Выпуск 023
02.03.2007

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный центр велосипедного паломничества в честь апостола Иакова Зеведеева
Сайт редактора рассылки: здесь

Другие рассылки редактора:
ГЕОИНФОРМАЦИЯ
ВЕЛОСИПЕДИЗМ
Всего подписчиков: 0440 (+3)

CОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
Текущая неделя между рассылками 023-024

Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
Храм пророка Божия Илии в Хайфе: фоторепортаж

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
Феодоровская икона Божией Матери прибывает в Саратов

Икона помогла задержать своих похитителей

Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь

Святые источники тверской земли

Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА
Хвалите Господа с Небес. Мировая сокровищница христианства (продолжение 2).

Проект 5: ВЕЛИКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ КРЕСТ
Сегодня - пока только идея

Проект 6: ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Крестный ход грузинских паломников

Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
Давайте соберем бесплатную общедоступную электронную паломническую библиотеку


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


Текущая неделя между рассылками 023 - 024


02 марта, пятница: священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612-й год)

03 марта, суббота: Поминовение усопших

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

04 марта, воскресенье: святителя Григория Паламы

Во второе воскресенье Великого поста и 27 (14) ноября Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского (Солунского).

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием.

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами.

Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника. В субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал Богослужение и произносил проповеди. Иногда святой Григорий посещал богословские собрания городской образованной молодежи. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет.

В 1331 году святой удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов Православия.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил: - Напыщенные мирской и тщетной мудростью и невнимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное, хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28) . . .

Везде присутствует Царь всяческих, и везде - Царство Его, так что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественного Духа . . .

Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами . . , но таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу, посредством изменения чувств, произведенного в них Духом . . .

Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам . . . в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.

Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел этот Свет. По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом Свою плоть, но только показал, откуда этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его: ибо написано, что и святые ПРОСВЕТЯТСЯ, КАК СОЛНЦЕ (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа . . . Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный . . .

К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый СВЯТОГОРСКИЙ ТОМОС.

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными.

Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1323-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Но несмотря на это Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

За три года до кончины он вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами В ГОРНЯЯ! В ГОРНЯЯ! святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

1 Даты в тексте даны по старому стилю.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/holidays/01pdp/27.html

МЕСТО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА: ФЕССАЛОНИКИ, ГРЕЦИЯ, ХРАМ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

От редактора рассылки: здесь приведены фотографии, взятые с только что цитированного сайта саратовской епархии. Подписи под фотографиями отсутствуют, поэтому можно только догадываться, что на них изображены церковь Григория Паламы и ее интерьер с мощами из Фессалоник. Мои попытки найти в русскоязычном интенете более подробные сведения о церкви и мощах св. Григория Паламы оказались безрезультатными, и только на одном из болгарских туристских сайтов нашлось упоминание о храме Паламы в Фесалониках и о том, что именно там находятся его святые мощи.

И здесь вновь возникло острое чувство боли и стыда: получается, что в нашей православной церкви с большой торжественностью празднуется два раза в год память святого Григория Паламы, причем именно во второе воскресенье Великого поста (великая честь для святого!), но в реальности это только ПАМЯТЬ ПО ДОЛГУ. На самом деле в России нет ни одного храма или даже церквушки в честь этого великого святого, то есть нет ни одного престольного праздника. Если я ошибаюсь, то буду очень рад узнать об этом и моментально в нашей рассылке появится мое опровержение с извинениями и фотографии этой церкви. Жду с надеждой.

Алексей Потупин

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

06 марта, вторник: Козельщанской иконы Божией Матери

08 марта, четверг: священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167-й год)

09 марта, пятница: Первое (IV-й век) и второе (452-й год) обретение главы Иоанна Предтечи


Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ


Храм пророка Божия Илии в Хайфе: фоторепортаж


Храм пророка Божия Илии в Хайфе, Израиль. Русская православная церковь

Несмотря на массированные ракетные обстрелы террористами ХИСБАЛЛЫ города Хайфы, что на севере Святой Земли, русская православная церковь полностью сохранилась и в ней постоянно возносятся молитвы к пророку Господню Илие. Именно здесь, на святой горе Кармил, где пророк Илия посрамил язычников и жрецов Ваала, находится храм русской православной церкви.









Анна Зюзина
http://www.pravmir.ru/article_1802.html


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ


Феодоровская икона Божией Матери прибывает в Саратов





Прибытие в наш город чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери ожидается в понедельник 5 марта. Встретиться с ней саратовцы смогут в тот же день в 16.00 в Покровском храме (угол ул. М. Горького и Б. Горной). Чартерным рейсом на ЯК-40 икона будет доставлена в сопровождении духовенства Костромской епархии. Из саратовского аэропорта святыню доставят на бронированном автомобиле, в сопровождении ГИБДД. Молебен Божией Матери перед иконой Ее Феодоровской отслужит Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. В дни пребывания образа в Саратове - с 5 по 12 марта - Покровский храм будет открыт с 8 до 24 часов.В связи со встречей и пребыванием иконы в Саратове с 5 по 12 марта будет усилена работа городских маршрутов:автобусных №2, 3, 6, 11, 12, 25, 29, 32, 33, 52, 57, 62, 72, 73, 77, 90, 92, 94, 95, 96, 97, 109; трамвайных №11 и 12; троллейбусных №1, 5 и 15,а также пригородных автобусов от города Энгельса:до остановки Ул. РАДИЩЕВА - угол ул. МОСКОВСКОЙ» - №246 (от ВолжНИИГИМ); №284К (от 11-й школы); №284А и 284Б (от Химволокна); №274Б (от совхоза НОВЫЙ); №282Б (от совхоза ЭНГЕЛЬССКИЙ);до остановки Ул. ВОЛЬСКАЯ - угол ул. ПОСАДСКОГО) - №284 (от пос. Мелиораторов); №247 и 247А (от ярмарки).В 22.30 от остановки Ул. ВОЛЬСКАЯ - угол ул. ПОСАДСКОГО в Энгельс будут отправляться по одному автобусу следующих маршрутов: №246, 284, 284А, 284Б. Ежедневно от остановки 11-Я ШКОЛА (Энгельс) до железнодорожного вокзала (Саратов) с 23.00 до 5.00 на направлении Саратов - Энгельс работает автобус по следующему расписанию:от 11-й школы г. Энгельса: 23.00; 0.20; 2.20; 3.40;от железнодорожного вокзала г. Саратова: 23.40; 1.00; 3.00; 4.20.Специально для паломников из районов Саратовской области организовано дополнительное транспортное обслуживание.По вопросам транспортного обслуживания обращаться в центральную диспетчерскую службу ОГУ Управление автомобильного транспорта Саратовской области по тел. 27-79-06, 27-76-35 и в центральную диспетчерскую службу МУ ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ по тел. 28-69-46.


02 марта 2007
http://www.vzsar.ru/news/3148.html


Икона помогла задержать своих похитителей


Мистический случай произошел в Воротынском районе Нижегородской области, где икона Иоанна Богослова упорно НЕ ДАВАЛАСЬ грабителям и в конце концов вывела на их след милицию.

Сначала банда похитителей, среди которых были граждане России и Армении, пытались пробраться в храм села Разнежье через окно: они пробовали срезать металлические решетки специальными ножницами, но на втором пруте инструмент, казавшийся таким надежным, просто переломился, рассказал настоятель церкви отец Алексей.

На следующую ночь воры повторили попытку. Они все-таки смогли сделать в решетке отверстие. Но попасть в церковь опять не получилось - сработала сигнализация, пришлось скрыться. На место приехал милицейский патруль и дежурил до утра. Однако буквально через пару часов после их отбытия похитители вернулись на место преступления и закончили свое черное дело.

И тут их стали преследовать неудачи. Только воры выехали из села, как ГАЗЕЛЬ заглохла. Попытались чинить - бесполезно. В это время незнакомую машину заметили местные жители и сообщили в милицию. Наконец, ГАЗЕЛЬ завелась, но в районе уже объявили план ПЕРЕХВАТ, и злоумышленников задержали недалеко от села. Даже передать лик своим подельникам они не успели.

Святой Иоанн не позволил свершиться такому богомерзкому делу, считают жители села Разнежье.

Со святынями из разнеженского храма уже случались чудеса. Однажды украденная икона мистическим образом сама вернулась в церковь, когда, отъехав от деревни всего на десять километров, преступники решили устроить пикник и по неизвестной причине оставили икону на обочине дороги. Образ заметили жители села и принесли обратно в церковь.

02 марта 2007
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=16911


Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь


Свято-Успенский монастырь находится в ущелье Майрам-дере (УЩЕЛЬЕ МАРИИ в переводе с татарского) недалеко от Бахчисарая и является одним из самых древних в Крыму. Согласно нескольким преданиям, это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери ОДИГИТРИЯ (ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА), ставшей затем главной святыней обители.

Время возникновения пещерного храма Успения Пресвятой Богородицы, от которого взял свое начало монастырь, как и самой обители, скрыто в глубине веков. В ученом мире по этому поводу нет единого мнения. Согласно одной версии, монастырь основали греческие монахи, которые, поселившись здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи. Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку.

Фотография с сайта http://vladya.io.com.ua

Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 г. Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи обители утвердилась новая столица Крымского ханства - Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молиться среди единоверцев.

В конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита Готфо-Кефайской епархии, и здесь же утверждается центр православия в Крыму. Материально обитель поддерживали русские цари, о чем свидетельствуют сохранившиеся грамоты царя Федора Михайловича и Бориса Годунова.

Заключительным этапом первого периода жизни монастыря стали события исхода христианского населения из Крыма. Именно здесь, в Успенском храме обители, митрополит Готфский и Кефайский Игнатий (позже Игнатий Мариупольский) в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 г. призвал христиан (в основном греков) покинуть пределы Крымского ханства. В сентябре 1778 года под руководством генерал-поручика А. В. Суворова из 8 городов и 66 селений Крыма вышли 31098 греков-христиан, поселившихся на землях Приазовья. Здесь они основали более 20 сел и город Мариуполь, названный так в честь Матери Божией.

В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Успенский храм в то время был единственным в округе. После присоединения Крыма к России в Бахчисарай и окрестные села стали возвращаться скрывавшиеся от преследований греки-христиане, оставшиеся на полуострове. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. Полковник Тотович, комендант Бахчисарая, передал в дар церкви иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. Фонтан возле церкви устроил симферопольский купец Евстафий Савопуло.

Чтобы посетить храм, многим христианам приходилось проделывать долгий путь. Поэтому было решено построить храм в Бахчисарае. В 1800 г. здесь закончили строительство собора в честь святителя Николая. Успенский монастырь опустел. Только раз в году, в день храмового праздника Успения Богоматери, 15 августа по старому стилю, древнюю обитель наполняли массы богомольцев. Начиная с Александра I, Успенский храм посещали государи России и особы императорской фамилии. Так, с 1817 года по 1838 год здесь побывали императоры Александр I и Николай I, наследник, будущий император Александр II, а также члены их семей.

01 марта 2007
Елена Иванова
http://bospor.com.ua/articles/303.shtml
(Продолжение следует)


Святые источники тверской земли


. . . Тверская земля, из недр которой берет свое начало великая русская река Волга, где плещутся воды свыше 500 больших и малых озер, прославилась и своими целебными источниками. Официально Тверская епархия Русской Православной Церкви - одна из старейших в России - признала наличие здесь 15 святых источников, хотя, если судить по народной молве, их в Верхневолжье гораздо больше. Каждый из них имеет свою историю, а о чудесных исцелениях святой водой вот уже несколько веков слагаются легенды, проверить и разгадать которые не раз пытались ученые.

Один из таких источников находится в Зубцовском районе, а слава к нему пришла еще в средние века, когда местные жители заметили, что регулярное умывание водой из этого источника помогает излечить болезни глаз и многие другие недуги. В начале Великой Отечественной воды, когда райцентр - город Зубцов - был в течение 11 месяцев оккупирован немцами, а на территории района действовали многочисленные партизанские отряды, вода из святого источника спасла жизни десяткам раненых советских солдат. Ее канистрами приносили в лесные лазареты и госпитали, в которых не хватало лекарств, и промывали гнойные раны солдат. Позже ученые обнаружили в этой воде большой процент серебра, который и выполнял функции антисептика. Возможно, именно его наличием объясняются удивительная искристость воды из этого источника и необыкновенно красивое звуковое журчание.

Пожалуй, самый знаменитый в Тверской области святой источник находится в деревне Савватьево Калининского района. По преданию, святой колодец был выкопан здесь еще в XIV веке самим преподобным Савватием Оршинским на месте его отшельнических подвигов, так же как и прудик, расположенный в лесу недалеко от пещерки, в которой жил преподобный старец.

В период атеистических гонений колодец и прудик были засыпаны, пещерка полностью разрушена. И лишь только в 2000 году был восстановлен колодец, а два года спустя и пруд. И неиссякаемой вереницей вновь поехали паломники в Савватьево, чтобы искупаться, набрать святой воды и помолиться на месте духовных подвигов преподобного Савватия, пустынника тверского, игумена Оршинского, чудотворца.

Очень интересна история источника в селе Мшенцы Бологовского района, названного в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Перед началом Отечественной войны 1812 года в селе Мшенцы была обретена икона Божьей Матери КАЗАНСКАЯ. Она лежала на дне водоема, и при каждой попытке поднять ее на поверхность образ терялся. Местные жители рассказали об этом чуде своему священнику. И только после того, как батюшка совершил Божественную литургию, икону Богородицы достали из воды и торжественным крестным ходом перенесли в храм великомученицы Параскевы Пятницы, расположенный в этом селе. Там Казанский образ Божьей Матери находился более 100 лет. На месте чудесного обретения иконы была построена часовня. Но в 1937 году, когда в стране шла борьба с церковью и священнослужителями, часовню разрушили, а икона была утеряна. Однако источник, где она явила свой лик людям, не иссяк, а вода, как заметили люди, очень помогает при болезни глаз и других недугах. Верующие по-прежнему приезжают в Бологовский район, чтобы искупаться и набрать святой воды, испрашивая молитв и заступничества Пресвятой Богородицы.

А вот вода из источника в честь иконы Божьей Матери ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК близ города Кувшинова помогает женщинам, потерявшим надежду обречь радость материнства. Во второй половине XIX века над этим источником была построена церковь в честь иконы Божьей Матери ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК, а сам источник находился под алтарем. Оттуда вода сверкающими каскадами стекала вниз, где располагалась небольшая купальня. В 60-е годы прошлого столетия храм полностью разрушили. Но в середине 90-х годов на этом месте вновь построили новую часовню и обиходили святой источник.

Неподалеку от Кувшинова, в деревне Облово Осташковского района, находится еще один источник - в честь образа Пресвятой Богородицы НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА. Недавно житель Москвы на свои средства построил сень над источником в благодарность за посланное ему исцеление. Как известно, эта икона оберегает дом от пожара и способствует благополучию в семье. Многие жители тверского края приезжают за этой водой, чтобы окропить ею свой дом или новую квартиру.

Оковецкий источник, прославивший Ржевский района, существует многие столетия. И на месте одного из пребываний чудотворной иконы и креста в 1870 году был построен храм-часовня в честь Оковецкой иконы Божьей Матери. В это время обустроили и место святого ключа. Гранитными плитами выложили колодец и воздвигли шатер на столбах над самим ключом. Рядом была сооружена купальня, в которую из колодца по желобу поступала вода для омовения.

В 1934 году с закрытием храма в селе Оковцы был разрушен и храм-часовня на источнике, а сам источник засыпан строительным мусором и камнями. В 1991 году земля святого ключа была передана Нило-Столобенской пустыни. После этого началось возрождение источника. В 2003 году на этом месте иноки Ниловой пустыни по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора основали подворье. Вода из Оковецкого ключа исцеляет от всех болезней, сюда едут паломники со всей России.


Монастырь Нила Столобенского, Тверская губерния (фото http://blog.artnn.ru)

А в Бежецком районе есть святой источник в честь великомученицы Параскевы Пятницы в Николо-Теребенской обители. Колодец в честь святой Параскевы, расположенный на территории Николо-Теребенского монастыря, известен еще с 1492 года. Замечено, что чаще всего сюда приходят женщины, и это не случайно. Ведь святая Параскева, которую по сей день ласково называют матушкой Пятинкой, является покровительницей женского труда, домашнего хозяйства. Раньше рядом с колодцем была часовня, построенная в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Но в годы атеистических гонений и колодец, и часовня были разрушены. Восстановили колодец только в 1999 году, а часовню в 2003 году.

В этом же районе, между деревнями Поречье и Сабель, расположен святой источник в честь иконы Божьей Матери ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ. В 1842 году на этом месте была явлена икона Божией Матери ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ, но в годы советской власти эта святыня была осквернена. И лишь в середине 90-х гг. XX века источник облагородили, соорудили вокруг него металлическую ротонду. А с 2003 года, в день чествования образа Пресвятой Богородицы ВСЕХ СОРБЯЩИХ РАДОСТЕ, который приходится на 28 июня, стали совершать крестный ход из Поречья до святого источника.

Образ Пресвятой Богородицы, сохраненный до сих пор, почитается не только местными жителями. Православные со всех уголков Тверской области приезжают на святой источник, испрашивая помощи и заступничества Божьей Матери.

На тверской земле есть сразу два святых источника, носящих имя святителя Николая: в селе Иваниши Старицкого и деревне Паника Торжокского районов. Здесь верующие просят здоровья для всех близких, а в последние годы сюда в день свадьбы приезжают молодожены просить, чтобы их семейная жизнь была долгой и счастливой.

Но помните, каждое действие, обращенное к Богу, должно сопровождаться молитвой. И тогда ваша вера в чудо обязательно будет вознаграждена.

28 февраля 2007
http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=27939


Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА


Хвалите Господа с Небес. Мировая сокровищница христианства (продолжение 2)


Без остановки мы пересекаем Австрию, полюбовавшись видами Альп, и попадаем, наконец, в Италию. О пересечении границ мы узнавали по SMS-сообщениям с приветствием в каждой стране. По мере продвижения на юг природа менялась, становилась богаче и разнообразней. На смену уже убранным полям пшеницы и кукурузы пришли виноградники и оливковые плантации.

Первая остановка близ одного из самых необычных городов не только Италии, но мира, - Венеции. В городе кругом вода, сотни каналов, узкие улочки, сам он похож на огромный каменный корабль. Мы сразу погрузились в атмосферу старины, которая здесь нарочно сохраняется для туристов.

Итальянские города, особенно приморские, всегда отличались от остальных городов Европы. Они раньше других стали накапливать богатство. Это были так называемые республики, достигшие своего наивысшего расцвета в период позднего средневековья, и среди них Венеция, которая была самым цветущим и богатым городом на всем Апеннинском полуострове вплоть до XVI века.

С момента разделения могучей Римской империи на Восточную и Западную берега Италии не знали покоя. Их одолевали орды готтов Алариха, гунны Атиллы. В 568 году, спасаясь от нашествия лангобардов, патриарх Павлин не только обосновался со своей паствой на островке Градо, но и вывез туда все святыни и церковные сокровища из терзаемой варварами Аквилеи. Этот год и считается условной датой возникновения Венеции.

Таинственность окружает все рассказы о городе на воде. Венеция правды о себе не любила. А венецианцы не только не заботились опровергать клевету и ложные слухи, но сами их распространяли. В XIII веке один священник так охарактеризовал жителей Венеции: - Венецианцы - люди жадные, упорные и суеверные; они хотели бы захватить весь мир, если бы только могли.

Венецианцы не гнушались ничем - даже воровством и обманом.

К началу IX века островитяне смогли в значительной мере избавиться от политической зависимости от Византии. Внешним выражением фактически обретенной самостоятельности явилось то, что Венеция приобрела собственного святого покровителя - евангелиста Марка. Как гласит легенда, св. Mapк, возвращавшийся морем из Аквилеи, где проповедовал христианство, был застигнут бурей и нашел приют на одном из островов лагуны; во сне ему явился ангел и предрек, что здесь ему суждено обрести вечный покой. До IX века мощи св.Марка находились в Александрии. Как рассказывают летописцы, они нашли их в одной из церквей Египта, украли, оставили вместо них мало почитаемые ими почему-то мощи св. Клавдия и с добычей возвратились домой, спрятав мощи под кусками свинины, к которой мусульмане не прикасались. Их прибытие в Венецию в 828 году стало важнейшим событием в политической жизни города.

В XI веке Венеция смогла позволить себе приступить к строительству роскошной базилики св. Марка, намереваясь создать церковь невиданной красоты. Собор святого Марка украшен богатствами, добытыми на Востоке, в Византии, у турок и сарацин. В отделке сооружения есть целые куски греческих и римских храмов, подогнанные к размерам и формам собора. Убежденные, что художественная ценность здания возрастет от разнообразия его деталей, строители не жалели античные развалины. Все колонны, украшающие фасад Сан-Марко, отличаются друг от друга. Из Византии, с ипподрома в Константинополе, были вывезены кони, стоящие на крыше преддверия собора св. Марка. Кони эти были изваяны в Греции около III века до нашей эры, а потом через Рим и Константинополь попали в Венецию. Правда, коней, в свою очередь, увез во Францию Наполеон, но в конце концов они были возвращены на Сан-Марко.

Собор поражает красотой как внутри, так и снаружи. Он представляет собой массивное здание в форме равностороннего креста, центр и концы которого увенчаны мощными, как бы вздувшимися, куполами. Внутри Сан-Марко производит еще более сильное впечатление. Все купола и своды залиты золотом мозаики. Алтарная преграда высечена из темно-красного веронского мрамора. Украшает алтарь Pala dOro - иконостас из множества некрупных икон в орнаментированном золотом обрамлении с драгоценными камнями и эмалями, которому нет равного в мире. Этот иконостас поворачивается в праздничные дни. Мы пропели величание св. апостолу Марку, мощи которого покоятся под главным алтарем. Представилась редкая возможность приложиться к гробнице святого - не часто удается прикоснуться к святыне в католическом храме. Пройти в алтарь можно через турникет, заплатив один евро.

Сан-Марко всегда был для венецианцев символом их города и центром общественной жизни: здесь вручали полномочия новым дожам и кондотьерам (наемным полководцам), а крыша преддверия храма использовалась как трибуна, с которой венецианские власти взирали на торжественные церемонии, происходившие на площади. Сейчас площадь заполнена туристами, которые могут покормить с рук многочисленных голубей, обитателей Сан-Марко.

Венеция первоначально строилась из римского кирпича, который перевозили на лодках из разрушенных нашествиями городов. Из Тира вывезли и установили на площади св. Марка у самого берега две мощные колонны (утопив по дороге еще одну) из красного и серого гранита. Одну из колонн венчает статуя святого Феодора, древнего покровителя венецианцев, другую - лев, символ св. Марка. Святой Феодор Тирон не почитается католиками нигде, кроме Венеции. Бронзовое изображение крылатого льва - сасанидская скульптура IV века, а беломраморный св. Феодор верхом на крокодиле скомпонован из торса римского полководца II века и головы Митридата Понтийского.

По узким улицам вдоль каналов мы направились к греческому храму в честь великомученика Георгия, где нас радушно встретил архимандрит Панкратий. Он вынес из алтаря десницу св. Василия Великого. Повеяло родным запахом ладана, необыкновенные благоухающие цветы и огромного размера свечи у алтаря украшали храм. Когда-то десять процентов жителей в Венеции были греки, сейчас их не более ста человек.

Нам довелось побывать в храме св. Захарии, в котором находятся мощи св. Захарии, отца святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и св. Афанасия Александрийского. В этом итальянском городе хранится еще множество святынь неразделенной Церкви. Среди них - мощи апостола Матфия, первомученика архидиакона Стефана, святого Иоанна Милостивого, борца с иконоборчеством святого патриарха Константинопольского Германа, преподобного Павла Фивейского, мученицы Христины, великомученика Феодора Тирона, преподобной Марины. Часто святыни попадали в город таким же незаконным образом. Венецианцы считали, что они приносят удачу.

В Венеции есть и русский православный приход во имя святых Жен-мироносиц, образованный в 2002 году. Его настоятель священник Алексий Ястребов сопровождал нас по городу.

Венецию называют одной из жемчужин Италии. Она объединила в себе традиции Востока и Запада, соединив достижения византийской и западной культуры. Нам предстояло познакомиться еще с двумя жемчужинами - Римом и Флоренцией.

Вероника Сабирова
http://istoki.spb.ru/db/publisher/show.php?go=showarticle&id=192
Продолжение следует.


Проект 5: ВЕЛИКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ КРЕСТ


Сегодня - пока только идея


Совсем коротко: есть, кажется, неплохая идея. Проложить по территории Евразии два сверхдлинных маркированнных паломнических православных маршрута, пересекающихся в виде креста.

Первый - широтный: Екатеринбург (Россия) - Киев (Украина) - Бари (Италия) - Сантьяго де Компостелла (Испания)

Второй - долготный: Мурманск (Россия) - Киев (Украина) - Афон (Греция) -Иерусалим (Израиль) - гора Моисея (Египет).

На этих маршрутах собраны все главнейшие православные наши святыни и все Лавры России и Украины.

Обсудим? Пишите редактору рассылки ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Алексий Потупин


Проект 6: ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО


Крестный ход грузинских паломников


Как сообщила Всеукраинская Ассоциация грузинских общин, с целью молитвенного воссоединения грузинского и украинского народа и с желанием пройти по стопам святого апостола Андрея Первозванного паломническая группа из двух человек: иконописца Сергея Богданова и его супруги Кетевани Минадзе вместе с иконой св. ап. Андрея Первозванного совершают пеший Крестный Ход от Киева до Тбилиси.

Крестный Ход совершается с благословения Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира. Суть данного паломничества заключается в том, чтобы вымоленную в украинских и грузинских храмах икону св. ап. Андрея Первозванного передать в дар Патриаршему Кафедральному Собору Святой Троицы города Тбилиси.

11 января 2007 года после молитвенного служения перед иконой св. ап. Андрея Первозванного в Храме Рождества Пресвятой Богородицы Киево-Печерской Лавры в присутствии украинских священнослужителей и прихожан, а также представителей грузинской церкви, Всеукраинской Ассоциации грузинских общин, представителей Посольства и Консульской службы Грузии на Украине, состоялась церемония провода паломников.

Ввиду того, что путь паломников идет по стопам св. ап. Андрея Первозванного и проходит вдоль берега реки Днепр до Херсонеса, а потом идет до города Одессы (порт Иличевск, кстати единственный порт, связывающий Украину с Грузией), паломники посетят Симферопольскую и Крымскую Епархию.

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь дал свое благословение на прохождение Крестным Ходом нашей епархии с посещением храмов, а также на встречу паломников и служение молебнов перед иконой св. ап. Андрея Первозванного.

Ввиду того, что Крестный Ход - пеший, пока не представляется возможным сообщить точную дату прибытия паломников.

Данное благое дело еще раз напоминает нам о единении Вселенского Православия и о любви друг к другу двух православних народов Украины и Грузии.

20 февраля 2007
Пресс-служба Украинская православная церковь Симферопольская и Крымская епархия
http://www.start.crimea.ua/news/news_details.php?news_type_id=1&news_id=99850


Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ


Давайте соберем бесплатную общедоступную электронную паломническую библиотеку


Для этого не так уж много и требуется. Нужно перевести изданные как до революции, так и позже паломнические путеводители или книги о совершенных паломничествах на электронный язык (сосканировать) и переслать это богатство по электронному адресу редактору этой рассылки. У меня на сайте всегда найдется место для опубликования материала. Так и соберем понемногу НАШУ БИБЛИОТЕКУ. Ведь мы все в ней очень заинтересованы. Пока что бесценные сведения распылены по множеству изданий.

Алексей Потупин


ВНИМАНИЕ!: Если к вам эта рассылка поступает в неудобочитаемой форме или без фотографий, то переходите прямо к ее архиву по адресу на сайте редактора:

http://palomnik.org/PravPal/0.html


Авторы:


Алексей ПОТУПИН, Дюссельдорф, ГЕРМАНИЯ, редактор рассылки

ПРИГЛАШАЮ БЫТЬ АВТОРАМИ ЖЕЛАЮЩИХ НАПОЛНЯТЬ НОВОСТЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ РАССЫЛКИ


Контакт:


Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru