Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.




ГЛАВА XVI.
ВОКРУГ СТЕН ИЕРУСАЛИМА.




Памятник Авессалома. — Иосафатова долина. — Страшный суд. — Источник Богоматери. — Нечистое место. — Долина сыновей Енномовых. — Прокаженные. — Акелдама. — "Новый Иерусалим".
Стр. 89 — 95.


Прежде чем выйти за город, монах-проводник обратился к
толпе паломников и громко провозгласил два стиха из известного
псалма:

— Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни
его; обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите дома
его, чтобы пересказать грядущему роду.

Это библейское воззвание в устах проводника в Иерусалиме
меня очень тронуло, и я, как ни устал, решил последовать ему,
чтобы обойти вокруг стен города.

Число паломников сократилось, по крайней мере, наполовину.
Мы вышли из города единственными открытыми на восточной сто-
роне Гефсиманскими воротами Баб-ситти-Марьям. Так названы, ве-
роятно, потому что от них через Кедронский поток идёт дорога
к гробнице Божией Матери. Они ещё носят название ворот св. Сте-
фана в память первомученика, которого побили камнями в Иосафа-
товой долине, недалеко от этих ворот. Это событие дало повод
нашему проводнику сказать пространную речь, с указанием точных
мест, где кто стоял восемнадцать с половиной веков тому на-
зад. Отсюда мы повернули направо вдоль по Иосафатовой долине,
между Елеонской горой и стеной города. Жарко. Душно. Недалеко
от каменного моста через Кедронский поток продавали какое-то
подслащённое питьё, в грязных бутылках. Я воздержался от иску-
шения утолить им жажду и вслед за паломниками спустился в глу-
бину долины, к памятникам седой старины, известным здесь под
названием Авессаломова столба и гробниц Иакова и Захарии.

Из Библии мы знаем, что восстание Авессалома против сво-
его отца, царя Давида, не удалось, а его самого убили, бросили в
глубокую яму в лесу и наметали над ним огромную кучу камней. Но
он ещё при жизни своей поставил себе памятник в царской долине.
"И называется он памятник Авессалома до сего дня". Вот
это-то непреложное слово "до сего дня" и заставляет предполагать
евреев, что небольшая каменная башенка с конусообразным вер-
хом и есть древний памятник Авессалома. Они до сих пор не
могут пройти мимо него, чтобы не бросить камня на память мятеж-
ного сына.

Относительно других гробниц имеются неопределенные преда-
ния, и наш проводник, не останавливаясь у них, поспешил пе-
рейти по небольшому каменному мосту опять на ту сторону долины,
ближе к стенам города.

Иосафатова долина вся усеяна могильными памятниками евреев
и магометан. По общему преданию у всех вероисповеданий на Во-
стоке, в этой долине произойдёт страшный суд при конце мира.
Пророк Иоиль от лица Божия так рисует картину суда:

"Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата* и
там произведу над ними суд… Спешите и сходитесь, все народы
окрестные, и соберитесь! Пусть воспрянут народы и низойдут в
долину Иосафата; ибо там я воссяду, чтобы судить все народы
отовсюду… Толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день Господень
к долине суда! Солнце и луна померкнут, и звёзды потеряют блеск
свой. И возгремит Господь с Сиона и даст глас свой из Иеруса-

Изображение 24: Елеонская гора и Иосафатова долина.

лима; содрогнутся небо и земля… Тогда узнаете, что я — Господь Бог
ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей".

Замечательно, турки отдали гору Сион христианам для погребения
покойников. Здесь сосредоточены кладбища и православных, и про-
тестантов, и армяно-грегориан, тогда как долина суда наполнена
костями евреев и магометан.

Огибая юго-восточный угол зубчатых серых стен Иерусалима,
наше внимание обратили на угловой камень, около трёх с половиной
сажен длиной, при саженной толщине. И такой большой камень на-
ходится не в нижних рядах основания, а на порядочной высоте
от земли: вероятно, тоже свидетель древнейших времен.

Недалеко от угла города дорога расходилась на три стороны.
Мы выбрали левую, которая привела нас к источнику Богоматери —
Айн-ситти-Марьям, близ деревни Силоам. Передовые паломники,
спустившиеся в пещеру источника вниз но лестнице, успели спокойно
почерпнуть воды и напиться; но последним пришлось выдержать борьбу
с арабами, набежавшими сюда со всех сторон. Пользуясь случаем,
здешние силоамцы требовали за воду деньги, вырывали из рук кружки
с водой и вообще вели себя очень дико и непристойно. Я переждал
первые горячие схватки, осторожно спустился по скользким ступень-
кам и дал денег арабской девушке, оберегающей воду внизу ко-
лодца. Она поспешила поднести и мне свой водонос на один момент.
Спасибо и за это!

Должно быть горбатенький проводник наш сильно утомился,
потому что он предложил паломникам отдохнуть около Силоамского
пруда и сам присел на заросшем склоне горы. Хотя не с прежней
энергией, он всё-таки продолжал рассказывать нам про окружающие
предметы.

На севере от нас высились серые стены Иерусалима с Навоз-
ными воротами, или Баб-эль-Мугарибе. На западе — Сион. На востоке —
гора Соблазна, соседка Елеонской горы, а с юга —пещерные скалы
Акелдамы и горы Злого Совещания. Действительно, удачно был вы-
бран пункт для обозрения окрестностей. Прямо перед нами две
долины — Иосафатова и Гинномова — сходятся около колодца Иова в
одну щель, которая пробирается между скалами Иудейских гор до
самого Мёртвого моря. А около колодца виднеется турецкий дом про-
каженных.

Что-то грязное, гнусное, скверное и в то же время ужасное,
угрожающее чувствуется в этих названиях и предметах. Мы сидели

Изображение 25: Силоам.

в центре самого нечистого места во всех смыслах. Через Навозные
ворота сюда вывозились все нечистоты из Иерусалима, сюда изверга-
лись все прокаженные и нечистые, тут на окружающих высотах
были построены капища Хамосу, "мерзости Моавитской", Молоху,
"мерзости Аммонитской", и Астарте, "мерзости Сидонской", тут и
страшная Акелдама — "земля крови", купленная ценой крови Иисуса
Христа. Наконец, как говорит Господь через пророка Иеремию,
здесь "устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы
сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не пове-
левал, и что Мне на сердце не приходило". За то и грозят про-
роки, что здесь будет страшный суд, здесь потечёт огненная река,
"ибо Тофет давно уже устроен; он глубок и широк; в костре
его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжёт
его" (Исаия, 30, 33).

Водосточная городская канава, проведенная в этих местах,
своим зловонием и теперь неприятно напоминает древнее значение
Навозных ворот и вообще всего этого места.

Когда мы стали спускаться в долину сыновей Енномовых, или
Вади-эр-Рабаби, то нам навстречу вышли из своего дома прокажен-
ные. Пропустив мимо себя с криками о помощи переднюю главную
массу паломников, они вдруг быстро заняли середину дороги и таким
образом отрезали остальную часть уставших пешеходов. Несчастные
прокаженные нагло протягивали руки с отгнившими пальцами, пока-
зывали вид, что желают прикоснуться к паломникам, иные дерзко
перегораживали путь, растопырив руки. Толпа паломников, особенно
женщины, с криками и визгом отшатнулась назад, боясь заразиться,
но потом, угрожая своими посохами, расчистила путь дальше.

В долине сыновей Енномовых мы подошли к пещерам
Акелдамы. Здесь нас встретили греческие монахи, провели в церковь,
отслужили молебен и затем стали показывать пещеры, наполненные
незакрытыми костями усопших. В Акелдаме лучше всего можно
понять, как хоронят покойников на Востоке в твёрдом грунте.
Перед нашими глазами протянулись ряды ниш, выдолбленных по
размеру тела в стенах пещеры. Эти ниши и служили собственно
гробами для усопших тел. Общая же их могила, или пещера,
снаружи заваливалась камнем.

Греческие монахи предложили паломникам отдохнуть и выпить
какого-то угощения. Но так как было уже поздно, к тому же мне
надо было приготовиться к завтрашней дороге, то я, поблагодарив
монахов, поспешил один отправиться домой. Местами, в долине
сынов Енномовых, я чувствовал жуткое одиночество. Только у юго-
западного угла Сиона мне встретились двое арабских мальчиков,
разговаривающих по-английски. Я расспросил их, почему они знают
английский язык. Оказывается, на Сионе для арабских детей имеется
прекрасная английская школа Гобата, в которой и они обучались.

Миновав Яффские ворота, я пришёл опять к русским по-
стройкам. Таким образом на первых же порах в Иерусалиме
мне пришлось обойти его стены и невольно обратить своё внимание
на контраст двух сторон его — юго-восточной и северо-западной.
Если мы проведём прямую линию через место св. Гроба Господня
и Силоамский пруд, то эта магистраль, пройдя посередине между
Сионом и священной скалой Соломонова храма, разделит город на
две равные части. Но как на южном конце этой магистрали — место
суда, "огненной реки", адского огня, место извержения всего нечистого,
скверного, негодного, так на северном её конце вырастает новый
город, новый Иерусалим, как бы в прообраз "Нового Иерусалима",
предсказанного в Апокалипсисе. Южная сторона западает в глубину
долины, идущей в Мёртвое море, а северная — возвышается к горе
Скопус, где некогда стоял римский лагерь. Очень приятно было мне,
как русскому, видеть, что и наше Палестинское общество заняло
большую часть будущего Нового Иерусалима, и в средоточии русских
подворий устроен храм во имя Святой Троицы.

К северу от русского места много владений, принадлежащих
другим христианским вероисповеданиям, но ещё севернее — раски-
нулись еврейские колонии: Ебен Израэль, Езрат Израэль, Суккот
Шеломо, Меа Шеарим, Шааре Моше, Байт Израэль, Шаар Пинна,
Охель Шеломо и др. Не указывают ли они на образование "Нового
Израиля" в "Новом Иерусалиме", как предсказывал пророк Да-
вид: "на северной стороне город великого царя" (Псал. 47, 3)?

______________
* Еврейское имя Иосафат означает „Бог судья“.

Приложение: Указатель рисунков





Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.