О христианском терпении
Святой праведный и многострадальный Иов есть великий учитель для всех христиан истинного терпения, о котором и побеседуем сегодня.
Ни с чем мы так часто не встречаемся в жизни, как с несчастиями и скорбями. То удручают нас болезни, то огорчает нас смерть близких к нам людей, то нас оскорбляет высокомерие людское, то падает на нас языческая клевета, то преследует нас зависть и ненависть человеческая, всюду вредит нашему благосостоянию, чернит нас в глазах тех, от которых зависит наше общественное или служебное положение; то как вихрь налетает на нас неожиданное бедствие, пожар, хищение, и в один день, в одну ночь лишает нас нажитого многими трудами и годами. Да и возможно ли перечислить все виды бед и несчастий, которые нас, странников на земле, сопровождают в этой временной жизни. Не напрасно земля и земная жизнь наша называется юдолью плача и сетования. И не было, и нет человека, который бы на свою долю не испытал в жизни своей скорби и печали. Что же делать нам, чем оградиться против всех и всяких злоключений этой жизни? Ничем иным, братие, как христианским терпением.
На самом деле, без терпения невозможно обойтись при каждом несчастии, при каждой скорби; потому что кто знаком со свойством скорбей и несчастий (а кто из нас не знаком с ними?), тому очень хорошо известно и то, что они никогда не бывают делом минуты: напротив, большей частью между началом бедствий и печалей, постигающих нас, и окончанием их проходит немало времени, когда волей или неволей приходится терпеть, нести на себе это иго - нести и страдать. Но часто такое терпение с нашей стороны бывает чисто невольным. Часто мы страдаем, а не терпим, - страдаем, потому что не могли избежать причины своих страданий, и при этом ропщем, унываем, всем печалуемся на свою несчастную судьбу. Это вернее назвать малодушием, а не терпением в христианском смысле этого слова.
Не такого терпения требует от нас святая вера. Она требует от нас терпения, как доброго подвига, который бы мы проходили безропотно, с благодушием и постоянством, с совершенной преданностью воле Божией, наказующей и милующей нас; святая вера требует, чтобы мы терпели скорби и несчастия во имя Господа Иисуса Христа, претерпевшего крестные страдания и смерть ради нашего спасения, утешаясь "участием в страданиях Его" (Филип. 3, 10). "То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби… Ибо к тому призваны мы, потому что и Христос пострадал за нас…" (1 Петр. 2. 19-21).
Незлобие, кротость, глубокое смирение, полная и всецелая преданность воле Божией - вот черты, в которых должно выказываться наше терпение! "Терпение, говорит святитель Тихон Задонский, есть изрядное врачество против всякого бедствия. Терпением облегчается всякое страдание. Посмотрите на тех, которые в долговременной находятся болезни: они так к этому бедствию привыкают, что как будто не чувствуют того. "От скорби происходит терпение (Римл. 5, 3). Кто с терпением страдает, тот в себе помышляет: до сего времени терпел я - могу и далее также терпеть. Вчера терпел, - и сегодня можно терпеть… Хотящему терпеть ничего не невозможно, наипаче когда Бог таковому помогает". Такое терпение есть самое счастливое состояние сердца. "Сладкая есть, восклицает тот же святитель, - сладкая есть сия тишина! Преблагоприятный покой, в котором сердце так упокоевается! К се-то покою призывает нас Христос Господь: "возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим" (Матф. 11, 29). Такое истинно-христианское терпение привлекает таким образом на нас особенное благоволение и милость Божию: "если вы терпите наказание», говорит святой апостол, "то Бог поступает с вами, как с сынами" (Евр. 12, 7).
Побуждения к терпению весьма велики и разнообразны.
Терпением подобает вооружаться, что бы ни случилось с нами. Тогда только и можно жить на земле. В этой юдоли плача всё нас беспокоит; одно только терпение доставляет нам покой. Уметь спокойно жить, значит уметь терпеть.
Но не одно временное спокойствие получаем мы от терпения; оно отворяет нам двери и к вечному покою, к вечной радости и блаженству: «сеющие слезами, радостию пожнут" (Псал. 125, 5). Скорбным только путём и терпением достигается вечное блаженство: "многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие" (Деян. 14, 22).
Чем больше мы терпим, тем больше очищаемся от грехов: от огня золото делается светлее, блестящее; от терпения наша душа делается чище. Терпеть - так же спасительно для нашей души, как и заниматься спасением. Терпение даже важнее иногда иных богоугодных дел (Злат. 31, беседы на Матф.). "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лук. 21, 19).
Нужно ли ещё побуждение к терпению? Возьмите себе в пример пророков и всех ветхозаветных и новозаветных праведников. Страдания и скорби всегда составляли удел избранников Божиих на земле; терпением побеждали они всякое зло, как и виновников своих скорбей и страданий. Праведный Иов, потерявший все свои богатства и детей, покрытый струпами, влачит многие дни на гноище, утешая себя таким благочестивым сознанием: "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов. 2, 10). Кроткий Давид постоянно терпит гонения от Саула, который обязан ему был большей частью своих побед. Смиренно пророк Илия удаляется в пустыню, чтобы скрыться от гнева нечестивого Ахава. С наступлением благодатного царства Христова, после того как сам Начальник и Совершитель нашей веры потерпел крестную смерть, мы видим ещё более примеров неповинных страданий избранных Божиих и их высочайшего долготерпения.
Упоминать ли о первых учениках Его, святых апостолах, которые ради имени Христова потерпели всё и даже смерть, - о целых сонмах мучеников, которые в продолжение первых трёх веков христианства обагряли грешную землю своей святой кровью?
Итак, братие, всё будем переносить терпеливо, великое и малое, с верой и надеждой, принимая все злострадания свои, как наказание и как милость Божию. "Претерпевый до конца, той спасен будет" (Матф. 18, 22). Аминь.
Составлено священником Григорием Дьяченко по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.», 1892 год, июль и др. источникам.
|