20 мая 2010, 14:46
Симон Зилот (Кананит), апостол и мученик
Судьба этого апостола неоднозначна, по крайней мере есть три версии его мученичества: ближневосточная,
кавказская и английская. Какая из них ближе к истине - неизвестно, возможно до второго пришествия
Христа вместе со своими апостолами и другими святыми.
10 мая по старому, или же 23 мая по новому стилю православная церковь чтит память апостола Симона Зилота
(Канонита). В этом году положение несколько иное. В связи с тем, что 23 мая выпало навоскресенье и в этот день
празднуется Пятидесятница, церковная служба в честь Симона Зилота перенесена на среду 13 мая. Об этом сообщают
богослужебные указания на 2010 год, а также официальные православные церковные календари. И эта служба
уже прошла. Тем не менее, можно считать приемлемым вспомнить память святого апостола в воскресенье 23 мая,
уже в своих частных молитвах, поскольку к церковному богослужению они не имеют отношения.
Могу выразить и своё мнение по поводу переноса церковной памяти святых. Считаю, что этого не стоит
делать принципиально,
поскольку не все активные (ревностные) прихожане имеют возможность посетить церковь в день перенесённой
памяти святого (например, работают в указанную среду) или даже ничего не знают о переносе, но глубоко чтят
память святого (того же апостола Симона Кананита) и по старой памяти будут молиться ему именно в положенный
день (в наступающее воскресенье, к примеру).
Или ещё возражение: а разве мешает память апостола Симона Зилота празднованию Святой Троицы? Наверное, наоборот,
воспоминание апостола могло пройти в ещё более праздничной обстановке...
Итак, жизнь и духовные подвиги Симона Зилота. Согласно преданию, он являлся одним из сводных братьев Господа
Иисуса Христа по отцу Иосифу Праведному. Его имя несколько раз упоминается в Новом Завете, но не более того.
Остальное о его жизни и подвигах - исключительно устное предание. Например, своё первое чудо претворения воды
в вино Господь сотворил на свадьбе святого Симона в Канах. Именно с Канами Галилейскими, связана одна из
интерпретаций имени апостола.
Это чудо настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он оставил свою новую семейную жизнь и пошёл
во след Иисуса Христа, став одним из его 12 учеников.
После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зилот проповедывал святое Евангелие
в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее,
Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента).
Это те страны, о которых говорят повсеместно, как православные, так и католики.
А вот дальше начинаются разногласия. Среди других стран, называется Великобритания. Об этом упоминается в
житии святого апостола, помещённом на соответствующей странице уважаемого сайта Сретенского монастыря
Москвы. Но среди ревнителей православия существует мнение, что в Великобритании Симон Зилот не мог быть
принципиально. И непонятно, почему именно. То ли потому, что это отдалённый регион, никак не вязанный с
остальной историй жизни святого, то ли потому, что это современные инославные земли, населённые еретиками
англиканцами). Подобную точку зрения высказывает интернет сайт "Школа жизни" и пишет буквально следующее:
"В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был
распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это
мнение ложным". Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в
Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях.
И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей
видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).
Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там
же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю
Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.
Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак).
Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и
Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу.
В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем.
Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится
к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди
в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье "Что мы знаем о Симоне Кананите?", благодаря
его проповеди "в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и
людоедство". В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский
монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой
апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают
красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.
В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в
предании, он был распилен пилой.
Мощи святого апостола
Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном
Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах
Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить
голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного).
Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению,
поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен
и сейчас руины охраняются как памятник истории.
Непонятно, что с мощами и в Госларе, по крайней мере известно, что Симон Зилот является его покровителем.
Наконец, о наличии части мощей Симона Зилота заявляет Сайн, являющийся частью города Кобленц. Да не просто
части, а руки апостола. Только одна проблема: нигде в интернете нет ни одной фотографии ни информации,
подтверждающие факт наличия части мощей святого апостола в Сайне в наши дни.
В итоге реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя
апостлов Симона Зилота и Иуды Фаддея (общее название церквей). Список можно посмотреть
здесь.
Святый апостоле Симоне, моли Бога о нас.
Текст: Алексей Потупин, 20 мая 2010.
Изображение вверху: апостол Симон Зилот (Кананит). Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Автор: Симоне Мартини (1284-1344).
|
Все святые, в землях германских сияющие, молите Бога о нас.
|