ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНЫЕ |
|
ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРИ: |
2022 вечный 2022 временный |
2023 вечный 2023 временный |
2024 вечный 2024 временный | общий календарь |
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. И. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы О ПОСТАХ И ТРАПЕЗЕ: Многодневные посты: * Рождественский (Филиппов) пост (40 дней) - с 15 НОЯБРЯ (28 ноября) по 24 ДЕКАБРЯ (6 января). * Великий пост (40 дней) - переходящий, в зависимости от дня празднования Пасхи. * Петров пост - с понедельника 2-й седмицы по Пятидесятницы до 29 ИЮНЯ (12 июля). * Успенский пост - (две недели) с 1 АВГУСТА (14 августа) по 14 АВГУСТА (27 августа). Однодневные посты: * Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и святок. * Воздвижение Креста Господня - 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). * Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 АВГУСТА (11 сентября). Сплошные седмицы: * Святки - с 25 ДЕКАБРЯ (7 января) до 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Мытаря и фарисея - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Сырная (масленица) - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Пасхальная (Светлая) - первая седмица после Пасхи. * Троицкая - седмица после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) |
ТИМОН НАДЕЕВСКИЙ Преподобный, старец. Почитание: местночтимый святой Костромской Епархии (Россия). Дни празднования: * 21 ЯНВАРЯ / 03 февраля (сугубое почитание святого в Костромской епархии). * 23 ЯНВАРЯ / 05 февраля (почитание святого в Соборе Костромских святых). Имя в переводе с греческого: "почитающий". Главные даты в земной жизни святого: * Время рождения: 1766. Место рождения: Балахна, Нижегородская губерния. + Время отшествия ко Господу: 21 января (03 февраля) 1840 года в Надеевской пустыни (Макарьевский уезд, Костромская губерния). 2025: 185 лет со времени отшествия ко Господу. 25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия совершилась канонизация в лике местночтимых святых Костромской епархии преподобного Тимона, пустынножителя и строителя Никольской Надеевской пустыни, ученика и духовного друга преподобного Серафима Саровского. Иеромонах Тимон, в миру Тихон Федоров, родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона Феодора и его супруги Анисии. С детства, по свидетельству близких, Тихон отличался любовью к уединению, его часто замечали молящимся. Под руководством отца Тихон рано освоил грамоту и нотное пение. В семилетнем возрасте он был принят в Нижегородское духовное училище, и после шести лет учебы в числе лучших учеников определен в Духовную семинарию. Тихон прекрасно учился, отличался благонравным поведением и твердостью характера, его любимым предметом было Священное Писание. Во время каникул Тихон совершал паломнические поездки по монастырям. В одном из них он услышал однажды пророческие слова старца-иеромонаха, который сказал ему: "Видно, брат, ты будешь в монастыре и удостоишься звания монашеского". Эти слова глубоко запали в душу благочестивого юноши. По окончании семинарии, несмотря на стремление к монашеской жизни, Тихон, послушный воле родителей, остается в их доме и ухаживает за больным отцом. Вскоре он вступает в брак с дочерью священнослужителя одного из балахнинских храмов Евдокией, рукополагается в сан диакона и определяется на родительское место. Два года отец Тихон благоговейно исполнял обязанности священнослужителя, в семейной жизни являя пример доброго хозяина и любящего мужа. Однако вскоре его постигает большое горе — в расцвете сил умирает его молодая жена. Ища утешения, отец Тихон отправляется в паломничество по святым местам, едет в Киев и Москву. Вскоре он снова оказывается в Саровской пустыни, которую посещал еще в юные годы и со старцами которой состоял в переписке. Во время этой поездки в Саров отец Тихон встречается с преподобным Серафимом. Святой принял его, долго беседовал с ним и воспламенил его сердце, утвердив в решимости ради любви Божией и вечного спасения оставить мир и принять монашеский постриг. Около 1800 года диакон Тихон был принят в число братии Вознесенского Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода и пострижен в рясофор с именем в честь святого мученика Троадия Неокесарийского. Три года отец Троадий занимал должность эконома при архиерейской резиденции и, показав себя с самой лучшей стороны, был назначен строителем Богородице-Феодоровского монастыря в селе Городец, в стенах которого в 1263 году преставился ко Господу благоверный великий князь Александр Невский. Богородице-Феодоровская Городецкая обитель до иноземного нашествия в XIII веке являлась местом пребывания великой всероссийской святыни — Феодоровской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, главной святыни Костромской земли. В 1804 году отец Троадий был пострижен в мантию с именем Тимон — в честь святого апостола от семидесяти Тимона, одного из семи диаконов, о которых говорится в книге Деяний святых апостолов (Деян. 6, 5). Во время своего управления обителью отец Тимон старался быть образцом для братии в молитве, воздержании и смирении, заботился о благоустроении монастыря и порядке в монастырском хозяйстве. Последнее стало причиной тяжелых испытаний для подвижника. Пытаясь отстоять интересы монастыря и через суд вернуть захваченные местными крестьянами владения, отец Тимон навлек на себя злостные и клеветнические нападки недоброжелатей. В 1806 году по решению епархиальных властей отец Тимон был отстранен от должности строителя обители. Однако в 1811 году, с приходом на нижегородскую кафедру епископа Моисея (Близнецова-Платонова; 1770—1825), мудрого и опытного архипастыря, он был снова назначен на это послушание и в 1814 году рукоположен владыкой во пресвитерский сан. В должности строителя Богородице-Феодоровского монастыря иеромонах Тимон пробыл до 1818 года, пока по болезни не был от нее освобожден. В 1820 году иеромонах Тимон был переведен в Высокогорский Вознесенский монастырь. Жизнь преподобного Тимона в этом монастыре проходила в почти полном уединении, в занятиях богомыслием и молитве, трудах по изучению и переписыванию святоотеческих творений. Духовным другом и собеседником преподобного Тимона, советы которого подвижник высоко ценил, стал преподобный Антоний (Медведев; 1792—1877), бывший послушник Саровской обители, а позднее, в 1831—1877 годах, — архимандрит, наместник и знаменитый благоукраситель Троице-Сергиевой лавры, ныне прославляемый в лике местночтимых Радонежских святых. Впервые в Никольской Надеевской пустыни Костромской епархии — месте своих будущих иноческих трудов — преподобный Тимон появился на пути своего паломничества в Соловки, которое он предпринял для приуготовления к подвигу отшельничества. Преподобный всей душой полюбил это место, твердо решив по возвращении из паломничества переселиться сюда для уединенного жительства. В этой решимости его укрепило чудесное явление Святителя Николая Чудотворца, который, по свидетельству самого преподобного Тимона, сказал ему: "Иди в мою древнюю Надееву пустынь, там ты обрящешь себе вечное спасение, и по смерти многотрудное тело твое там получит упокоение". Получив благословение преподобного Серафима Саровского, к которому преподобный Тимон обратился за советом и назиданием, он весной 1825 года поселился в Надеевской пустыни. Саровский подвижник обратился к нему со словами, известными ныне всем почитателям памяти великого святого: "Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро". Никольская Надеевская пустынь была, согласно преданию, основана в 1239 году среди дремучих и непроходимых лесов, на месте явления чудотворной иконы Святителя Николая. Свое наименование пустынь получила от названия речки Деи, левого притока реки Нёмды, близ которой она была построена. Надеевская — значит "на Дее". В 1532 году обитель подверглась ограблению и разорению казанскими татарами, после чего была восстановлена на новом месте, в трех верстах от прежнего. С 1724 года Надеевская пустынь стала приписной к костромскому Свято-Троицкому Ипатьевскому монастырю, а с 1816 года — к Троицкой Кривоезерской пустыни. Братия Надеевской обители была крайне немногочисленна — всего 2—3 человека, которые содержались собственным земледельческим трудом и собиранием в летнее время ягод и грибов. По прибытии в Надеевскую пустынь иеромонах Тимон, совершив Божественную литургию в Никольском храме и усердно помолившись перед чудотворным образом Святителя Николая, избрал себе место для уединенного подвижничества — в десяти верстах от обители, в землянке, которую он сам себе выкопал. Дни и ночи проводил преподобный в посте, молитве и богомыслии. По прошествии семи лет пустынного безмолвия Господь через Свое чудесное явление призвал преподобного к новому подвигу — воссозданию монашеской жизни в Надеевской пустыни. Приступая к трудам, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного отца, преподобного Серафима. В апреле 1832 году убеленный сединами подвижник пешком, преодолев немалые дорожные трудности, пришел в Саров. После беседы, которая длилась между подвижниками всю ночь, преподобный Серафим, провожая своего ученика из келии, сказал: "Господь да благословит тебя и твой путь, дорогой мой отец Тимон. Прости! Я несомненно верую, что мы с тобой увидимся в вечности. Ради Бога, будь тверд в вере, не ослабевай в трудах своих и храни устав по правилам святых отец". Вскоре молитвой и трудами старца Тимона Надеевская обитель, имевшая древнюю и духовно богатую историю, но пришедшая в скорбное запустение, была возрождена. Попечением преподобного Тимона в обители был возведен каменный Успенский храм, а сам преподобный стал образцом подвижнической жизни не только для монастырской братии, но и для множества паломников. Господь наделил его благодатными дарами прозорливости, чудотворений и исцелений. Записи о многих чудесах, происшедших по молитвам преподобного, были сделаны современниками и дошли до наших дней. Духовная беседа старца, по свидетельству его жизнеописателя начала XX века, "согревала сердце, снимала завесу с глаз, озаряла ум духовным разумением, приводила к раскаянию, рождала желание исправиться, стать лучшим и более совершенным, возбуждала надежду, что исправление совершится; она была как ясный луч солнца, разгоняющий темноту". Пройдя долгий путь благочестивой подвижнической жизни, старец Тимон преставился ко Господу в 1840 году, достигнув 74-летнего возраста — в срок, предсказанный ему преподобным Серафимом. Память старца Тимона на протяжении более полутора веков и до сего времени благоговейно почитается верующими Костромского края. Ископанный им близ Надеевской пустыни источник до наших дней служит местом многих чудотворений и исцелений. По рассмотрении исторических и современных документальных свидетельств о добродетельной и святой жизни иеромонаха Тимона, непрекращающемся народном почитании Надеевского подвижника, чудотворениях, совершавшихся как при жизни преподобного Тимона, так и после его смерти, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых, совершилось причисление преподобного Тимона Надеевского к лику местночтимых святых Костромской епархии. Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь. В чине прославления преподобного Тимона принимали участие многочисленные предствители духовенства Костромской епархии при большом стечении верующих. Знаменательно, что это торжественное событие произошло в год, когда Русская Православная Церковь отмечает 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского, духовного друга и наставника новопрославленного костромского святого. Древняя костромская земля обрела в лице преподобного Тимона нового молитвенника, предстателя и заступника перед Престолом Божиим. Пример его святой жизни, безусловно, послужит к назиданию нынешнего и будущих поколений о том, как подобает хранить веру Христову и любить Господа. Предсмертные слова преподобного Тимона, с которыми он обратился к братии своего монастыря, являются духовным завещанием святого всем христианам: "При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна". Преподобный отче Тимоне, моли Бога о нас.
Первоисточник информации: Новый костромской святой.
Церковный вестник, номер 7 (284), апрель, 2004. Московская Патриархия. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Многие случаи прозорливости старца и совершавшихся по его молитвам чудотворений были документально зафиксированы еще при жизни преподобного. Вот несколько отрывков из хранившейся в монастыре рукописи: "Княжна Екатерина Александровна Вяземская, не имевшая обычая целовать благословляющую руку священника, пред поездкой своей в Надеев сказала, что из угождения сестре своей Софии она облобызает руку старца Тимона. Благословляя ее по прибытии в Надеев, подвижник Божий заметил: "Возьми, поцелуй руку и не думай, что это мне лично нужно и приятно; но, смиренно лобызая руку священника, ты воздаешь честь невидимо благословляющему тебя чрез него Спасителю". При посещении старцем Тимоном села Парфентьева некая мать подвела к нему на благословение своего 13-летнего сына, уже три года лишившегося употребления языка. Служитель Божий сказал, что подобные несчастья происходят от безрассудных слов самих родителей, в пылу раздражения греховного призывающих на головы детей различные бедствия. Благословив затем отрока, старец возвратил ему потерянный дар слова. Как велика была сила веры и как чудодейственна молитва старца, показывает следующий случай. Загорелась скотная изба в монастыре и уже вся была объята пламенем. Монахи выбежали тушить пожар и разламывать избу, а старец Божий, никому не сказав и слова, войдя в свою келлию, спокойно встал на молитву, и в ту же минуту пламя погасло само собою, тогда как и инструментов пожарных здесь никаких не было; так молитва праведника превозмогла силу разрушительной всепожирающей стихии и угасила огонь". МОЩИ:
* Мощи преподобного Тимона Надеевского хранятся в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Можно посетить святой источник, освящённый преподобным отцом Тимоном: СЛАВОСЛОВИЯ: Тропарь, глас 4: Яко светозарная звезда/ возсиял еси в пределех земли Костромския,/ преподобне отче наш Тимоне,/ последуя завету преподобнаго Серафима Саровскаго,/ в Надеевской пустыни подвигом бдения, пощения и молитвы подвизался еси,/ многия иноки и в миру сущия ко Христу привел еси,/ ныне со святыми у Престола Божия пребываеши./ Молися Христу Жизнодавцу// о всех, с верою имя твое призывающих. Кондак, глас 3: Преподобне отче Тимоне,/ земли Костромския похвало и украшение,/ от юности Христа Бога возлюбил еси,/ Евангельски шествовав путем земным,/ Небеснаго Отечества сподобился еси./ Ныне же моли Всемилостиваго Господа// спастися душам нашим. Величание: Ублажаем тя,/ преподобне отче Тимоне,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов. ЕЩЁ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ:
* Прославлен в лике святых преподобный Тимон, старец Надеевский (pravoslavie.ru, 26 декабря 2003. Обновление: 19 ЯНВАРЯ (1 февраля) 2024 года. |
ГЛАВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ГОДА: ПАСХА (воскресный день): * 2024 год: 22 АПРЕЛЯ (5 мая); * 2025 год: 7 АПРЕЛЯ (20 апреля); * 2026 год: 30 МАРТА (12 апреля); * 2027 год: 19 АПРЕЛЯ (2 мая). * 2028 год: 3 АПРЕЛЯ (16 апреля); Двунадесятые переходящие праздники: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Вербное воскресенье, неделя ваий - цветоносная): * 2024 год: 15 АПРЕЛЯ (28 апреля); * 2025 год: 31 МАРТА (13 апреля); * 2026 год: 23 МАРТА (5 апреля); * 2027 год: 12 АПРЕЛЯ (25 апреля). * 2028 год: 27 МАРТА (9 апреля); ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ: * 2024 год: 31 МАЯ (13 июня); * 2025 год: 16 МАЯ (29 мая)); * 2026 год: 8 МАЯ (21 мая); * 2027 год: 28 МАЯ (10 июня). * 2028 год: 12 МАЯ (25 мая); ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА): * 2024 год: 10 ИЮНЯ (23 июня); * 2025 год: 26 МАЯ (8 июня); * 2026 год: 18 МАЯ (31 мая); * 2027 год: 7 ИЮНЯ (20 июня). * 2028 год: 22 МАЯ (4 июня); Двунадесятые непереходящие праздники: РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 8 СЕНТЯБРЯ (21 сентября). ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ: * 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 21 НОЯБРЯ (4 декабря). РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: * 25 ДЕКАБРЯ (7 января). КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ): * 6 ЯНВАРЯ (19 января). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: * 2 ФЕВРАЛЯ (15 февряля). БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 25 МАРТА (7 апреля). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ: * 6 АВГУСТА (19 августа). УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 15 АВГУСТА (28 августа). Великие праздники: ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 1 ОКТЯБРЯ (14 октября). ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ: * 1 ЯНВАРЯ (14 января). РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: * 24 ИЮНЯ (7 июля). ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА: * 29 ИЮНЯ (12 июля). УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: * 29 АВГУСТА (11 сентября). Другие важные праздники: ИНДИКТ (ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ): * 1 СЕНТЯБРЯ (14 сентября). CОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ: * 8 НОЯБРЯ (21 ноября). |