Святые и животные.
(О власти человека над животными с нравственными выводами для жизни христианина: а) вера и благочестие служат для нас самым могущественным средством к отвращению бедствий, б) благодарные чувства христианина к Богу за Его неизреченные благодеяния и в) христиане должны осторожно, разумно и кротко обращаться с животными).
I. В житиях святых есть много примеров, доказывающих, что христианам безопаснее было жить среди самых диких и кровожадных зверей, нежели среди язычников. Так, когда священник Елевферий, ныне прославляемый церковью, живший в конце I века, чудесно освободился от рук мучителей, то он удалился в пустое место и поселился среди логовищ диких зверей и жил со зверьми, как с овцами. Львы и медведи окружали его, ласкались к нему, и служили ему. Когда же царские охотники донесли об этом царю, то он послал воинов взять Елевферия, но звери растерзали посланных. Однако святой запретил им бросаться на людей, и сам пошёл к царю. Его присудили отдать на съедение зверям. Выпустили на него сперва львицу, потом льва, но они не нанесли святому ни малейшего вреда и лизали ноги его. Раздражённые язычники отсекли ему голову.
II. Этот случай проявления власти человека над животными указывает нам на царственную власть невинных людей - наших прародителей - над всеми земными животными. Угодники Божии, святостью жизни восстанавливающие в себе первобытную невинность, тем самым приобретают и господство над зверьми, которые в них узнают своего царя и повинуются ему.
Случаев полного повиновения святым людям, и именно святым, зверей можно указать много. Укажем только на некоторые.
Праведный Ной столь долгое время был окружён в ковчеге целым царством животных и не потерпел никакой опасности ни от одного из них.
Со святым Дионисием (это был священник) встретился лев между плетнями, где едва мог пройти человек без всякой ноши. Святой не побежал назад от зверя, зверь же по тесноте места совсем не мог воротиться или потесниться. И вот зверь встал на задние ноги и сделал усиленное наклонение своего тела в сторону. Тогда святой прошёл мимо, задев зверя своей спиной (Луг духовный, глава 179).
Звери служили святым и после того, как они умирали, и когда, следовательно, образ Божий уже не столь живо и ясно отражался в них: например, Антоний Великий не имел у себя ни лопаты, ни топора, чтобы вырыть могилу для преподобного Павла Фивейского, и вдруг двое проходивших львов подошли и когтями вырыли для мертвеца могилу (Четьи-Минеи под 15 января).
Святой мученик Неофит, с раннего детства отличавшийся необыкновенным благочестием, - раз в юности пришедший к горе Олимп, вошёл там в одну пещеру, где встретил его огромный лев. Неофит сказал льву: «выйти отсюда и найди себе другую пещеру, а в этой мне велел жить Господь». И лев тотчас из пещеры удалился. - В другой раз, когда Неофит был отдан мучителем Декием на растерзание зверям, тогда выпустили на него сначала медведя: зверь, приблизившись к святому, посмотрел на него и сейчас же ушёл от него. Затем выпустили отличавшуюся необычайной лютостью медведицу: и та, поласкавшись у ног святого, отошла в своё логовище.
Вывели, наконец, свирепого льва: и он также только ласкался к святому и лизал ноги его и не сделал ему никакого зла (Четьи-Минеи, 21 января). Но этот пример не единственный.
К мученику Маманту звери собирались целыми стадами, и оставались при нём до тех пор, пока не получали приказания разойтись (2 сентября).
Преподобный Сергий Радонежский и благочестивый Серафим Саровский из своих рук кормили диких медведей, приходивших к ним из лесу.
Жизнеописатели святых, приводя подобные примеры власти святых над зверьми, рассуждают: «это не значит, чтоб звери имели разумную душу, но что так-то вот находились в полном послушании у Адама» (Луг духовный, глава 106).
Отсюда ясно, что человек не безусловно потерял власть над животными и может возвратить её. Через что же? Очевидно, через обращение к тому состоянию, в каком был и первый человек до грехопадения, через обращение к чистоте, правде, благочестию. Чем удерживал Адам власть над животными, живя в раю? Конечно чистотой души своей, своим пребыванием в правде и истине. Изменил последним, лишился и власти. А из этого понятно, что возврати человек чистоту души, будь верен истине, возвратится и власть.
а) В лице святых, правдой, преподобием и истиной восстанавливающих в себе образ Божий и тем приближающихся к состоянию невинности, мы имеем, во-первых, несомненное доказательство того, что вера и благочестие служат для нас самым могущественным средством к отвращению бедствий, причиняемых нам действием враждебных нам сил и существ природы. Не видим ли мы, что в нынешнее время год от году стали умножаться естественные враги нашего благосостояния? Наши поля, леса, сады, огороды, наши стада приобрели себе новых, неизвестных прежде хищников в лице разнообразных животных и насекомых, беспощадно истребляющих плоды человеческого труда и хозяйства. Не есть ли это умножение естественных бедствий следствием умножения наших грехов? Так подлинно мы и должны смотреть на эти бедствия, как на Божии казни за наши беззакония и противление Богу. Потому, если желаем, чтобы Господь отвратил от нас гнев Свой и ниспослал Своё небесное благословение на наши поля, сады, стада и умножил плоды трудов наших, мы должны более всего думать о благоугождении Богу своей верой и благочестной жизнью. Псалмопевец говорит, что «Бог превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, землю плодоносную - в солончатую за нечестие живущих на ней» (Псалом 106, 33-34). Как же нам не бояться греха, столь гибельно отражающегося на нашем земном благосостоянии, а тем более ведущего нас к вечной гибели.
б) Но воспоминая об утраченной через грехопадение наших прародителей власти над природой, мы не можем, во-вторых, в то же время не ощущать благодарного чувства к милосердному Богу при мысли о неизреченном снисхождении Его к нам грешным. Лишив человека за грех царственного вдадычества над тварями, Господь не изъял из его власти многих полезных животных, из которых и доселе одни с покорностью несут на себе тяжкое бремя труда, потребного при возделывании земли, при перенесении тяжестей и при других домашних работах, другие дают человеку многоразличные средства к удовлетворению его насущных потребностей, доставляя мясо, молоко, масло, мёд, шёлк, шерсть и другие необходимые жизненные предметы. Но истинно ли мы ценим дары Божии, ниспосылаемые нам свыше для нашего благополучия и довольства?
в) Бережём ли созданий Божиих, отданных нам на службу, обращаемся ли мы с ними разумно, кротко, сострадательно? К сожалению, некоторые неразумные и жестоковыйные люди, по необузданности и своекорыстию, весьма часто жестоко поступают с полезными им тварями. К чему ведёт это злоупотребление властью над отданными человеку в услужение полезными животными? Жестоким обращением с животными человек оскорбляет благость Творца, Который, как сказано в Писании, человека и скотов хранит (Псалом 35, 7), произращает для них траву, не оставляет даже птенцов врановых, взывающих к Нему (Псалмы 103, 14 и 146, 9) (смотрите «Воскресные беседы», издание Общества любителей духовного просвещения за 1885 год).
III. Итак, возлюбленные во Христе братие, пользуясь по милости Создателя властью над многими созданиями Божиими, будем видеть в служении их промыслительную благость Божию к роду человеческому и будем сострадательны к животным, благодаря за них милосердного к нам Господа и помня, что сказано: блажен иже и скоты милует.
(Свящ. Гр. Дьяченко).
Оригинал статьи, свободный от рекламы.
|