Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ
" Монастырь в миру"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Житие, чудеса и слава в России: книга А. Воскресенского и Ф. Гусева, 1899.
Наша Святыня


Красоты мира для святителя Николая

НЕ СИДИ, ИДИ, СТАНОВИСЬ НА ЛЫЖИ ИЛИ САДИСЬ НА ВЕЛОСИПЕД, СМОТРИ, РАДУЙСЯ, ПЛАЧЬ И ПРОСЛАВЛЯЙ ГОСПОДА БОГА.
Больше двигаешься - дольше живёшь и, следовательно, больше молишься и дольше служишь Господу Богу.
Чудны дела Твои, Господи: красоты мира для святителя Николая.



— 709 — (начало страницы книги)

ОГЛАВЛЕНИЕ


ЧАСТЬ 1-я

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Предисловие (стр. V — VIII)

Введение (стр. 1 — 20):

Литературная история Жития святителя Николая — 1. Древнейшие греческие источники — 1. Метафрастово Житие Чудотворца — 2. Греческие списки "иного жития" Святителя: Фалькония (Ватиканской библиотеки) и архимандрита Антонина (библиотек Лавры св. Саввы и Синайского монастыря) — 3. Вопрос о личности Чудотворца в его Житии: два лица с именем Святителя Мирликийского (святителя Николая, отца IV века и святого Николая Пинарского VI века) — 4. Решение этого вопроса архимандритом Антонином — 5 и Леонидом — 10. Русская редакция "иного жития" — 13. Позднейшая народная редакция Жития Чудотворца — 15. Житие Святителя в рукописных Четьи-минеях митрополита Макария — 15. Первопечатные жития — 16. Житие в Четьи-минеях св. Димитрия Ростовского и др. — 17. Источники сведений о событии перенесения мощей Святителя из Мир Ликийских в Бар-град, — сказания западных писателей: клирика Никифора, Иоанна, архидиакона Барского и Иордана, монаха францисканского — 18. Время — 19 и причины установления в России празднества в честь перенесения мощей Святителя — 20.


I. ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ (стр. 23 — 79).


Глава I.— Гонение на христиан Валериана — 24. Рождение св. Николая — 26. Жизнь святого Николая до выступления на общественное служение — 27.

— 710 — (начало страницы книги)

Глава II.— Поставление св. Николая во пресвитера — 29. Его широкая благотворительность — 31. Избавление трёх дочерей обнищавшего богача от бесчестия — 32.

Глава III.— Путешествие св. Николая в Палестину — 34. Чудесное укрощение бури — 35. Воскрешение мёртвого — 35. Пребывание в Палестине — 36. Возвращение на родину — 37.

Глава IV.— Поставление святого Николая Мирликийским архиепископом — 40. Его богоугодная эизнь в архиепископстве — 41.

Глава V.— Исповедничество святого Николая в гонение Диоклетиана — 44. Забота о пастве после гонения — 45.

Глава VI.— Ревность святого Николая об утверждении православия и искоренении ересей — 48. Разрушение капища в честь языческой богини Афродиты — 49. Ревность святого Николая по искоренению ереси Ария и его участие в первом Вселенском соборе — 52. Святой Николай чудесно спасает жителей города Мир от голода — 55.

Глава VII.— Святитель Николай — умиротворитель враждующих и властный защитник невинно осуждённых — 56. Умиротворение мятежа в Плакомате — 57. Избавление от казни трёх неповинно осуждённых граждан города Мир — 58. Избавление от смертной казни военачальников — Непотиана, Урса и Ерпилиона — 62. Чудесная помощь корабельщикам, плывшим из Египта — 64.

Глава VIII.— Блаженная кончина святителя Николая — 65. Судьба Мирликийской церкви и гробницы святителя Николая — 67.


II. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ (стр. 83 — 120).


Глава IX.— Перенесение честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град — 84. Построение в Бар-граде церкви в честь святителя Николая и её судьба — 94.

Глава X.— Описание церкви, в которой почивают мощи святителя Николая (по путешесвию Василия Григоровича-Барского в 1724 г.) — 97.

Глава XI.— Описание города Бари и церкви святителя Николая, в которой почивают мощи Чудотворца (по путешесвию Владимира Мордвинова в 1873 г. — 106.


III. ЧУДЕСА СВ. НИКОЛАЯ ПО ЕГО УСПЕНИИ (стр. 123 — 154).


1. Спасение корабля от затопления — 124.

2. Чудесное возвращение Вандалу похищенного у него имения — 126.

3. Помощь св. Николая епископу Мирскому Феодору — 127.

4. Возвращение золота Еврею — 128.

5. Избавление Иосифа Песнописца от уз — 129.

— 711 — (начало страницы книги)

6. Избавление отрока от потопления — 130.

7. Освобождение от плена и темницы военачальника Петра (Афонского) — 131.

8. Освобождение Василия, сына Агрикова, из плена — 134.

9. Освобождение Сарацина из темницы — 136.

10. Избавление священника Христофора от усекновения мечом — 138.

11. Св. Николай извлекает патриарха из глубины морской — 139.

12. Св. Николай избавляет от потопления мужа, по имени Димитрия, одного благочестивого Константинопольца и черноризца Николая — 141.

13. Св. Николай чудесно возвращает проданный ковёр — 144.

14. Заступничество за невинно осуждённого — 146.

15. Исцеление расслабленного юноши — 148.

16. Возвращение зрения Сербскому царевичу Стефану — 150.

_____________


ЧАСТЬ 2-я

СЛАВА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В РОССИИ

______

I ГЛАВА (стр. 159 — 178).

Служба и песнопения Церкви в честь святителя Николая.

Время и источник первой славы Святителя на Руси — 160. Древность и величие церковной славы Святителя в Византии — 160. Известия о первом чествовании Угодника в пределах нашего отечества — 162. Крещение Руси и передача Византией церковной славы Святителя Русским — 162. Церковно-богослужебное чествование Святителя на Руси — службы его имени: праздничные и седмичная — 163. Служба 6-го декабря и её составители; стихиры и каноны этой службы — 164. Служба седмичная — её творцы; каноны и другие песнопения этой службы — 167. Служба 9 мая, как новое, самостоятельное и высшее проявление особого благоговения к Святителю наших предков — 170. Мнения об её авторе — 173. Иоанн Евхаитский и Исидор Бухирас — позднейшие творцы песнопений в честь Святителя — 174. Акафист Чудотворцу — 175. Исконное усердие Русского народа к посещению богослужения в дни памяти святителя Николая и значение его в деле укрепления славы и роста величия Чудотворца в нашем отечестве — 177.

— 712 — (начало страницы книги)

II ГЛАВА (стр. 179 — 225).

Иконописное изображение святителя Николая. Памятники его и история.

Значение икон Святителя для славы его на Руси — 179. Обычное изображение Святителя — 180. Портретный характер его — 181. Правдоподобие православной иконографии — 181. Время происхождения иконного типа Святителя — 182. Свидетельство памятников иконописи — 185. Идеальный элемент в изображении Святителя — 187. Разнообразие в выдержке иконописного типа Святителя — 188. Примерные иконописные типы Угодника: 1) образа Киево-Софийского "Мокрого" — 189; 2) Новгородского Дворищенского — 191; 3) Вятского Великорецкого — 192; 4) Угрешского — 193. Иконописный тип подлинников: 1) лицевых — 194; 2) толковых — 195. Единство в разнообразии изображений Чудотворца — 197. Уклонения от этого единства: 1) образ Зарайский — 197; 2) Теребенский — 199; 3) резной образ Можайский — 200. Особенности Можайского образа — меч и храм — 202. Усердие народа в чествовании резных образов Святителя — 204. Распространённость их — 206. Переводы одноличных икон Святителя — 207. Иконы его многоличные — 208. "Деяния Угодника" — 209. Подлинники деяния: 1) Греческие — 211; 2) Русские — 215. Общая основа и характер различных переводов деяния — 216. Влияние литературного жития на их различие — 217. Переводы "чудес" Святителя — местного характера — 219. Памятники новейшей иконописи, касающейся Святителя, в сравнении с таковыми памятниками иконописи древнй — 220. Заключение — 225.

III ГЛАВА (стр. 226 — 247).

Слава святителя Николая на Руси в первые времена государственной и христианской жизни нашего отечества (IX — XII вв.).

Благодатное значение Угодников Божиих на земле — 227. Слава святителя Николая — 228. Наш долг по отношению к Угоднику — 228. Первый храм Святителю на Руси — Аскольдова могила в Киеве (882 год) — 230. Первая обитель Угодника на Руси — на Аскольдовой могиле (начало XI века) — 232. Пустынно-Николаевский монастырь и его чудотворная икона Святителя — 233. Киево-Софийский собор и в нём чудотворная икона Святителя "Мокрого" (XI век) — 235. Чудо спасения утопшего младенца — 236. Другое чудо Святителя с неблагоговейной женщиной, записанное преподобным Нестором летописцем — 239. Чудотворный образ Святителя в Новгороде — Липенский (XII век) — 241. Итория его — 242. Дворищенский Николаевский собор (XII век)

— 713 — (начало страницы книги)

— 243. Другие известия о чествовании Святителя на Руси в те древнейшие времена — 246.

IV ГЛАВА (стр. 248 — 272).

Благодеяния святителя Николая земле Русской в борьбе её с первыми своими врагами и во время Батыева нашествия.

Страдания Руси от междуусобий в домонгольский период — 249. Святитель — покровитель Руси в борьбе её с внешними врагами — 249. Чудо с Половчином и образ и церковь святого Николая в Киеве — 249. Тульский Святодухов монастырь и его чудотворная икона — 254. Гнев Божий на Русскую землю — Монгольское нашествие — 255. Святитель — утешитель Русской земли — 256. Зарайский чудотворный образ Святителя — 256. Сказание о принесении его в Русскую землю (1225 год) — 259. О судьбе принявшего образ Рязанского князя Феодора Георгиевича с семьёй — 261. О чудесах от образа во время пребывания его в городе Коломне — 262. Слава этого образа в древней Руси — 264. Соборый храм Чудотворца в Зарайске — 266. Следы древних событий из истории чудотворного образа, сохранившиеся в Зарайске доселе — 267. Жидичинский чудотворный образ Святителя — 269. Крупицкий Батуринский Николаевский монастырь, его история и хранящийся в нём чудотворный образ Угодника — 270.

V ГЛАВА (с. 273 — 296).

Помощь Святителя земле Русской в деле освобождения её от Татарского ига.

Возрождение Руси во времена Монгольского владычества — 273. Споспешествование православным Святителя — 274. Чудесное освобождение от врагов города Можайска — 276. Можайский чудотворный образ Угодника (XIV век), — чудеса его — 278. История Клеопы, крестившего Татарского вельможу — 280, и чудотворная икона Святителя в деревне Глебово (Новгородская губерния) — 282. Чудесное видение и явление образа Святителева великому князю Димитрию Ивановичу Донскому при выступлении на Куликовскую битву (1380 год) — 284. Николаевский Угрешский монастырь, его история — 286. Явленный чудотворный образ этой обители — 288. Другие святыни её имени Чудотворца — 288. Благотворительность обители — 288. Чудотворные иконы Святителя: 1) в селе Утах Орловской губернии (1288 год) — 289; 2) в селе Столбове той же губернии (1334 год) — 289. Ревность великого князя Иоанна Васильевича III в честь Святителя — 290. Рассказ англичанина Мильтона о Софии Палеологе (изгнание татар из Московского кремля помощью чудотворца) — 291. Борьба с мелкими ордами татарскими —

— 714 — (начало страницы книги)

292, особенно с крымской, и история чудотворного образа Святителя в городе Белгороде (Курской губернии), так называемого "Ратного" — 294. Заключение — 296.

VI ГЛАВА (стр. 297 — 323).

Содействие Святителя мирному распространению и устроению Русского царства.

Мирные завоевания Руси — 298. Русские переселенцы и отношение их к святителю Николаю — 299. Вятский Великорецкий чудотворный образ Угодника — 300. Явление его на берегах реки Великой (1380 год) — 301. Первые его чудеса и построение первого храма на месте его обретения — 302. Перенесение его с реки Великой в город Хлынов (Вятку) — 304. Начало Великорецкого крестного хода — 305. Первое принесение чудотворного образа в Москву — 307. Чудеса его во время до второго путешествия с ним в Москву — 309. Дальнейшие чудеса от образа — 311. Помощь Святителя православным в столкновениях их с дикими инородцами: татарами, калмыками — 312. Нынешнее местопредывание образа — 315. Описание Великорецкого крестного хода — 316. Селение Великорецкое и его святыни — 317. Другие крестные ходы с чудотворным образом — 319. Борьба Руси с язычеством в ближайших к Москве пределах — 320. Обращение в христианство жителей города Мценска — 320. Явление чудотворного образа Святителя Мценского, резного (1415 год) — 321. Нынешнее местопребывание образа — 322. Соборный "Тайник" — 322. Нынешнее чествование образа — 323.

VII ГЛАВА (стр. 324 — 339).

Святитель Николай — друг преподобных и покровитель иноков.

Церковно-государственное значение иночества в прошлом Русской земли — 325. Преданность иноков святителю Николаю — 326. Примеры святых преподобных Сергия Радонежского, Лазаря Мурманского, Стефана Пермского — 326, Евфимия Суздальского, Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого, Арсения, епископа Тверского — 327, Александра Куштского, преподобных Варнавы, Евфросина Тверского, Иакова Железноборовского, Ефрема Перекомского — 328. Чудотворные иконы Святителя — наследие от преподобных в обителях: Евфимиевой Корельской — 329, Вяжицкой — 330, Антониевой Красно-Холмской — 331, Александро-Ошевенской — 332. Чудо святого Николая и преподобного Варлаама Хутынского — 333. Помощь Святителя преподобному Ионе Климецкому — 334. Чудотворная икона Святителя в Тихоновой Луховской пустыни — 334. Слава Святителя в Тихвинских обителях — 335.

— 715 — (начало страницы книги)

Благоговение к Святителю преподобного Стефана Озерского, Онуфрия Катромского, Логгина и Симона Коряжемских, Агапита Маркушевского — 336. Маркушевская обитель и её чудотворный образ Святителя — Великорецкий — 337. Чудеса, явленные Святителем Юлиании Лазаревской и преподобному Трифону Вятскому — 338. Заключение — 339.


Николаевский Улейминский монастырь (стр. 339 — 349).

Главная святыня обители — чудотворный образ Святителя — 340. Сказание об образе в начале обители: чудесное приобретение образа иноком Варлаамом в Риме — 340. Принесение иконы на Русь (1460 год) — 340. Чудесное водворение образа на берегах реки Улеймы — 341. Слава образа и построение для него часовни — 341. Посещение местопребывания образа князем Угличским и архиепископом Ростовским — 342. Основание Улейминской обители (1469 год) и благоустроение её — 342. Двукратное разорение обители поляками и литовцами во времена междуцарствия — 344. Возрождение обители — 346. Приобретение обителью частицы мощей Святителя. — 347. Чудесное исцеление от образа купца Верещагина и его щедроты обители — 348. Заключение — 349.

Николо-Радовицкий монастырь (стр. 350 — 363).

Местоположение обители — 350. Основание её (1410 год) и последующая история — 351. Чудеса особенной милости Святителя Николая к своей обители (двукратное спасение её от пожара) — 351. Храмы обители и прочие здания — 352. Главная святыня обители — чудотворный образ Святителя резной (конца XVI века) — 354. Исторические судьбы этого образа — 354. Показание о нём старожила Букина — 356. "Книга чудес" от образа — 357. Недавние примеры исцелений от образа (4) — 359. Другой образ Святителя в обители с частицей мощей Угодника — 362. Римская удостоверительная грамота к мощам — 362. "Малый" чудотворный образ Святителя — 363. "Святое" озеро обители — 363.

Николаевская Теребеньская обитель (стр. 363 — 374).

Местонахождение обители — 364. Начало славы её чудотворного образа Святителя (1492 год) — 364. Зачатие пустыни — 364. Её древнейшая история — 364. Чудесное избавление города Бежецка от моровой язвы (1654 год) — 365 и начало Бежецкого крестного хода с образом — 367. Подробное описание этого крестного хода: проводы этого чудотворного образа из обители — 368; ношение его по сёлам — 369; встреча и пребывание его в Бежецке — 370; возвра-

— 716 — (начало страницы книги)

щение его — 372. Внешнее благоустройство обители — 373. Девять живописных картин чудес, бывших от образа — 373.

Бабаевский Николаевский монастырь (стр. 374 — 380).

Местоположение обители — 374. Чудотворный образ обители (XIV — XV века) — 375. Древнейшая история обители и настоящее её благоустройство — 375. Предание о чудесном обретении образа — 375. Частица мощей Святителя в обители и предание о ней — 376. Чествование образа на месте и в окрестностях — 376. Примеры (3) чудесных исцелений от него в недавнее время — 377.

Малицкий Николаевский монастырь (стр. 380 — 385).

Местонахождение обители — 380. Её чудотворный образ — описание его — 380. Древнейшая история обители и прославление её образа (конец XVII века) — 381. Чудо, явленное Святителем от своего образа над графиней М. Г. Шуваловой — 382. Покровительство рода графов Шуваловых обители — 382. Частицы мощей Святителя в обители — 383. Резной образ Чудотворца в обители и предание о нём — 384.

Одринский Николаевский монастырь (стр. 385 — 394).

Местонахождение обители и былинная слава её — 385. Сказание о начале обители и явлении её чудотворного образа (XVII век) — 386. Древнейшая история обители, бедствия её и нынешнее благоустройство — 388. Чудеса от её образа по древней записи и недавнее чудо — 390. Древний крестный ход с образом и повод к нему — 392. Новые благодеяния Карачеву от образа и новый крестный ход с ним — 393. Ещё предание об образе — 394. Описание образа — 394.

Берлюковская Николаевская пустынь (стр. 395 — 398).

Возникновение обители — 395. Первые сведения о её чудотворном образе Святителя (начало XVII века) — 395. Запустение обители — 395. Предание о Берлюке — 395. Дальнейшая судьба пустыни — 396. Рассказ о митрополите Платоне — чудо, бывшее ему от образа Святителя, и возрождение обители при содействии митрополита — 397.

Рыхловская Николаевская пустынь (стр. 398 — 404).

Сказание о явлении чудотворного образа Святителя (начало XVII века), хранящегося в обители — 398. Первые часовня м храм имени

— 717 — (начало страницы книги)

Святителя в честь его образа — 399. Первые иноки обители — 400. Чудесные события, послужившие поводом к названию образа и обители Рыхловскими — 401. Древняя история обители — 402. Построение соборного храма её — 402. Предание о евангелии — 403. Последующая судьба обители — 404. Благодатное значение обители для окрестного с ней края — 404.

Валуйский Успенский монастырь (стр. 404 — 406).

Чудотворный образ Святителя в обители (XVII век) — 404. Чудесное обретение его — 405. Основание Валуйской обители — 405. Крестный ход с образом — 405. Описание образа — 406.

Успенская Святогорская пустынь (стр. 406 — 414).
(Харьковской губернии Изюмского уезда)

Смысл названия обители — 407. Красоты её природного местоположения — 407. Пещеры Святых Гор — древние следы духовного подвижничества — 408. Слово архиепископа Иннокентия о Святых Горах — 409. Слава Святителя Николая на Святых Горах — 409. Пещерный храм его имени и обретенная в этом храме чудотворная икона Святителя — 410. Нагорный храм Угодника — 410. Древнейшая история Святых Гор — происхождение пещер — 411. Упразднение обители и слава чудотворного образа Святителя — 412. Восстановление обители — 412. Чествование чудотворного образа — 413. Заключение — 413.

VIII ГЛАВА (стр. 415 — 434).

Слава и чествование святителя Николая в первопрестольном городе Москве.

Значение Москвы на Руси — 416. Единение её со всей Русью в чествовании Святителя — 416. Никольские ворота в кремле и их чудотворный образ Святителя (XV век) — 417. Чудо, явленное этим образом в 1812 году — 419. Ивановская колокольня — 421. Гостунский чудотворный образ Святителя (XV век) — 421. История Гостунского Николаевского собора — 422. Чудо от Гостунского образа в 1553 году — 423. Достопримечательности имени Святителя в Гостунском соборе (частицы мощей Угодника, резной образ его, минея с записью чуда его) — 424. Успенский собор: иконы Святителя в нём — 426. Устав этого собора о чествовании памяти Святителя — 428. Благовещенский собор (частицы мощей Угодника) — 428. Синодальная ризница (омофор Святителя) — 428. Икона Святителя в Чудовом монастыре — 428. Храмы имени Святителя в Москве:

— 718 — (начало страницы книги)

Покровский ("Николы Великорецкого") собор — 429. Монастырь "Николы Старого" и его чудотворная икона Угодника (XVI век) — 430. Иконы и части мощей Святителя в других московских храмах — 432. Церковь святителя Николы "в столпах" — 432. Придел Чудотворца в храме Христа Спасителя — 433. Заключение — 434.

IX ГЛАВА (стр. 435 — 451).

Покровительство Святителя Руси в борьбе её с литовцами и поляками.

Давность вражды Руси с поляками — 435. Свидетельства поборания Чудотворцева за Русь — 436. Псково-Печерская обитель преподобного Корнилия и её чудотворные образа Угодника (живописный Великорецкий (XVI век) и резной) — 436. Междуцарствие — 438. Чудотворный образ Святителя в городе Торопце — 439. Благодеяние Святителя Троице-Сергиевой Лавре во время осады её литовцами — 439. Упование царя Шуйского на Святителя — 440. Избавление Холмогор от врагов и чудотворный образ Святителя в городе Архангельске — 440. Пищуговская обитель, её история и предание о её чудотворном образе Угодника (XVI — XVII века) — 441. Последующая борьба Руси с поляками в юго-западном краю — 443. Чудесная история явленного образа Святителя в селе Панюковце Орловской губернии (XVII век) — 444. Предание о чудотворном образе Святителя в селе Темирове Тамбовской епархии (XVII век) — 448. Место "Побиванка" Черниговской епархии и победа православных над поляками и татарами помощью Чудотворца — 450. Заключение — 451.

X ГЛАВА (стр. 452 — 466).

Слава Святителя на Руси по известиям иностранных писателей.

Отношение Святых Божиих между собой и к живым людям, по учению православной церкви — 453. Отношение православных к Святителю на Руси и мнения иностранцев по этому предмету — 454. Свидетельства иностранцев о количестве храмов Святителю на Руси, о числе образов его — 455. Сообщения их же о резных образах Чудотворца в Москве (у Тверских ворот) и в Можайске — 456. О праздновании дней памяти Святителя — 457. О чудесах Чудотворца — Олеарий, Герберштейн, Мильтон и др. — 458. О вере русских в силу Чудотворца — 462. Об особенном усердии их же к Угоднику — 463. Ошибочный взгляд иностранцев на значение Святителя в Русской церкви — 464. Ложное понятие их о характере чествования Святителя на Руси — 465. Значение свидетельств иностранцев о чествовании Угодника на Руси — 466.

— 719 — (начало страницы книги)

XI ГЛАВА (стр. 467 — 481).

Слава и чествование Святителя в Санкт-Петербурге.

Религиозность Петербурга — 468. Всеобщее благоговение столицы пред Святителем — 469. Собор святого Николая "морской", его история — 470 и святыни имени Чудотворца: частица мощей и иконы — 472. Святыни имени Чудотворца в других церквах столицы: в Троицком Петровском соборе — икона Святителя "обручника" — 474; в Крестовоздвиженской Николо-Труниловской церкви — чудотворный образ Угодника — 475; в соборе Зимнего дворца — частицы мощей Святителя — 476; в церкви Смоленской Божией Матери — частица мощей и памятная икона Угодника — 476; в церкви Пантелеимоновской — частица мощей Чудотворца и у священника этой церкви отца А. Маляревского также частица мощей — 476; в Симеоновской церкви древняя икона — 477; в Преображенском всей гвардии соборе памятная икона Угодника — 477. Единоверческий храм Святителя — 478. Чудотворный образ Угодника в селе Колпино (в окрестностях Петербурга) — 478. Чудесная история его обретения и прославления — 479. Недавнее чудо от него — 480.

XII ГЛАВА (стр. 482 — 521).

Ещё новые памятники славы и чудеса могущества и милосердия Святителя Николая (преимущественно последнего времени) на северо-западе, юго-западе и юге нынешней Европейской Руси.

Русь с XVIII века — 482. Значение Святителя во внутренней мирной жизни Руси — 484. Чудотворные образа Святителя в Санкт-Петербургской епархии: в селе Никольском (XVIII век) — резной, история его и чудеса (также частица мощей Угодника) — 485; в Новой Ладоге — 488; в часовне села Заполья (и частица мощей Святителя в церкви этого села) — 488; в Старо-Ладожском Николаевском монастыре — 489; чудо Святителя и икона его в селе Кусяги — 489; Валаамская обитель (скит Святителя), её резной чудотворный образ Святителя и история прославления его — 490. В Новгороде: настенный чудотворный образ Угодника над бывшими кремлёвскими вратами — 493; в Николаевской часовне — 493; в архиерейском доме (XVII век) — 493;

* Первая редакция: чтец и географ Алексей Потупин, Дюссельдорф-Кёльн, 26 ДЕКАБРЯ 2024 (8 января 2025 по временному светскому календарю уходящей безбожной цивилизации).
* Продолжение в ближайшие дни следует.
* Портал ПАЛОМНИК

Чудны дела Твои, Господи: Святая Земля Виттгенштайн - Малая Святая Земля Германии

Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.