ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" Чтение книги: ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и описание святых чудотворных ее икон. С. И. Снессорева, Санкт-Петербург, 1898. |
Благовещение Пресвятой Богородице. Из книги С; Снессоревой. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ * Старый (церковный) стиль * Новый (светский) стиль ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) * Сайт Дюссельдорф и его окрестности |
ГЛАВА 5 БЛАГОВЕЩЕНИЕ Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Мирную и благодатную жизнь проводила святая чета первые месяцы союза. Благословение Божие царствовало в их смиренном жилище. Время их проходило в занятиях работами и молитвой, которой освящались все их действия. Праведный Иосиф не отличался богатством и величием своих предков, из которых многие были царями и пророками, но от лучших из них наследовал сокровище добродетелей. По древнему обычаю, Иосиф занимался своим ремеслом в отдельном месте, а не в доме, где жило его семейство; его мастерская, находившаяся не в далеком расстоянии от дома праведной Анны, состояла из одной низкой комнаты в десять или в двенадцать квадратных футов*; с наружной стороны дома была каменная скамья для усталых путников, которая защищалась от жгучих лучей полдневного солнца навесом из переплетённых пальмовых ветвей. Безропотно и усердно производились здесь тяжёлые работы, и приготовлялись все материалы для постройки хижин в долине. В доме Своего обрученника Дева Мария не изменяла образа жизни, обычного Ей во Святая Святых; жила в уединении и безмолвии, всегда была в трудах: молитва, чтение священных книг, рукоделие и домашние занятия наполняли все минуты Ее смиренной и молчаливой жизни. Среди людей Она жила для одного Бога, и дом Иосифов был для Неё как храм молитвенный. Она занималась пряжей льна и шерсти, вышивала церковные облачения и во всех этих работах была замечательно искусна. Наконец приспело время благоприятного лета Господня: настал день, ожидаемый родом человеческим в течение более 5000 лет. По сказанию святых отцов, Дева Мария знала из чтения Божественных и пророческих книг, что приближается время пришествия обетованного Мессии и что седмицы Данииловы приходят к концу. Много раз Она читала пророчество Исайи: "Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил" - и по соображениям своим полагала, что эта благословенная Дева уже существует. Душа Её горела любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к Деве, предназначенной быть Его Матерью. Со слезами повторяла Она молитву, чтобы сподобил Её Бог видеть Матерь обетованного Мессии и послужить Ей, хотя бы последней Её рабой. Существует предание, что ещё во время Её пребывания во храме Пречистая Дева получила таинственное извещение о воплощении в Ней Бога Слова: однажды в полночь, когда, по обыкновению Своему, Она молилась за второй завесой, вдруг свыше воссиял на Неё свет и послышался голос: "Ты родишь Сына Моего". По сказанию Евангелия, архангел Гавриил явился Деве Марии в то время, когда она жила в Назарете у обрученника Своего Иосифа. По преданию, в это время она занималась чтением Св. Писания и размышляла о словах пророка Исайи: "Се Дева во чреве зачнет" - и пламенно молилась, да сподобит Её Бог скорее увидеть Мессию. Вдруг предстал пред Ней архангел Гавриил и, как бы в ответ на Её мысли, произнёс Божественный привет: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!"**. Явление архангела не устрашило Пречистую Деву; пребывая во Святая Святых Иерусалимского храма, Она привыкла к явлениям и беседам ангельским, но необычайное приветствие привело Её в смятение. Много раз Господь возвещал волю Свою ветхозаветным избранникам чрез ангелов Своих, но приветствие: "Радуйся!", - не слыхано было в древних явлениях. Дева Мария безмолвствовала в недоумении и страшилась искушения от лукавого змия. С благоговейным трепетом взирал небесный вестник на смятение Пречистой Девы и спешил успокоить Её: "Не бойся, Мариам! Обрела бо ecu благодать у Бога". Он возвестил Ей тайну воплощения теми же словами, в каких предсказывал пророк Исайя за семьсот лет до этого события: "Се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус***. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца". Первозданную женщину Еву не смутили слова змия, предложившего ей честь быть всеведущей и равной Богу; без размышления Ева внимала лживым обещаниям змия и вкусила от запрещённого плода, а в нём грех и смерть всего человечества. Но Жена, семени которой предопределено от начала мира стереть главу змия-искусителя, встретила благовестника с величием девственной чистоты. Не постигая глубины тайны, Она соображала каждое слово его: "Како будет сие, идеже мужа не знаю: я не причастна браку, хотя имею мужа по обряду обручения, но не имею мужа по обету девства". Чистейшая Дева почитала ангельские обетования слишком высокими для себя. Архангел успокоил её сомнения: "Ты родишь Сына без мужа - Дух Святый найдет на Тя, и Сила Вышняго осенит Тя", т. е. зачатие совершится сверхъестественным образом, чрез наитие Святого Духа, и сделает Её Матерью непостижимо для ограниченности ума человеческого. Потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим, не будет походить на обыкновенных людей, "в беззакониях зачинаемых и во грехах рождаемых", а будет чисто и греху непричастно и назовётся Сыном Всевышнего. Высочайшая тайна открыта в благовестии, и архангел Гавриил, для полного удостоверения Девы Марии, указал на пример родственницы её Елисаветы: "и се Елисавет, южика твоя, и та зачат сына в старости своей, и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол". По убеждениям человеческим, невозможно, чтобы непорочная Дева родила и чтобы бесплодная, состарившаяся женщина зачала, но у Всемогущего Бога всё возможно: Бог идеже хощет, побеждается естества чин. Свет Духа Божия озарил Деву Марию, и Она возрадовалась об истине благовестия и уверилась, что слышит волю Божию. Проникнутая величайшим благоговением к Своему Творцу, сознав ничтожество человеческих достоинств в сравнении со святостью Всевышнего, Мария отвечала: "Се Раба Господня; буди Мне по глаголу Твоему!" Смирение, кроткая покорность воле Божией преклонили небеса и низвели на землю Сына Божия: Слово плоть бысть. Исполнив повеление Божие, архангел возвратился в царство света. Совершилось таинство воплощения Сына Божия: Дева стала Матерью, и Матерь пребыла Девой. Избранная из всех родов, святая телом и духом, Она вместила в Своём лице всё сокровище благодати. Архангельское приветствие: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою" - упразднило приговор, осудивший мир на проклятие, и дало человечеству право радоваться. И с той поры, куда бы ни появлялась Обрадованная Мария, там всё исполняется радостью. Радуйся, Благодатная, дающая радость всему земнородному! Радуйся, Заступница Усердная, вносящая мир и радость в сердца, обращающиеся к Тебе! Долго размышляла Мария о благовестии небесного посланника; надежда и радость вселились в Её душу. Радовалась Она возвещённой Ей архангелом радостью, тем более что эта радость была достоянием целого мира; радовалась Она и радостью Своей любимой родственницы Елисаветы, прозванной неплодной. По внушению Святого Духа, Мария решилась увидеться с ней, чтобы разделить с ней взаимную радость. Она поспешила в Горняя — в нагорную сторону, где жили Захария и Елизавета. Не мог сопровождать Её Иосиф, но, без сомнения, позаботился, чтобы Она присоединилась к Своим родственникам, отправлявшимся в святой город на поклонение во храме истинному Богу. Расстояние от Назарета до нагорной Иудиной страны было в пять дней пути. Вся дорога преисполнена гор, пересекаемых ручьями. Пречистая Дева, осенённая Духом Святым, была надёжной охраной Сама для Себя, однако никогда не отправлялась в путь без провожатых. Чрез пять дней Пресвятая Мария была у цели своего путешествия: пред Ней показался левитский городок Иута, где жили Её родственники. Не давая себе отдыха, Она спешила прямо в хорошо Ей знакомый дом. Елисавета вышла к Ней навстречу и, с благоговением отзываясь на привет Пречистой Марии, в порыве глубокого чувства произнесла вдохновенную речь: "Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего". Благоговейная встреча и пророческие слова были неожиданны для смиренной Марии, но, сознав в этом приветствии повторение архангельского благовестия, Она удостоверилась, что всё это происходит по внушению Духа Святого; тогда предстали пред Ней с поразительной ясностью все пророчества, произнесённые в разные времена и разными людьми; тогда возникли в Её сердце глубокие чувства благодарности к величию Всевышнего и излились в боговдохновенной пророческой песни. Эта песнь величания есть первая благодатная песнь Нового Завета: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя ecu роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Милость Его в роды родов боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею; расточи гордыя мыслию сердца их; низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщы. Восприят Израиля отрока Своего помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим - Аврааму и семени его даже до века". Необыкновенными и глубоко знаменательными словами отвечала Пречистая Мария на пророческое приветствие Елисаветы. Всё величие Она приносит к единому великому и всемогущему Господу; Себя же сознаёт лишь немощным орудием, для явления славы Его и исповедует, что Всевышний призрел на смирение рабы Своей. По вдохновению свыше Она видит Себя предметом благоговейного почитания: "Отныне ублажат Мя вcu роди", как избранную от предвечного совета Матерь Бога Сына: "Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его". Сознавая милость Божию к Себе, Она исповедует, что эта милость ниспосылается теперь не только Ей, но чрез Неё и на всех боящихся Бога и что народ Израиля не отвержен уже за грехи свои, но Бог вспомянул все Свои обетования святым праотцам и удостоил Свой народ благодати видеть среди себя обетованного Мессию. Проникнувшись святой верой в непреложность обетований Божиих, обе святые жены назидали друг друга и прославляли Господа. Быстро протекало время этого благодатного свидания, и, по прошествии трёх месяцев, Пречистая Мария возвратилась в Назарет. Со смирением и молитвой ожидала Она обещанного Богом чрез архангела Гавриила, не переставая заботиться о благоустройстве Своего жилища. Всё величие Царицы неба и земли всегда было с Ней и возрастало с неизреченной высотой Матери Господа. Истекал уже шестой месяц святого чревоношения Пречистой Девы, и Её положение не могло оставаться тайной для праведного старца Иосифа. Не ведал он, что пред ним совершается тайна воплощения Спасителя мира, хотя и знал, что Пророк, предсказанный Моисеем, произойдёт от Отроковицы неискусобрачной. В душе его восстала буря сомнений. В страшном волнениё он остановился на мысли о возможности гнусного обольщения, "бракоокрадованную помышляя". Мучительнее этого предположения ничто не могло быть для целомудренного и любящего сердца праведника. Тяжелые думы овладели им, и он недоумевал, как поступить с Пречистой Девой Марией. По строгости иудейского закона, Она должна быть побита камнями, если бы он решился обвинить её пред судом; но против этого возмущались его сердце, его праведность и благоговейная любовь к Марии, несмотря на бурю сомнений. Закон давал ему право дать ей разводное свидетельство, не упоминая о причине развода, и он решался тайно отпустить её от себя. Он понимал, что в глазах народа он мог казаться жестоким и несправедливым; но это не пугало его — всего важнее для него скрыть мнимый проступок Марии под покровом любви и сострадания: праведник не хотел предать Её публичному позору. Он решился лучше осудить себя на изгнание и тем принять на себя вину. Решение принято, и восьмидесятилетний старец готов был покинуть Марию, присутствие Которой давало столько мира и радости Её престарелому попечителю. Но правосудный Бог внимал помышлениям и молитвам Своего праведника и дал ему откровение о великой тайне спасения рода человеческого: сия же ему помыслившу, се Ангел Господень во сне явися ему. Одному Богу известны тайны сердца, и Он посылает ангела Своего успокоить Иосифа и озарить ум его светом истины. Ангел явился ему во сне и сказал: "Иосиф, сыне Давидов! Не убойся прияти Мариам, жены твоея, рождшее бо ся в Ней от Духа есть Свята". Ангел назвал его потомком Давида, чтобы напомнить ему древнюю неотъемлемую славу царственного рода, хотя униженного, однако сохраняющего обетование, что от него произойдёт Царь Славы, и вразумил его, что обручённая ему Дева Мария чиста и непорочна, что он должен удержать Её в своём доме, чтобы хранить Её и заботиться о безопасности Матери и рождённого от Неё Царя Славы. "Не смущайся, - провозгласил ангел, - узнай истину и радуйся: рождшее бо ся в Ней не от человека, а от Духа Свята; родит же Сына и наречеши Ему имя Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их". Радуйся, праведный старец: Дева по обету родит Сына от Духа Святого! Ты отец Его только по имени, но тебе дана честь, принадлежащая отцу: ты дашь Ему имя и, как истинный отец, будешь заботиться о Нём. "Сие же все быстъ да сбудется реченное от Господа пророком: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог". Иосиф пробудился от сна, и в его сердце не оставалось уже места сомнению: с давнего времени он знал пророчество Исайи; слова ангела удостоверили его веру в непорочность и чистоту Девы Марии: он верил слову Господа и не имел нужды в доказательствах. С благоговейным и радостным страхом, "восстав от сна, сотвори, якоже повеле ему Ангел Господень, и прият жену свою и, не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца". С сердцем, преисполненным любви и благоговейного страха, старец принял Пречистую Деву, как всецело принадлежащую Богу, как благословенную Матерь Бога Сына, и с усердной, непрестанной готовностью служить Ей как Владычице всего мира. После Божественного откровения, в глазах праведного Иосифа Дева Мария явилась из обрученницы его Преблагословенной Матерью Бога Спаса его. Мужественно вынесенное испытание, самоотвержение и тяжёлая борьба принесли великие духовные плоды: неземная слава осияла Деву Марию и Ее обрученника, не подвергая их опасности омрачиться гордостью и утратить смирение, столь необходимое для охранения человеческих добродетелей и преуспеяния в делах. С той поры Мария оставалась в доме Иосифа и неразлучно жила при нём до его кончины. Мирно протекали дни Приснодевы Марии, окружённой попечениями праведника, который из слов архангела уразумел обязанности свои относительно Матери Господа своего и совершал святое служение своё со страхом и благоговением. Празднество Благовещения Пресвятой Богородицы началось с первых времён христианства. В древнейших писаниях св. отцов Церкви, между прочим, объясняется, что воплощение Богочеловека совершилось 25 марта, потому что сотворение первого человека было также 25 марта: ветхозаветный Адам, грехом своим увлёкший в погибель весь род человеческий, был воссоздан Первенцем Нового Завета для спасения и блаженства в такое же время, в какое он был создан. Древнейшие проповедники православной веры учили последователей Иисуса Христа называть и почитать Матерь Господа Богородицей. Великие отцы Церкви исповедовали Приснодеву Марию Богородицей — и, по их учению, кто не признает Матерь Господа Богородицей, тот противник веры и учения христианского и недостоин называться именем христианина. Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Пресвятая Богородице, спасай нас! ______________* Здесь устроена ныне малая церковь, в которой часть стен, равно как и основание, сохранились с древних времён. ** На иконах Благовещения Пресвятая Дева изображается с развернутой пред Ней книгой. *** В пророчестве Исайи сказано" "Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил"; а Деве Марии архангел возвестил: "и наречеши имя ему Иисус". Но тут нет разногласия: Еммануил, в переводе с еврейского, значит: с нами Бог - и выражает тайну соединения двух естеств, божеского и человеческого, в одном лице Богочеловека; имя Иисус значит Спаситель и указывает на действия Господа Иисуса, отдавшего Себя на страдания и крестную смерть, чтобы спасти род человеческий от вечной смерти. |
София Ивановна Снессорева Иконы Благовещения можно посмотреть ЗДЕСЬ. Дополнительное чтение о Благовещении Пресвятой Богородицы: * Благовещение Пресвятой Богородицы. Всё о празднике Информация Сретенского монастыря. * Благовещение Пресвятой Богородицы. Православная энциклопедия. * Благовещение Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Дополнительно фильмы об обручении Пречистой Девы: * Благовещение. Праздники. Митрополит Иларион (Алфеев). * Земная жизнь Богородицы. * Богородица. Земной путь. * Святая правда. Благовещение Пресвятой Богородицы. * Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы. * Мария, мать Иисуса Художественный фильм. |
|
чтец Алексей Потупин Дюссельдорф-Бенрат |
Проект
"Мир - наш!" |