Кто наследует живот вечный.
Уроки из жизни священномученика Дионисия Ареопагита.
Святой Дионисий Ареопагит, чья память совершается ныне, родился в городе Афины. Получив образование в лучшей афинской школе, Дионисий не удовольствовался приобретенными познаниями и отправился в Египет изучать мудрость жрецов и особенно астрономию. В бытность свою там, он видел необыкновенное затмение Солнца, сопровождавшее смерть Спасителя и сказал: "Вероятно страждет Сам Бог".
По возвращении в Афины он был избран в члены высшего судебного места — ареопага, почему и называется "Ареопагитом".
Когда апостол Павел посетил Афины, то он явился в ареопаг и начал проповедывать Христа распятого, и сообщил Дионисию о неведомом для него Боге, Спасителе мира. Дионисий крестился, быстро начал преуспевать в познании истинного Бога и был поставлен епископом Афинским. Он удостоился быть при кончине Божией Матери, а потом отправился на проповедь по разным странам. Зашедши в Галлию, он усечен был мечом в городе Париже.
Святой священномученик Дионисий, обратившийся от богов язычества к вере в истинного Бога и своей мученической смертью запечатлевший свою живую и деятельную веру, наследовал жизнь вечную.
Что же и нам, братья-христиане, делать, чтобы по примеру святого священномученика Дионисия также наследовать жизнь вечную? Запечатлеть свою живую веру в Бога мученической смертью мы не можем теперь, ибо, благодаря Богу, теперь мы ни в нашем отечестве, ни в других христианских странах, нет такого гонения на христиан, какое было во времена язычества. Между тем всякий христианин желает после смерти своей не лишиться царствия небесного. Что же нужно делать для этого? Обратимся к слову Божию и оно наставит нас на всякую истину.
Чтобы верно знать, что нам должно делать для поучения вечного живота или вечного блаженства, без сомнения, всего надёжнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства сам Иисус Христос.
Христос предъявлял нужной для получения живота вечного, или вечного блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоанн. 3. 14-16).
Иисус Христос объявлял нужной для получения жизни вечной любовь к Богу и ближнему, а именно: когда спрашивал Иисуса Христа законник что сотворив живот вечный наследую? И когда Господь спросил его: В законе что написано? а тот отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе: тогда Господь ему сказал: сие сотвори, и жив будеши (Лук. 10, 25-28).
Иисус предъявлял нужным для получения живота вечного соблюдение всех заповедей Божиих, а именно: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал у Господа: что благо сотворю, да имамъ живот вечный? Тогда Господь ему сказал: аще ли хощеши внити в животъ, соблюди заповеди (Матф. 19, 17).
Иисус Христос учил, что живот вечный получат оставляющие и отвергающие всё, что препятствует им прилепляться к Нему всем сердцем. Ибо так Он сказал Своим ученикам: всяк, иже оставитъ дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, (без сомнения в том только случае, если они отвлекают его от Христа и христианской жизни), или села, имене Моего ради, сторицею прииметъ, и животъ вечный наследитъ (Мф. 19, 29).
Иисус Христос предъявлял, что живот вечный получат все овцы, которые внимательно слушают Его слово и следуют Ему в жизни. Ибо так Он сказал: овцы Мои гласа Моего слушаютъ, и по Мне грядутъ: и Азъ живот вечный дамъ имъ (Иоан. 10, 27-28).
Иисус Христос учил, что живот вечный получат все, достойно причащающиеся Его святого тела и крови. Ибо так Он сказал: Азъ есмь хлебъ животный, сшедый съ небесе: аще кто снесть отъ хлеба сего, живъ будетъ во веки. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, живъ будетъ во веки (Иоан. 6, 51. 54).
Иисус Христос предъявлял ещё посредством святого пророка в Завете Ветхом, что жизнь вечную получат приносящие истинное покаяние. Ибо так сказано: беззаконникъ яже обратится отъ всехъ беззаконий своихъ, яже сотворилъ, и сохранитъ вся заповеди Моя, и сотворитъ судъ и правду и милость, жизнию поживетъ, и не умретъ (Иезек. 18, 21).
Наконец и святой апостол объявляет, что живот вечный получат люди, делающие в жизни добрые дела; ибо так он сказал: Богъ воздаст коемуждо по деломъ его: овымъ убо по терпению дела благаго, славы и честия и нетления ищущимъ, животъ вечный (Рим. 2, 6-7).
Вечную жизнь наследовать могут только те, которые живут в ограде православной церкви, как верные и послушные её чада. Так как Иисус Христос по изречению святого апостола Павла есть глава церкви и Той есть спаситель тела: то дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть кафолической церкви. Помните, братия, что без послушания святой православной церкви, без телеснорго союза с ней нельзя спастись, хотя бы кто и кровь свою пролил за Иисуса Христа. Помните, возлюбленные, грозные слова Спасителя: аще же и церковь преслушаетъ (брат твой), буди тебе якоже язычнимкъ и мытарь (Мф. 18. 17). Берегитесь посему лжеучителей, желающих отторгнуть вас от послушания святой церкви!
Вот что нам должно делать, чтобы наследовать живот вечный.
На вопрос: что должно делать, чтобы наследовать живот вечный, можно дать и другой ответ, со стороны противоположной, а именно:
Вечного живота не наследуют все, неверующие во Иисуса Христа, ибо иже не веруетъ в Сына Божия, сказал Иоанн Креститель, не узритъ живота, но гревъ Божий пребываетъ на нем (Иоан. 3, 36).
Вечного живота не наследуют все те, которые в настоящей жизни не ходят узкими вратами Господних заповедей; ибо Господь сказал: узкая врата и тесный путь вводяй въ животъ; а пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу (Мф. 7, 14, 13).
Вечного живота не наследуют все беспорядочно привязанные любовью к чему-нибудь созданному Богом, как ни было бы то нам важно, или дорого, или любезно: ибо, иже любитъ, говорит Господь, отца или матерь, паче Мене, несть Мене достоинъ (Матф. 10, 37).
Не наследуют вечного живота все остающиеся без истинного покаяния. Во гресе вашемъ умрете, сказал Господь нераскаянным иудеям (Иоан. 8, 21).
Не наслудуют вечного живота все не причащающиеся плоти и крови Господа Иисуса Христа; ибо так сказал Господь: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате въ себе (Иоан. 6, 53).
Наконец, не наследуют живота вечного все те, которые, боясь трудностей, не преодолевают в себе греховных вожделений, но дают им действовать в себе до конча жизни, и с ними умирают. Ибо так сказал Господь: побеждаяй наследитъ вся: страшливымъ же и невернымъ, и сквернымъ, и убийцамъ, и блудъ творящимъ, и чары творящимъ, идоложерцемъ и всемъ лживымъ, часть имъ в езере горящемъ огнемъ и жупеломъ, еже есть смерть вторая (Апокал. 21, 7-8).
Веруйте в Господа все, кто не желает потерять живота вечного! Оставьте жизнь противную Его заповедям, и живите по заповедям Его, приносите истинное покаяние, чаще причащайтесь тела и крови Его; — и вы непременно будете иметь живот вечный.
Составил священник Г. Дьяченко с дополнениями по «Словам или беседам на все воскресные и праздничные дни» Григория, архиепископа Казанского и Свияжского. Том I, стр. 315-321.
|