Сегодня начну новую тему, но и прежняя - Креста Господня - будет продолжена.
Это паломничество – по нескольким объектам, которые вполне можно посетить в течение одного дня, и я подробно опишу маршрут. А можно и разбить его на части.
В № 40 нашей рассылки рассказывалось о храме преподобной Евфросинии (Евдокии) Московской, память о которой старательно замалчивалась в советские годы. Вообще все связанное с Церковью было ненавистно новой власти, а вспоминание о Евфросинии влекло за собой еще и воспоминание о Вознесенском монастыре (в Московском Кремле), основанном ею и уничтоженном большевиками в начале их правления, о прочих гонениях и разрушениях.
В 60-70-е гг. прошлого века схимонахиня Ольга Ложкина говорила, что Россия не возродится до тех пор, пока на Русь не вернется почитание преподобной Евфросинии, потому что с нее началось становление Руси и ею будет поддерживаться всякое возвышение нашего государства. К этим словам надо отнестись с полным доверием.
До 1973 г. в Москве, на Таганке проживала бывшая дворянка, монахиня, много пострадавшая от советской власти. Таких было много? Да. Но она – Мария Ивановна Ложкина, в монашестве (малой схиме) Моисея, в (великой) схиме Ольга - в эти годы приняла на себя тягчайший и очень редкий даже среди мужчин подвиг юродства Христа ради. Перечитайте эти строки. Осознайте вполне, что это были за времена и что это был за труд.
Схимонахиня Ольга стяжала дары предвидения и исцеления, в ее маленькое жилище постоянно приходили за помощью десятки людей и получали ее. Получают и сейчас с верой притекающие к ее могилке на Калитниковском кладбище. Вот туда-то и лежит сегодня мой путь. Начну его с Таганки, где есть места, связанные с житием блаженной старицы.
Уважаемые читатели рассылки - я уверена! – непременно последуют за мной, прочитав житие, находящееся на http://chimolga.narod.ru .
Отбыв срок после закрытия монастыря, в котором подвизалась, схимонахиня Ольга поселилась «в крошечной комнатке полуподвального помещения двухэтажного кирпичного дома на углу Б.Дровяного и Известкового переулков».
«И до сего дня стоит двухэтажный дом № 9 по Известковому переулку – читаем мы в упомянутой электронной книге. - Можно подойти к нему, посмотреть, где жила матушка. Все так же выглядывают наполовину от земли окна ее кельи (правда, сейчас они заколочены и там никто не живет). Духовные чада матушки не забывают родного дома, приходят сюда помолиться о почившей старице».
Выйдем из метро на станции «Таганская» Кольцевой линии, перейдем Садовое кольцо и пойдем вниз, по направлению к эстакаде по его внешней стороне. (Желающие могут и не переходить, через дорогу искомый дом тоже будет виден.) Здесь издавна велась торговля известью, отсюда и название переулка – Известковый. Его уже нет на многих картах Москвы, он фактически стал частью Садового кольца, внешней стороной улицы Земляной Вал примерно на отрезке от Таганской площади до Николоямской улицы. Но указатель есть, и нумерация домов сохранилась. Только сегодня дом № 7/9 уже не двухэтажный и не заброшенный. Он надстроен, перестроен, отделан, в нем помещается банк. При жизни матушки его готовили к сносу, расселяли людей. Она же переезжать решительно отказалась и заявила, что этот дом простоит до второго пришествия. Глядя на прежнюю полуразвалину, наверное, легче было вспоминать московскую подвижницу. Но дом-то все-таки стоит, и стоит крепко!
«Жила старица рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе, здесь она и молилась». Здесь же ее отпевали.
Адрес упоминаемого храма - Лыщиков переулок, 10. Название, возможно, связано с личным именем Лыщик (от слова лыщик «пронырливый, бойкий человек»), которое могло принадлежать владельцу земельного участка на этой горе. В XVII-XIX вв. переулок назывался Покровским – по церкви.
Идем опять вниз по Садовому кольцу до того места, где оно пересекается с Николоямской улицей, переходим на его внутреннюю сторону. Вдали на фоне высотного здания мелькнет крест над куполом, но нам сегодня не туда, нам – два шага по улице Николоямской в сторону центра и - по зеленому указателю - в Лыщиков переулок, превратившийся почти что в тупик. И сразу видна будет белая церковь, в 1996 г. отметившая свое 300-летие. Еще раньше на этом месте был Покровский монастырь, упоминающийся в летописи под 1392 г. в связи с тем, что здесь постригся в монахи брат Сергия Радонежского Стефан. Он находился восточнее церкви, действительно на холме. Сейчас там стоит крест. При монастыре, как водится, было кладбище. В совсем недавнее время при проведении работ на прилегающей к церкви территории было обнаружено множество костей. Их погребли с западной стороны, в маленьком уютном садике, и здесь тоже был установлен крест.
Покровская церковь никогда не закрывалась. В 1941 г. уже была назначен день закрытия, но когда он пришел, стало не до того – это было 22 июня.
Здесь сохранилось внутреннее убранство и старинные колокола на звоннице, множество намоленных икон.
1696 г. – время постройки (на месте деревянного) каменного Покровского храма с приделом Иоанна Дамаскина, творца многих церковных служб. До сего дня этот придел единственный в Москве, и по России еще поискать. А ведь этот человек - очень значительная личность в истории Церкви.
Он прожил очень долгую жизнь - родился ок. 680 г., отошел ко Господу в 780-м. Именуется песнописцем. Написал три трактата «Против порицающих святые иконы», надгробные тропари. Еще, по преданию, написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Найти его житие в Интернете не проблема, но может быть, лучше начать знакомство с этим святым, прочитав поэму Алексея Толстого «Иоанн Дамаскин» - тогда его образ войдет сразу в сердце. А то, что близко сердцу, и умом запомнить легче.
С конца XVIII до конца XIX в. Покровский храм многократно перестраивался: был устроен Казанский придел, возведена колокольня, продлена трапезная, изменено завершение основного объема. И в результате – смешение стилей. Над полукруглым объемом, подошедшим бы стилю ампир, - вполне нарышкинскобарочный восьмерик. Он завершается маленьким восьмеричком, верх которого украшает горка остреньких кокошников – казалось бы, отголосок московского узорочья, стиля середины XVII в., но нет, воспоминание о нем – эта часть постройки появилась в 1880-х гг. Говорят, что горки кокошников на храмах напоминают языки пламени, а язычки пламени свечей – образы душ, устремленных к Богу. Язычки-кокошнички на Покровской церкви бегут к голубой со звездами сфере, и уже над ней, как над всей Вселенной – Животворящий Крест. На сфере, «по экватору», надпись. При помощи бинокля мне удалось ее разобрать. Чтобы не исказить ненароком оригинал, передам суть своими словами: это благодарность Господу. За что? – Сама за себя говорит дата: 1812 год.
В церкви, в Казанском приделе, находится рака с мощами св. исп. Романа (Медведя), причисленного к лику святых новомучеников и исповедников российских в 2000 г.
Этот пастырь родился в 1874 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, был духовным чадом о. Иоанна Кронштадтского, служил в многих городах Российской империи, с 1907 г. – в Севастополе, где усмирил волнения среди моряков, приведя их к исповеди и покаянию; в 1918 г. был приговорен к расстрелу, бежал в Москву. Служил в храме Святителя Алексия в Глинищевском переулке (разрушен в 30-е гг.), был арестован, осужден, освобожден, снова арестован; провел несколько лет на Соловках, вернулся оттуда тяжело больным в Малоярославец, где вскоре преставился (1937) и где в 1999 г. были обретены его мощи.
В храме продавалась книжка – его житие, составленное игуменом Дамаскиным (Орловским). Отец Дамаскин уже много лет работает в архивах, собирает материалы о новомучениках российских, издает их жития, готовит материалы для канонизации. Иногда он служит здесь.
Рядом с мощами преподобноисповедника, в иконостасе чтимая икона Казанской Божией Матери. В проходе между приделами, слева – образ Спаса Нерукотворенного. Как рассказала одна из женщин, труждающихся в храме, когда солнечный луч падает на эту икону, темные глаза Иисуса делаются бездонными голубыми. А в нижнем ряду центрального иконостаса есть икона Богородицы, на которой венец над головой Приснодевы все время меняет свои очертания и цвет – в зависимости от того, как стоят и горят свечи. В приделе Иоанна Дамаскина особо почитаемый образ святителя Николая. Впрочем, как сказала та же рассказчица, тут все иконы особые и почитаемые – ведь пред ними без перерыва молились десятки лет.
Храм регулярно проводит акции по сбору средств для заключенных. Сборы, как мне сказали, обычно бывают хорошие, а вот рук для отправки посылок не хватает.
Богослужения в храме совершаются: утренние - ежедневно в 7.00, в воскресенья в 8.00; вечерние – нерегулярно, в 17 ч. Храм открыт обычно в течение дня, в первой его половине – точно.
Текст: Ольга САВИЧЕВА, Москва
Фотоизображения: Ольга САВИЧЕВА
http://r-oc.1gb.ru
http://www.russia-hc.ru
продолжение следует
|