ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ "Монастырь в миру" ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ |
Список иконы Иерусалимской, XVI век.
Список иконы Иерусалимской,
конец XIX- начало XX века. Список иконы Иерусалимской,
1740 год, автор С. Фалеев. |
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Чудотворная икона. Канонизирована Русской Православной Церковью. День церковной памяти: * 12 октября (25 октября). Иные написания названия иконы: אייקון ירושלים של אם האלוהים (иврит). Ιερουσαλήμ εικόνα της Μητέρας του Θεού (на греческом). Hierosolymitanum Deiparae icon (латынь). Jerusalem icon of the Mother of God (на английском). Jerusalem-Ikone der Gottesmutter (на немецком). Icône de Jérusalem de la Mère de Dieu (на французском)/ Главные даты: * Написание: 48 год. * 575-641 годы - перенесение во Влахернскую церковь. * Начало X века - перенесение в Херсонес. * После Крещения Руси - перенесение в Великий Новгород. * Середина XVI века - перенесение в Успенскую соборную церковь Московского кремля. * После 1812 года икона считается утраченной. (К началу страницы) ИСТОРИЯ ИКОНЫ ПО С. И. СНЕССОРЕВОЙ Из книги С. И. Снессоревой "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон", 2-е издание 1898 год. "По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой в 15-е лето по Вознесении Господнем. В 453 году икона перенесена из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим и поставлена в церкви Богородицы Пигии, то есть Источника. Когда скифы были помощью Богородицы побеждены, Иерусалимская икона была перенесена во Влахернскую Константинопольскую церковь. По случаю нашествия руссов в Херсон, или Корсунь, царь Лев VI Философ принёс икону в 988 году в дар великому князю святому Владимиру, когда он покорил город Корсунь и крестился в нём. Святой Владимир даровал святыню Корсунскую новгородцам по обращении их в христианскую веру. В Новгородской Софийской соборной церкви икона оставалась до покорения Новгорода царём Иоанном Васильевичем IV, который в 1571 году перенёс её в Москву, в Успенскую соборную церковь. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона была похищена неизвестно кем и на место её поставлен верный старинный список, взятый из Московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. На полях сей иконы написаны кругом святые апостолы: Петр и Павел, Иоанн, Лука, Симон, Филипп, Матфей, Марк, Иаков, Фома и Варфоломей; святые мученики: Прокопий, Георгий и Меркурий." (К началу страницы) ИСТОРИЯ ИКОНЫ ПО Е. Н. ПОСЕЛЯНИНУ Из книги Е. Н. Поселянина "Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Её земной жизни и посвящённых Её имени чудотворных икон", книгоиздательство П. П. Сойкина, С.-Петербург, 1914 год, стр. 633. "Благочестивое предание говорит, что этот образ написан святым евангелистом Лукой в 15 год по Вознесении Господа Иисуса Христа на Небо. Святой апостол написал этот образ в Гефсимании. Из Иерусалима эта икона была перенесена сначала в Константинополь греческим царем Львов Великим и помещена в церкви Богоматери, называемом «Пигии», т. е. Источник. При императоре Ираклии на Константинополь напали скифы. Спасение совершилось по молитвам греческого народа перед Иерусалимской иконой Богоматери. После этого чудесного проявления милости Царицы Небесной благоговейный император повелел перенести Ее честный образ во Влахернскую церковь, где он находился около 300 лет. В начале X столетия, когда руссы предприняли поход на Константинополь, Иерусалимская икона Богоматери была взята в Херсон. Впоследствии крестившийся здесь св. Владимир взял этот образ с собой в Киев. После же того, как христианскую веру приняли и новгородцы, великий русский князь в благословение им послал Иерусалимскую икону, и она более 400 лет оставалась в Новгородской Софийской соборной церкви. Когда в половине XVI столетия Новгород стал подвластным городом царя Иоанна Грозного, икона Иерусалимская перенесена была в Москву и здесь поставлена в Успенской соборной церкви. Во время нашествия французов в 1812 году этот образ был ими похищен и принесен в Париж, где и находится доныне в соборной церкви Богоматери. В Успенской же соборной церкви, за патриаршим местом хранится только точный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этой иконы помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и свв. мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия. Другая Иерусалимская икона Богородицы была перенесена из Иерусалима в церковь св. Софии в Константинополе и там находилась в продолжение 4 веков, от XII до XV столетия. От этого образа слышен был голос Марии Египетской. Сохранилось сведение, что в Царьграде в XI и XII веках существовала особая церковь в честь Иерусалимской иконы Богоматери." (К началу страницы) CОВРЕМЕННАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИИ ИКОНЫ "По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой ещё во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причём произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474 годы) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в церкви Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641 годы) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трёх столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырёхсот лет образ Богородицы пребывал в Софийской соборной церкви Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращённого к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях. В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московскую Успенскую соборную церковь и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окружённая всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборной церкви Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день. На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесён в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенской соборной церкви она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия. Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшейся церкви Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседней Покровской соборной церкви царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в своё время велели писать с неё списки и ставить в своих домашних церквах. Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов её с трудом могут нести восемь человек. По бокам её ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно. Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сёл Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловской церкви ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы. Ещё один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московской церкви Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоезерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоезерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровской соборной церкви русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах. В центре Бронниц находится церковь, построенная в 1840 году и посвящённая Иерусалимской иконе Божией Матери. В этой церкви до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенской соборной церкви. Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в церкви, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в церковь. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать её вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкой соборной церкви Подольска. Ежегодный сорокавёрстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска. Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение церкви во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенской соборной церкви подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской. В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрёл в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан." (первоисточник...) (К началу страницы) СЛАВОСЛОВИЯ: Тропарь, глас 4: Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная. Кондак, глас 5: Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши. Молитва: Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Своя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь. Величание: Величаем Тя,/ Пресвятая Дево/ Богоизбранная Отроковице/ и чтим образ Твой святый,/ имже точиши исцеления/ всем с верою притекающим. * Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Иерусалимской. (К началу страницы) ПАЛОМНИКАМ: * В день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери член ИППО митрополит Агафангел напомнил о связи Одессы со Святой Землей. * Иерусалимская икона Божией Матери в Тюмени. * Юные паломники вместе с родителями поклонились чудотворной иконе Богородицы "Иерусалимская" в селе Красный Яр Астраханской области. * Богородица Иерусалимская в Афонском Пантелеимоновом монастыре. * Краткая историческая справка о Иерусалимской иконе Божией Матери от церкви Её имени в Москве * Иерусалимская икона Божией Матери в Новом Иерусалиме села Сухарево Белгородской области. * Луганск встретил Иерусалимскую икону Богородицы, привезенную паломниками со Святой Земли (К началу страницы) ИНФОРМАЦИЯ: Видеофильмы: * Иерусалимская икона Божией Матери. * Иерусалимская икона Божией Матери в Иерусалиме. * 25 октября. Иерусалимская икона Божией Матери. Проповедь. * В храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской Заставой возвращена Иерусалимская икона. * 25 октября - день памяти Иерусалимской иконы Божией Матери. Другая информация: * Икона Пресвятой Богородицы "Иерусалимская" (информация Русской патриархии). * Икона Пресвятой Богородицы "Иерусалимская" (информация сайта Pravicon.ru). * Иерусалимская икона Божией Матери (Православная энциклопедия). * Иерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери (информация Костромской митрополии). Дата публикации: 26 октября 2021. Подборка материалов: Алексей Потупин. |
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ * Старый (церковный) стиль * Новый (светский) стиль ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ * Алфавитный список святых, соборов святых, чудотворных икон и событий. Летопись Православия. ОЧЕНЬ ВАЖНО: * Ветхий Завет * Псалтирь * Евангелие * Апостол * Откровение Иоанна Богослова * Иконы Пресвятой Богородицы (на сайте Паломник, по С. Снессоревой) ВАЖНО: * Тропари и кондаки воскресные * Тропари и кондаки дневные * Тропари - величания общие * Поучения Суточный круг молитв: * Вечериее правило 1 (18:00) * Вечернее правило 2 (21:00) * Полунощница (24:00) * Молитвы на потребу (03:00) * Утреня и первый час (06:00) * Третий час (09:00) * Обедница (сразу после третьего часа) * Шестой час (12:00) * Девятый час (15:00) Каноны: * Покаянный ко Христу * Пресвятой Богородице * Ангелу-Хранителю * Иоанну Крестителю * Алексею человеку Божию Великий Покаянный Андрея Критского: * 1-й понедельник Великого поста * 1-й вторник Великого поста * 1-я среда Великого поста * 1-й четверг Великого поста * 5-й четверг Великого поста Акафисты: * Иисусу Сладчайшему Последование ко Святому Причащению: * Первая (вечерняя) часть * Вторая (утренняя) часть По Святом Причащении: * Благодарственные молитвы ПОРТАЛ ПАЛОМНИК * Сайт Домашнее Богославословие (монастырь в миру) * Сайт Дюссельдорф и его окрестности |
|
Чтец и географ Алексей Потупин Дюссельдорф-Бенрат |
Проект
"Мир - наш!" |