Святой Иоанн Златоуст по справедливости
может быть нашим учителем усердия в исполнении обязанностей христианина и гражданина, члена церкви и члена гражданского общества, так как он осуществил в своей жизни во всём совершенстве наставление апостола: "
в усердии не ослабевайте" (Рим. 12, 11).
Один из важных недостатков нашей деятельности - это неровность, непостоянство, а часто нерадение и беспечность о добросовестном и ревностном исполнении возложенных на нас самым званием обязанностей.
а)
Высокое благодатное звание христианина, общее всем нам, обязывает каждого искать прежде царствия Божия и правды Его (Матф. 6,33), всем сердцем любить Господа и Спасителя нашего, быть всегда верным Ему в постоянном совершенствовании себя по духу Евангелия и Святой Церкви. Что же? Скажем ли, что мы не ослабеваем в своём усердии к Господу и Его требованиям? Скажем ли, что с каждым днём мы идём вперёд по пути христианских заповедей, смело, при помощи Божией, выдерживая борьбу с препятствиями, замедляющими шествие наше к горнему отечеству? Очень немногие неослабно стремятся к цели, указанной Христом Спасителем. У большей части из нас с годами и днями растут в сердцах страсти, усиливаются порочные навыки, а усердие к долгу христианскому, ревность к преуспеянию нравственному ослабевает. Отчего? От небрежения о душе, от недостатка заботливости о её деятельности сообразно с нашим высоким небесным назначением. Нива, которую не очищают от сорных трав, естественно порастает плевелами, вредными для роста и доброкачественности пшеницы. Так и в сердце человеческом непременно укоренятся и выростут терния злых страстей , вредоносных для благочестия, если мы не станем вовремя и усердно искоренять их, заботливо усиливая добрые, христианские наклонности.
б)
Кроме общего всем нам и важнейшего звания христиан, как известно, есть целый ряд частных званий, которые налагают на того или иного христианина и частные обязанности, более или менее трудные. И в общественном строе жизни частные звания необходимы для блага народов и государства; но это благо достигается на деле не иначе, как усердием к своему долгу разнородных деятелей, членов общества. Многосложная машина совершает своё движение правильно и успешно только тогда, когда все её части целы, каждая на своём месте, и соответствует своему назначению. В противном случае, то есть когда повреждена какая-либо, хотя бы маловажная часть, машина, и при действии искусного её правителя, расстраивается, ход её или замедляется, или, до исправления повреждённой части механизма, останавливается. Не так ли и в огромной машине общественной жизни расстраивается порядок, происходит застой от лености и небрежения об исполнении своего долга частными, иногда едва заметными по своему положению, деятелями? Так, братие, нередко от незначительных, по-видимому, причин и случаев бывают великие последствия.
В оправдание ослабления своего усердия к исполнению долга на разных поприщах жизни общественной, некоторые деятели придумывают и выражают разные извинения.
аа) "
Честное и ревностное служение делу, говорят, наживает бескорыстному труженику много врагов, с которыми надобно быть в беспрерывной борьбе". Но разве в этой борьбе нет своего утешения? Разве ратовать за правду, за долг чести не составляет истинного удовольствия и не есть прямая обязанность христианина? Разве сознание, - что я исполняю свой долг добросовестно, не может дать отрадное спокойствие душе? Да и самые враги всегда отдадут должное уважение усердному и бескорыстному исполнителю долга и, может быть, сами воспользуются уроком?
бб) Иной говорит: "
я ослабел в усердии к своему долгу, потому что не вижу правильной оценки своим трудам, поощрения за них, тогда как другие, менее меня достойные, пользуются преимуществами службы". Правда, поощрения на службе имеют немаловажное значение; они воодушевляют трудящегося; правда и то, что неприятно, когда не оценивают верно усердия к делу. Но справедливо ли из-за этого равнодушно относиться к своему долгу? Справедливо ли пренебрегать поэтому делом своим, которое тут ни в чём не виновато? Если не ценят правильно трудов люди, то есть высший небесный Судья дел человеческих, - Его суд самый правильный, и он воздаст в своё время каждому мзду нелицеприятную; а уверение совести - лучшая награда на земле. К сожалению, часто случается, что люди, считающие себя непонятыми, неоценёнными, сами о себе не имеют правильного понятия и слишком возвышают себе цену.
Есть и ещё немало извинений в нерадении о долге звания. Но мы умалчиваем о них; все они неосновательны.
Возлюбленные о Христе братия! И для блага собственного, и для блага общественного будем деятельно помнить наставление апостола:
в усердии не ослабевайте, и подражать святому Иоанну Златоусту, ныне прославляемому за его усердие в исполнении его обязанностей как христианина и пастыря Христова стада, - усердие, простиравшееся до готовности душу свою положить за то святое дело, какое вверено ему было Богом. Аминь.
(Составлено по Четии-Минее и проповеди Леонтия, митрополита Московского,
том I .)