Поучение 1-е. Святая мученица Анастасия Римлянка
(Уроки из её жизни: а) суетность заботы о женских нарядах и б) пение псалмов, как молитвенное занятие).
I. Святая ныне ублажаемая мученица Анастасия римлянка была воспитанницей благочестивой женщины Софии, начальницы общества святых жен, основанного в виде женской обители недалеко от Рима. Сияя красотой и добродетелями, Анастасия, воспитанная Софией, отвергла знатных женихов и, будучи 20-ти лет, решилась посвятить себя Богу. Когда о её красоте и благочестии узнал правитель Рима Пров, он велел привести её к себе. Святые жены, увидев римских воинов, в страхе разбежались, но София удержала Анастасию, говоря ей:
- Дитя моё, не бойся: настало время твоего подвига.
Потом София, узнав от воинов, зачем они пришли, попросила у них два часа времени, чтобы нарядить девицу, и они стали ждать, думая, что она будет украшать дочь богатыми нарядами. София позвала свою дочь в церковь и стала увещевать её:
- Ныне пришло тебе время, говорила она, явить любовь твою к Господу. Страданиями ты должна доказать, что достойна Жениха твоего. Не слушай льстивых слов, не прельщайся богатством и славой. Иди с веселием в чертог небесного Жениха и украшайся одеждой, обагрённой в крови, как одеждой брачной. Помни мои попечения и молитвы о тебе. Я молилась, чтобы тебе соединиться с Господом. Не щади своей красоты, не бойся мучений и смерти. Господь будет с тобой и облегчит твои муки.
Анастасия ответила:
- Я готова положить жизнь за Господа. Я пойду к мучителю и исповедую пред ним свою веру. Не бойся за меня, а молись Богу, чтобы Он меня не оставил.
Слуги, узнав, что она не одевается в богатые наряды, а молится Богу, взяли её и заковав в цепь, повели к правителю.
На вопрос правителя, какого она рода, какой веры и как её зовут, святая ответила:
- Я дочь римского гражданина, воспитана в благочестии христианском; имя моё Анастасия. Оно значит «воскресение». Господь воскресил меня, чтобы сказать тебе правду и одолеть сатану, который внушает тебе злое.
- Не раздражай меня, - сказал правитель, - я не желаю твоей гибели, но послушай: зачем ты прельстилась учением христианским? Ты губишь молодость свою, лишая себя наслаждений, которые боги даровали нам. Поклонись богам и выбери себе мужа из знатного и богатого рода; живи с ним в радости и почестях.
Анастасия, подняв глаза на правителя, спокойно сказала ему:
- Жених мой есть Господь Иисус Христос. Я желала бы не только один раз, но, если возможно, сто раз принять смерть за имя Его.
Когда святую подвергли бичеванию, она прославляла Бога пением псалмов:
- Господь прибежище мое и заступник мой, не отступи от мене, - воспела она.
Один бывший в толпе христианин по имени Кирилл, подал воды изнемогающей мученице и был наказан смертью. Мучения святой Анастасии были так жестоки, что даже народ, привыкший к таким зрелищам, с ужасом стал укорять правителя. Тогда измученное тело мученицы было обезглавлено и брошено за городом. София, узнав об этом, взяла его и похоронила.
II. Остановимся на некоторых обстоятельствах страданий святой великомученицы Анастасии.
а) Когда воины пришли взять Анастасию, София, её воспитательница, сказала им, что девица будет наряжаться, а сама, между тем, пошла с ней в храм и после долгих наставлений стала молиться. Что это? Солгала София? Нет, она этим только дала знать о других нарядах, необходимых будущей мученице, она имела в виду украшение не тела, а души - не вещественное, а духовное - укрепление её души наставлением, молитвой, терпением, преданностью Богу, упованием на него и любовью к Нему.
Знают ли, помнят ли об этих украшениях, об их нужде нынешние христианские девицы? Посмотришь: как тщательно ныне девицы заботятся об украшениях внешних! Сколько требований в этом деле предъявляют они родителям! Сколько бывает из-за этого тревог, беспокойств, напрасных огорчений, даже слёз! И как рано зарождается и проявляется в иных эта страсть к нарядам! Многие родители чуть не последние свои средства употребляют на это, - в более необходимом отказывают семейству, чтобы роскошно одеть свою дочь девицу. Но, в сущности, какие это пустые, напрасные заботы! К чему они? Какая польза от них? Кто из серьёзных людей (не говорим о легкомысленных людях) прельщался женскими нарядами? Кто по нарядам когда судил о душевных качествах украшающихся?
Христианским девам нужно помнить о другом украшении, которое внушает апостол всем женщинам христианским: да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (Петр. 3, 3-4). Слышите, что говорит апостол: велит заботиться о нетленной красоте, которая никогда не может оставить человека, наипаче же о кротости и скромности в слове, в противоположность пустословию, раздражительности и гневливости. Сокровенный сердца человек - это значит: должно заботиться о преисполнении сердца любовью, состраданием, чистотой и другими качествами, свойственными женскому полу, словом - должно блюсти над сердцем своим, возделывать ниву сердца своего, туда углубляться, туда проникать. Сердце - исходище жизни, - сердце чистое, и всё поведение будет чисто, неукоризненно, сердце преисполнено любви - и все действия будут выражением одной любви, каждое слово будет дышать любовью. И счастлива девица, наблюдающая над своим сердцем, развивающая это сердце более для чистой и святой любви. С таким любящим и чистым сердцем она и в простом одеянии превзойдёт всех богато и роскошно одетых своих подруг, одетых красиво совне, но бедных, быть может, одеянием в душе.
б) Святая мученица Анастасия, любя молитву, и среди страданий молится и поёт стих псалма. Она поёт псалом: Господь прибежище мое и заступник мой, не отступи он меня… Знала она, хорошо знала эти богодухновенные песни святого царя Давида. По ним и прежде упражнялась в молитве, - псалмы и прежде были на устах и в сердце её. То же и среди страданий. Она теперь особенное утешение и подкрепление находит для себя в молитвенном пении их.
Отчего бы, возлюбленныя братие и нам не возлюбить эту богодухновенную книгу? Отчего бы и нам, хотя бы в минуты скорби, тоски, уныния, в минуты находящих на нас зол и искушений, отчего бы вместо слов ропота не повторять тот или другой псалом? Кажется, никто из святых не перестрадал и не перечувствовал столько, сколько царь Давид, - а что чувствовал, то он излил на бумаге, заключил в свои богодухновенные псалмы. И смотрите, какое благодетельное действие производит их пение на душу скорбящего! Святитель Тихон Задонский, когда жил на покое в Задонском монастыре, нередко приходил в уныние, зачем он так рано оставил управление епархией и заключил себя в стены монастырские. Что же он делал среди таких минут уныния? Он, ходя по келии, пел стих из псалма: благо мне яко смирил мя еси. После неоднократного повторения этого стиха он совершенно успокаивался и отдавал себя в волю Божию, - и скорбъ и уныние проходили.
Послушаем, что говорит о действии псалмов блаженный Августин: «Пение псалмов души украшает, ангелов на помощь призывает, демонов прогоняет, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грех, прибавляет веру, надежду, любовь, - яко солнце просвещает, яко вода очищает, яко огнь попаляет, всякую ярость утишает и гнев сокрушает, - хвала Божия непрестанная есть, подобно есть мёду пение псалмов». Слышите, как восхваляет блаженный отец и описывает действие псалмов?
Но что мы говорим о чтении и пении псалмов? Всем ли христианам известны эти усладительные божественные песни? Считают ли они своей обязанностью хотя бы что-нибудь знать из псалтири? По крайней мере, все ли имеют у себя эту книгу? Далеко нет. К несчастью, нужно сказать, что и при обучении детей, при обучении часто многому и многому, книгу псалтирь оставляют совершенно, как бы ненужную и непригодную, а для детей будто бы совершенно непонятную. И вот знают дети в иных школах много сказок, басен, стихов, даже песен, и часто ни одного псалма. Прискорбно это, прежде так не было, - прежде и чтению обучали по псалтири, - с псалтирью каждый христианин ознакомлялся таким образом ещё в детстве, тогда ещё узнавал её, и при случае знал, как выразить свои чувства пред Богом, - и чувства хвалебные, и благодарственные, и просительные, и радостные и скорбные. Всему этому научала его псалтирь. Дай, Господи, чтобы грамота, вступившая так недавно на прежний путь, принесла и те плоды, какие она приносила прежде; а, главное - привлекала бы к церкви и к молитве (смотреть Поучения священника отца П. Шумова).
III. Господи! Молитвами великомученицы Анастасии помоги нам преуспеть во всём, что нужно для спасения нашего, а особенно в молитве и в хвалении Тебя (составлено по указанному источнику).
(11 ноября 2014. Продолжение следует).
|