Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Выпуск 044
29.08.2007

ИДИ И СМОТРИ: последнее время

(бесплатное СЕРЕБРЯНОЕ интернет-издание)
Международный центр велосипедного паломничества в честь апостола Иакова Зеведеева

Другие издания редактора:

Журнал ПОКРОВ Представительства РПМ МП в Германии
Интернет-ресурсы ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ
ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
ВелоПАЛОМНИК
ВЕЛОСИПЕДИЗМ
интернет-ресурсы ВелоПЛАНЕТА
ГЕОИНФОРМАЦИЯ

Подписалось на обновления: 363 (-1)


CОДЕРЖАНИЕ


ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ: РОССИЯ-КИТАЙ: Война между Медведем и Драконом на пороге
Москва ругает Вашингтон, но угроза идет от Пекина

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ: ИЗРАИЛЬ-ИРАН и прочие
Если Ирак падет


ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ: РОССИЯ-КИТАЙ: пир во время чумы


Москва ругает Вашингтон, но угроза идет от Пекина


Оценка могущества Китая

Недавно Россия и Китай провели военные учения, на которых присутствовали российский президент Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао. И все же не стоит ожидать формирования нового стратегического альянса между этими двумя странами, поскольку именно Китай представляет наиболее серьезную стратегическую опасность для России, пусть даже многие кремлевские руководители упорно не желают этого замечать и продолжают агрессивно вести себя по отношению к Соединенным Штатам и Западу.

Действительно, согласно официальной позиции Китая, многие дальневосточные регионы России всего-навсего ОТДЕЛЕНЫ от него.

Территориальные притязания Китая к России часто излагаются в школьных учебниках по географии, где ряд дальневосточных регионов России изображен внутри границ Китая.

Данные притязания полностью соответствуют стратегической концепции ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА, которая включает в себя все области стратегической деятельности нации - на суше, на воде, под водой, в воздухе и в космосе.

Протяженность этого жизненного пространства определяется экономическими, научными, техническими, социальными и оборонными возможностями страны, иными словами, ее КОМПЛЕКСНОЙ МОЩЬЮ. Согласно китайским теоретикам жизненное пространство крупной державы может перемещаться далеко за пределы ее границ, в то время как у стран менее значимых оно ограничено стратегическими лимитами, которые необязательно являются их государственными границами.

Сегодня Китай предъявляет территориальные претензии к 11 из 24 граничащих с ним стран: помимо России, к ним относятся Индия, Япония, Вьетнам, Филиппины. Возможность применения военной силы была и остается важной составляющей отношений Китая с этими странами.

В сентябре 2006 года Народно-освободительная армия Китая (НОАК) провела беспрецедентные по своему масштабу десятидневные военные учения военных округов Шэньян и Пекин, самых значимых из семи военных округов Китая. Шэньян соседствует с российским Дальневосточным военным округом, а Пекин граничит с Сибирским военным округом России.

Китайская армия на учениях в Таджикистане, 2006 (фото http://www.i-r-p.ru)

В ходе этих межрегиональных учений военные подразделения округа Шэньян продвинулись на 1000 километров вглубь пекинского округа для проведения совместных военных операций.

С точки зрения военных аналитиков, эти перемещения войск походили на учения с прицелом на потенциальные наступательные действия против России, поскольку обычно учения подобного масштаба проводятся на финальном этапе осуществления многолетней программы, в ходе которой войска учатся выполнять особые стратегические и оперативные задачи. Место проведения этих учений и их наступательный характер позволяют предположить, что роль ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРОТИВНИКА отводилась России. Подобная демонстрация силы является давним и традиционным методом китайской политики.

И в то время как руководители Российской Федерации мечтают о восстановлении своей гегемонии над БЛИЖНИМ ЗАРУБЕЖЬЕМ (Украина, Беларусь, страны Балтии) и другими народами бывшего Советского Союза, Китай все в большей степени относится к России, как к своему БЛИЖНЕМУ ЗАРУБЕЖЬЮ.

Осознает ли когда-нибудь Кремль эту реальность?

Тридцать шесть лет назад Ричард Никсон и Мао Цзэдун изменили ход истории, признав, что Соединенные Штаты и Китай не представляют опасности друг для друга, и что именно Советский Союз является основной угрозой для обеих стран. Владимиру Путину не помешала бы НИКСОНОВСКАЯ прозорливость. Глупо проводить стратегию отдаления от Запада, когда намного более серьезная и долговременная опасность грозит с Востока.

28 августа 2007
Андрей Пионтковский - директор московского Центра стратегических исследований.
("Le Figaro", Франция)
www.inosmi.ru


ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ: Израиль и Ближний Восток


Если Ирак падет


Помимо мрачного сравнения Ирака с кровавым эпилогом Вьетнамской войны, которое мы услышали на прошлой неделе от Джорджа Буша, существует и другая, более оптимистичная, аналогия между двумя конфликтами, в последнее время приобретающая популярность, как среди политиков-практиков, так и среди ученых теоретиков.

Речь идет вот о чем. 32 года назад, когда с крыши посольства США в Сайгоне взлетел последний вертолет, многие предсказывали, что это обернется ужасающими стратегическими последствиями, но мы их так и не дождались. 'Принцип домино' не сработал, русские и китайцы не взяли верх и Америка осталась державой номер один в Юго-Восточной Азии и во всем мире.

К сожалению, поспешное бегство из Ирака не приведет к подобному счастливому концу, просто потому что Ирак не похож на Вьетнам.

В отличие от Ирака в 'холодной войне' Вьетнам находился на периферии. На кону не стояло стратегических ресурсов, таких как нефть, и военных баз (Ладно, хорошо, Москва на какое-то время приобрела доступ к Данангу и Камрани). В глобальной иерархии сил Вьетнам был пешкой, а не ладьей, а поля важнейших сражений располагались в Европе, а не в Юго-Восточной Азии.

Ближний Восток, напротив, всегда был 'проходным двором истории', как выразился легендарный министр обороны Израиля Моше Даян. Легионы завоевателей маршировали по Леванту - Александр, по пути из Македонии в Индию, Юлий Цезарь, Наполеон, войска германского вермахта, и тому подобные знатные гости.

Речь идет не только о древней истории - и сегодня в ближневосточном котле булькает варево, которого испугались бы даже ведьмы из 'Макбета': гремучая смесь из самых опасных в мире политических и религиозных патологий, нефти, газа, терроризма и ядерных амбиций.

Короче говоря, весь Большой Ближний Восток (включая Турцию) стал основной ареной стратегической игры 21-го века, такой же, какой Европа была в 20-м. В этом месте соединяются три континента - Европа, Азия и Африка. Итак, давайте попробуем представить себе, что случится, когда последний вертолет 'Блэкхоук' покинет Международный аэропорт Багдада.

Вкратце: Иран становится номером первым и, никем не удерживаемый, без помех завершает свою программу создания ядерного оружия. Запуганные американские союзники-сунниты - Саудовская Аравия, Иордания, богатые нефтью страны Залива - втягиваются в хомейнистскую орбиту.

Можно спросить, не объединятся ли они вместо этого в мощный союз против Тегерана? Давайте подумаем. Страны Ближнего Востока никогда не могли установить равновесие сил в регионе; чтобы навести там порядок и препятствовать натиску антизападных агрессоров, таких как нацистская Германия или советская Россия, всегда требовалась внешняя сила. Именно эту роль сначала играла Британия, потом - США.

Армия Ирана готовится к уничтожению Израиля и всех его православных святынь с помощью... России. Дожили мы до "последнего" времени... (фото http://pix.lenta.ru)

Как только США уходят из Ирака, ободренные этим силы джихада снова берут верх в Афганистане, вновь превращая его в бастион международного терроризма. Сирия возобновляет притязания на Ливан, который она всегда считала частью Великой Сирии. 'Хезболла' и 'ХАМАС', финансируемые и вооружаемые Тегераном, развязывают войну с Израилем. Россия, выдавленная с Ближнего Востока в семидесятых искусной дипломатией Киссинджера, восстанавливает антизападный альянс. В Ираке война разгорается все сильнее, вызывая массовый исход беженцев и провоцируя иностранную интервенцию, а то и раздел страны.

Теперь посмотрим за пределы региона. Европейцы будут первыми, кому придется пересмотреть свои романтические взгляды на многополярность - этакий коммитет по управлению миром. Потому что ослабленная и деморализованная Америка еще хуже нахальной и самоуверенной. Может быть, контрольный пакет достанется России Владимира Путина? Эти бесцеремонные реваншисты ищут мести за унижение послеперестроечных времен, а не проводят ответственную политику.

Китай с его баснословными богатствами? Да, Срединная Империя все еще с удовольствием подсчитывает доходы и прихорашивается перед Олимпиадой 2008 года, но посмотрите, что они будут делать, если США выйдут из той игры с высокими ставками, которая идет в Ираке. Не скажет ли Пекин: 'Убирайтесь, американцы. Запад Тихого океана принадлежит нам!'.

Европа? Большая, многолюдная, отлично устроенная. Но эти 27 стран-членов Евросоюза - не игроки на стратегическом уровне. Поддерживать мир на Ближнем Востоке, остановить создание иранской бомбы, помешать г-ну Путину использовать газопроводы в качестве 'орудия убеждения' они не смогут. Если европейцы ввязываются в драку, как, например, на Балканах в 1990-х, первыми должны действовать ВВС США.

Теперь посмотрим с другой стороны. Америка могла бессмысленно просадить горы фишек, но за этим столом она все еще самый богатый игрок. За годы правления Буша США растратили огромный политический капитал, но и остальной мир не спешит заполнить вакуум.

Нельзя сказать и что США превратились 'в нацию, без которой можно обойтись'. Об этом надо помнить, теперь, когда настало время испытаний. Ее враги от Аль-Каиды до Ирана, ее соперники от России до Китая, могут разрушать и воевать, но неспособны строить и вести за собой.

Несмотря на весь ущерб, который понесла репутация Вашингтона, без его участия, не говоря уж о том, чтобы против его воли, ничего действительно важного сделать нельзя. Могут ли Москва и Пекин принести мир в Палестину? Или восстановить мировую финансовую систему, изрядно потрепанную кризисом субстандартного кредитования? Где же центральные банки России и Китая?

Скоро уходит Буш, но не Америка. Это постепенно осознают и основные претенденты от Демократической партии. Послушайте Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), которая собирается сохранить 'небольшой контингент' для борьбы с терроризмом. Или Барака Обаму (Barack Obama), который рассчитывает оставить в Ираке 'пока не ясно, сколько' войск. Даже самый левый из них, Джон Эдвардс (John Edwards), думает держать под рукой солдат, на случай если придется останавливать геноцид в Ираке или предотвращать распространение войны на соседние страны. Ничего удивительного в этом нет - ведь, если США уйдут из Ирака, возможно, одному из них придется разбираться с печальными последствиями.

Будучи реалистами, они это понимают. Уход не пойдет на пользу долгосрочным интересам Америки. И враги, и друзья начнут задаваться вопросом: 'Если эту сверхдержаву не интересует арена важнейших - и наиболее опасных - из происходящих в мире событий, то что ее вообще может заинтересовать?'

Союзники Америки будут искать гарантии безопасности где-нибудь еще. Остальные же задумаются: 'Если полиция ушла из самого неспокойного квартала, почему бы не разбить окно-другое, или просто не подмять все под себя?'. Америка в 'однополярном мире', в роли 'Гулливера Освобожденного', могла временами спотыкаться, но если она станет колоссом на глиняных ногах, все может быть хуже - и для нее, и для остального мира.

28 августа 2007
Йозеф Йоффе
(Г-н Йоффе - издатель-редактор немецкой еженедельной газеты 'Die Zeit'. Осенью этого года он будет читать курс лекций по внешней политике в Стэнфордском Университете. Его последняя книга - 'Сверхдержава: имперское искушение Америки' ("?berpower: The Imperial Temptation of America.") (Нортон, 2006).

("The Wall Street Journal", США)
http://www.inosmi.ru

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Редактор издания "ИДИ И СМОТРИ - последнее время"
Алексей ПОТУПИН
Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru
Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ