Преподобный Патапий.
(Нужно избегать внешней и земной славы и искать внутренней и небесной).
I. Блаженный Патапий, ныне прославляемый, родом из Фив египетских, жил в конце VI века и начале VII. Он происходил от родителей христиан и воспитан в благочестии. Пришедши в совершенный возраст, он оставил мирскую суету, сделался монахом и в пустыне подвизался в непрестанных трудах и молитвах. Но скоро его имя прославилось; многие стали посещать его, просить его наставлений; и тогда Патапий, видя, что не может жить в уединении и безмолвии, как он того желал, и желая избежать мирской славы, переселился в Константинополь. Там стал он жить в тесной келии, близ Влахерны, молясь день и ночь; но слава его не могла укрыться от людей. Бог сподобил угодника Своего чудотворной силы и все больные, с верой просившие его помощи, получали исцеление его молитвами.
Преподобный скончался в глубокой старости.
II. Преподобный Патапий, избегавший земной и внешней славы человеческой и для того оставивший даже родину, учить и нас, братие, избегать земной и внешней славы у людей, в каких бы видах она ни выражалась.
Почему же нужно избегать славы человеческой?
а) Потому, во-первых, что трудно человеку переносить славу без вреда для души своей. Трудно это не только страстным или борющимся со страстями, но и победившим страсти и святым. Хотя дарована им победа над грехом, но не отнята у них изменяемость, не отнята возможность возвратиться ко греху и под иго страстей, что и случалось с некоторыми при недостатке бодрствования над собой, при допущении доверенности к себе, к своему духовному состоянию.
Преподобный Макарий Великий повествует, что некоторый подвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук; но, будучи прославлен человеками, возгордился и ниспал в самую глубину греховную. (Бес. XXVII, 16).
В четвёртом веке жил в Египте святой старец, имевший особенный дар чудотворения и по причине его громкую славу между человеками. Вскоре он заметил, что гордость стала овладевать им, и что он не в состоянии победить её собственными усилиями. Старец прибег к Богу с теплейшими молитвами, чтоб попущено ему было для смирения беснование. Бог исполнил смиренномудрое прошение раба Своего и попустил сатане войти в него. Старец подвергался всем припадкам беснующегося в течение пяти месяцев; принуждены были надеть на него цепи; народ, стекавшийся к нему во множестве, прославлявший его великим святым, оставил его, разгласив, что он лишился рассудка, а старец, избавившись от славы человеческой и от зарождавшейся в нём гордости по поводу этой славы, возблагодарил Бога, спасшего его от погибели. Спасение совершилось посредством незначительного томления и бесчестия пред плотскими людьми, которые не понимали, что по причине знамений дьявол устраивал старцу бедствие, а посредством открытого беснования старец возвращён на безопасный путь дивным милосердием Божиим. (Patrologiale L. LXXIII. De vit. patrum. lib IV, cap. XIII).
б) Потому, во-вторых, внешнюю и земную славу нужно презирать, что внешняя слава сама по себе не имеет никакой цены, и не заслуживает быть предметом искания для христианина, который должен стремиться к славе вечной, небесной, духовной. Об этом так говорит святитель Тихон Задонский.
«Честь и благородие коль за велико почитаются от сынов века сего, и сказать невозможно… Но и сей плод извне красен, но внутрь - гнил, и при нашедшей напасти и бедах, или при неизбежной для всех кончине, спадает и исчезает, как бы его не было. Тогда высокородный - от простого, и господин от раба ничем не отличается. Тогда всяк познает пустое имя и титул, подобный меху надутому, но - праздному. А что с душею делается, которая в благородном теле жила, над людьми господствовала, но сама страстям работала, людей обличала и судила, но сама совестию и законом обличается?.. Что с нею?.. Знаем, что Бог лица человеча не приемлет, но всяк приимет, яже с телом содела, или блага, или зла. Паче же в слове Его читаем, что суд жесточайший преимущим бывает (Прем. 6, 5-8). Честь убо и благородие мира сего без христианского истинного благородия большему суду и осуждению подлежат»…
«Я здесь не лица благородные осуждаю, не буди то, говорит тот же святитель, но честолюбие и славолюбие, которое с истинным христианским благородием и верою поместиться не может, по слову Христову (Иоан. 5, 44). И признаю, что языческое дело - за суетною славою гоняться, - языческое, которые того только и ищут, что чувствам их подлежит. Христианам стыдно в сем подражать язычникам, - христианам, которых сердца к иному, несравненно лучшему, благородию вера возводить должна»…
После сего святитель Тихон Задонский ставит вопрос: какая же истинная слава, которой можно желать христианину? И так отвечает на этот вопрос:
«Быть истинным христианином, сыном церкви православной, членом тела Христова, иметь общение с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом… Вся слава царей и князей мира сего ничто пред Ним. Не сия слава видна ныне, но откроется в последний день (1 Иоан. 3,3). Но славолюбие суетное не допущает бедного человека до истинной сей славы. Славолюбие, говорю, а не слава мира сего. Ибо иное - славу и честь в мире сем иметь; иное - славу и честь в мире сем желать и искать. Могут иметь и имеют истинные христиане и святые славу в мире сем, но не ищут ея, паче же - и убегают от нея. Славолюбие есть знак пристрастия к миру, а оно преступно и христианскому сердцу неприлично». (Из Творений св. Тихона задонского).
в) Посему, братия мои возлюбленные, отвергнув наружную и суетную славу, будем заботиться о приобретении внутренней, духовной. Один великий проповедник нашей церкви, Филарет, митрополит Московский (см. Проповеди его т. IV, изд. 1882 г., стр. 563) так говорит об этой внутренней славе.
«Скажи украшенной храмине: ты не чертог небесного Жениха. Чертог Его - непорочное сердце. Он вселяется верою в сердца (Еф. III, 17).
Скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится быть одеянием брачным (Матф. XXII, 12), в котором входят на царский брак, и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткнут в стане, и не принесут из чужой земли: оно частию подается свыше, частию вырабатывается собственными подвигами каждого, по реченному: облецытеся Господом нашим Иисусом Христом (Рим. XIII, 14); облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение (Кол. III, 12).
Скажи роскошному пиру: не сюда прийдет небесный гость, хотя Он и обещал внити и вечеряти со всяким, кто Ему отверзет двери (Апок. III, 20). У Него иная пища: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Матф. IV, 4). Ему надлежит отверзти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель к него сотворим (Иоан. XIV, 23).
Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитесь, лисы губящие винограды (Пес. II, 15); мы хотим сохранить Господу винограда никем не тронутый плод».
III. С помощью указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, да даст вам, братия, Отец небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце (Еф. III, 16), да имея славу внутри, достойны явимся славы вечныя. Аминь.
(Свящ. Гр. Дьяченко).
Оригинал статьи, свободный от рекламы.
|