Поучение 1-е. Святой апостол Филипп.
(Уроки из жизни святого апостола Филиппа: а) нужно слушаться гласа Божия, призывающего нас ко спасению; б) должно твёрдо и решительно оставить всё и последовать за Иисусом Христом и в) нужно стараться приводить ко Христу и наших ближних).
I. Святой апостол Филипп, память коего совершается ныне, из числа двенадцати апостолов, родился в Вифсаиде. Он был из числа тех людей которые пламенно желали скорейшего явления в мире Спасителя. Услышав об Иоанне Крестителе, святой апостол Филипп покинул дом родительский и сделался одним из ближайших учеников Предтечи. С восторгом он узнал от святого Иоанна, что ожидаемый Мессия уже пришёл. Когда Спаситель, после крещения и сорокадневного поста в пустыне вышел на проповедь, то Он встретил святого апостола Филиппа и сказал ему: гряди ко Мне (Иоанн. 43). Святой апостол Филипп беспрекословно последовал за Господом, привёл к Нему друга своего Нафанаила и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностным учеником Его. Святой апостол Филипп за ревностное проповедание евангелия распят был на кресте головой вниз. По имени святого Филиппа называется пост пред праздником Рождества Христова, начинающийся 15 ноября.
II. а) Мы видели, братия, что лишь Божественный глагол: следуй за Мной! коснулся слуха Филиппа, - Филипп оставил всё и последовал за Христом и уже никогда до самой смерти не оставлял Его. Такова сила Божественного гласа.
Но не одних святых апостолов зовёт к Себе Господь: зовёт Он и каждого из нас и зовёт непрестанно. Со времени первого гласа Божия к первому грешнику: «Адаме! где еси?» этот голос немолчно раздаётся и будет раздаваться до скончания века в уши каждого человека-грешника. «Се стою (Ап. 3, 20), говорит сам Господь, у двери и стучу»: не отворит ли кто Мне сердца своего, не услышит ли кто гласа Моего. Многочастне и многообразне Бог говорит каждому из нас: следуй за Мной. «Следуй за Мной», а не за плотью, говорит Он в совести нашей. «Следуй за Мной», а не за миом, говорит Он в слове своём. «Следуй за Мной», а не за своими страстями, за своей скупостью, за своим честолюбием, говорит Он в поучениях пастырей церкви. «Следуй за Мной», а не тысячью предметов, которые только обольщают тебя суетно, но никогда не сделают тебя счастливым. Посмотри на небо, куда тебя зову, как оно прекрасно; можно ли сравнить его с землёй? Но зачем же привязываешься так сильно к земле? Посмотри, сколько лжи, коварства в мире; а в обителях Моих правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Римл. 14, 17), тишина, согласие и любовь.
Зовёт нас к Себе Господь, а мы не идём. Простирает к нам Свои руки, а мы отвращаемся от Него. Накануне воскресных и праздничных дней колокола благовестят человеку великую радость: «иди к Богу! иди к Богу! Помни день воскресный!»; а мы сего поистине громового гласа не слышим, и спокойно идём кто на поле своё, кто на село своё, кто в собрания общественные, кто на суетные зрелища, кто в гости, к кому самому гости.
Отчего же Господи, слово Твое, так живо и спасительно действовавшее на умы и сердца святых апостолов, не действует на наши сердца, на наши умы? Среди шума страстей, воюющих в плоти нашей, среди шума мирских удовольствий, не слышим мы голоса Бога, зовущего нас к Себе; голос Божий не находит отголоска себе в душе нашей, как голос вопиющего в пустыне; не так душа наша настроена, чтобы слышать его; не о том думает она, не к тому стремятся её мысли и желания.
Святой апостол Филипп так скоро и радостно отозвался на голос Христа потому, что он имел душу уже предочищенную, хорошо настроенную для того, чтобы слышать Господа. Послушаем, что он говорит: «обретохом Мессию». «Обретохом», - значит он искал Христа, думал о Нём, желал, чтобы Он пришёл скорее. «Обретохом, говорит он, о Котором писали Моисей в законе и пророки»… Значит он читал святое писание, поучался в законе, испытывал писания… Вот чем, братия, душа наша очищается от дурных мыслей; вот чем предуготовляется к слышанию гласа Божия.
б) Святой апостол Филипп, как услышал глас Божий, тотчас оставил всё и последовал за Христом; не стал он раздумывать, не стал говорить: Господи! позволь, я прежде покончу свои земные дела; позволь прежде пойти похоронить отца моего, или проститься с домашними моими, как говорили Спасителю впоследствии времени желавшие последовать за ним и не последовавшие (Лук. 9. 59. 61), или как некогда до своего обращения говорил блаженный Августин: «спаси меня, Господи, но ещё не теперь; сейчас встану, ещё одну, одну минуту». В деле спасения нашего всё, братия, зависит от решимости повиноваться голосу Божию, решимости безусловной, скорой, неотложной. «Кто хочет плыть, говорит приснопамятный Филарет, митрополит московский, тому прежде надлежит отвязать, или, для поспешности, отсечь верёвку, которой лодка его прикреплена к берегу. Кто желает быть действительно на пути к небу, тому надлежит или постепенно - со вниманием и усилием разрешить, или, если боится закоснеть, и если чувствует в себе довольно силы, - решительным ударом отсечь все страстные, земные привязанности» (Изд. 1848 г. 1. 90). Вот этой-то твёрдой решимости в большей части из нас и нет. Многомилостив Господь; Он иногда и против воли нашей заставляет слышать голос Свой. В самом деле, кто из людей самых рассеянных не слышал в душе своей голос Божий и не говорил самому себе: довольно! пора остепениться, пора позаботиться о спасении души своей? Кто из нас самих не сознавал не раз, а даже несколько раз, что хорошо бы поусерднее и Богу молиться каждый день, и каждый день читать слово Божие, и уделять часть имения своего в пользу бедных, и неопустительно по праздникам ходить в церковь? Да, братия, появляются и в душе нашей святые мысли и рассеивают окружающий нас греховный мрак, и не без содрогания видишь тогда себя в бездне греховной, не без ужаса сознаёшь, что ты и несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Ап. 3, 17); в душу прокрадывается умиление, и готов иногда бываешь всё сделать, чтобы выйти их этого ужасного состояния, готов непрестанно, подобно апостолу Петру, вопиять и иногда действительно вопиешь: Господи! спаси меня, погибаю! (Мф. 14, 30). Но отложишь исправление до следующего дня… и увы! в большинстве случаев отложишь навсегда. Как молния явилась святая мысль, как молния и исчезла, и ты, по прежнему, во тьме греховной. Посему-то и заповедуется нам «не отлагать день от дня спасения» (Рим. 13, 12, 13). Увы! Каждому из нас по опыту известно, что значит отложить своё спасение до другого дня. Не так поступил святой Филипп: он услышал слово Божие: иди за мной, - и сейчас же пошёл.
в) Но святой апостол Филипп не только сам пошёл, но и привёл ко Христу своего друга Нафанаила… О! братия, заботясь о своём спасении, не забудем позаботиться и о спасении своих друзей. Часто мы клянёмся друзьям своим в вечной дружбе. Но ведь вечно будем жить не на земле, а на небе. Позаботимся, чтобы друзья наши остались нам друзьями не только здесь на земле, но и там, на небе; чтобы нам и на небе встретить их с большей радостью и любовью, чем с какой встречаем их здесь, на земле… Вот что говорит святой Златоуст: «хотя бы всё в нашей жизни устроено было хорошо, довольно этого одного греха - небрежения о спасении ближних, чтобы ввергнуть нас в геенну» (Слова, III, 77). Какое страшное слово! Убоимся, братия, поревнуем святому Филиппу, который, спасшись сам, заботится о спасении своего друга и влечёт его ко Христу.
III. Подражая святому апостолу Филиппу в последовании Христу, будем, братия мои, подражать ему и в решительности оставить всё, что препятствует идти за Христом, и в обращении друзей, знакомых и ближних своих ко Христу, Спасителю мира.
(Составлено священником Г. Д-ко по «Душ. чт.» 1883 г., декабрь).
|