10


Мини-паломничество в московский Зачатьевский монастырь (к Животворящему Кресту Господню)


СВЕЖИЙ ВЫПУСК РАССЫЛКИ



ЗДЕСЬ СВЕЖИЙ ВЫПУСК

Православное паломничество 66



ИЗДАНИЕ ВЫПУЩЕНО:
29 марта 2009



ПАЛОМНИЧЕСТВО СЕГОДНЯ


31 марта 2009



Фото 1. Обложка буклета, изданного в 2005 г., к 10-летию возрождения монастыря
(изображение можно увеличить)

«Зачатьевский монастырь – самая древняя женская обитель Москвы – расположен на Остоженке в центре столицы» - так начинает о нем рассказ путеводитель по московским монастырям и храмам. Все правильно. Только хочется с горечью добавить: в центре, утратившем обаятельный старомосковский облик. Еще не так давно монастырские постройки, пребывавшие не в лучшем состоянии, окружали обветшавшие, но уютные переулочки – Бутиковский (не в честь бутиков, а по фамилии домовладельца!), Молочный, Коробейников, три Зачатьевских… Улочки шли под уклон – к Москве-реке. Смутно помню чугунную или каменную тумбу, торчавшую из асфальта. Такие тумбы в доасфальтовые времена отмечали границы тротуаров. Собственно переулки никуда не делись. Только стоят теперь на них дома «Новой Остоженки» - элитного района. Сюда водят экскурсии – показывают достижения современной архитектуры. Да, посмотреть есть на что. Интересно, красиво, спорно, здорово… не нагло. Без многоэтажной монструозности. И справедливости ради надо отметить, что некоторые дома не снесены, а переделаны и отреставрированы. Московский уют нового поколения. Но все равно ужасно жаль канувших в небытие старичков.

Ну что ж, выйдем из метро, из станции «Кропоткинская» и пойдем по улице Остоженке. Нет, погодите. Задержитесь в метро и на выходе из него. Эта станция – одна из красивейших. Обладатель Гран-при международных выставок (Париж, 1937 и Брюссель, 1958), лауреат Госпремии СССР (1941). До 1957 г. называлась «Дворец Советов», так как предназначалось ей быть выходом к этому самому пресловутому дворцу. Ради его строительства был взорван храм Христа Спасителя, мраморная облицовка которого пошла, в частности, на отделку станции. А через пару десятков лет детали недостроенного дворца разошлись по нескольким крупным стройкам. Осталась в глубине железобетонная плита его фундамента. Держала тридцать лет бассейн «Москва», теперь держит воспроизведенный храм.

Узкий выход через маленький павильон и легкая архитектура подземной части совершенно не соотносятся со сверхгигантским проектом и коммунистическим пафосом предполагавшегося Дворца Советов. Подземная и надземная части станции ныне признаны памятниками архитектуры.

Если идти через выход, который к бульварам, то на стене павильона можно увидеть мемориальную доску – напоминание еще об одной утрате (первый храм Христа Спасителя я тоже причисляю к ним): здесь был храм.


Фото 2. Мемориальная плита на стене павильона
(изображение можно увеличить)


Такие вот места – куда ни кинь – сплошные потери, и – простите – нет сил обойти это молчанием.

Мы вышли на площадь Пречистенские Ворота, она образовалась на месте пересечения крепостной стены Белого города с дорогой, идущей от Кремля. Здесь она раздвоилась на Пречистенку (справа) и Остоженку (слева). Нам на Остоженку. А если бы прошли сотню метров по Пречистенке – увидели бы здание школы постройки 30-х годов. На этом месте тоже стоял храм.

Такая же замена была и на территории Зачатьевского монастыря. Если бы не в монастырь шли, а просто гуляли по Остоженке, натолкнулись бы на странное пустое место у дома № 41 - тоже был храм - Успенья, что в Остожье. Утраты, потери…

Остоженка вела в Лужники и далее – на Смоленск. А нам сейчас идти по ней не более пяти минут. Посмотрите налево и вдаль – новоделы. Посмотрите на правую сторону улицы – дома готовятся к сносу, Утратим, потеряем…

У первого перекрестка со светофором глядим налево и видим стену монастыря, ворота и церковь над ними. А перед нами, на самом перекрестке какой-то невнятный сквер не сквер, газон не газон. Да, и здесь был храм. С его колокольни в ноябре 1917-го большевики вели обстрел соседнего квартала. А в 1935-м снесли.

Но не будем отвлекаться.

Нас встречает основатель монастыря святитель Алексий, митрополит Московский – его образ написан на стене справа от ворот. За стеной, а вернее в толще стены, большая церковная лавка. На первый взгляд – как есть книжный магазин, и не сразу поймешь, что это… часовня! Она устроена в 1999 году в память одного из приделов разрушенного монастырского собора.

Надвратная церковь освящена во имя Спаса Нерукотворного образа. Это хороший памятник московского (нарышкинского) барокко.

Монастырь был основан около 1360 года. Тогда был построен храм во имя Зачатия праведной Анны с приделом Алексия - человека Божия. Поэтому монастырь был известен и как Зачатьевский, и как Алексеевский. Это был действительно первый московский (строго говоря, в XIV веке это место было загородом) женский монастырь, поэтому он еще именовался Стародевичьим. Он послужил образцом для устройства последующих женских монастырей Москвы. Это не значит, что до того времени не было женского монашества. Было. Но только жили чернецы и черницы в одном монастыре, разделенном на две половины.

В течение последующих пяти с лишним веков монастырь знавал годы расцвета и упадка, горел, перестраивался. Однажды даже… раздвоился: после сильнейшего пожара в 1547 году, от которого юный Иоанн Васильевич будущий Грозный бежал из Кремля и спасался на Воробьевых горах, был перенесен примерно на то место, где сейчас скверик подле храма Христа Спасителя и деревянная церковь во имя Державной иконы Божией Матери. А на прежнем месте осталась небольшая община.

Сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович был женат на сестре Бориса Годунова Ирине, и не было у царственных супругов детей. Прагматичный Борис готов был выписать из-за границы лучшего врача для свой сестры, а Федор от этого отказался, уповая на Господа. Он и его супруга усердно молились о даровании наследника, в том числе и на месте старого Алексеевского-Зачатьевского монастыря, который был известен на Москве как место, где Божией помощью совершается помощь в чадородии. Поэтому и был возобновлен этот монастырь, в 1584 году построен здесь новый, каменный храм Зачатия праведной Анны с приделом великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины. Кроме того, монастырю царем были сделаны, и не один раз, богатые пожертвования. «Как известно, не помогло», - глумливо замечает автор одного из путеводителей советских времен. Это не совсем так. Действительно, наследника супруги так и не дождались, но у них в 1592 году родилось дитя. Как, наверное, счастливы были родители, хоть это была и девочка! И имя ей дали - Феодосия – дар Бога. Увы, она умерла через год с небольшим. В наши дни останки царицы Ирины были изучены, и оказалось, что деторождению препятствовала патология ее таза. Но была же Феодосия! «Бог идеже хощет, побеждается естества чин...»?

Фото 3. Царица Ирина Годунова

Каменный Зачатьевский храм простоял более 200 лет, в начале XIX века был разобран. В память о нем устроили одноименный придел в новом монастырском соборе во имя Рождества Богородицы (творение Матвея Казакова и его сына), который снесли в 1930-е годы и на этом месте построили школу. После возрождения монастыря в ХХ веке Зачатьевский храм был устроен в новом трапезном корпусе.

Послереволюционная история монастыря типична. 1918-й – национализация, 1924-й - обитель упразднена, на ее территории открыта трудовая колония для беспризорных детей, 1925-й – окончательное закрытие всех храмов монастыря. Часть насельниц покинула монастырь, оставшиеся, чтобы не расставаться с ним, организовали на его территории трудовые артели. Позже их выселили оттуда, часть сослали в Казахстан. Уцелевшие монахини старались расселяться неподалеку от монастыря и не прекращали духовного делания. Их окормлял бывший духовник обители протоиерей Михаил Ивановский, после его ареста в 1930 г. сестры объединились вокруг монахини Антонины (Яковлевой). Отец Михаил умер в ссылке от голода в 1942 году, а монахиня Антонина, прожив сто лет, сохранив бодрость духа, - в 1969-м. Последняя насельница Зачатьевского монастыря схимонахиня Нина преставилась в 1984 году, когда в стране уже начались новые веяния.


Фото 4. Таким был Зачатьевский монастырь до октябрьского переворота
(изображение можно увеличить)


В 1991 году было образовано сестричество во имя иконы Божией Матери «Милостивая» и начаты труды по возрождению монастыря. Богослужения возобновились в 1993-м. В 1995 году последовал указ о возобновлении монастыря и присвоении ему статуса ставропигиального. Патриарх Алексий II передал новой его начальнице игумении Иулиании посох последней настоятельницы, хранившийся в храме Ильи Пророка Обыденного. Он находится неподалеку и сыграл большую роль в истории монастыря, но рамки небольшой статьи не позволяют подробно остановиться на этом.

О значительности Зачатьевского монастыря для сегодняшней духовной жизни говорит тот факт, что патриарх Кирилл посетил его вскоре после своего избрания, во второй день Великого поста.

Мы помним, что первой настоятельницей основанного святителем Алексием монастыря стала его сестра Иулиания. Ее труды разделяла другая его сестра, Евпраксия. Сегодняшнюю настоятельницу тоже зовут Иулиания. В миру – Мария Глебовна Каледа (ударение на последнюю букву). Знакомая фамилия?

В 1927-1929 гг. в московском храме Святого Владимира, что в Старых Садех, служил иерей Владимир Амбарцумов, расстрелянный на Бутовском полигоне в 1937-м, в 2000-м прославленный в лике священномучеников. Дочь о. Владимира Лидия стала женой его духовного сына Глеба Каледы, ныне известного священника, писателя. Двое их сыновей стали священниками (Кирилл - настоятель храма Исповедников и новомучеников российских в Бутове), а дочь – настоятельницей Зачатьевского монастыря.

Ну а сестры и сподвижницы святителя Алексия и по блаженной своей кончине являют нам свою помощь. В 2001 году они были прославлены в лике местночтимых святых Русской православной церкви. Их мощи обретены не были, покоятся под спудом; место погребения отмечено крестом и надгробиями. Его легко найти.

Лево-центральную, так сказать, часть монастырской территории занимает практически уже отстроенный новый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В подземной части его части сохраняются остатки фундамента разрушенного собора. По завершении строительства здесь откроют небольшую археологическую экспозицию из старинных сосудов и других предметов, обнаруженных при раскопках на этом месте.

Правее - храм Сошествия Святого Духа, построенный в середине XIX века архитектором М.Д. Быковским. Перед ним, на фоне стены, вы и увидите надгробный крест. На нем – образ святых сестер, являющим миру чудеса и исцеления, и молитва к ним.

Свято-Духовский храм в советское время был сильно перестроен и обезглавлен, но сейчас полностью приведен в порядок. Главная его святыня – икона Божией Матери Милостивая. Она в заметном киоте на стене впереди слева. Икона в золотистом окладе, богато украшенная благодарственными приношениями.

Фото 5. Икона "Милостивая"

Частица крестного древа вделана в крест-распятие, он у стены впереди справа. Рядом с ним икона «Плач при кресте Господнем», изображающая Божию Матерь, позади которой ее распятый Сын.

В левом ближнем ко входу уголке, где сосуд со святой водой, икона Феодосия Черниговского и туфля, освященная на его мощах. На левой стене, за кануном почитаемая икона святых Иулиании и Евпраксии с житием, икона святых Киприана и Иустины с частичкой мощей и тоже с приношениями.

На ближнем левом столпе чтимая икона Зачатия праведной Анны.

Это все святыни, находящиеся в храмовой трапезной. Храм отделяют от нее стены и два столпа. Сразу за ними большие иконы с мощевиками: слева старцы Оптинские, справа – Печерские.

Богослужения в храме совершаются ежедневно, но расписание сложное. Примерно такое:

Литургия обычно начинается в 8.00, ей предшествует молебен с акафистом преподобным Иулиании и Евпраксии (с 7.30). В праздничные и воскресные для литургия в 8.30. Вечерняя служба в 17.00, в субботу в 16.00. В первое воскресенье месяца на вечерне читается акафист Иоакиму и Анне; по четвергам, кроме двунадесятых и великих праздников – параклис с акафистом перед иконой Божией Матери Милостивая (параклис - (греч. утешение) – молебный канон, посвященный Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби). Ежедневно, кроме двунадесятых праздников, в 7.30 молебен с акафистом преподобным Иулиании и Евпраксии. Вход на монастырскую территорию - в соответствующее время: с открытия до закрытия храма. Фотографировать разрешено только с благословения настоятельницы.

Фото 6. Дом, в котором отшел ко Господу св. Патриарх Тихон
(изображение можно увеличить)

Если продолжить обход монастырской территории против часовой стрелки, то пройдешь между строящимся собором и келейным корпусом, в котором помещается еще одна церковная лавка. В ней продаются иконы, полочки, художественные изделия… За ним, у самых ворот - маленькая лавочка, торгующая свежеиспеченным хлебом нескольких сортов, восхитительными рулетами, булочками. По-моему, это лучшая выпечка в Москве. Особенно хорош коричневатый хлеб «Монастырский». Через ворота можно выйти в переулок и, двигаясь вдоль стены, прийти к центральному входу.


Фото 7. Тротуарные тумбы
(изображение можно увеличить)

Совсем рядом с монастырем еще одно памятное для православных место – в доме № 19 по Остоженке (бывшая клиника Бакунина) в ночь с 7 на 8 апреля 1925 года при не выясненных до конца обстоятельствах, возможно, не без «помощи» соответствующих служб, скончался патриарх Тихон (Белавин), ныне причисленный к лику святых.

…Да, тротуарные тумбы еще остались в Москве! Две были найдены мною по бокам арки в доме № 2 по Лопухинскому переулку (он напротив монастыря). Они уже почти целиком углубились в асфальт, так что спешите видеть.



Текст: Ольга Савичева, Москва, март 2009.


Фотографии: 1, 2, 6, 7 - Ольга Савичева;
3 - http://lims007.livejournal.com;
4 - Н. А. Найденов, http://www.temples.ru;
5 - Википедия.




Из дальних странствий возвратясь:

Знаки Божьего присутствия
Рекен (Германия), 21 марта 2009
(изображение можно увеличить)







РАЗНОЕ





КОНТАКТ: a[@]palomnik.org