ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" Чтение книги: ПАЛОМНИЧЕСТВО В ПАЛЕСТИНУ КО ГРОБУ ГОСПОДНЮ. И. П. Ювачев, С-Петербургъ, 1904 |
Апостолу Господню Иакову Зеведееву посвящается
Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ * Старый (церковный) стиль * Новый (светский) стиль ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) * Сайт Дюссельдорф и его окрестности |
ГЛАВА XIX. ФАВОР.
Поездка на Фавор. — Выбор осла. — Проделки арабских проводников. — Встреча с русскими паломниками. — Рассказ о Преображении Господнем. — Поворотный пункт в ходе евангельских событий. — Ермон как гора Преображения. — Схема шествия Христа. — В греческом монастыре. — Военное значение Фавора. — Обзор вершины горы.
Стр. 115 — 122. Вечером мы стали собираться на гору Фавор и на Тивериад- ское озеро. Компания наша разделилась. Одни, отягощённые тучным телом, боялись тронуться в тяжёлый путь, где нельзя пользоваться тарантасом, другие, в видах экономии, отправились заранее пеш- ком, третьи, к которым принадлежали я, мой товарищ в бедуин- ском костюме и купец-старообрядец, решили ехать на ослах. Для того, чтобы не связывать друг друга в дороге, я предложил своим спутникам каждому взять себе отдельного проводника и для скорости тоже на осле. Узнав о нашем желании, арабы привели множество ослов к русскому дому. Все они были очень мелки, сильно потёрты по бокам, с кровавыми подтёками от уколов на шее. Я выбирал себе осла пободрее с виду, да хоть немного с сносной сбруей из верёвок. Арабы кругом меня кричат, что-то толкуют непонятное. Наконец, первый раз в жизни я взобрался с камня на белого осла и не успел ещё оправиться в седле, как он сразу рванулся в сторону и бросился бежать со всех ног. Я едва удержался на нём. Арабы сзади бегут и кричат: "хорош! хорош!.." Ока- зывается, они нарочно кольнули осла шилом сзади, чтобы он проявил такую прыть. Наша кавалькада выехала часа в три пополудни, с расчётом к вечеру быть на Фаворе и там переночевать до утра. Лишь только миновали город, как один из погонщиков тихонько отстал и исчез. Я остановился и стал говорить другому провожатому, что мы не поедем без двух проводников-мукари, а потому пусть он вернёт скорей своего товарища. Нас предупреждали, что за ара- бами-проводниками надо следить внимательно и не спускать им на первых порах ни малейшего проступка, иначе они будут обманы- вать потом на каждом шагу. Мы настояли на своём, и проводник вернулся в город за своим товарищем. Дорога спускалась между зеленеющими холмами всё ниже и ниже в Ездрилонскую долину. Сравнить нельзя с каменистой Иудеей! Здесь очертания гор более округлы, и долины более широки, а глав- ное кругом всё покрыто цветущей травой и разнообразными деревь- ями и кустарниками. Вскоре мы нагнали своих знакомцев — пеших паломников, вышедших из Назарета часом раньше. Мы уступили женщинам своих ослов, а сами пошли за ними пешком. Я был рад пораз- мять свои ноги после неудобного сидения в седле с высоко подня- тыми стременами; да и вообще я предпочитаю идти пешком, — в этом куда больше удовольствия и свободы в пути! Можешь остано- виться над камнем, цветком, жучком, взять в руку, рассмотреть, спрятать на память. Наши мукари были молодые ребята, не старше двадцати лет, и родственники между собой. Они немного знали русских слов, на- учившись от приезжающих паломников в Назарет. Всех муж- чин они звали "Иваном", а всех женщин "Марией". — Иван, Иван! — часто останавливали меня, подметив моё любопытствующее внимание к здешней природе и подносили бабо- чек и жучков. А то укажут какую-нибудь гору или деревню и назовут её по-арабски. Сами мы знали не более десятка арабских фраз, необходимых при встрече с туземцами в Палестине, так что каких-нибудь обстоятельных разговоров со своими мукари не могли вести. С Ездрилонской долины Фавор весь перед нами. Он пред- ставляет из себя совершенно изолированную гору правильного окру- глого очертания. Я заранее предвкушал удовольствие увидеть с её вершины всю Галилею. Наш "бедуин" предложил в долине, в виду красивой горы Преображения Господня, сесть на траву и отдохнуть немного. Но умы- сел другой тут был. Ему, очевидно, хотелось высказать своё мне- ние об этой горе, потому что сейчас же разразился заранее при- готовленной речью, которую я нахожу нужным привести целиком. В самом деле, где и вспомнить Христа и Его Евангелие, как не здесь, между Назаретом и Фавором? Он говорил: — Обратите, господа, внимание, что сам факт Преображения был тайной для апостолов, кроме трёх, — Петра, Иакова и Иоан- на, — которым Господь запретил рассказывать до поры до времени. Да и рассказывая об этом впоследствии, они как бы скрывают, на какой горе происходило Преображение. Были ли они в это время "в теле или вне тела"*? Неизвестно. Мы знаем только, что эта гора была высокая и святая. Палестинское предание указывает на Фавор, имея в виду стих известного псалма: "Фавор и Ермон об имени твоем радуются". Но мне кажется, что этот стих даёт такое же основание утверждать, что Преображение было на горе Ермон. — Как! — все встрепенулись: — вы хотите отвергнуть установив- шееся с древнейших времён предание? —Ничего я, господа, не отвергаю, — продолжал "бедуин": — но мнe хочется сделать вывод, непосредственно вытекающий из Евангелия. Мы видим, что Христос проповедует и делает чудеса в Галилее; но ни слова не говорит, по крайней мере, явно, о своей искупительной миссии, о своей крестной смерти. Наконец, Он до- стигает со своими учениками крайних пределов Палестины, так сказать, вершины её, где когда-то расположилось самое северное ко- лено Израилево — Даново. И вот здесь-то, в Кесарии Филипповой, у подножия горы Ермон, он спрашивает своих учеников, за кого почитают его люди. Они сказали: за одного из пророков, за Иеремию, Илию или за Иоанна Крестителя. "А вы, — говорит им Хри- стос, — за кого Меня почитаете?" Тогда Петр признал его Хри- стом, Сыном Бога Живого. Это очень важный момент, потому что в этом признании половина миссии Христа окончилась. Апостолы, так сказать, выдержали свой экзамен, их учение в первой поло- вине, кончается. Здесь поворотный пункт Христа, отсюда Он идёт на юг, к Иерусалиму, где и заканчивает свою миссию крестной смертью и воскресением. В этом поворотном пункте, в Кесарии Филипповой, он впервые прямо, без обиняков и прикровения, гово- рит ученикам о своём страдании и смерти. Как говорит еванге- лист Матфей: "С того времени Иисус начал открывать учени- кам своим и т. д." И вот тут-то, в северных пределах Па- лестины, по прошествии шести-восьми дней, Христос преобразился на святой высокой горе пред своими избранниками, то-есть подтвердил им своё Божественное происхождение, и они услышали свидетельство Самого Бога Отца. Как естественно допустить, что это происходило именно на Ермоне, на высочайшей горе в Палестине, сверкающей своей чистой снежной вершиной. Ведь город Кесария Филиппова лежит при подошве этой прекрасной горы, не один раз воспетой царём-пророком Давидом. "Бедуин" прервал свою речь и оглянул своих слушателей, но теперь ему никто не возражал. — Итак, господа, — снова заговорил он: — вот схема Христова шествия: оно начинается в Вифлееме, направляется с юга на север до Ермона, здесь опять поворачивает на юг и заканчивается в Иерусалиме. Рождение, Преображение и Воскресение — это главные мо- менты в жизни Христа. Мне понравилась его речь, но как жалко, что сказал он её в виду Фавора. Для меня эта гора до некоторой степени уже поте- ряла своё высокое значение. Когда мы снова двинулись в путь, одна женщина, взлезая на осла, сказала вслух, как бы про себя: — Вот ещё что выдумал: Ермон! Уж сказал бы, что Го- сподь преобразился на небесной горе, —это куда понятнее! Дорога от подошвы горы на вершину шла зигзагами. Как видно, монахи поработали над ней, потому что, несмотря на крутой подъ- ём, она была легко доступна для ослов. Пешие же, для сокращения пути, пробирались прямо наверх, пересекая зигзаги шоссейной до- роги. Деревья и кусты, за которые цеплялись мы руками, постоянно останавливали наше внимание своей новизной для нас, но мне более всего нравились полевые цветы, густо разбросанные по всему склону. Наконец, мы и на вершине в греческом монастыре. Монах указал нам небольшие комнаты, обставленные всем необходимым для ночлега паломников. К нашему ужину грек принёс бутылку мутного вина из здешних виноградников. Его нельзя было назвать ни красным, ни белым, что-то среднее по цвету. Нам казалось, вино плохо перебродило. Вообще в Палестине редко можно достать хорошего вина у туземцев. Только в европейских колониях ещё можно купить хорошего и недорогого. После ужина монах повёл нас на плоскую крышу здания при церкви. Отсюда открывался восхитительный вид на Галилею. Под нами глубоко западает Ездрилонская долина. Она уходит на запад, где и тает в неясной дали у подножия Кармила. С другой стороны между гор лежит длинным синим овалом Тивериадское озеро. Над ним сверкает высокий снежный Ермон. В старину Фавор имел большое военное значение. Во времена владычества римлян здесь была крепость. А сколько битв усма- тривалось с вершины этой горы в продолжение сорока веков! Тот, который провозгласил своим солдатам в Египте: "сорок веков смотрят с вершин этих пирамид!", тот самый воевал и здесь в Ездрилонской долине под Фавором, расставив против сирий- цев свои щетинистые карре. Но раньше Наполеона, около трёх тысяч лет до него, тут происходила знаменитая битва Израиля, когда, по выражению пророчицы Деворы, "с неба сражались, звёзды с путей своих сражались с Сисарой", с военачальником хана- анского войска, в котором участвовали девятьсот железных ко- лесниц. Вообще древние смотрели на изолированные горы, как на естественные крепости, среди которых Фавор считалась перво- классной. Наступившая ночь и ощутительная прохлада согнали нас с крыши, и мы вскоре залегли спать. Чуть только занялась заря, как мои спутники один за другим стали подыматься: нам предстоял немалый путь к Тивериадскому озеру. Пока погонщики приготавливали ослов, мы успели обойти вершину горы, но не заходили в католический монастырь. Вся вер- шина усеяна остатками древних сооружений, видны следы и хри- стианской церкви. Получив в благословение от греческого монаха литографиро- ванные образки Преображения Господня, мы отправились в путь по направленно к Тивериаде. ______________ * 2 Кор. XII, 2. Приложение: Указатель рисунков |