Поучение 1-е. Святой праведный Филарет Милостивый.
(О раздаянии милостыни).
I. Святой праведный Филарет, память коего совершается ныне, прозванный «милостивым» за своё особенное милосердие к бедным, жил в малоазийской области Пафлагония, в городе Амни, при царе Константине и матери его Ирине, в VIII веке. Он был женат и имел детей. Святой Филарет происходил от благородных и благочестивых родителей и был очень богат, но не наслаждался богатством. Постоянно помышляя о будущей жизни, любил нищих и убогих и раздавал им щедрую милостыню. И вообще, кто чего не попросил бы у него, никому не было отказа. господу угодно было испытать Филарета в терпении, как некогда праведного Иова. Дикий народ арабы напали на Пафлагонию, ограбили жителей и у святого Филарета осталось только два вола, одна корова и дом, где он жил. Но святой не горевал о своей потере, а. подобно Иову, предался воле Божией и не переставал помогать бедным последним своим добром. Так, отдал сначала одного, а потом и другого своего вола поселянам, у которых пали волы на поле; отдал и корову, даже и с телёнком, чтобы не разлучать телёнка с матерью; отдал свою последнюю одежду и хлеб. жена и дети роптали на святого, но он утешал их, говоря пророчески: «у меня в одном месте есть так много сокровищ, что если вы проживёте ещё сто лет, будет для вас всего довольно». И, действительно, Господь возвратил Филарету богатство. Императрица Ирина, желая женить сына своего Константина, велела собрать со всего царства знатных и красивых девиц, чтобы выбрать из них невесту Константину. В числе невест была представлена во дворец одна из внучек Филарета, Мария. Она понравилась царю больше всех и сделалась царицей. Святой Филарет возвысился и снова разбогател, и тогда сбылась его надежда на Господа. Жена и дети сознались в своих оскорблениях, деланных ему, и просили прощения. Святой Филарет и возвысившись, не переставал быть смиренным и добрым. Однажды он велел своим домашним устроить обед для царя и вельмож, но привёл на обед нищих и увечных и сам угощал их, сидя вместе с ними. Пред смертью завещал детям жить так же, как жил он - быть благочестивыми и добрыми к бедным и нуждающимся. Много слёз было пролито на могиле святого Филарета: плакали и рыдали все нищие и убогие. При гробе его совершилось множество чудес. Вскоре после смерти один из родственников святого Филарета видел его во сне сидящим на золотом престоле и окружённым святыми.
II. Жизнь святого праведного Филарета даёт нам урок христианского милосердия и учит нас тому, как мы должны творить милостыню. Наше христианское милосердие к бедным выражается большей частью в раздаянии милостыни.
Чтобы раздаяние милостыни было христианское, нужно соблюдать следующие правила: давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; давай, когда надобно, то есть имей в виде и человека, кому даёшь, и меру, и образ подаяния, и время.
а) Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма). В первом случае они отдали свои сокровища дьяволу и, следовательно, не туда, куда надобно; во втором - посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдавать было надобно. Итак, когда ты даёшь, даришь, издерживаешь, расточаешь своё имение на свои прихоти, которые для тебя то же, что идолы, - например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойные пирушки, то знай, что отдаёшь его туда, куда ненадобно, ибо приносишь его в дар дьяволу. А когда жертвуешь на церковь, на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на пропитание сироты, - то знай, что ты отдаёшь именно туда, куда надобно: ты приносишь всё это в дар Господу Богу.
б) Давай, сколько надобно, то есть смотря по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущного хлеба; но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам пришёл в нищету, - недостаточно и на приданое бедной девице. Когда земля пересохла, её не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. какова нужда, такова и помощь должна быть.. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Иисус Христос похвалил её приношение больше других: все, сказал Он, от избытка своего положили, я сия от лишения своего положила всё, что имела, всё достояние своё. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку, так и райскую дверь - богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк медной денежкой.
в) Давай, как надобно и, во-первых: давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9. 7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подаёт милостыню и стыдит?!.. Возлюбленный брат, если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Ведь это Сам Бог во образе нищего человека! Так говорит об этом святой Златоуст: «под покровом нищеты скрывается сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подаёт милостыню убогому, тот одолжает самому Богу: милуяй нища взаим дает Богови» (Притч. 19. 17). Итак, подумай, с какой радостью надобно тебе подавать милостыню!
Подавай, во-вторых, щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зёрнышку бросает семена, а целой горстью, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: расточи, даде убогим, посему правда его пребывает в век века (Пс. 111, 9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберёшь. Сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет («2 Кор. 9, 6). Как подавать милостыню учит сам Христос: тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6, 3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так, чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра: когда подаёт одна рука, другой о том знать ненадобно: пусть они обе подают - то есть щедро и обильно.
г) Наконец, давай, когда надобно. Это всего нужнее и для бедняка, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда ещё можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришёл в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер с голоду и холоду. Помоги беспомощной сироте девице выйти в замужество, пока она не потеряла себя, чтобы и тебе на неё Богу не отвечать. Подавай, наконец, пока и сам ты живёшь на свете, не ожидая часа смертного. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собой в гроб ничего взять не можешь; пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, от доброго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из сей жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за неё награда у Господа! Какое утешение доставит твоей совести! О, какая радость сердцу утешаться ещё при жизни благополучием той сироты, которого ты в люди вывел, видеть счастье той бедной девицы, которую ты замуж пристроил, видеть радость того бедняка, который при твоей помощи из беды выпутался!
III. Молитвами святого Филарета милостивого да поможет нам Господь быть милостивыми к нищим и мудрыми в раздаянии милостыни. Аминь.
(Сост. свящ. Г. Д-ко, по Ч.-М. и «Поуч. слов.» Илии Минятия).
Оригинал статьи, свободный от рекламы.
|