10

Проповеди архиепископа ЛОНГИНА КЛИНСКОГО


ДРУГИЕ ПРОПОВЕДНИКИ




КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ


Проповедь в третью неделю Великого поста

Возлюбленные отцы, братья и сестры,
сердечно поздравляю вас с Крестопоклонной седмицей.

Мы с вами дожили до середины Великого поста. Почему до середины? Каждый из вас может сказать, что Великий пост продолжается семь недель. А это только третья неделя. Но дело в том, что последняя седьмая (страстная) седмица считается совершенно особенной. В ее дни полным ходом идет приготовление к Пасхе и мы вспоминает страдания Спасителя. Шесть же недель до того мы с вами усердно постимся. Постимся постом приятным. Кто больше, кто меньше. Кто с воздержанием, кто без воздержания.

Но одну вещь мы с вами должны помнить: поститься и воздерживаться мы должны по возможности, с обязательным учетом состояния здоровья. Среди нас есть немало больных, которым необходимо принимать молочную пищу или медикаменты и из-за этого съедать что-то ранним утром. Среди нас есть много таких, которым нужно до причастия что-то вкусить перед принятием своих лекарств. Из-за этого да не смущается сердце ваше...

Мы с вами можем отказаться от мяса, мы можем отказаться от рыбы, от курицы, которую, возможно, с удовольствием съели бы. Мы от всего этого откажемся, а людей будем вкушать. Мы будем осуждать нашего ближнего, стоящего рядом с нами. Мы будем поносить нашего соседа или соседку, мы будем ругаться или читать неподобающую литературу и т.д. Но для чего же тогда будет соблюдение поста в питании?

Каждый из нас, и я в этом полностью уверен, мои дорогие, осуждает своего ближнего. Я уверен в том, что не найду ни одного человека и в нашем храме, который не осудил бы во время Великого поста не осудил своего ближнего или даже родного, рядом стоящего человека. К великому сожалению, мы видим сук в глазу другого человека, а бревна в своем глазу не замечаем. Мы с вами готовы осудить уже только за то, что человек не так перекрестился, поклонился или не так поступил или что-то там сказал. Мы с вами об этом обязательно скажем, и наверно думаем, что за это получим небесную награду?

А как же поступаем мы с вами? Как каждый из нас сам поступает? Не будем мы смотреть на соседей, а лучше возьмем зеркало и поставим перед своим лицом и проанализируем: как мы поступили, что сделали или что сказали. Каждый из нас в первую очередь должен нести ответственность за свои поступки и проступки. Каждый из нас должен в первую очередь смотреть за собой. Не судите, да не судимы будете, говорит Господь.

А как же мы с вами? Осудим одного, осудим другую. А сами? Мы что, лучше? Будет ли это священнослужитель, будет ли это мирянин, политик или экономист – это все равно, поскольку мы все люди. И нет человека на земле без греха, только Господь един кроме греха и правда его – правда во веки. И мы вот так должны стараться жить. И тогда нам будет куда легче.

А почему нам трудно жить? Почему? А потому что у нас, дорогие мои, очень часто нет любви к человеку, стоящему рядом с нами. У нас любовь к самому себе. А вот любовь к ближнему... вот это у-у, можно поискать и покопаться. Мы должны с любовью покрывать все. Мы должны с любовью относиться к каждому человеку, ибо каждый человек - брат или сестра...

А если по человеческим немощам мы с вами осудили (а мы это делаем нередко), то мы должны иметь смелость, мы должны иметь храбрость, чтобы прийти к этому человеку и попросить у него прощения. Мы с вами сейчас каждый день творим молитву святого Ефрема Сирина, мы каждый день просим у Господа прощения. Очень хорошо, нужно.

Но! С одной стороны попросить у Господа прощения очень легко. Почему легко? А потому что мы Его не видим. Он стоит не рядом с нами. А если бы Он стоял рядом с нами, то, я уверен, мы чувствовали бы себя неприятно. Но испросить прощения у человека, который стоит рядом с нами, бывает очень часто для нас трудным делом. Почему? Потому что у нас есть самолюбие. Как же я пойду первый или первая просить у Иван Ивановича или Марии Ивановны прощения? Ведь я ни в чем не виноват (не виновата). Ведь именно она (он) сказала то, сделала это. Может быть и сказала, а может быть и сделала... Господь ничего никому плохого не сделал, а его распяли на кресте, да еще и кричали о том, что пусть его кровь будет на нас и на чадах наших. А Он ничего не сделал никому. Но Он ради нас, ради нашего спасения, принял крестные страдания...

И вот, дорогие мои, во время Великой Четыредесятницы, особенно именно в это время, должны задуматься о том, что мы сами сделали против кого-то.... Мы приходим на исповедь, исповедываемся, а когда стоим здесь, то толкнем соседку, скажем что-то, да пусть даже что-то подумаем плохое, и это уже является грехом. Как часто в семьях от мужа к жене и наоборот летят такие непотребные слова, что можно было бы сказать: - Господи, положи хранение устам моим и уста мои возвестят хвалу Твою. А после того мы начинаем переживать: ну как же я мог сказать такое дорогой моей?! Нам горько и обидно и хорошо, если у нас хватит мужества прежде чем лечь спать, попросить прощения. Но часто случается, что мы прощения не просим и у человека остается осадок. Сегодня, завтра, послезавтра... и так это накапливается до очередного взрыва.

Нет, мои дорогие. Мы должны постоянно просить прощения не только у Господа, но у наших ближних за все содеянные нами прегрешения. Мы должны проявлять любовь. Это должны делать не только сестры милосердия, которые ходят в белой косынке с крестиком на лбу. Не только те, которые ходят в клобуках или в рясах. А каждый из нас должен подойти к другому и сказать: - брат (сестра), прости меня. И когда мы будем просить прощения, тогда и Господь простит нас. Тогда и мы с вами будем исполнять Закон Божий и Господь благословит всех нас.

Аминь.

22 марта 2009, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Дюссельдорф.




РАЗНОЕ








КОНТАКТ: a[@]palomnik.org