ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНЫЕ |
|
ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРИ: |
2022 вечный 2022 временный |
2023 вечный 2023 временный |
2024 вечный 2024 временный | общий календарь |
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. И. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы О ПОСТАХ И ТРАПЕЗЕ: Многодневные посты: * Рождественский (Филиппов) пост (40 дней) - с 15 НОЯБРЯ (28 ноября) по 24 ДЕКАБРЯ (6 января). * Великий пост (40 дней) - переходящий, в зависимости от дня празднования Пасхи. * Петров пост - с понедельника 2-й седмицы по Пятидесятницы до 29 ИЮНЯ (12 июля). * Успенский пост - (две недели) с 1 АВГУСТА (14 августа) по 14 АВГУСТА (27 августа). Однодневные посты: * Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и святок. * Воздвижение Креста Господня - 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). * Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 АВГУСТА (11 сентября). Сплошные седмицы: * Святки - с 25 ДЕКАБРЯ (7 января) до 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Мытаря и фарисея - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Сырная (масленица) - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Пасхальная (Светлая) - первая седмица после Пасхи. * Троицкая - седмица после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) |
ИСИДОР ПЕЛУСИОТСКИЙ * Преподобный. * Канонизирована Русской Православной Церковью. День памяти: * 4 ФЕВРАЛЯ (17 февраля). Латинское написание : Isidorus. Имя в переводе с греческого: Дар Исиды. Главные даты в земной жизни святой: * Время рождение: около 370 года. * Место рождение: Александрия. * Отшествие ко Господу: около 436-440 годов [+ 436 год]*. * Место упокоения: Египет. ЖИТИЕ По святителю Димитрию Ростовскому Преподобный Исидор был родом из Александрии. Он происходил от благородных и благочестивых родителей и был родственником Феофилу, архиепископу Александрийскому и святому Кириллу, преемнику Феофила. С успехом изучив светские науки и навыкнув в Божественной премудрости, Исидор пожелал посвятить себя на служение Богу. Ещё в молодых летах он оставил славу мира сего и богатство и, презирая знатность своего происхождения и всё почитая как бы за прах, ушел в гору Пилусиотскую. Там, приняв иночество, он проводил строгую подвижническую жизнь. Духовная мудрость и строгая жизнь Исидора собрали к нему многих ревнителей благочестия, которыми он избран был в сан настоятеля и пресвитера. Строгими подвигами и высокой образованностию преподобный Исидор приобрёл себе такое уважение, что не только епископы и вельможи, но и сам император и патриархи Александрийские обращались к нему за советами и наставлениями, и он у всех был в большом уважении. Церковный историк Евагрий, воспоминая об Исидоре, так говорит: «В царствование Феодосия был в великой почести Исидор Пилусиотский; слава о нём, как о добродетельном и учительном муже, распространилась далеко и широко, и имя его прославлялось всеми устами. Трудами он так изнурял плоть свою, что жизнь его казалась всем жизнью ангельской на земле. Он служил живым образцом монашеской жизни и богомыслия, и много писал весьма полезного в наставление другим». Историк Никифор, свидетельствуя о добродетельной жизни Исидора, говорит: «Божественный Исидор от юности своей столь много пролил пота в иноческих трудах и так умерщвлял плоть свою, согревая душу таинственными и высокими учениями, что всем казался ведущим в полном совершенстве евангельский образ жизни. Он был живым и одушевлённым столпом иноческих уставов и Божественного видения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного. Исидор написал множество различных полезных наставлений. После него осталось до десяти тысяч посланий к различным лицам, исполненных Божественной благодати и мудрости человеческой, в которых он изъясняет всё Божественное Писание, и исправляет нравы в людях». Из этих свидетельств ясно видно, сколь великим угодником Божиим был преподобный Исидор. Хотя и не сохранилось подробно написанного его жития, но уже и кратких слов историков достаточно для того, чтобы видеть святость и мудрость его, ибо он был для всех образцом добродетельной жизни, и вселенную наполнил своими богомудрыми писаниями. Он явился великим защитником святого Иоанна Златоустого, несправедливо лишённого епископской кафедры, и много писал к Феофилу, архиепископу Александрийскому, и к императору Аркадию, увещевая их оставить своё злое дело, и, хотя не достиг успеха, однако изобличил их злобу и неправду. А по преставлении Златоустого письменно убедил святого Кирилла Александрийского, преемника Феофила, вписать имя Иоанна в церковные диптихи — как великого исповедника, много пострадавшего за истину от злых людей. Писал он и к Феодосию царю, наставляя его заботиться о церковном мире. И побудил его созвать Третий Вселенский Собор в Ефесе против злочестивых еретиков; ибо сам он был великим ревнителем благочестия, являясь сильным противником еретиков, готовым страдать и умереть за Православную веру, как это видно из его слов. В послании к одному хулителю Ферасию он говорит: «Спрошу тебя, издевающегося над нами и показывающего себя нам столь остроумным и строгим судьёй: если бы царь поставил тебя на городских стенах, приказав стеречь и защищать город, и ты бы увидел, что враг прокапывает и разрушает стену, дабы удобнее войти в город, — то ты не стал ли бы сопротивляться, с помощью всех орудий и оружий, препятствуя разорять стену и не пуская врагов; конечно, ты так стал бы делать, дабы защитить город и себя от врагов, и чтобы оказать верность и усердное повиновение царю. Не подобает ли и нам, которых Бог поставил в Церкви Своей учителями, крепко восстать против Ария, не только ополчившегося бранью на стадо Христово, но и многих погубившего? Претерпеть всякое бедствие за это дело я считаю за ничто, и ничего так не желаю, как перенести всякие беды за истинную веру». Из этих слов святого ясно видна его ревность о благочестии; но из его посланий можно узнать и о других его добродетелях. Девство, которого Исидор сам был строгий хранитель, он восхваляет преимущественно пред прочими добродетелями, называя его царицей, которую всякий почитать должен, хотя не унижает и супружества честного. В послании своем к Антонию схоластику он говорит: «Хранящих девство должно уподоблять солнцу, вдовствующих непорочно — луне, а живущих честно в супружестве — звёздам, подобно тому, как и святый Апостол Павел говорит: ина слава солнцу, и ина слава луне и ина слава ѕвёздам. Людей, увлекающихся светской наукой, он увещевает поучаться более добродетельной жизни, чем красноречию. В послании к некоему монаху Патриму он говорит: «Я слышу о тебе, что ты имеешь большой ум и природные дарования, так что с усердием изучаешь риторское искусство, дабы стать красноречивым, но путь духовной жизни благополучно проходится только при совершении добрых дел, а не при помощи красноречия; посему, если ты желаешь получить бессмертную награду, то не заботься о красноречии, более попекись с усердием исполнять добрые дела». Подобно сему Исидор пишет к епископу Аполлонию: «Так как неприлично и не следует с принуждением привлекать к благочестию людей, созданных с свободной волей, не выражающих своего изволения и противящихся, то должно тебе озаботиться о том, чтобы просвещать пребывающих во тьме добрым наставлением, доброй жизнью и добрыми нравами». Сей святой поучает также, что добродетельному человеку не следует гордиться своими добрыми делами, но должно смиренно о себе думать: «Добродетельный в одной добродетели, — говорит он, — светлый венец имеет, а совершающий много добродетелей, но думающий о себе, что мало добра сделал, через такое смиренное мнение о себе будет иметь венец светлейший; при добродетелях само помышление в себе о том, что мало сотворено, заслуживает не меньшей похвалы, чем сами (сотворённые) добродетели; но со всей истиной скажу: у кого сохраняется смиренное помышление, у того и добродетели бывают светлее, у кого же нет сего помышления, то и добродетели его светлые потемняются, а великие умаляются. Посему, кто желает, чтобы добродетели его были велики, пусть не считает их великими, и они окажутся на самом деле великими». Поучая так других, преподобный Исидор сам прежде всех был исполнителем того, чему поучал. В этом он подражал Господу, Который прежде Сам исполнял, а потом уже поучал. Своими добрыми делами Исидор не гордился, но смиренномудрствовал; со смиренномудрием же соединял и целомудрие — как пару волов трудящихся, влекущих благий ярем Христов. Целомудрие святаго Исидора обнаруживается из послания к Палладию, епископу Еленопольскому, в котором он много поучает блюстись со всей строгостью от собеседований с женщинами. «Если какие собеседования, — говорится в Писании, — и растлевают добрые нравы, то именно беседы с женщинами, хотя бы и приличные, потому что они могут растлить тайным образом внутреннего человека посредством дурных помыслов, и хотя бы тело оставалось в чистоте, душа будет осквернена. Посему преподобный Исидор обращается с советом к этому епископу, имевшему обыкновение в устных беседах наставлять женщин полезному, — и похвалявшемуся, что не ощущает в себе никаких вожделений. «Избегай, — пишет он, — сколько можешь собеседований с женщинами, добрый муж! Ибо имеющим на себе сан священства надлежит быть святее и чище поселившихся в горах и пустынях. Первые имеют попечение и о себе и о народе, а последние — только о себе. Притом, первые поставлены на высоте такой чести, что все разведывают и разбирают их жизнь, а последние живут в пещерах, или врачуя свои раны, или изучая свои недостатки, а иные и соплетая себе венцы. Если же вынужден будешь свидеться с женщинами, то склони очи долу, и тех, к кому пришёл, поучай иметь целомудренные взоры. И после краткой беседы, достаточной для утверждения и просвещения их душ, тотчас быстро уходи, чтобы продолжительное свидание не расслабило и не расстроило твоих сил, и, овладев тобой, как грозным и величавым львом, не остригло гривы, которая льва действительно делает львом и охраняет царственное его достоинство. Если же хочешь быть в почтении у женщин (а об этом в особенности должен заботиться духовный муж), то не имей с ними содружества, и тогда ты будешь у них в почести. Ибо тогда это наипаче делается возможным, когда всего менее сего ищем. Человеку обычно пренебрегать теми, которые ему услуживают, а благоговеть пред теми, которые не льстят. Всего же более сему недугу подвержена женская природа. Женщина, когда ей льстят, несносна; а всего более благоговеет и приходит в изумление перед теми, которые ведут себя с ней свободно и повелительно. Но ты говоришь, что имеешь продолжительные беседы с женщинами и не терпишь никакого вреда. Пусть будет и так. Но всякому известно, что вода камни протачивает, и капли дождевые, непрестанно падающие на них, пробивают их. Рассуди, что мягче воды, или водяных капель? Однако их непрестанное действие преодолевает и естество. Если почти непреодолимое вещество преодолевается, — и от такой вещи, которая ничто по сравнению с ним, страждет и умаляется, то неужели воля человеческая, легко колеблемая, от продолжительного воздействия не будет побеждена и развращена?» Наставляя так епископа Палладия, преподобный Исидор поучает и нас всех целомудренной жизни, чтобы мы не только тело своё хранили от плотского грехопадения, но и душу блюли в чистоте от греховных мыслей. Преподобный Исидор оставил в своих писаниях много наставлений о всяких добродетелях, и в устных беседах научив всех сим добродетелям, достиг глубокой старости, и благоугодив Богу, скончался в мире. Святый преподобный Исидоре, моли Бога о нас. МОЩИ И ПАМЯТЬ:
* В коптском монастыре Нитрийской долины (Египет) хранится частица мощей преподобного Исидора Пелусиота. Если у Вас есть дополнительные сведения по этому вопросу, прошу сообщить (a@palomnik.org). ВИДЕО:
* Простые истории. Преподобный Исидор Пелусиот "Телестудия "Союз". СЛАВОСЛОВИЯ: Тропарь, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо/ прилежати же о души, вещи безсмертней:// темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой. Кондак, глас 4: Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/ твоих словес молниями освещаема,/ взывает ти:// радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре. Величание: Ублажаем тя,/ преподобне отче Исидоре,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: * Патриархия.Ru: Преподобный Исидор Пелусиот.* Православная энциклопедия: Исидор Пелусиот.
* Изображение: одна из старых православных икон. К сожалению, иконописец нам не известен. |
ГЛАВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ГОДА: ПАСХА (воскресный день): * 2024 год: 22 АПРЕЛЯ (5 мая); * 2025 год: 7 АПРЕЛЯ (20 апреля); * 2026 год: 30 МАРТА (12 апреля); * 2027 год: 19 АПРЕЛЯ (2 мая). * 2028 год: 3 АПРЕЛЯ (16 апреля); Двунадесятые переходящие праздники: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Вербное воскресенье, неделя ваий - цветоносная): * 2024 год: 15 АПРЕЛЯ (28 апреля); * 2025 год: 31 МАРТА (13 апреля); * 2026 год: 23 МАРТА (5 апреля); * 2027 год: 12 АПРЕЛЯ (25 апреля). * 2028 год: 27 МАРТА (9 апреля); ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ: * 2024 год: 31 МАЯ (13 июня); * 2025 год: 16 МАЯ (29 мая)); * 2026 год: 8 МАЯ (21 мая); * 2027 год: 28 МАЯ (10 июня). * 2028 год: 12 МАЯ (25 мая); ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА): * 2024 год: 10 ИЮНЯ (23 июня); * 2025 год: 26 МАЯ (8 июня); * 2026 год: 18 МАЯ (31 мая); * 2027 год: 7 ИЮНЯ (20 июня). * 2028 год: 22 МАЯ (4 июня); Двунадесятые непереходящие праздники: РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 8 СЕНТЯБРЯ (21 сентября). ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ: * 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 21 НОЯБРЯ (4 декабря). РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: * 25 ДЕКАБРЯ (7 января). КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ): * 6 ЯНВАРЯ (19 января). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: 2 ФЕВРАЛЯ (15 февряля) БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 25 МАРТА (7 апреля). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ: * 6 АВГУСТА (19 августа). УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 15 АВГУСТА (28 августа). Великие праздники: ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: * 1 ОКТЯБРЯ (14 октября). ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ: * 1 ЯНВАРЯ (14 января). РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: * 24 ИЮНЯ (7 июля). ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА: * 29 ИЮНЯ (12 июля). УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: * 29 АВГУСТА (11 сентября). Другие важные праздники: ИНДИКТ (ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ): * 1 СЕНТЯБРЯ (14 сентября). CОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ: * 8 НОЯБРЯ (21 ноября). |