ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ПРАЗДНИКИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ |
|
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ * Старый (церковный) стиль * Новый (светский) стиль ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) |
ИНДИКТ - ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ День празднования:
* 01 СЕНТЯБРЯ (общий календарь) О ПРАЗДНИКЕ: Церковный год начинается не 1 ЯНВАРЯ (и даже не 14-го), а 1 СЕНТЯБРЯ по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю») (кстати, временному, только до Второго Пришествия Христа - А. П.), и потому заканчивается он соответственно 31 АВГУСТА (13 сентября). В этот день Православная Церковь празднует церковное новолетие – начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом индикта. В Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени, который утвердился при императоре Константине Великом. Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565 годы). Кроме привычного нам года, в котором через 12 месяцев всё возвращается к своему началу, в юлианском (то есть церковном) календаре есть ещё "полный церковный год" продолжительностью почти в полтысячелетия, называемый также "Великим индиктионом", а на Руси – Миротворным кругом. Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от Сотворения мира (5508 год до Рождества Христова) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году. Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А. Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (смотрите рисунок чуть ниже), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря. Миротворный круг (по А. И. Зелинскому) С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 год до Рождества Христова) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 МАРТА – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 году от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 СЕНТЯБРЯ, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – "чин летопроводства", во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в церковь для совершения Божественной Литургии. В 1699 году Петр I ввёл в России западно-европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенёс гражданское новолетие на 1 ЯНВАРЯ. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 СЕНТЯБРЯ, и эта традиция распространилась на все учебные заведения. ***
Основным смыслом Богослужения в Новолетие (1 СЕНТЯБРЯ/14 сентября) является воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос прочёл пророчество Исаии (Исаия 61: 1–2): "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное". И добавил: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лука 4: 16–22). Со времени пришествия в мир Спасителя человечеству дарована Богом возможность спасения - избавления от несвободы (рабства греху), стяжания добродетелей (богоподобного совершенства) и даже обожения. Именно это должно быть целью и содержанием всей жизни христиан, а более конкретно - наступающего нового церковного года. Святые учат нас, что каждый день, каждый год своей жизни человек должен жить как последний, за которым его ждёт строгий и нелицеприятный суд Божий. Потому и наступивший год, как и любой другой, надо использовать с духовной пользой, больше заботясь о своей душе, ища "прежде Царства Божия и правды Его", веруя словам Христа, что тогда всё остальное приложится нам (Матфей 6: 33). Поэтому и в песнопениях праздника говорится, что Господь в мир пришёл, ища "удобрити создание" Своё, "завещав уставы и лета, во спасение наше". Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за Его жертвенный подвиг ради спасения человечества, Церковь "приносит", то есть посвящает, новый церковный год Творцу мира, Который "нам, мудростию времена и лета положил". "Начало лета" (то есть года) мы посвящаем Начальнику нашего спасения Христу. Это значит, что мы, верующие христиане, даём обещание посвятить весь наступающий год Богу - служить Ему, а не своим греховным желаниям. И это служение Благу, Добру должно направить нас на борьбу со грехом в себе и вокруг нас, к возрастанию в добродетелях, как и сказано в псалме: "уклонись от зла и сотвори благо". Потому Церковь просит за Богослужением сподобить нас "житие начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием"; "сподобить начавшим лето (год)" и "скончати благоугодно", чтобы "многокружное лето" сие Господь благословил "благоплодием", увенчал "благословеньми"; чтобы нашим воздаянием за понесённые труды, за наше служение Добру стало познание Бога – истинного Блага – и наше "преложение (то есть изменение) к лучшим, мирное устроение", чтобы нам "славити вседетельную Его благость". В тропаре праздника Церковь просит Бога: "Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны". Автор: Владимир Немыченков (с незначительными изменениями - А. П.). |