ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" Чтение книги: ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и описание святых чудотворных ее икон. С. И. Снессорева, Санкт-Петербург, 1898. |
Курская-Коренная икона Божией Матери ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ * Старый (церковный) стиль * Новый (светский) стиль ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) |
ГЛАВА 1 УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы. Прежде нежели существовал мир, Дева Мария была пред'избрана в вечном совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого. Как заря искупления воссияла Пречистая Дева в то время, когда наши прародители, преступив заповедь Творца своего, внимали в страхе и трепете грозному приговору Правосудного Судьи; уже в этом приговоре просияло благодатное обетование Его благости к падшим созданиям: "Семя жены сотрет главу змия", – и это первое из всех божественных обетований раскрывалось во всех последующих событиях прообразовательного времени, и всё с большей точностью, по мере приближения предопределённого времени. Господь повторял это обетование неоднократно, чтобы приготовить людей к принятию обещанного Спасителя мира; не изгладилось оно из памяти людей и после рассеяния их по лицу земли; за далёкие горы и моря они уносили с собой эту отрадную, хотя далёкую, надежду. Века проходили за веками, исчезали народы, появлялись новые страны, изменялись постановления и обычаи, но вера в Спасителя, грядущего от Пречистой Девы, сохранялась незыблемо. Пять тысячелетий прошло в ожиданиях, и наконец, в определённое судьбами Божиими время, исполнились все пророчества, исчезли тени Ветхого Завета и на горизонте вселенной явилась Путеводная Звезда, чтобы привести погибавшее человечество к спасительной пристани. Все события Ветхого Завета представляют как бы тень или пред'изображение новозаветных лиц и событий и имеют предметом своим, главным образом, Спасителя мира – Господа нашего Иисуса Христа, рождённого от Пресвятой Девы. Первобытная, девственная земля, не возделанная человеческими трудами, не орошённая дождём, произрастила всё разнообразие и великолепие растительной природы и послужила для создания тела первого человека: это является, по мнению Святых Отцов, первым указанием на Деву Марию, из которой благоволил воплотиться Бог Слово. Пречистая Дева, как одушевлённый рай, проявила в себе дивные плоды добродетелей, имела в себе Господа – "древо жизни, насажденное богоначальнейше чревоносящи и рождающи", – и в Нём подала людям избавление от вечной смерти и даровала жизнь вечную, как и Сам о Себе Господь Иисус Христос говорил: "Ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день". От Евы, первой согрешившей жены, произошёл на землю весь род человеческий, рождённый в страданиях и для страданий; грехопадением Евы введена смерть в мир и человек изгнан из рая. Дева Мария принесла миру жизнь вечную в рождённом Ею Богочеловеке и возвратила людям вечное блаженство. Патриарх Ной строил ковчег из негниющего дерева в продолжение ста лет и в этом ковчеге спасся со своим семейством от Всемирного потопа; в этом видно ясное пред'изображение Пречистой Девы Марии, от которой рождается Христос, предлагающий верное спасение всем верующим в Него и прибегающим под державный покров Его Пречистой Матери. Послепотопный мир населился от Ноя и его детей; христиане, дети Нового Завета, ведут своё начало от Христа, рождённого от Девы Марии. Голубица, выпущенная Ноем из ковчега и принёсшая ему масличную ветвь, пред'изображает Деву Марию, родившую Спасителя мира от потопа греховного и рождением Его возвестившую окончание гнева Божия и совершенный мир на земле. Патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором ему показана лествица, основанием утверждённая на земле, вершиной достигавшая неба; Святая Церковь называет Деву Марию лествицей духовной, рождённую от земли и соединившую землю с небом; через Неё, как чрез лествицу, сошёл на землю Бог и открыл вход в Царство Небесное всем верным последователям Своим, прибегающим к покрову Матери Бога Вышнего. Образ Божией Матери видел Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Пред'изображаемое пламенем и купиной ясно открылось в тайне Девы: купина горит и не сгорает, Дева рождает Свет и пребывает нетленной. По этой причине Святая Церковь Неопалимой Купиной именует Богоматерь, и нередко Она изображается окружённой огненным сиянием. Облачный столп, осенявший днём и озарявший ночью огненным светом израильтян, выведенных Моисеем из Египта, есть указание на Приснодеву Марию, как на светоносное облако, носившее Бога, ведущее людей в землю обетования, в Царство Небесное, изливающее на них живоносный источник милости и благодати Божией. В Красном море, пропустившем по сухому дну израильтян и потопившем фараона с его полчищами, видим образ Неискусобрачной Невесты, которая, через непорочное рождение Иисуса Христа, соделалась морем погибели для мысленного, гордого фараона и водами спасения, необоримой стеной для верных, безропотно несущих крест свой за Её Божественным Сыном. Когда израильтяне, странствуя по безводной пустыне, претерпевали жажду от недостатка в воде, Моисей, по повелению Бога, ударил жезлом в каменную гору – и оттуда истекла вода, утолявшая жаждущих; Пресвятая Дева, через рождение от Неё Господа нашего Иисуса Христа, явилась источником благодати, утоляющей жажду жизни вечной. Плодоносна была Ханаанская земля, обетованная израильтянам; она "кипела млеком и медом", по выражению Святого Писания. Пресвятая Дева, произрастившая нам хлеб жизни, есть истинная земля обетованная, из которой течёт мёд и молоко. У израильтян были, по заповеди Божией, отдельные города, в которых могли иметь безопасное убежище неумышленные убийцы. Пресвятая Дева есть для верующих душ "спасения град", пристанище, ограждение, утверждение и священное прибежище. Бог питал евреев манной, ниспадавшей с неба; в ковчеге Завета был поставлен золотой сосуд, наполненный этим небесным хлебом, и в этом видит Святая Церковь образ Матери Божией. "Христа бо носила ecи, – воспевает Ей Святая Церковь, – манну разума, одождившего всем чтущим Тя". В Приснодеве Марии вмещалась манна жизни, Христос, пришедший в мир – грешных спасти и души верующих насытить хлебом бессмертия. Скиния Моисеева* и Храм Соломонов преисполнились славы Господней, как только были освящены: Пресвятая Дева есть пречистый Храм Спасов и священное сокровище славы Божией, вместилище Бога невместимого. Место, где находился ковчег Завета, называлось Святая Святых и было доступно одному первосвященнику, и только один раз в год, когда он входил туда для кропления жертвенной кровью: ясное пред'изображение Матери Божией, как вместилища воплощённого Слова Божия. "Радуйся, Святая Святых большая", – воспевает ей Церковь. В кивоте Завета, покрытом золотом вне и внутри, вмещались скрижали закона: из кивота святыни Пречистой Девы, позлащённой Духом Святым, явился сам Господь-Законодатель. Сухой жезл Аарона процвёл и был положен в ковчеге на память будущим народам: Пресвятая Дева произошла от бесплодных родителей и поистине есть тайный жезл, цвет неувядаемый… Воскурение пред Господом фимиама означает возношение молитвы к престолу Всевышнего, потому и золотая кадильница, которая находилась за второй завесой скинии, представляет образ Пресвятой Девы. "Радуйся, Кадильнице, золотой сосуд, радуйся, приятное молитвы кадило", – воспевает Ей Святая Церковь, научая нас прибегать к Богородице как усердной заступнице нашей, неусыпаемой молитвеннице об утолении печалей наших. Светильник с семью неугасаемыми лампадами, находившийся в скинии, опять образует Пречистую Деву, родившую Истинный Свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир, и освещает вечной жизнью сидящих во тьме и сени смертной. Трапеза из негниющего дерева, находившаяся в скинии для возложения на неё в жертву Богу двенадцати хлебов, есть пред'изображение Приснодевы, которая вмещала в Себе сшедший с небес хлеб – Христа, питающий нас для жизни вечной. Медная умывальница, устроенная во дворе скинии для омовения жрецов, прообразует Пречистую Деву, от которой родился Господь Иисус Христос, открывший всем доступ ко святому крещению, в котором верующие омываются от душевной нечистоты. "Радуйся, бане, омывающая совесть", – воспевает Божией Матери Церковь. Израильтяне, по указанию Моисея, приносили в жертву Богу животных без физических недостатков; Пречистая Дева ещё трёхлетним младенцем была приведена родителями в Храм, как чистейшая и всенепорочная жертва. Когда ангел возвестил Гедеону, судье израильскому, волю Божию об избрании его для спасения народа от власти язычников, тогда Гедеон пожелал получить удостоверение, что на то есть благословение Божие, и сам избрал для того знамение: если на руно, положенное им на гумне, ночью сойдёт роса, а кругом него земля будет суха, значит, его избрание угодно Богу, – это исполнилось. В следующую же ночь, по его же желанию, руно осталось сухим, а земля кругом была покрыта росой. Руно, орошённое росой, прообразует Пречистую Деву, орошённую небесным и божественным дождём, сшедшим на Неё. "Пречистое Твоё чрево Гедеон виде, Дево чистая, в неже, якоже дождь. Слово сошед воплотися Божественным Духом", – воспевает Святая Церковь. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росой, и Дева Мария по рождестве Господа, пребыла Девой, между тем как земля увлажнилась росой истинной веры во Христа Спасителя. Три отрока – Анания, Азария и Мисаил – не устрашились ярости царя вавилонского и не поклонились твари вместо Творца, за что были ввержены в раскалённую печь и сохранились невредимы силой Всевышнего: это прообразует Деву, зачавшую Зиждителя мира и не опалённую от огня Божества. Как пещь огненная для отроков послужила орудием не истребления, а жизни и обновления, так через Пресвятую Деву мир достиг своего обновления. Слово вселилось в Деву и, приняв плоть, сохранило Её нетленной, и это пред'изображается пророком Ионой, сохранившимся в утробе кита невредимо. Всё прикровенное в преобразованиях ветхозаветных с большей ясностью раскрывается в пророчествах. Первое предсказание о Божией Матери заключается в обетовании об Искупителе, данном в раю, вслед за грехопадением наших прародителей: "семя жены сотрет главу змия"; это семя – Господь наш Иисус Христос, рождённый от Девы Марии. По мере приближения времени, в которое должен был явиться на землю Искупитель мира, пророчества об этом явлении произносятся всё с большей ясностью. Царственный пророк Давид провозгласил многие точные предсказания: "Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и кивот святыни Твоей!.." Воспевая славу Мессии, он так пророчествует о Пречистой Деве: "Вся слава дщери Царевы внутрь! Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Вся слава дщери Царевы внутрь! Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе". Все ветхозаветные пророки провозглашали о великом событии, грядущем в мир через Пречистую Деву. Величайший из пророков Исайя воскликнул о Ней: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог". В Ветхом Завете ясно указано, что Матерь Божия произойдёт из рода Давидова, родит Сына безмужно и по рождестве Его пребудет Дево", что Она будет украшена всеми добродетелями и прославлена. Душой, глубоко верующей, преклонимся перед величием Пречистой Девы, Матери Господа нашего Иисуса Христа! Призовём Её на помощь нашим немощам: мы же, по бессилию своему, не находим слов, чтобы достойно прославить Матерь Бога нашего, Заступницу усердную за нас грешных. Пресвятая Богородице, спаси нас! ______________ 1. Скиния - по библейскому сказанию, походный переносной храм, который был у древних евреев до постройки Храма в Иерусалиме. Обновлено: 23 МАРТА (05 апреля по временному светскому стилю Запада). |
София Ивановна Снессорева |