Православные святые
|
Блаженный Максим Московский. (Свободное изображение. Государственная Третьяковская галерея/Википедия. Распространяется по лицензии CC-BY-SA-3.0.) Юлианский церковный календарь (старый стиль) Григорианский церковный календарь (новый стиль) Главная страница портала "Паломник" (Дюссельдорф) |
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ БЛАЖЕННОГО МАКСИМА, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО, МОСКОВСКОГО
(Празднование: 13/26 августа) (Святой отошёл ко Господу около 1547 года) Время не сохранило до нас подробного жизнеописания святого и блаженного Максима. В церковной службе, в честь и память его составленной, так прославляются земные его подвиги: „Мирскими красотами не восхотел еси наслаждатися, плоть презрев, прирадел еси о душе, и якоже рабыню духови покорил еси ю. Юношеских страстей удержал еси взыграния. Постом и воздержанием увядил еси плотския страсти. Очистив от всякия скверны душу и тело, храм чист еси показался еси Богу. Непокровенно тело имея, небрегл еси о теле перстнем, зельне стражда солнечный вар и великия студени. Любовию Христовой уязвляем, любве сродник отреклся еси. Явился еси чуден в терпении твоем. Умом весь к премирным вземся, блаженне юрод мирови явился еси. Суетную мудрость буйством преминул еси, и утаенная от мудрых и разумных познал еси. Второй твердислов в России показался еси. Всего самого себе издал еси на спасение других. Всесветлая, звезда сущь во тьме и страсти, световодиши к жизни светлей: твориши бо жены нечистыя целомудренно жити. Плотских мудрований вышше имея помысл, не уязвился еси посред жен, обнажаем; безстрастия бо одеждею одеялся еси“ (Минея, 11 ноября, из канонов песни 3, 4, 5, 6, 8.) По смыслу сих церковных песнопений святый и блаженный Максим для спасения души своей принял на себя подвиг юродства Христа ради и все соединённые с ним труды и лишения; принял на себя такой подвиг, который принимали только некоторые из великого сонма праведников по особенному своему душевному настроению и Божию на то изволению и избранию. Чувствует он в себе призвание к чему-то высшему, лучшему того, что видел вокруг себя. Такое призвание производит в нём разлад между внутренними стремлениями и внешней обстановкой его жизни. В доброе чистое сердце его глубоко запала искра любви к Богу, которая скоро охватила животворным пламенем всю его душу. Эта-то любовь к Богу и могла заглушить в нём все земные привязанности. Чтобы поработить плоть свою духу, распять её, по слову Божию, „с ея страстьми и похотьми“ (Гал. 5, 24), он не только отказался от всех удобств, позволительных благ земной жизни, но обрёк себя на чрезвычайные нужды и лишения. Даже самые необходимые предметы для поддержания жизни, - каковы пища, одежда, жилище, - не составляли для него необходимых потребностей. Посвятив всего себя на служение Богу и ближним, он в молодых ещё годах покинул своё жилище, родных и всех близких его сердцу, проводил жизнь бесприютную, скитальческую, одинокую; большую часть времени проводил под открытым небом; не имел почти никакой одежды на теле своём и стыда в том не находил, как первозданный Адам прежде падения. При помощи Божией благодушно претерпевал все воздушные перемены, - нестерпимые зимние холода, жару, ветры, снега, дожди. „Хотя люта зима, да сладок рай“, - говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы „оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье“ (из жизнеописания святого Максима Филаретом, архиепископом Черниговским). Питался он только той скудной пищей, которую подавали ему добрые люди. Изнурённое тяжкими подвигами, сияющее чистотой души и благодатью Божией, почти обнажённое тело его служило для окружающих не соблазном, а вразумлением и назиданием. „Очистив от всякия скверны душу и тело, он чистым храмом соделал себя Богу“. Главный же подвиг блаженного Максима, составляющий особенную черту подвига юродства Христа ради и отличающий юродивых от других подвижников святой жизни, - это его отречение от ума своего. На самом деле он был человек весьма разумный, мог проникать в сокровенные мысли, видеть нравственное достоинство окружающих его. Но во избежание самомнения и мирской славы он всячески старался скрыть свои умственные качества и благочестивые подвиги; при возвышенном и богопросвещённом уме как бы не имел ума для житейских обязанностей и попечений: казался не только простым и слабоумным, но как бы лишённым здравого смысла. „Умом весь к премирным вземся, юрод мирови явился“. Не сообразовался с веком сим, но преобразовался обновлением ума своего, чтобы познать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2); своей жизнью и словом постоянно напоминал всем о высших целях жизни, о том, что преходит образ мира сего (1 Кор. 7, 31), что мы не имеем здесь постоянного града, но должны искать будущего (Евр. 13, 14), достигать благ премирных, духовных, вечных. Показываясь глупым, неспособным ни к какому труду и делу, пренебрегая при том общепринятыми обычаями света, а иногда допуская некоторые странные, непонятные действия, тем самым он самопроизвольно осудил себя на безропотное перенесение всего, что обыкновенно бывает следствием слабоумия: посмеяния, поругания, презрения, обид. „От неразумных многия скорби претерпел и явился чуден в терпении“. Терпел с полным сознанием, что терпит безвинно, что он совершенно не таков, за кого почитают его другие, „не был несмыслен, но разумевал, что есть воля Божия“ (Еф. 5, 17), знал и любил Бога, знал и любил ближних лучше мудрых мира сего. Великая требовалась со стороны его мудрость, чтобы бесславие своё обращать в славу Божию, чтобы терпя обиды, презрение, питать к презирающим и обидящим любовь и служить спасению их, чтобы в странных, повидимому, действиях не допустить чего-либо греховного, соблазнительного, неуважения к другим, оскорбления, чтобы исполняясь высокими мыслями и святыми чувствами, казаться буим. Как для него тяжело ни было соблюсти подобные качества своего подвига, но ему нравилось, что другие не замечали сокровенной в нём мудрости: нравилось, потому что это соответствовало его глубокому чувству нищеты духовной, приучало его смиренномудрию, кротости, терпению, незлобию; с корнем вырвало из него то зло, которое называется гордыней ума, и вместе с тем давало возможность свободно и безнаказанно говорить правду всем нуждающимся в вразумлении и обличении, даже сильным мира сего. Именуется он в службе церковной „вторым твердисловом“. Так звали почти современного ему блаженного Исидора Ростовского (преставился 14 мая 1474 года), смелого и сильного обличителя лжи и всякой неправды. За подобные же качества присвоено это название и блаженному Максиму. Желание служить спасению ближних - это почти общая черта всех юродивых Христа ради. Так, например, после долговременного подвига в пустыне святой Симеон юродивый сказал сподвижнику своему Иоанну: „нет уже нам более нужды оставаться в пустыне, но пойдём служить спасению других“ (Четья-Минея, 21 июля) и юродством своим наставлял на путь истины и добра. И о блаженном Максиме сказано, что он „всего самого себя издал на спасение других“. Не в пустыню, не в леса, свободные от мирской суеты и соблазнов, удалился он для своего спасения, а многолюдный город Москву избрал местом своих дивных подвигов. Но и в городе он был не менее одинок, как и живущие в отдалённых пустынях. Его святая душа для всех была закрыта покровом юродства, не имела никакого взаимообщения с ближними, была недоступна для обаяния городской суетой, соблазнами и пороками. В них он видел только нравственное зло, которое нужно истреблять и в себе и в других. „Бесстрастия одеждею одеявся, не уязвился посреде жен, обнажаем“. Для назидания ближних он часто являлся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные, и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников. Был, по словам церковной песни, „всесветлая звезда, сиявшая во тьме, и световодившая к жизни светлей. Творил бо и жены нечистыя целомудренно жити“. Все добрые дела старался совершать тайно, незаметно; учил, обличал, угрожал наказаниями нечестивых загадочно, таинственно; если же когда и прямо, то под строгим запрещением хранить всё в сокровенной тайне. А как скоро замечал выгодные о себе мнения, в таких случаях старался уничтожить их странными и неблагоприличными поступками, мнимым участием в неодобрительных действиях, преступлением церковных постановлений. Он видел в себе одни недостатки, греховность, недостоинство пред Богом, и желал, чтобы и другие также думали о нём. „Время, когда жил блаженный Максим, было бедственное для России: с одной стороны татары, а с другой - засуха, голод и моровая язва служили бичом для народа. Вольным терпением своим блаженный учил невольно страдавший народ терпению, самоисправлению, преданности и упованию на милость Божию. Он говорил народу: „не всё по шерсти, ино и напротив. Блудливой чушке - полено на шею. За дело побьют, повинись да пониже поклонись. Не плач битый, плач небитый“. Страждущим лицемерием и фарисейской набожностью он говаривал: „всяк крестится, да не всяк молится: божница домашня, а совесть продажна; по бороде Авраам, а по делам Хам“ (из жизнеописания святого Максима архиепископом Черниговским Филаретом). После многотрудных и многолетних подвигов святой блаженный Максим преставился к нескончаемой блаженной жизни в 1434 году в летах преклонных. Вскоре по его преставлении „Всеправедный Судия многими чудесами его прославил. Так, в 1506 году у гроба святого Максима Юродивого Христа ради, Бог простил человека, имущаго ногу прикорчену апреля в 23-й день“. Вследствие чудес в 1547 году Собором было определено: „пети и праздновати на Москве августа в 13-й день новому Чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому“ (Ник. Л. IV. 164). На древнем полотняном покрове, возлагаемом на раку святых мощей, вокруг изображения угодника Божия, находится следующая надпись, означающая время его преставления и открытия его святых мощей: „6942 года ноября 11-го дня преставися Святой Максим Христа ради юродивый, Московский и всея России Чудотворец в царствующем граде Москве в княжение Благоверного Великого Князя Василия Васильевича. Погребено же бысть честное тело его в Китае-Граде, на Варварском крестце у церкви Святых Страстотерпцев, Князей Российских, обою брату по плоти Бориса и Глеба. Тщательством благочестиваго мужа Феодора Вохчина, по некиих летех по преставлении Святаго Блаженнаго Максима, создана бысть церковь небольшая и без связей, над святыми его мощами во имя тезоименнаго ему Преподобнаго Максима исповедника. И мощи Святаго Блаженнаго Максима, по обретению их, лежаша под каменною гробницею, а не наяве. Всемилостивый, в Троице прославляемый Бог положи в сердце благоговейну мужу Московскому жителю Гостинной сотни Максиму Филиппову, сыну Верховитину, еже бы тыя святыя обе церкви, настоящую и придельную (Борисо-Глебскую) разобрати новую создати. К сему - (ему содействовал) - и другий именем Максим Васильевич Шаровников, житель бывший града Костромы. В 7206-м (1698) году апреля 14-го дня при державе Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея России Самодержца, по благословению святейшаго Адриана, патриарха Московскаго и всея России, по отпетии обычнаго молебнаго пения, начаша разбирати каменное ветхое строение и в том месте, идеже мощи Святаго Блаженнаго Максима, благоволением Божиим, отвалишася от стены камение, и видимо бысть всем великое то сокровище, многоцелебныя мощи Святаго Блаженнаго Максима. Маия 13-го дня, по повелению Святейшаго Адриана Патриарха совершено бысть Святому Блаженному Максиму торжественное пение, и после всенощнаго пения, Преосвященный Тихон Митрополит Сарский и Подонский со Архимандриты и Игумны, со Иереи и Диаконы, облачившеся в священныя одежды, сташа окрест гробницы и начаша разбирати камение, и тогда содеяся дивное чудо: паки распадеся многое камение, еже над гробницею святаго, и молитвами Блаженнаго Максима никогоже повреди, и о сем чудеси прославиша Бога и Его Угодника Блаженнаго Максима; и подъяша ковчег со святыми мощами на рамена своя со святыми кресты и иконами, а Диаконы с кадилы и свещами; народи же тогда премножество стекошася видети и поклонитеся мощам его, прославляюще Бога и Его Угодника“. Во время построения нового храма мощи находились, по преданию, в Чудовом монастыре, или в каком-либо из кремлёвских соборов, так как открытие мощей изображается на местной иконе святого Максима, также на иконе, находящейся на внешней северной стороне и на западной стене внутри храма, в перенесении их с крестным ходом через Спасские врата в Кремль. Новоустроенный храм, существующий и теперь в прежнем виде, посвящён имени Святого блаженного Максима с приделом во имя Преподобного Максима Исповедника. Хранившиеся до трёхсот лет нетленные мощи Блаженного Максима почивали открыто только 39 лет - с 1698 до 1737 года. В том году, 29 мая, во время великого, известного под именем Троицкого, пожара, от которого погорела значительная часть всей Москвы „Максимовская церковь вся без остатка выгорела и рака с сенью Чудотворца Максима сгорела, а точно на том месте, где данная рака со святыми мощами стояла, на каменном помосте мощи святых костей остались, которые священник Иаков Григорьев при диаконе и церковнике, собрав в ящик замкнул, и поставил в алтаре. По учинённому Синодальной Канцелярией 6 июня того же 1737 года определению, данные святые мощи заседающими тогда в Синодальной Канцелярии Преосвященным Вениамином, епископом Коломенским и архимандритами, были осмотрены и описаны и по осмотре, в специально сделанный ящик те мощи Его Преосвященства руками были положены, и по замыкании и запечатании синодальной печатью для хранения отданы синодальному ризничному“ (Указ Св. Синода от 30-го апреля 1764). Выгоревший Максимовский храм был обновлён и освящён, как значилось в надписи на новоустроенном иконостасе, 30 мая 1742 года. А окончательное определение о возвращении остатков мощей блаженного Максима состоялось 21 января 1768 года. В 1770 году, как значится в церковной описи „была устроена для мощей святого Максима блаженного новая резная рака, над ней сень на восьми резных столбах, а над столбами резной балдахин. Всё вышеописанное позолочено червоным золотом“. В 1812 году „мощи блаженного Максима остались на своём месте под спудом, в прежнем виде. Амвон поднят, в тёплой церкви престол опрокинут, в окнах рамы и колоды выгорели, также сгорела крыша и вся церковная утварь; кроме скрытых самых нужных вещей всё разграблено“ (из показаний свящ. Игнатия Иванова архиеп. Августину). В 1876 году вместо обветшавшей деревянной устроена новая металлическая вызолоченная рака, в которую, по её освящении, с подобающей честью был переложен кипарисовый ковчег с мощами блаженного Максима длиной более аршина, шириной до трёх четвертей. Означенный священник Иаков Григорьев пожертвовал напрестольный серебряный вызолоченный крест с хранящимися в нём частицами святых мощей, и с такой замечательной на нём надписью: „Сей святый и животворящий крест Господень построен тщанием Максимовския церкви Иерея Иакова Григорьева 1737 года ноября 5-го числа в память бывшаго ужаснаго великаго пожара сего году маия в 29-й день в неделю Пятидесятницы в поминовение сгоревших в тот день родительницы его Ксении Фоминичны и попадьи его Феклы Яковлевны и чад его сгоревших же младенцев Елизаветы, Иерофия, Иакова“. При этом считаю для себя священной обязанностью сообщить в прославление угодника Божия о двух случаях чудесной его помощи, сообщённых непосредственно теми лицами, которые удостоились получить её. Потомственный почётный гражданин Иван Алексеевич Смирнов неоднократно рассказывал со слезами умиления о чудесном исцелении его от болезни молитвами святого Максима, которое приснопамятный митрополит Московский Филарет в письме своём от 15-го ноября 1848 года к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию описывает так: „Староста церкви, в которой почивают мощи Максима Блаженного, усердно трудясь над возобновлением сего храма, занемог болезнью горла так, что терял надежду остаться в живых, и при мысли, что не увидит освящение храма, заплакал, лёжа в постели. В сие время видит пред собою Блаженного Максима, который полагает на нём крестное знамение и говорит: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Больной сказал: аминь, хотел поцеловать руку праведного, но сей перестал быть видим. Вслед за сим открылся нарыв горла, вышел гной и староста с усугубленной ревностью праздновал обновление храма, бывшее 17 октября 1848 г. (письма Митр. Филар. к Архим. Антонию). „В 1867 году была в Максимовском храме Московская купеческая вдова, известная поставщица Высочайшему Двору одежды, имевшая свой дом и мастерскую в нём близ Казанской в Сущёве церкви, Белкина (имя не означено), чтобы отслушать молебное пение Блаженому Максиму и сообщила причту следующее: Явился ей во сне (времени не означено) благообразный старец и сказал ей: тебе угрожает большой несчастье; об избавлении от него прибегни с молитвой к Блаженному Максиму Московскому Чудотворцу. Она не знала, в каком храме находится рака мощей Блаженного Максима и прибыла в соборный храм Василия Блаженного. Там она узнала, где почивают мощи Максима Блаженного. Прибывши в Максимовский храм, она попросила причт отслужить молебен Угоднику и усердно помолилась ему о заступлении. Назначенный день, в который, по предсказанию виденного ею во сне старца, должно постигнуть её несчастье, прошёл благополучно. Настала ночь; в её доме все уже спали. Она одна не спала в ожидании несчастья. Около полуночи случился в её доме пожар. Она немедленно всех разбудила; послала гонца в Сущёвскую часть с известием о пожаре. Всё имущество по её распоряжению было из дома вытащено и сохранено. Скоро прибыл пожарный обоз и пожар был прекращён в его начале. Убыток от него был незначительный. Так Блаженный Максим, святое тело которого, до трёхсот лет пребывавшее нетленным, Божиим попущением огонь не пощадил в великий Троицкий пожар, своим пред Богом ходатайством избавил от пожара означенную рабу Божию“ (из церковной летописи). Память его Всероссийской церковью совершается 11 ноября, и местно в Максимовском храме 13 августа. „Помолися, Угодниче Божий, блаженне Максиме о нас, к земли приверженных, да и мы, в подражание твоему ангелоподобному на землю житию, не погрязнем в суетных житейских попечениих и в земных наслаждениих; не прельщаемся и не прилепляемся всей душею к тленным мира сего благам, но да обратит Господь Своею благодатию наши мысли и желания к небесным, и укрепит желати восприятия будущих нетленных сокровищ. Да подаст нам слабым силу к побеждению страстей, мыслей и желаний греховных. Да пленит наш кичливый ум в послушание веры, избавит от самомнения, суемудрия, ложных пагубных учений и дарует нам мудрость духовную. Да согреет сердца наша любовию к Нему, нашему Создателю и к ближним нашим“ (из молитвы блаженному Максиму). Из книги „Преподобный Максим Исповедник и Святой и Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец“.
Москва, Издание Московской Максимовской, на Варварке, церкви, 1894, стр. 17-26. Тропарь, глас 4: Терпением своим велию мзду на Небесех стяжал еси, / в буйство волею Христа ради преложися / и на Небо мысленное, яко на колеснице огненней, / восшел еси, премудре Максиме. / Днесь мы ныне чтим честных мощей твоих обретение / вкупе с благочестивыми и верными людьми царствующаго града Москвы, / да вси вопием ти: / моли Христа Бога // спастися душам нашим. Кондак, глас 2: Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси,/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси,/ ангельское житие проходя скончался еси,/ блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли // непрестанно о всех нас.. Величание: Ублажаем тя, / святый праведный Максиме, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего. |
|
a@palomnik.org
Алексей Потупин, Дюссельдорф; учинённый чтец храма Покрова Пресвятой Богородицы РПЦ, редактор курьера "Покров" представительства РПЦ в Германии Свободная информация. Распространяется по лицензии: CC BY-SA 3.0. |