ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ПРАЗДНИКИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ |
|
ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРИ: |
2022 вечный 2022 временный |
2023 вечный 2023 временный |
2024 вечный 2024 временный | общий календарь |
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. И. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы О ПОСТАХ И ТРАПЕЗЕ: Многодневные посты: * Рождественский (Филиппов) пост (40 дней) - с 15 НОЯБРЯ (28 ноября) по 24 ДЕКАБРЯ (6 января). * Великий пост (40 дней) - переходящий, в зависимости от дня празднования Пасхи. * Петров пост - с понедельника 2-й седмицы по Пятидесятницы до 29 ИЮНЯ (12 июля). * Успенский пост - (две недели) с 1 АВГУСТА (14 августа) по 14 АВГУСТА (27 августа). Однодневные посты: * Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и святок. * Воздвижение Креста Господня - 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). * Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 АВГУСТА (11 сентября). Сплошные седмицы: * Святки - с 25 ДЕКАБРЯ (7 января) до 5 ЯНВАРЯ (18 января). * Мытаря и фарисея - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Сырная (масленица) - переходящая, в зависимости от дня Пасхи. * Пасхальная (Светлая) - первая седмица после Пасхи. * Троицкая - седмица после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) |
ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА ЛАЗАРЕВА СУББОТА ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими. Сёстры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдём опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днём, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдём к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с Ним. Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовёт тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус ещё не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с ней в доме и утешали её, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за ней, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с ней Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. Пост завершился, и мы стоим перед смертью. Всё имеет предел, и конец приближается. «Не двенадцать ли часов во дне?» — вопрошает Господь. Этот день есть срок нашего Поста, срок нашей жизни — и его невозможно ни сократить, ни продлить. Господь говорит, что наступает ночь, когда никто не может делать. Он говорит о смерти и о конце Поста. Он говорит о том познании нашем, когда мы понимаем, что сами уже ничего не в состоянии изменить. Наступает ночь мира, время Страстных дней, когда никто ничего не может делать, только один Христос. Но прежде чем мы вступим в Страстную седмицу, Церковь приглашает нас в Вифанию. Вифания была недалеко от Иерусалима. Там жили друзья Господа: Лазарь и две его сестры — Марфа и Мария. Господь часто приходил к ним в дом. Он охотно останавливался у них, Он находил там отдохновение. Церковь обращает наше внимание на то, что у Господа были друзья. Он — Сын Божий — стал истинным и совершенным Человеком. И в эти последние дни накануне Пасхи, когда вражда против Него проявлялась все более откровенно, когда уже замышлялось Его убийство, эти друзья в Вифании были Ему, очевидно, особо дороги. Почему же Господь, когда к Нему приходят с вестью: «Лазарь, друг Твой, болен», не тотчас же отправляется в путь? Почему Он медлит, когда Его друг в беде? Мы знаем, что многие, подобно Марии и Марфе, задают этот вопрос. Они умоляют Бога придти к ним на помощь, однако не получают ответа. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», — говорит Марфа, когда Господь, наконец, приходит, но слишком поздно. В этих словах Марфы — вера во Христа и одновременно упрёк. Бога нет рядом, когда нужно. Может быть, Он по-прежнему где-то есть — но здесь Его нет. И сколь многим в подобных скорбных обстоятельствах может казаться, что Бог безразличен к человеческому горю. Как одинок человек в этом мире — перед лицом торжествующего зла, беззакония, страдания и смерти — если нет с ним Бога! Христос, намеренно отсутствовавший во время болезни и смерти Своего друга Лазаря, показывает, что человек, отделённый от Бога, находится в стране смерти. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Марфа! Неужели ты не понимаешь, что Христос Бог никогда не отсутствует для тех, кто всецело предаёт Ему себя? Неужели ты не понимаешь, что ничего страшного, ничего безнадёжного не может случиться, если мы пребываем с Ним? Вспомни ужас учеников в лодке посреди бури и слово Господне: «Что устрашились, маловеры?» Есть люди, которые потеряли веру в Бога, потому что дорогой для них человек умер, несмотря на все их молитвы. Конечно, великое утешение верить, что будет жизнь после смерти. Марфа верует в это, когда говорит: «Знаю, что брат мой воскреснет в общее воскресение, в последний день». И, разумеется, мы все знаем, что каждый из нас должен однажды умереть. Но как часто смерть приходит слишком рано! И смерть любимого друга — Лазаря — пришла, говоря по-человечески, бесконечно рано. Но посреди горя и страдания Господь говорит слово, на которое Марфа и Мария, а после них — бесчисленное множество людей могут опереться, когда скорбь становится непереносимой: «Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, то оживет». Сколько раз в течение Великого поста Бог давал нам узнать, что Он стал человеком не только для того, чтобы привести нас с Собой на небо, но чтобы уже здесь на земле, в условиях нашего смертного существования, мы могли прикоснуться к Его Божественной жизни. Смысл Поста и заключается в том, чтобы жизнь каждого из нас — оттого, что она прикоснётся ко Кресту Христову, — стала воскресшей жизнью. Чтобы каждому из нас в меру его любви ко Христу открылось сугубым образом через чудо Евхаристии, что «уже не мы живем, но Он живет в нас». И что даже если жизнь из-за грехов утратила всё, что делает её достойной названия жизни, Христос может снова сделать её живой. И не первый раз мы вступаем сегодняшним праздником в Страстные дни, когда, достигнув конца Четыредесятницы, мы видим по дару Христа, что мы по-прежнему мертвы грехом. Однако Он, как свидетельствует Церковь, воскрешал миллионы людей, и Его прикосновение не потеряло своей Божественной силы. И даже если кому-то из нас не будет дано узнать в эти дни благодать Господню, мы должны вынести из Великого поста самое главное — способность видеть нашу жизнь в свете смерти — Его и нашей смерти. Вот почему Великий пост заканчивается Лазаревой Субботой. Никогда не кажется нам жизнь столь драгоценной, чем когда ей угрожает смерть. Мёртвое тело Лазаря окружено плачем близких. Сам Господь плачет об утрате Своего друга — так глубоко входит Он в человеческое горе. Он настолько человек, что берёт на Себя всю скорбь, которая Его окружает. Он плачет над каждым умершим человеком всякий раз, когда происходит временная победа смерти. Тем более, когда уже как будто происходит торжество смерти над душой человека. И это не просто слёзы — Господь готов жизнью Своей заплатить за каждую душу, о которой Он плачет. И мы знаем, что заплатит очень скоро. Именно с этого события начинаются Его Страстные дни, Его Крестные Страдания, Его вхождение в смерть нашего ради спасения. «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Так непереносим запах тления, что невозможно даже приблизиться. Но Христос не из таких. Если бы Он был таким, Он не пришёл бы туда, где злосмрадие грехов и тлен всего человечества. Слишком поздно, нельзя помочь, нет никакой надежды. Но перед лицом смерти Господь заключает с нами завет: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, узришь славу Божию?» И чтобы уверить нас, что вера в Него поистине даёт жизнь, Господь зовёт четверодневного мертвеца выйти из гроба. Смерть не может разорвать узы дружбы, не может отлучить от любви Христовой того, кто был Его другом, и поставить в недосягаемости Его зова. «Лазарь! иди вон» — это голос Божий, перед которым не могут устоять никакие силы, никакие затворы адовы, никакая смерть. Это зов, обращённый к каждой душе человеческой. Каждого из нас Господь позовёт по имени в день воскресения. Имя «Лазарь» означает «Бог мне Помощник». Когда умирает священник, гроб с его телом обносят вокруг церкви с пением «Помощник и Покровитель бысть мне Бог». И во время отпевания мы слышим Евангельские слова: «Грядет час, и ныне есть, егда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут». Господь хочет дать большее, чем просто вернуть во временную жизнь, там, где горе и плач. Он хочет вывести души человеческие из той области смерти, где нет света, нет радости, нет Бога, вернуть их к той полноте жизни, для которой создан человек. Как сказал Христос сестре Лазаря: «Воскреснет брат твой» — так каждому из нас говорит сегодня: «Воскреснет твой отец, твоя мать и твой сын, твой муж, твой друг. Я есмь воскресение и жизнь». Лазарь, являя послушание Господу, воскресает из мёртвых. А души наших умерших оживают от слышания голоса Бога и трепетно ждут того часа, когда будет повеление Божие о всеобщем воскресении. Господу предстоит пройти через смерть, но Он есть Воскресение и Жизнь, Он имеет власть над смертью. И Он прежде Воскресения Своего уже Воскресший, потому что Он уже сейчас живёт в Воскресении и живет Воскресением. И воскрешением Лазаря, «общее воскресение прежде Своея страсти уверяя», являет знамение воскресения всех — всего человечества. Он имеет власть открыть все гробы и вывести оттуда живыми тех, от кого остался только прах. Он имеет власть разрушить все страхи отчаяния перед бессмысленностью человеческого существования, все системы на земле — религиозные, философские, политические, экономические, которые пытаются занять место Бога и заключить всех в темницу вечности. Ради этого воскресения Бог стал человеком, отрицаемым, отвергаемым, уничтожаемым — ради того, чтобы живые и мёртвые узнали, что они призваны к жизни. «Веруешь ли сему?» — как Марфу спрашивает Господь каждого из нас. Он ждёт от нас веры. Потому что не над кем-нибудь, а прежде всего над народом, избранным Богом, исполнилось слово Христово: «Если кто из мертвых воскреснет, не поверят» (Лк. 16, 31). Вера освобождает нас от гробового камня наших грехов, развязывает погребальные пелены, которыми мы были обвиты, и возвращает к жизни. Пусть торжествует зло и царствует смерть. Будем радостно помнить, как бы ни было темно, что бы ни ждало нас впереди, мы на пути не к смерти, а к жизни. Этот праздник нам дан, чтобы мы были абсолютно уверены в Его любви к нам. Он за нас отдаёт Себя на смерть, и смерть трепещет перед Тем, Кто так любит нас. И, отдавая себя Его любви, мы избавляемся от страха смерти, потому что она становится для нас приобщением нетленной Пасхе Христовой. Протоиерей Александр Шаргунов (Источник информации: Лазарева суббота.) |
ГЛАВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ГОДА: ПАСХА (воскресный день): 2024 год: 22 АПРЕЛЯ (5 мая) 2025 год: 7 АПРЕЛЯ (20 апреля) 2026 год: 30 МАРТА (12 апреля) 2027 год: 19 АПРЕЛЯ (2 мая) 2028 год: 3 АПРЕЛЯ (16 апреля) Двунадесятые переходящие праздники: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Вербное воскресенье, неделя ваий - цветоносная): 2024 год: 15 АПРЕЛЯ (28 апреля) 2025 год: 31 МАРТА (13 апреля) 2026 год: 23 МАРТА (5 апреля) 2027 год: 12 АПРЕЛЯ (25 апреля) 2028 год: 27 МАРТА (9 апреля) ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ: 2024 год: 31 МАЯ (13 июня) 2025 год: 16 МАЯ (29 мая) 2026 год: 8 МАЯ (21 мая) 2027 год: 28 МАЯ (10 июня) 2028 год: 12 МАЯ (25 мая) ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА): 2024 год: 10 ИЮНЯ (23 июня) 2025 год: 26 МАЯ (8 июня) 2026 год: 18 МАЯ (31 мая) 2027 год: 7 ИЮНЯ (20 июня) 2028 год: 22 МАЯ (4 июня) Двунадесятые непереходящие праздники: РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 8 СЕНТЯБРЯ (21 сентября). ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ: 14 СЕНТЯБРЯ (27 сентября). ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 21 НОЯБРЯ (4 декабря). РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: 25 ДЕКАБРЯ (7 января). КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ): 6 ЯНВАРЯ (19 января). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: 2 ФЕВРАЛЯ (15 февряля). БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 25 МАРТА (7 апреля). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ: 6 АВГУСТА (19 августа). УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 15 АВГУСТА (28 августа). Великие праздники: ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: 1 ОКТЯБРЯ (14 октября). ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ: 1 ЯНВАРЯ (14 января). РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: 24 ИЮНЯ (7 июля). ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА: 29 ИЮНЯ (12 июля). УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ: 29 АВГУСТА (11 сентября). Другие важные праздники: ИНДИКТ (ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ): 1 СЕНТЯБРЯ (14 сентября). CОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ: 8 НОЯБРЯ (21 ноября). |