ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ МУЧЕНИЦЫ |
|
ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРИ: |
2022 вечный 2022 временный |
2023 вечный 2023 временный |
2024 вечный 2024 временный | общий календарь |
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. И. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы О ПОСТАХ И ТРАПЕЗЕ: Многодневные посты: * Рождественский (Филиппов) пост (40 дней) - с 15 НОЯБРЯ (28 ноября) по 24 ДЕКАБРЯ (6 января). * Великий пост (40 дней) - переходящий, в зависимости от дня празднования Пасхи. * Петров пост - с понедельника 2-й седмицы по Пятидесятницы до 29 ИЮНЯ (12 июля). * Успенский пост - (две недели) с 1 АВГУСТА (14 августа) по 14 АВГУСТА (27 августа). Однодневные посты: * Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и святок. * Воздвижение Креста Господня - 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). * Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 АВГУСТА (11 сентября). Сплошные седмицы: * Святки - с 25 ДЕКАБРЯ (7 января) до 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Мытаря и фарисея - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Сырная (масленица) - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Пасхальная (Светлая) - первая седмица после Пасхи. * Троицкая - седмица после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ: ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ: Переходящее празднование в самой середине между ПАСХОЙ и ТРОИЦЕЙ. ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) |
АКИЛИНА СТАРШАЯ БИБЛОССКАЯ Мученица, святая. + 293 год по Рождестве Христовом. День памяти: Ближайшая круглая памятная дата: ЖИТИЕ: Автор: святитель Димитрий Ростовский. В Палестинском городе Вивлос, где христиане появляются со времени святых Апостолов, жил христианин Евтолмий, честное супружество которого Господь благословил рождением отроковицы; названной Акилиной. Через четыре месяца со дня рождения малютки, мать принесла её к епископу Евфалию, который огласил младенца, осенив его крестным знамением; затем по истечении двух месяцев, он окрестил отроковицу. На втором году Акилина лишилась отца, отошедшего в небесные селения, и осталась на попечении матери; последняя растила свою дочь, внушая ей правила благочестивой, христианской жизни; семи лет отроковица уже вполне усвоила эти наставления. С дальнейшим возрастом Акилина всё более и более исполнялась Святого Духа, украшаясь благодатью Христовой, и она настолько прониклась ей, что в малых и ещё несовершенных годах своей юности мужественно победила, как ничтожную вещь, указы нечестивых царей об обязательном для всех идолослужении. Об этом нам и предстоит теперь слово. Когда Акилине, непрестанно призывающей в молитвах Бога, исполнилось десять лет, шёл седьмой год царствования Диоклетиана, в это время начальство над Палестинской страной принял некий Волусиан, скорее порождение диавола, нежели человека. Не признавая истинного Бога, Творца всего существующего, Волусиан с ненасытной злобой начал гнать благочестивых последователей Христа Спасителя, – и многие доблестные воины Христовы, мужественно перенёсшие страдания, удостоились неувядаемых венцов. В эти дни блаженная отроковица Акилина, исполненная Боговедения, часто обращалась к своим сверстницам с таким увещанием: – Какую пользу вам приносит почитание немых и бесчувственных идолов? Разве вы не знаете, что поклоняющиеся им с верой льстят себя праздной, пагубной, диавольской надеждой? Это боги мёртвые и бессильные, могут ли оказывать благодеяния? – Какого же ты почитаешь Бога? – спросили сверстницы Акилину. Она отвечала: – Я поклоняюсь и почитаю достойного поклонения Единого Бога, сотворившего небо, землю, море и всё, что их наполняет. Он изначала благотворит всем верующим в Него и на Него надеющимся и, как Всемогущий, будет изливать Свои благодеяния на призывающих Его до скончания мира. – Мы слышали, – возразили собеседницы Акилине, – что Бог, о Котором ты проповедуешь, умер на кресте, распятый иудеями. – Смерть над Ним, – сказала на это святая, – не имеет власти: Он не только Сам ожил, но оживил и умерших, искупив их честной Своей Кровью. Видя, что человек совратился с истинного пути, Он благоволил воплотиться, соделаться человеком, дабы, уничтожив прелесть дьявольскую и подав нам благодать с истиной, возвести и поставить на спасительную стезю павший человеческий род. – Но кто же Тот, о Ком говорят, что Он распят? – продолжали допытываться сверстницы у Акилины. – Спаситель всех, возлюбивший человеческий род, – отвечала она. – Он добровольно претерпел страдания, чтобы из ветхого человека водой и Духом соделать нового; Он взошёл на Крест, желая спасти не только живущих на земле, но и освободить от смертных уз содержавшихся во аде; Своим тридневным воскресением Он возвестил, как непреложную истину, что во второе Его пришествие для всех наступит восстание из мёртвых. – Но если, – недоумевали вопрошавшие Акилину, – Тот, о Ком ты говоришь, оказал миру столь великие благодеяния, то почему иудеи, Его единоплеменники, не почитают Его за Бога? – Этот народ, – объясняла святая отроковица, – всегда уклоняется с правого пути; имея непокорную в своём ожесточении и ослеплённую злобой душу, он обычно отвергает то, что истинно и праведно; потому-то иудеи отвергли и Благодеявшего им, предав Пилату для осуждения на крестную смерть. Часто слышал подобные беседы блаженной Акилины со своими сверстницами один из рабов начальника области, по имени Никодим, который, наконец, и сообщил своему господину, что в городе живет отроковица, называющая бесами ничтожных, по её мнению, богов и не повинующаяся указам царей о почитании последних, причем она, проповедуя о каком-то распятом Боге, отвращает некоторых от религии отцов. Услышав это, начальник области послал слуг схватить отроковицу. Взята была на страдание святая мученица Акилина во второй год правления областью Волусиана и на двенадцатом году от рождения. Когда она была приведена на нечестивое судилище, Волусиан, взглянув на нее, спросил: – Не ты ли противишься царским указам, совращая и других не почитать богов наших, а поклоняться Распятому Человеку? Разве тебе неизвестно повеление царей предавать исповедующих имя Иисуса всяческим мучениям, кончая смертной казнью? Поэтому отрекись от Распятого и принеси бессмертным богам достойные их честь и жертвы, чтобы мы не были вынуждены предать тебя мучениям. – Если ты, анфипат, – отвечала святая Акилина, – осудишь меня на горькие мучения, то через это доставишь мне нетленный венец, который я надеюсь восприять от моего Спасителя, так как исповедую имя Его, от Коего никогда, хотя бы даже в лютейших муках, не отрекусь. И так не медли, – изобретай для меня, какие тебе угодно, мучения и убедишься самим делом, что я, вооружённая верой, не боюсь твоих мучений. Тогда Волусиан начал с лаской увещевать святую отроковицу: – Видя твою раннюю юность и красоту, я жалею тебя, потому что, если предам тебя мучениям, неокрепшие члены твои сейчас же раздробятся; жестокие спекулаторы после лютых мучений предадут тебя горькой смерти, и ты в юности своей лишишься жизни, причём не поможет тебе исповедуемый тобой Бог христианский. – Я не прошу у тебя сожаления, – возразила святая Акилина Волусиану, – ты, думая оказать мне милосердие, ещё более вредишь мне, пытаясь отторгнуть меня от истинного Бога. Молю тебя, не жалей, но отнесись ко мне с самой беспощадной жестокостью, и тогда из моего терпения узнаешь, что надеющиеся на Христа не бывают побеждены. Анфипат, убедившись, что никакие увещания не могут рабу Христову заставить отказаться от исповедания Иисуса, приказал бить её по лицу со словами: – Вот начало мучений, – сладостно и приятно ли оно тебе? – Бесчеловечный мучитель! – воскликнула Акилина, – так как ты осмелился бить в лицо созданную по образу Божию, то знай, что и Тот, Кого образ я ношу, не простит тебе этого в день Своего суда. – Я полагаю, – сказал судья, – что наши великие боги, держащие теперь в руках своих спасение всего мира, и в том грядущем веке также будут иметь в своей власти спасение всех. После этих слов он приказал обнажить отроковицу и, простерши, бить её двум воинам, присоединяя к пытке такие речи: – Где теперь Бог твой, Акилина, о Котором ты говорила, что Он не окажет мне прощения на своем суде? Пусть Он придёт сюда и избавит тебя от моих рук. Затем Волусиан велел бьющим остановиться и сказал святой Акилине: – Послушай меня, желающего тебе добра: оставь своё безумие и, если хочешь избавиться мук, откажись от христианской ереси: из рук моих вышел ли избавленным хоть один из надеющихся на Того, Который Сам не оказал Себе избавления, когда Его распяли? Кого, из почитающих Иисуса, оставили жить на земле цари наши? – Неужели ты думаешь, безжалостный палач, – отвечала святая Акилина, – что я чувствую причиняемые мне мучения? Знай же, что Бог мой подаст мне крепость и терпение несравненно больше тех ухищрений, какие ты изыскиваешь против меня по внушению отца своего дьявола. Волусиан, приведенный в недоумение таким мужеством блаженной отроковицы, сказал ей: – Я оставлю тебе несколько дней на размышление, чтобы ты, по здравом рассуждении, поклонилась богам и тем сохранила себе жизнь, получив в то же время от царей достойную награду. – На сколько же дней ты даешь мне ослабу? – спросила святая Акилина. – На сколько ты хочешь, – отвечал Волусиан. – Так я прошу тебя, – сказала мученица, – не оставлять мне даже и часа на подобного рода размышления: с малых лет я научена поклоняться только Единому Богу, притекая к Тому, Который, живя на небесах, милостивым оком взирает на земных чад Своих. Видя твёрдую любовь отроковицы к Богу, Волусиан сказал сам себе: напрасны увещания и труды мои! И в раздражении он приказал раскалёнными железными прутьями просверлить святой голову через уши. Когда раскалённые прутья проходили через мозг отроковицы, то последний вместе с кровью вытекал из ноздрей её. Но и в таких великих страданиях мученица молилась Богу: «Господи мой, Иисусе Христе! Со дней детства моего руководивший меня, просветивший лучами правды Твоей тайные мысли моего сердца и утвердивший меня в брани против дьявола Твоей могущественной и непобедимой силой, Ты, открывавший верующим бездны истинной и великой премудрости, доведи до конца подвиг мой и сохрани неугасимым светильник девства моего, чтобы я вместе с мудрыми девами могла войти в Твой чистый чертог и там удостоилась воссылать Славу Тебе, Совершителю моих желаний». После этой молитвы святая Акилина от невыносимых страданий точно мёртвая упала на землю. Анфипат, подумав, что она действительно умерла, приказал выбросить её вне города на съедение псам; он не считал достойной обычного погребения мученицу, как нарушительницу царских повелений и хулительницу римских богов. И целый день лежала святая Акилина, поверженная при дороге. В полуночный час блаженной отроковице явился Ангел Господень и, коснувшись ее, сказал: «Встань и будь здорова! Иди и обличи Волусиана, ибо как сам он, так и намерение его ничтожны перед Богом». Тотчас же святая Акилина поднялась невредимой и говорила, воссылая хвалу Богу: «Благодарю Тебя, Творец моей жизни, возвращающий мне здоровье и избавляющий от нечестия Своих рабов, Ты, Господи, превечен и нет иного кроме Тебя Бога. Об одном я смиренно молю Тебя: когда я окончу подвиг страдания моего, увенчай меня венцом славы Твоей, и, наслаждаясь осуществлением Твоих обетований, я воспою Тебя тогда среди лика святых, пострадавших за исповедание имени Твоего». Господь свыше отвечал на молитву смиренной рабы Своей: «Иди, – исполнится то, о чём ты просишь». Услышав это, блаженная отроковица с чувством неизреченной радости пошла в город. Когда она достигла городских ворот, последние открылись сами собой; руководимая Ангелом Господним святая Акилина достигла дворца Волусиана и, войдя беспрепятственно внутрь его, стала перед спящим анфипатом. Последний, проснувшись, заметил предстоящую; в ужасе он позвал своих кувикулариев и спрашивал их: «Кто эта, стоящая перед моими глазами?» Кувикуларии, подняв светильники, сказали: «Без сомнения, это Акилина, которую ты после её смерти от мучений, повелел бросить на съедение псам». Ещё более ужасался анфипат, слушая кувикулариев, однако, повелел до утра держать под стражей отроковицу. С наступлением дня Волусиан снова потребовал к себе на суд святую Акилину. Он начал его вопросом, обращённым к отроковице: – Ты ли это, Акилина? – Неужели ты, беззаконник, имея ослеплённые очи душевные отцом твоим дьяволом, не видишь теперь и телесными очами? – спросила в свою очередь блаженная отроковица. – Действительно, я, предстоящая перед тобой раба Господня, есть Акилина. В сильном недоумении, протирая глаза, анфипат рассуждал сам с собой: «Какие же мучения могут ей повредить, если она не умерла, несмотря на то, что из сгорающей главы её истёк мозг?» Подумав это, он издал следующее определение об усечении мечом отроковицы: «Акилину, защитницу безбожной ереси христианской, хотя и юную летами, но великую волшебницу, не почитающую бессмертных богов и не повинующуюся царским повелениям, мы в продолжение долгого времени и старательно увещевали, однако, же не могли отвратить её от безумия, поэтому, после многих мучений, нимало не коснувшихся этой волшебницы, определяем предать её смерти вне города через усечение главы». После смертного приговора святую Акилину повели на место казни; когда его достигли, блаженная отроковица испросила себе время для молитвы. Возведя очи к небу, мученица молилась такими словами: «Всесильный Господи и Боже мой! Благодарю Тебя, приведшего меня на конец моего подвига: славлю Тебя, Боже мой и Творче всех, что не бесплодно я свершила течение моего страдальческого поприща; благословляю Тебя, Создатель всего, что Ты посрамил мучителя, и меня удостаиваешь нетленного венца; приими в мире дух мой, – да оставив земное, улучу небесное». В ответ на молитву блаженной с неба послышался голос: «Приди, избранная дева, поправшая ярость мучителя и стёршая подвигом твоим дьявольское жало, и приими уготованное тебе воздаяние». И сейчас же, вслед за гласом, святая мученица Христова почила сном смертным, прежде нежели палач поднял меч над её главой. Палач, хотя и видел это, но, не осмеливаясь нарушить повеление анфипата, отсёк мечом главу уже умершей, причем из раны вместо крови истекло молоко. Присутствовавшие при казни христиане взяли мощи мученицы, как драгоценность ни с чем не сравнимую: умастив останки ценными ароматами и обвив новыми пеленами, они с честью похоронили их в гробнице, в самом городе Вивлос. И многие исцеления изливались на болящих от гроба святой мученицы Акилины во славу Христа Бога нашего, во веки славимого со Отцом и Святым Духом. Аминь. Святая мученица Акилино, моли Бога о нас. МОЩИ И ПАМЯТЬ: * Мощи святой мученицы Акилины были перенесены в Константинополь и положены в созданной в её честь церкви рядом с Форумом в квартале Филоксена. В царствование императора Юстиниана I эта церковь сгорела, но позднее была восстановлена. МОЛИТВОСЛАВОСЛОВИЯ: Тропарь мученице Акилине Старшей Библосской, глас 4: Агница Твоя, Иисусе, Акилина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученице Акилине Старшей Библосской, глас 2: Девства твоего добротами предочистивши душу твою,/ на высоту мучением востекла еси,/ Акилино всечестная,/ любовию Жениха твоего Христа уязвившися,/ Емуже со Ангелы предстоиши, веселящися,// с нимиже не престай моляся о всех нас. Величание мученице Акилине Старшей Библосской: Величаем тя,/ страстотерпице Христова Акилино,/ и чтим честное страдание твое,/ еже за Христа// претерпела еси. Молитва мученице Акилине Старшей Библосской: О святая, Акилино. ВИДЕОФИЛЬМЫ: * Святая мученица Акилина Старшая Библосская (мульткалендарь). ДОСТОВЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: * Святая мученица Акилина (Московская Патриархия). * Первая редакция: 28 МАЯ (10 июня по временному светскому календарю) 2024 года. |
ГЛАВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ГОДА: ПАСХА (воскресный день): 2025 год: 7 АПРЕЛЯ (20 апреля) 2026 год: 30 МАРТА (12 апреля) 2027 год: 19 АПРЕЛЯ (2 мая) 2028 год: 3 АПРЕЛЯ (16 апреля) 2029 год: 26 МАРТА (8 апреля) Двунадесятые переходящие праздники: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Вербное воскресенье, неделя ваий - цветоносная): 2025 год: 31 МАРТА (13 апреля) 2026 год: 23 МАРТА (5 апреля) 2027 год: 12 АПРЕЛЯ (25 апреля) 2028 год: 27 МАРТА (9 апреля) 2029 год: 19 МАРТА (1 апреля) ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ: 2025 год: 16 МАЯ (29 мая) 2026 год: 8 МАЯ (21 мая) 2027 год: 28 МАЯ (10 июня) 2028 год: 12 МАЯ (25 мая) 2029 год: 4 МАЯ (17 мая) ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА): 2024 год: 10 ИЮНЯ (23 июня) 2025 год: 26 МАЯ (8 июня) 2026 год: 18 МАЯ (31 мая) 2027 год: 7 ИЮНЯ (20 июня) 2028 год: 22 МАЯ (4 июня) Двунадесятые непереходящие праздники: РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 8 СЕНТЯБРЯ (21 сентября). ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ: 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 21 НОЯБРЯ (4 декабря). РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: 25 ДЕКАБРЯ (7 января). КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ): 6 ЯНВАРЯ (19 января). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: 2 ФЕВРАЛЯ (15 февряля). БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 25 МАРТА (7 апреля). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ: 6 АВГУСТА (19 августа). УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 15 АВГУСТА (28 августа). Великие праздники: ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 1 ОКТЯБРЯ (14 октября). ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ: 1 ЯНВАРЯ (14 января). РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: 24 ИЮНЯ (7 июля). ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА: 29 ИЮНЯ (12 июля). УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: 29 АВГУСТА (11 сентября). ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ: ИНДИКТ (ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ): 1 СЕНТЯБРЯ (14 сентября). CОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ: 8 НОЯБРЯ (21 ноября). АНТИПАСХА: Переходящее празднование в следующее воскресенье после воскресенья ПАСХИ. |