Жития православных святых
|
Горазд Охридский. Икона неизвестного автора. Юлипнский церковный календарь (старый стиль) Григорианский церковный календарь (новый стиль) Главная страница портала "Паломник" (Дюссельдорф) |
Святой равноапостольный исповедник Горазд, славянин по происхождению, был учеником святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских и помогал святым братьям в деле просвещения славянского народа. В 869 году, во время поездки первоучителей в Рим, Горазд был рукоположен во диакона (или иерея). После кончины святителя Мефодия (885 год) по его благословению святой Горазд стал преемником епископа на Моравской кафедре. Будучи уроженцем Моравии и наиболее опытным из учеников святителя, святой Горазд также прекрасно владел греческим и латинским языками. Святитель Горазд с усердием окормлял свою паству, и противники Православия — в основном немецкое духовенство, много причинившие вреда святым Кириллу и Мефодию, начали против него и его сподвижников активную деятельность, пытаясь настроить против святителя народ. Когда это не удалось, они оклеветали епископа Горазда перед моравским князем Святополком, обвинив в заговоре и в распространении ложного учения. Деятельность Горазда не получила одобрения и папы Римского Стефана V. В булле, направленной моравскому князю, папа запрещает богослужение на славянском языке, а противящихся папским решениям предписывает изгнать из страны. Западные миссионеры, получив такую поддержку, предъявили святому те же обвинения, которые они ранее выдвигали против их учителей равноапостольных Кирилла и Мефодия: в совершении богослужения на славянском языке, в переводе богослужебных книг и книг Священного Писания на славянский язык, в неверном, по их мнению, учении об исхождении Святого Духа и т. д. Святополк нашел святителя Горазда виновным и, так как сам в то время был занят войной, предоставил его противникам право суда над святителем и его помощниками. Началось жестокое гонение на сторонников церковно-славянского языка. Святитель Горазд был брошен в темницу. Через 80 дней после жестоких истязаний его изгнали из страны. Он отправился в Болгарию, где был с честью встречен болгарским князем Борисом (в крещении Михаил, 852—888 годы), утвердившим христианство в Болгарии и собравшим при своём дворе людей благочестивых и просвещенных. О пребывании святителя Горазда в юго-западной Болгарии свидетельствует список болгарских архиепископов 1156 года, где его имя упоминается между Мефодием и Климентом, а также храм и монастырь во имя святителя в Берате (ныне южная Албании), где под спудом почивают его мощи. Святитель Горазд скончался, очевидно, не позднее 986 года, так как в том году архиепископом Болгарии был поставлен святой Климент. На иконах равноапостольный исповедник Горазд изображается старцем с длинной окладистой бородой в епископском облачении и с Евангелием в руках. Древнейшее изображение 1612 года сохранилось на фреске в притворе собора Сливницкого (Слимницкого) монастыря на озере Преспа в Македонии. Тропарь: Достойнейший преемник учителя своего Мефодия, / Моравския Церкве первопрестольника, / был еси, святителю отче наш Горазде, / столп Православия предивен, / мученик без крове, / и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев. / Далече от своего отечества, Моравския земли, / утвердив проповедию догматы божественныя Истины, / Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем. / Моли о нас, блаженне, / верою почитающих память твою, / умирити мир и спасти души наша. Кондак не написан. |
|
a@palomnik.org
Алексей Потупин, Дюссельдорф; учинённый чтец храма Покрова Пресвятой Богородицы РПЦ, редактор курьера "Покров" представительства РПЦ в Германии Свободная информация. Распространяется по лицензии: CC BY-SA 3.0. |