Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

Всё о Травине


* Портал ПАЛОМНИК.
* Сайт ВЕЛОСИПЕДИЗМ.
* Главная страница ГЛЕБ ТРАВИН.


Велоэкстремист всех времён и народов. Часть 1.

Необходимое предисловие.

Я, автор этой статьи пишу вновь о Глебе Травине сегодня, 19 мая 2020 года. Данная же статья была опубликована в рассылке «Велосипедизм-57»  24 февраля 2004 года. Как видите, прошло уже много лет. Почему же приходится вновь к ней возвращаться? По трём важным причинам:

* Считаю плохим знаком, что на своём сайте этой статьи у меня до сих пор нет. Поэтому теперь делаю специальный блок под заголовком «Глеб Травин», куда планирую поместить не только свои статьи, но и ссылки на все статьи о Травине. Это и будет лучшая память о легендарном велопутешественнике.

* Причина 2 — со временем в интернете «пропадают» важные статьи и сообщения. По разным причинам. Нужно их вовремя сохранить. Долгое время являясь автором многих статей в русской Википедии был свидетелем исчезновения ссылок на статьи. Этого допустить в отношении Глеба Травина нельзя, поскольку личность Травина превосходит многое в истории велопутешествий и велосипедизма в целом.

* Третье: мы, велосипедисты, должны помнить наших героев и наше прошлое.

Итак, первая часть или КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ (воспоминания очевидца):

«Сегодня речь пойдёт о Глебе Леонтьевиче Травине. Некоторые скажут: так уже в рассылке был о нём материал. И будут правы. Но не совсем. То, что было — это в основном как бы солянка из материалов интернета. А сегодня я расскажу о тех впечатлениях, которые вынес сам за годы, собирая материалы о нём для музея велосипедного туризма в Лозовой Харьковской области. Долгие годы, наверное лет десять происходил этот скрупулёзный отбор, были встречи с людьми, близко знавшими героя велосипеда, в том числе и с его родственниками по всей территории СССР. И сразу хочу сказать, что никто больше никогда не повторит подвига Глеба Травина. Ушло время. На меня могут обижаться такие ассы, как Павел Конюхов, но до Травина не добраться никому и никогда. А он был всю жизнь одинок и томился этим одиночеством. Вокруг его имени происходили бури и ураганы, ломались копья и древоколы, вспыхивал и остывал интерес, но по жизни после того, что он совершил, душа его уже никогда не находила спокойного пристанища.

Но по порядку. Сейчас многие просто не имеют понятия, кто такой Травин и чем он прославился. А о нём написаны книги, вышли аудио- и грамофонные записи и кинофильмы, клубы туристов носят его имя, в том числе и за рубежами России. И всё это чередовалось с каким-то роком, постоянно происходили неприятности.

1973 год. Библиотека Харьковского университета. Сижу, ищу что-нибудь о велосипеде и путешествиях на нём. Первый раз в жизни серьёзно готовлюсь к туризму. Купил велосипед, нужно всё делать ПО НАУКЕ. Выскакивает формуляр: ЧЕЛОВЕК С ЖЕЛЕЗНЫМ ОЛЕНЕМ или ПОВЕСТЬ О ЗАБЫТОМ ПОДВИГЕ. Интересно, интересно, а ну-ка посмотрим. Приносят книжицу, раскрываю и... пока всю не прочёл, не оторвался. Это была первая встреча с подвигом дотоле мне неизвестного человека. И эта встреча постепенно забылась.

Прошло несколько лет, а точнее наступил 1980 год. Открыл в Лозовой секцию велосипедного туризма при местном профтехучилище. Однажды пришло желание поставить работу на более высокий уровень. Собрались, проголосовали за то, чтобы был клуб велотуристов и автоматически стали думать, в честь кого назвать клуб. И тут в памяти всплыла библиотека университета. Почти всё забылось, но, как ни странно, фамилия ТРАВИН всплыла. Рассказал ребятам о том, что ещё помнил прочитанного, но этого оказалось ничтожно мало. Решили покопаться в библиотеках и где только можно, списаться с известными велопутешественниками. И вот осенью 1980 года эта работа завертелась. Никто и не заметил, как вошло в употребление название велоклуба ИМЕНИ ТРАВИНА, как всех нас стали называть ТРАВИНЦАМИ, как буквально из ничего стал создаваться музей истории велосипедного туризма. Работа захватила.

Но это же СССР! Так же незаметно, как пришли к Травину, так же к нам пришёл и КГБ. И уже до самого крушения Союза мы были под постоянным вниманием и контролем. Почему? А потому что музейная работа требует большой переписки и многих контактов. По ходу дела выяснилось, что гораздо раньше нашего клуба этим же именем был назван клуб в одной из школ Берлина в ГДР. И что туда по приглашению приезжал сам Глеб Травин. Написали в общество Советско-Германской дружбы и попались. Нашей деятельностью весьма заинтересовались ОРГАНЫ и ПОВЕЛИ. Нужно сказать, что весьма доброжелательно, поэтому ни о каких ужасах и застенках рассказывать не буду. Немцы одними из первых признали Травина за героя своего времени и назвали его весьма поэтично: РЫЦАРЬ КРАСНОЙ ПЕДАЛИ. Именно под таким названием вышла серия статей в одной из популярных ГДР-овских молодёжных газет. Они со временем оказались в нашем музее. Как и материалы того самого знаменитого в ГДР своей ПРОДВИНУТОСТЬЮ школьного клуба имениТравина, и который, к слову сказать, скончалсяч весьма печально. Когда закончились советские времена и прекратила своё существование ГДР, тогда же не стало и клуба имени Травина в Берлине, а почти все его материалы были без раздумий уничтожены. Последние остатки некогда процветавшего клуба оказались в Лозовой. Всё это произошло, когда организатора клуба, школьного учителя и активиста отправили на пенсию.

К моему великому счастью, несмотря на то, что прошло почти тридцать лет, я храню записную книжку с адресами того времени, даже находясь уже здесь в Германии. Привожу данные этого человека, может кто-то из получающих рассылку живёт ближе к Берлину, чем я и сможет полюбопытствовать: Horst Brettin 1136 Berlin-Friedrichsfelde, Hans-Loch-Str.66.

Всё это давалось с большим трудом, так как СВОБОДНАЯ ПЕРЕПИСКА с зарубежными странами в советские времена не была разрешена. Посылаешь письмо- и пустота, ни ответа, ни привета. Правда, с визитом вежливости наведывался человек из ОРГАНОВ, и не скрывал этого. Интересовался, задавал вопросы, уходил и по прежнему пустота. А мы стали атаковать письмами уже не только социалистические страны. Тем более пустота и доброжелательность. Наверное директор училища нас крепко защищал. Но однажды и ему дали по шапке, так что он попросил быть нас поосторожнее и думать, прежде чем писать по новому адресу. Это произошло после того, как мы отправили очередное большое письмо-ходатайство о возможности присвоения Глебу Травину посмертно звания Героя Советского Союза. Собрали много подписей и отправили на имя Леонида Ильича Брежнева в Москву. После этого кое-кого вызывали в обком партии, так как туда звонили СВЕРХУ и просили разобраться с ХОДАТАЯМИ. Правда, буквально через несколько месяцев Брежнева не стало и всё успокоилось.

Письма письмами, но надо же и на родине Травина побывать. Выяснили, что в последние годы он жил в Пскове. Узнали домашний адрес: 180017, Псков, ул. Яна Фабрициуса, дом 9А, кв. 31 (я не удивлюсь, если мне скажут, что и доныне по этому адресу живёт приёмная дочь Глеба Леонтьевича- Лидия Георгиевна Травина). А тут и повод подоспел — 60-летие СССР. Было это в 1982 году. Клубом прикинули и поехали в велопоход второй категории сложности по маршруту Псков-Эстония-Латвия-Белоруссия-Литва. Сразу пять республик подцепили, знай, мол, наших! Прибыли поездом в Псков, был июнь, тепло, нашли квартиру, звоним. Выходит молодая женщина. Мы представились, это примерно 15 человек, заверили, что оккупировать и ночевать не будем, но хотели бы узнать о Травине и взять что-то для своего музея. Женщина весьма разволновалась, представилась, извинилась, что не может принять нас на квартире, что спешит на работу, но вечером пообещала встретиться, а пока по нашей просьбе нарисовала адрес кладбища, где был похоронен Травин и место его могилы. Так мы попали на место его последнего пристанища. Травин умер буквально за год до рождения нашего клуба, поэтому при жизни никому из травинцев не пришлось с ним встретиться. Могила нас немного огорчила- была неухоженной, даже как бы заброшенной. Что делать? Своими силами попытались её РЕСТАВРИРОВАТЬ. Подкрасили как могли, найдя по соседству брошенную краску, повыдёргивали сорняки и подправили землю, постояли молча. Правда, спустя года два получили от других велотуристов нагоняй и краснели, когда те побывали на могиле после нас и ругались, что кто-то так страшно покрасил памятник. Мы молча слушали, но не признались, что это была наша работа.

Днём побывали в областном краеведческом музее и буквально облапали весь велосипед, на котором Травин объехал СССР, предложили музею передать велосипед и все вещи Травина к нам в Музей истории велотуризма и клуб имени Травина, но согласия не получили. А вечером вновь были у квартиры Глеба Леонтьевича. Лидия Георгиевна рассказала нам о последних годах и днях жизни Травина и это была печальная повесть. Оказывается, пока Глеб был в здравии, его кругом приглашали с лекциями и воспоминаниями, постоянно в дверях квартиры толклись пионеры и прочие активисты общественники, но как только здоровье испортилось, как только он слёг и стал тяжело болеть, так сразу всё и прекратилось. Никакой помощи больному умирающему человеку. Попросту его забыли. А помощь ой как была нужна. Травин был и в старости мощным, очень большим и тяжёлым мужчиной. Лидия осталась с ним в одиночестве. Тут она всплакнула а мы только молча ей сожалели. Так в одиночестве, через силу она и доухаживала за ним. Представьте себе когда-то крепкого и здорового парня, превратившегося в неподвижного старика, перевернуть которого уже проблема. Родные дети в то время разлетелись по всей стране в поисках заработков и счастья и мало интересовались жизнью отца. Мы так и не смогли добиться от Лидии Георгиевны адресов детей Травина, только про одного узнали: что жил где-то то ли в Карелии, то ли в Мурманской области и работал в лагере для заключённых. После похорон Глеба Леонтьевича на квартиру нагрянули работники краеведческого музея и вынесли буквально всё, что можно, удалось отвоевать только самую малость, чтобы было о чём вспомнить дорогого человека.

Тут мы уже совсем потеряли надежду получить что-либо для нашего музея в Лозовой. Но Лидия Георгиевна нас пожалела, увидев, как повисли наши носы. Попросила подождать, и вынесла, как мы потом поняли, бесценный дар для любого музея. Это был пакет, который она попросила открыть, когда мы достаточно отъедем от дома и будем вечером ставить полевой лагерь. Что мы и выполнили. Раскрывали всей толпой. Вынули книгу. Смотрим — о!!! Первое издание книги ЧЕЛОВЕК С ЖЕЛЕЗНЫМ ОЛЕНЕМ!!! Издательство Петропавловск-Камчатский, 1959 год!!! Уникальная библиографическая редкость, так как книга была буквально сразу сметена с прилавков магазинов а автор был принят из-за неё в члены Союза писателей СССР! А потом книга ещё трижды переиздавалась. А в книгу вложена какая-то визитная карточка. Прочитали и обомлели: это визитная карточка самого Глеба Травина, которую он предоставлял всем ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ВОКРУГ СССР. Год напечатания примерно 1928. Невероятно! Тут мы уж и сами сильно разволновались, так как в наших руках оказались подарки поистинне бесценные для любого велотуриста. И почувствовали, что создание музея истории велосипедного туризма — дело серьёзное и ответственное. Именно с этого июньского вечера 1982 года и начинается настоящая история созидания музея.

Но это было не всё. Дотошный взгляд сразу нашёл дарственную подпись на книге. Читаем: ГЛЕБУ ТРАВИНУ ОТ АВТОРА. Я не могу сейчас точно вспомнить, что ещё было написано, но этого было уже достаточно. Значит в наших руках оказался тот самый первый экземпляр первого издания книги, который А. Харитановский (нам тогда совсем неизвестный писатель) подарил самому легендарному велопутешественнику!!! Это было уже сверх всякой меры. Мы стали обладателями уже не просто библиографической редкости, но и исторического экземпляра книги. Так и проехали эти экспонаты всю велосипедную дорогу по Прибалтике, заботливо уложенные в рюкзак. С тех пор и повелось возвращаться из дальних походов с материалами для музея.

Кстати, именно из ТОГО похода я до сих пор вспоминаю забавный случай, произошедший в Псково-Печерском монастыре. Это было моё первое знакомство с настоящим действующим монастырём. Человек в те годы совершенно далёкий от веры и более того — гонитель её, я с усмешкой и иронией на лице прогуливался по монастырскому двору, будучи облачённый в тренировочные облегающие фигуру ХБ. Везде тыкал пальцем, особенно на монахов в чёрном. Видно это очень не понравилось настоятелю монастыря. Высунувшись из окна, он приказал дворнику гнать нас поганой метлой, что и было исполнено. В прямом смысле под метлой мы были выпроводены вон. Не то, чтобы с позором, но неприятно было. Дворник попался мирный и тихий, как и подобает монаху. Ни слова нам не сказал. Мы вышли, он вздохнул и вернулся назад. Знать бы тогда, что пройдёт двадцать с небольшим лет и тот самоуверенный молодой человек с ухмылкой станет иподиаконом и помощником архиепископа, постоянного представителя Русской Православной Церкви в Германии. Не поверил бы!

Но это ещё сколько лет прошло, а пока впереди был 1983 год и первый (до сих пор единственный) украинско-российский веломарафонский суточный велопробег длиной 400 километров от Лозовой до Курска. В гости к писателю Александру Харитановскому! Именно к нему! Да по какой дороге! По той самой, по которой Глеб Травин ехал вокруг СССР, так как он ехал именно через Лозовую и Курск на север!!! Об этом свидетельствую печати с датами в паспорте-регистраторе путешественника, так как он всю свою дорогу задокументировал. А копия этого паспорта, подаренная кинорежиссёром Мосфильма Владленом Васильевичем Крючкиным, снявшим документальный фильм о Травине для телевизионного Клуба Путешественников, находится в архиве музея истории велосипедного туризма в Лозовой. До сих пор помню дату, а этот день мы всегда в клубе праздновали: 17 октября 1929 года. В этот день много лет назад Травин проезжал через Павлоград и Лозовую и поставил печать в райисполкоме. Так ли уж случайно всё происходит в жизни? Так ли уж случайно на пути Травина оказалась маленькая железнодорожная станция Лозовая в глухих степях Восточной Украины?»


ПРОДОЛЖЕНИЕ (ЧАСТЬ 2)

Алексей Потупин, организатор и руководитель бывшего Регионального Клуба велотуристов имени Травина в городе Лозовая Харьковской области.

(К началу страницы)


чтец, физико-географ и велопутешественник Алексей Потупин
Дюссельдорф-Бенрат
Проект
"Мир - наш!"