Поучение первое. Святой пророк Илия.
(В чём мы должны подражать святому пророку Илии?)
Святой пророк Илия жил за восемьсот с лишним лет до Рождества Христова и происходил из города Фесвы, поэтому и называется фесвитянином. Когда еврейский народ предался идолопоклонству, то в наказание за это Илия предсказал, что в еврейской земле не будет дождя, - и не было его три с половиной года. Во время бесплодия, происшедшего от засухи, пророк Илия сначала был питаем воронами, которые приносили ему мясо, а потом жил у вдовы сарептской. Несмотря на то, что у этой вдовы была только горсть муки и немного елея в сосуде, - ни мука, ни елей не оскудели во всё время, пока жил у неё Илия. У этой вдовы умер сын, но Илия умолил Господа воскресить отрока. Из своей ревности к вере в Господа Илия избил валаамовых жрецов, по принесении Богу жертвы, на которую сошёл огонь с неба, и потом возвестил, что скоро пойдёт дождь, что и исполнилось. Пророк Илия был так угоден Богу, что удостоился явления ему Господа в гласе хлада тонка. Нечестивый царь Ахав с беззаконной царицей Иезавелью, а по смерти их такой же нечестивец, сын их Охозия, постоянно преследовали пророка Илию и искали его смерти; но те, которые покушались убить его, сами были побиваемы огнём небесным. И жизнь Илии была исполнена чудес и преставление его было чудесно. Он не умер, как умирают все прочие люди, он был взят вихрем на небо на огненной колеснице, запряжённой огненными конями.
Во время Преображения Господня, он явился с Моисеем и беседовал с Христом, чему были свидетелями святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн.
Ублажаемый ныне праведник принадлежит, братия, к числу тех великих мужей, кои, как звезды, сияли на тверди церкви ветхозаветной, до восшествия Солнца правды – явления во плоти Сына Божия. Мы называем сего праведника пророком, за особенную решительность предсказаний его; но ещё с большей силой приличествует ему название чудотворца. Чего не происходило по гласу Илии? Небо и заключалось, и отверзалось, и не давало дождя, и проливало целые реки; огнь ниспадал на жертву и потреблял саму воду, коею она была окружена. Чего не произошло и для Илии? - Вороны доставляли ему пищу; Иордан обнажал своё дно и проводил его по-суху; Сам Бог являлся Илии так, как не являлся никому после Моисея. Конец жизни, состоявшей из чудес, ещё чудеснее: Илия возносится на небо на колеснице огненной, как не возносился никто прежде, и, вероятно, не вознесётся никто позже.
И несмотря на всё это, Илия, по слову апостола, бе человек подобострастен нам! (Иак. 5, 17). Когда подумаешь о сем, братия, то в иное время тотчас возносишься как бы на высоту, а в иное – как бы упадаешь долу. В минуту святого восторга хочешь возвыситься в мыслях до высоты праведника, распространиться в действиях до его круга деятельности, слышишь внутри себя голос, что Бог Илиин (4 Цар. 2, 14) есть Бог всех и каждого, что у Него не одна огненная колесница, а тьмы тем (Псал. 67, 18). А в минуту слабости духа взор невольно поникает долу пред образом праведника, трудно бывает верить, что всё это совершено с нашей бренной плотью, думаешь видеть одну картину, начертанной рукой благочестивого художника, стоишь в мыслях у подошвы Хорива, и не смеешь войти в пещеру, где является Господь. Так бывает при мысли и о других великих праведниках: дух парит к ним и с ними, как со своими, а плоть отрицается от них, как от чуждых, неподражаемых.
Чему же именно должно подражать нам в Илии?
а) Ужели дивным делам его, в коих он являлся превыше всея природы? А что же, возлюбленный, если бы мы сказали тебе – подражать и этому? Разве бы сказали неправду? - Разве верующим во Христа не обещано знамений? Знамения же веровавшим, говорит Сам Спаситель, сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возьмут, аще и что смертно испиют, не вредит их (Мар. 16,17. 17). Много сказано: но не думай, чтобы здесь было перечислено всё; и это многое указано только для примера. Ибо послушай, что говорит в другом месте Сам Спаситель: веруяй в мя дела, яже аз сотворих, и той сотворит, и больша сих сотворит (Иоан. 14, 12). Мало ли творил чудес Спаситель? Но вот, обещаются ещё большие дела. Кому? Верующему, следственно и тебе, если веруешь как должно. Нам кажется это невозможным, потому что мы далеки от высоты совершенства христианского, - так, как человеку, стоящему во рву, всё кажется выше его.
б) Будем подражать и добродетелям святого пророка Илии.
Много было в Илии чудес, но ещё более добродетелей. Будем подражать добродетелям, когда не можем подражать чудесам. Добродетели лучше чудес; ибо от них и все чудеса, а чудо ещё не даёт само по себе добродетели.
Будем подражать воздержанию Илии, по коему он три года питался мукой и елеем.
Будем подражать святой наклонности к уединению, по коей он едва не всю жизнь провёл в пещере.
Будем подражать смирению, по коему Илии не хотелось иметь даже в Елисее свидетеля своего вознесения на небо.
Паче же всего да возлюбим ревность Илиину по славе Бога истинного. Говорю: паче всего, ибо святая добродетель сия приходит у нас едва не в совершенное забвение. Коснутся каким либо образом нашей чести, мы выходим из себя, готовы отдать за неё нашу жизнь. А честь веры и её святейших таинств, а честь Искупителя нашего и будущего Судии, а честь общей Матери нашей Церкви для многих – ничто! Говорите при них, что угодно, против всего святого, они не скажут ни слова в защиту, будут находить удовольствие в ваших словах, может быть полюбят вас за это. Так ли должно быть между истинно верующими? Не явный ли это знак, что у таких людей нет веры в сердце, что они – тайные язычники? - И мало ли таких!
Посему-то и мы приглашаем подражать ревности Илии. - Как подражать? Мечём Илииным? - Нет, он в руках придержащей власти, которая всеми действиями своими доказывает, что она, по выражению апостола, не без ума меч носит (Рим. 13, 4); а во-первых, - примером благим, то есть личным уважением твоим ко всему священному, во-вторых, словом благим и убеждением, коль скоро будешь останавливать порывы безумия и вразумлять людей буиих и ненаказанных. По крайней мере не слушай хульных речей, не улыбайся, когда слышишь их, а беги, если можешь, от говорящего. Как бы много сократилось нечестия, если бы наказывалось хотя одним невниманием!
(Составлено по слову в день пророка Илии, Иннокентия, архиепископа Херсонского).
Оригинал статьи, свободный от рекламы...
|