Истинное исповедничество Христово
В день, посвящённый памяти мужественного исповедника святой веры христианской, мученика Исидора, рассмотрим, братия, те признаки и свойства, по которым безошибочно можно узнать истинных исповедников Христовых.
Православное исповедание, собственно говоря, есть не что иное, как сердечное принятие и открытое засвидетельствование истин слова Божия. По этому определению исповедания, мы удобно можем познать и прямого исповедника Христова. Кто слово Божие признаёт и приемлет за правило своей жизни, за зеркало своих деяний и за источник Божией к себе милосердия: тот по справедливости может назваться прямым исповедником Христовым.
Таковы были все богоносные светильники церкви, которые, предпочитая слово Божие золоту, и серебру, и камням драгоценным, "и паче меда устом своим" (Псал. 118, 103), с таким плодоносием упражнялись в поучении оного, что не только с избытком насыщали себя этой духовной пищей, но и множество других питая ею, соделали их истинными исповедниками Христовыми. Но не таков отвергшийся от Христа безбожник, который посмеивается слову Божию; не таков слепой обожатель природы, который, измеряя глубину Откровения естественными законами, нищету ума своего противопоставляет богатству разума Божия; не таковы были и суть развратные толкователи Божественного писания, которые, делая насилие истинному его смыслу и содержанию, даже до днесь раздирают Христову церковь. Все таковые, отвергающие истины слова Божия, отвергаются самого Христа. Сколь же они отличны от исповедников Христовых, всякому очевидно.
Другая черта прямого исповедника Христова, непосредственно соединяющаяся с первой, - состоит в благоговейном принятии и наблюдении преданий церкви, кои или явно заключаются в святом писании, или выводятся из него чрез правильное заключение, или изобретены для благолепия храма Божия. Так, начало употребления в церкви Христовой святых икон мы имеем в украшении скинии, где Бог повелевает Моисею изваять из злата двух херувимов и поставить по обеим сторонам очистилища, а других херувимов сотворить делом тканным (Исход. 25, 18, 26, 31) на завесах и боках скинии. Отсюда же непосредственно следует и поклонение иконам, и почитание их. Ибо ежели Бог благоволил быть познан Моисею и возглаголать к Нему чрез изваянных оных херувимов: то не паче ли благоволит познан быть в созерцаемом нами Своём изображении и благодатно возглаголать к нам? То же разуметь должно об иконе преблагословенной и пречистой Девы Богоматери, и об иконах друзей Божиих, молитвами своими нам споспешествующих, и к подражанию своей святости нас возбуждающих, также о возжигаемых светильниках, о курении фимиама, и о сооружении утвари церковной, о троеперстном сложении и о прочем. Всё это весьма нужно и полезно для соблюдения единства в прославлении Бога и почтении святых Божиих человеков, узаконивших сие, и наконец для различия между прямыми сынами церкви и между отступниками от неё.
Итак, по принятию или отвержению церковных преданий весьма отличаются от исповедников Христовых те, которые или не чтят святых икон, или чтят, боготворя вещественность их; кои вместо изображаемой, в сложении трёх больших перстов, святой Троицы, слагают оные на еретическое разделение личного во Христе единства; кои, не приемля призванных от Бога пастырей и гнушаясь апостольскими преемниками, желают быть или пасомыми падшими под клятву, или избегающими строгости правосудия иереями, или дерзновенно возложившими на себя эту высокую должность простолюдинами. Ей! Все таковые не суть чада церкви, следовательно не суть и истинные исповедники Христовы. Но мы, оставив их судьбам Божиим, продолжим слово наше об истинных исповедниках Христовых.
Так как успех всякого дела познаётся из своего окончания: то и истинные исповедники Христовы, дабы быть совершенно таковыми до самой кончины жизни своей, непоколебимы пребывают в исповедании своём в засвидетельствование же сего постоянства своего, терпеливо переносят несчастия, побеждают самих себя, противостоят искушениям и самую смерть ни во что не вменяют, только бы не быть отлученными от исповедуемого ими Христа. Эта черта исповедника Христова столь ему собственна и неотъемлема, что не только явно отвергшиеся от Христа, но даже никто из христиан, сколько нибудь сомневающийся и малодушествующий в вере не может себе предвосхитить её. Кто посчитает безопасным того мореплавателя, судно которого посреди бурного волнения колеблется и возметается, и который не только потрясён от страха, но и лишён всех чувств? Кто в подвиге борьбы может хвалиться победой, когда его хитрый сподвижник уже успел поколебать стопы его? Верен ли тот своему государю, который, ослепившись богатыми дарами неприятеля, намеревается предать ему своё отечество? Великодушен ли тот, который, увидев смерть, не только теряет крепость своей души, но и, подобно робким младенцам, защищается от неё только жалостным воплем? Все эти подобия изображают подвиг нашего исповедания.
Но увы, немощи человеческие! Не всякий ли из нас сознаётся, что душа наша нередко сеется греховными сомнениями, как пшеница, где плевелы зловредных помыслов, поднявшись на некоторое время вверх, опять ниспадают и смешиваются с чистой пшеницей! Сколь часто торжествует над нами мир сей, износя из недр своих сокровища, и наводнив ими, как потопной водой, сердце наше, - погашает огонь любви ко Христу! Сколь часто буйные страсти свергают наш разум с его престола, а для удовлетворения своим прихотям заставляют забыть и долг христианина, и Самого Творца! Сколь часто несчастья, опершись ужасной своей тяжестью на храмину души нашей, угрожают ей конечным истреблением веры! Сколь часто соблазны и ухищрения, угрозы и ласкательства мира отторгают нас от Христа! Сколь же необходим нам после сего меч глагола Божия, щит веры и сила благодати Божией, дабы, низложив врагов наших, соделаться нам истинными исповедниками Христовыми…?
Всемогущий Христе Иисусе! Мы, под Твоим знамением воинствуя в жизни сей, от Тебя же и просим благовременной помощи, да не оскудеет наша в Тебя вера, да быв облечены Твоей благодатью свыше, до последнего нашего издыхания дерзновенно исповедуем Тебя Бога нашего пред людьми, да также и Ты нас истинных исповедников Твоих исповедуешь пред Отцом Твоим, Иже на небесах. Аминь.
Составлено по "Собр. слов, бесед и речей" Арсения, митрополита киевского. Часть II, издание 1874 года.
|