ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ " Монастырь в миру" РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ФИЛИППОВ) ПОСТ |
|
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ * Старый (церковный) стиль * Новый (светский) стиль ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. И. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы О ПОСТАХ И ТРАПЕЗЕ: Многодневные посты: * Рождественский (Филиппов) пост (40 дней) - с 15 НОЯБРЯ (28 ноября) по 24 ДЕКАБРЯ (6 января). * Великий пост (40 дней) - переходящий, в зависимости от дня празднования Пасхи. * Петров пост - с понедельника 2-й седмицы по Пятидесятницы до 29 ИЮНЯ (12 июля). * Успенский пост - (две недели) с 1 АВГУСТА (14 августа) по 14 АВГУСТА (27 августа). Однодневные посты: * Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и святок. * Воздвижение Креста Господня - 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). * Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 АВГУСТА (11 сентября). Сплошные седмицы: * Святки - с 25 ДЕКАБРЯ (7 января) до 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Мытаря и фарисея - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Сырная (масленица) - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Пасхальная (Светлая) - первая седмица после Пасхи. * Троицкая - седмица после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) |
Двойное название поста объясняется просто: он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его название. СМЫСЛ ПОСТА: Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаём разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей. Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Богу. В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, которой суждено было длиться три с половиной года, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк 1:12, 13). Столько же прежде Него постились и Моисей, когда взошёл на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3 Цар 19:5–8). Характерно, что именно в конце сорокадневного поста Спасителя попытался искусить диавол, очевидно, полагая, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против искусителя (о чём говорят в один голос все святые отцы), и подготовился к Своему служению в мире. В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе Четыредесятницами. "Пост Рождественской Четыредесятницы, — добавляет святитель Симеон Солунский, — изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти". ИСТОРИЯ ПОСТА: По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (+ 430 год). А римский епископ Лев I Великий (+ 461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору. В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днём явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к "главному" Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд. О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним праздником, нам напоминает и устройство Богослужения (обе службы начинаются с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день накануне праздника — сочельник, или навечерие — пост становится особенно строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же стараются по возможности просто уменьшить количество пищи. В этот день в Церкви совершается особенно торжественное Богослужение. Если день будний, то читают царские часы — более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня (которая, против обыкновения, служится утром) плавно переходит в Литургию Василия Великого — так же, как в Великий Четверток на Страстной седмице. Первоначально Рождественский пост не был таким протяженным, как сейчас: у одних христиан он длился семь дней, у других — несколько больше. Держать пост сорок дней стали, судя по всему, только после Константинопольского собора 1166 года, когда Константинопольский Патриарх Лука вынес решение по поводу длительности Рождественского поста: чёткого правила по этому поводу нет, признал он, однако «понуждаемся… последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября" (28 ноября по новому стилю). ОСОБЕННОСТИ ПОСТА: Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая — 6 ДЕКАБРЯ (19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно — в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Впрочем, если на среду или пятницу попадает праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы 21 НОЯБРЯ (4 декабря), то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднства Рождества 20-24 ДЕКАБРЯ (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, а пост в другие дни становится строже. В дни предпразднства пост самый строгий: рыба не вкушается вообще, пища с маслом — только в субботу и воскресенье. А в сочельник (с вечера 23 ДЕКАБРЯ (5 января) до вечера 24 ДЕКАБРЯ (6 января) существует традиция не есть ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зёрна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами. Но нужно обязательно учитывать, что все эти правила — строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста с 20 ДЕКАБРЯ (2 января) по 24 ДЕКАБРЯ (6 января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу и с 20 ДЕКАБРЯ (2 января) по 24 ДЕКАБРЯ (6 января). 3 ФАКТА, СВЯЗАННЫХ С РОЖДЕСТВЕНСКИМ ПОСТОМ: 1. Филипп, как и большинство Апостолов, был родом из Галилеи — северной провинции Палестины. Именно он, согласно Евангелию от Иоанна, привёл ко Христу Апостола Нафанаила (Ин 1:46); он участвовал в раздаче пяти тысячам человек хлебов, умножившихся по слову Господа (Ин 6:5–13); он привёл к Нему эллинов, желавших видеть Христа (Ин 12:21–22); во время Тайной Вечери он желал увидеть Отца и получил от Господа Иисуса знаменательный ответ: Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин 14:8–9). После Вознесения Господа Апостол Филипп проповедовал в Галилее, а затем в Греции среди местных евреев. Об этом прослышал иудейский первосвященник и прибыл в Грецию, чтобы пресечь деятельность Филиппа, но тот прилюдно обличил первосвященника в подкупе стражников, которые охраняли Гроб Господень, и в повелении им лгать, будто тело Христово похитили и скрыли Его ученики. Странствовал Апостол и по другим землям, всюду проповедуя Евангелие и много страдая: Филиппа и его сестру Мариамну, с которой он путешествовал, побивали камнями, сажали в тюрьму, изгоняли из селений. Скончался Апостол Филипп в городе Иераполе Фригийском, где перед этим умертвил огромную змею, которой местные жители выстроили храм как божеству. Он был распят на кресте вместе с Апостолом Варфоломеем, который, в отличие от Филиппа, остался жив и дошёл с проповедью о Христе до Армении. 2. Начиная с 21 НОЯБРЯ (4 декабря) — праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, на одной из частей вечернего Богослужения, утрене, хор начинает петь рождественские катавасии — короткие стихословия, которые припеваются в конце каждой из восьми песней Богослужебного канона. "Христос раждается — славите; Христос с небес — срящите (встречайте); Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися", — так звучит первая из цикла катавасий, и мы чувствуем: Рождество уже на пороге. Вдобавок на праздничных службах периода подготовки к Рождеству — например, 6 ДЕКАБРЯ (19 декабря), в день памяти Николая Чудотворца, — на утрене поются особенные рождественские стихиры. 3. Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на Литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его... — и так далее. Автор текста: диакон Игорь Цуканов ( журнал Фома). Размещено здесь (первая редакция): чтец Алексей Потупин, 5 ОКТЯБРЯ (18 октября по временному светскому календарю временной Западной цивилизации) 2022 года. |
ГЛАВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ГОДА: ПАСХА (воскресный день): * 2023 год: 3 АПРЕЛЯ (16 апреля); * 2024 год: 22 АПРЕЛЯ (5 мая); * 2025 год: 7 АПРЕЛЯ (20 апреля); * 2026 год: 30 МАРТА (12 апреля); * 2027 год: 19 АПРЕЛЯ (2 мая). Двунадесятые переходящие праздники: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Вербное воскресенье, неделя ваий - цветоносная): * 2023 год: 27 МАРТА (9 апреля); * 2024 год: 15 АПРЕЛЯ (28 апреля); * 2025 год: 31 МАРТА (13 апреля); * 2026 год: 23 МАРТА (5 апреля); * 2027 год: 12 АПРЕЛЯ (25 апреля). ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ: * 2023 год: 12 МАЯ (25 мая); * 2024 год: 31 МАЯ (13 июня); * 2025 год: 16 МАЯ (29 мая)); * 2026 год: 8 МАЯ (21 мая); * 2027 год: 28 МАЯ (10 июня). ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА): * 2023 год: 22 МАЯ (4 июня); * 2024 год: 10 ИЮНЯ (23 июня); * 2025 год: 26 МАЯ (8 июня); * 2026 год: 18 МАЯ (31 мая); * 2027 год: 7 ИЮНЯ (20 июня). Двунадесятые непереходящие праздники: РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 8 СЕНТЯБРЯ (21 сентября). ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ: * 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 21 НОЯБРЯ (4 декабря). РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: * 25 ДЕКАБРЯ (7 января). КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ): * 6 ЯНВАРЯ (19 января). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: * 2 ФЕВРАЛЯ (15 февряля). БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 25 МАРТА (7 апреля). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ: * 6 АВГУСТА (19 августа). УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 15 АВГУСТА (28 августа). Великие праздники: ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 1 ОКТЯБРЯ (14 октября). ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ: * 1 ЯНВАРЯ (14 января). РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: * 24 ИЮНЯ (7 июля). ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА: * 29 ИЮНЯ (12 июля). УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: * 29 АВГУСТА (11 сентября). Другие важные праздники: ИНДИКТ (ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ): * 1 СЕНТЯБРЯ (14 сентября). CОБОР АРХИСТРАТИГА МИЗХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ: * 8 НОЯБРЯ (21 ноября). |