по окрестностям разнесся малиновый звон. Чудотворная икона Тупичевской Божьей Матери сейчас находится в соборе Александра Невского в Мстиславле. Правда, это список — оригинал был утерян. Все говорит о том, что земля эта необычная. Но чтобы это почувствовать, мало прочитать газетный материал о здешних местах — в Мстиславль надо просто приехать... 17 августа 2007 |
Мощи равноапостольного князя Владимира прибывают в Белоруссию |
Мощи святого Владимира будут выставлены для поклонения в Беларуси с 25 августа по 2 сентября Мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси, впервые прибудут в Беларусь. Как сообщили в Белорусском экзархате, святыня будет выставлена для поклонения в Свято-Никольском Храме в поселке Привольное Минского района (Могилевское направление) с 25 августа по 2 сентября этого года. Великий князь киевский Владимир родился около 960 года. Он был сыном великого князя киевского Святослава. Владимир взошел на киевский престол в 978 году. В 988 году он принял крещение, а затем окрестил двенадцать своих сыновей. Вслед за ними приняли христианство многие бояре и жители Киева. Под влиянием православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство. Владимир Святославич правил Русью тридцать семь лет и скончался в 1015 году. Тело святого князя было перевезено в Киев. В Десятинной церкви Киева гроб с мощами святого Владимира встретило духовенство во главе с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой супруги Владимира - царицы Анны. Официальная канонизация святого Владимира состоялась в 1240 году. 19 августа 2007 |
Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА |
Моряки из России и испанские паломники посетили могилу апостола Иакова |
Российские курсанты с учебного парусного судна "Мир" и испанские паломники пришли в четверг вечером к могиле апостола Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела (область Галисия на северо-западе Испании), сообщил РИА Новости по телефону представитель испанской Ассоциации паломников (АП). "Российский парусник, обогнув Иберийский полуостров, привез паломников из Валенсии (восток Испании) в порт Вилагарсиа-де-Ароса, а оттуда часть команды и пассажиры добрались до могилы апостола пешком", - сказал представитель Ассоциации верующих, совершающих регулярные паломничества. По его словам, парусник, зафрахтованный АП, вышел из Валенсии 4 августа и прибыл в порт назначения точно по расписанию, сделав остановки в портах Малага, Кадис и Лиссабон. "На борту парусника среди ста паломников было 50 испанских и португальских писателей, поскольку речь идет об уникальном путешествии к могиле Апостола, которое частично повторяет путь, по которому везли тело святого из Палестины в Галисию в I веке нашей эры", - сказал представитель религиозной организации. Он отметил, что "за время своего путешествия паломники со всех концов Испании смогли приобщиться к жизни российского судна, экипаж которого продемонстрировал великолепную выучку и лучшие человеческие качества". "Нынешнее путешествие - поистине историческое, ведь речь идет об открытии нового пути для паломников и неслучайно, что этот путь проложили представители России, одного из оплотов христианской веры в мире", - сказал собеседник агентства. Он пояснил, что после завершения путешествия будет опубликована книга о новом пути паломничества в Галисию, над которой уже работает участница путешествия испанская писательница Марта Ривера де ла Крус (Marta Rivera de la Cruz). Традиция паломничества к могиле апостола Иакова восходит к X веку: ежегодно десятки тысяч католиков со всей Европы проходят пешком путь от франко-испанской границы в Пиренейских горах до Сантьяго-де-Компостела, где мощи апостола покоятся в величественном храме. В последние годы на этом пути не редко можно встретить и православных россиян. Ежегодно паломничество совершают во главе с настоятелями представители приходов русской православной церкви на территории Испании и Португалии. 17 августа 2007 |
Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА |
Один из московских дней |
Можно подниматься на Эверест или сплавляться по Апуримаку, а можно совершить прогулку в ближайший пригород или даже в городской парк. Можно за большие деньги приобрести паломнический тур в Иерусалим или Бари, а можно самостоятельно поехать, допустим, в ближайший монастырь+ ...И не дальность и длительность "выходки" выходят на первый план, а факт преодоления себя. Москвичу, живущему в Лосинке, быстрее и легче добраться до Сергиевой Лавры, чем до Зябликова или Теплого Стана. главное - желание приобщиться к святыне. ... Как настоящий паломник, я пошла пешком+ Около часа пути - и я в храме. ... Иконостас, множество икон на стенах, особенно много Богородичных и святых жен - оно и понятно. ... Из Интернета узнала заранее, что чтимые святыни храма - аналойный образ св. Евфросинии и ее же большая икона. Образа с частицей увидеть не довелось, а другой - вот он, на стене. И третий есть, необычный - на ткани. Занимает чуть ли не всю правую часть иконостаса. На нескольких иконах цепочки, крестики, колечки - традиционные дары за помощь. Вот они, особо почитаемые: Божией Матери "Неупиваемая чаша", свв. Петра и Февронии с частицей мощей. Нетрудно догадаться, с какими бедами и заботами к ним прибегают. Святых мощей в этом храме немало. Вот ковчежец с мощами св. Анны Кашинской, св. Феодосия Тотемского. Увидела их, приложилась - и словно вновь побывала в их родных краях. А еще в этом ковчежце... Несколько икон привлекли и удивили, каждая по-своему... А вот Матерь Божия на иконописных горках стоит, а горки посреди синя моря. Поближе подойдешь, всмотришься - ой, а горки-то не просто так, а все домиками сплошь усыпаны. Надпись мелкая внизу - не прочесть - по-гречески! Но догадываюсь - Богородица на Афоне стоит, на своем уделе. "Зачем в храм-то ты ходила - по стенам глазеть?" - спросит кто-нибудь. Нет, я ходила на вечернюю службу. Она была неторопливой, душевной, после - исповедь, я получила добрый совет и утешение и уходила, стараясь удержать в сердце благодатное тепло. А стены, вернее - святые иконы успела до и после службы рассмотреть. Ольга Савичева |
Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНЫЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА |
Крестные ходы "Владивосток - Москва" и "Якутск - Москва": до ближайшего населенного пункта - 250 км. |
Отдохнувшие, в хорошем настроении участники объединенных крестных ходов сегодня вышли на маршрут. Погода благоприятствует паломникам. Впереди населенные пункты Уруша, Ерофей Павлович, Малоковали. Далее движение крестного хода пойдет по территории Читинской области. Ближайший населенный пункт от административной границы областей – поселок Амазар. До него – 251 км, чуть более недели пути. Прибытие паломников в пос. Амазар планируется 24-25 августа, к следующим выходным. Сегодня в Читу для согласования вопросов обеспечения движения крестного хода по Читинской и Забайкальской епархии прибывает представитель фонда «Андреевский флаг» Александр Никифоров. На совещании с представителями епархии, областной администрации и силовых структур предстоит уточнить маршрут движения, места ночевок, порядок обеспечения безопасности паломников и участников дорожного движения, и другие организационные вопросы. Затем Александр Никифоров присоединится к участникам крестного хода Владивосток (Якутск) - Москва. 17 августа 2007 |
Контакт: |
Сайт редактора рассылки здесь Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org |
Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru
|