Православная икона:
Святой праотец царь Соломон.
|
На
церковнославянском языке в русской орфографии. Текст молитвенного стояния пред
Господом. |
|
На русском языке. Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений
церковнославянского языка. |
И собра царь Соломон
вся старейшины Израилевы, вся начала колен, старейшины отечеств сынов Израилевыхъ к себе
во Сион, еже пренести Кивот Завета Господня от града Давидова: той есть Сион. |
|
Тогда созвал Соломон
старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю
Соломону в Иерусалим, чтобы перенести Ковчег Завета Господня из города Давидова, то есть
Сиона. |
И собрашася ко царю
Соломону вси людие Израилевы в месяц Афаним в праздник: сей есть месяц седмый. |
|
И собрались к царю
Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой
месяц. |
И приидоша вси
старейшины Израилевы, и взяша иерее Кивот, и вознесоша Кивот Господень, и Скинию Свидения,
и вся сосуды святыя яже во Скинии Свидения: и вознесоша я иерее и левити. |
|
И пришли все
старейшины Израилевы; и подняли священники Ковчег, и понесли Ковчег Господень и Скинию
Завета и все священные вещи, которые были в Скинии; и несли их священники и
левиты. |
Царь же Соломон и весь
собор Израильский, собравшеся к нему, с ним пред Кивотом жряху волы и овцы несочтенны,
безчисленны от множества. |
|
А царь Соломон и с н
им всё общество Израилево, собравшееся к нему, шли перед Ковчегом, принося жертвы из
мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству
их. |
И внесоша иерее Кивот
Завета Господня на место его во давир Храма, во Святая Святых, под крила
херувимов. |
|
И внесли священники
Ковчег Завета Господня на место его, в давир Храма, во Святое Святых, под крылья
херувимов. |
Херувими бо беша
распростерше криле над местом Кивота: и окрываху херувими над Кивотом и над святыми его
сверху. |
|
Ибо херувимы
простирали крылья над местом Ковчега, и покрывали херувимы сверху Ковчег и шесты
его. |
И обдержаста освященая:
и зряхуся главы освященных от святых к лицу давира, и не являхуся вне. |
|
И выдвинулись шесты
так, что головки шестов видны были из святилища перед давиром, но не выказывались наружу;
они там и до сего дня. |
Не бе в Кивоте токмо
две Скрижали каменны, Скрижали Завета, ихже положи Моисей в Хориве, яже завеща Господь со
сынами Израилевыми, внегда исходити им от земли Египетския. |
|
В Ковчеге ничего не
было, кроме двух каменных Скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь
заключил Завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли
Египетской. |
И бысть егда изыдоша
иерее из святилища, и облак исполни Храм Господень, и не можаху иерее стати служити от
лица облака, яко исполни слава Господня Храм. |
|
Когда священники
вышли из святилища, облако наполнило Храм Господень; и не могли священники стоять на
служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила Храм
Господень. |
Тогда рече Соломон:
Господь рече еже обитати во мгле, аз же создах Храм имени Твоему свят Тебе и готов, и
престолу Твоему, еже обитати Тебе в нем во веки. |
|
Тогда сказал
Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил Храм в жилище Тебе,
место, чтобы пребывать Тебе во веки. |
И обрати царь лице свое
и благослови царь всего Израиля: весь же собор Израилев стояше. |
|
И обратился царь
лицом своим, и благословил всё собрание Израильтян; всё собрание Израильтян
стояло. |
И рече царь:
благословен Господь Бог Израилев днесь, иже глагола усты Своими о Давиде отце моем и
рукама Своима исполни, глаголя: от дне в оньже изведох люди Моя Израиля из Египта, не
избрах града от всех племен Израилевых на создание Храму, еже быти имени Моему тамо: но
избрах во Иерусалиме быти имени Моему тамо: и избрах Давида быти ему властелину над людьми
Моими Израилем: и бысть на сердцы отцу моему Давиду, еже создати Храм имени Господа Бога
Израилева, и рече Господь к Давиду отцу моему: понеже взыде на сердце твое еже создати
Храм имени Моему, добре сотворил еси, яко бысть на сердцы твоем: обаче ты не созиждеши
Храма, но разве сын твой, иже изыде из чресл твоих, той созиждет Храм имени Моему: и
возстави Господь глагол Свой егоже глагола: и востах вместо Давида отца моего, и седох на
престоле Израилеве, якоже глагола Господь, и создах Храм имени Господа Бога Израилева, и
поставих тамо место Кивоту, в немже есть тамо Завет Господень, егоже завеща Господь со
отцы нашими во извождении их из земли Египетския. |
|
И сказал:
благословен Господь Бог Израилев, Который сказал Своими устами Давиду, отцу моему, и ныне
исполнил рукой Своей! Он говорил: "с того дня, как Я вывел народ Мой Израиля из Египта, Я
не избрал города ни в одном из колен Израилевых, чтобы построен был Храм, в котором
пребывало бы имя Моё; но избрал Иерусалим для пребывания в нём имени Моего и избрал
Давида, чтобы быть ему над народом Моим Израилем". У Давида, отца моего, было на сердце
построить Храм имени Господа Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: "у тебя
есть на сердце построить Храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако
не ты построишь Храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит Храм имени Моему".
И исполнил Господь слово Своё, которое изрёк. Я вступил на место отца моего Давида и сел
на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил Храм имени Господа Бога Израилева;
и приготовил там место для ковчега, в котором Завет Господа, заключённый Им с отцами
нашими, когда Он вывел их из земли Египетской. |
И ста Соломон пред
лицем олтаря Господня пред всем собором Израилевым и воздвиже руце свои на небо, и рече:
Господи Боже Израилев, несть якоже Ты Бог на небеси горе и на земли низу, храняй Завет и
милость рабу Твоему ходящему пред Тобою всем сердцем своим, яже сохранил еси рабу Твоему
Давиду отцу моему: ибо глаголал еси усты Твоими и рукама Твоима совершил еси, якоже день
сей: и ныне, Господи Боже Израилев, сохрани рабу Твоему Давиду отцу моему, яже рекл еси
ему, глаголя: не оскудеет муж от лица Моего седяй на престоле Израилеве, токмо аще
сохранят чада твоя пути своя, еже ходити предо Мною, якоже ходил еси предо Мною: и ныне,
Господи Боже Израилев, да уверится глагол Твой, егоже рекл еси Давиду отцу моему: яко аще
истинно вселится Бог с человеки на земли? Аще небо и небо небесе не довлеют Ти, кольми
паче Храм сей, егоже создах имени Твоему? И да призриши на молитву мою, Господи Боже
Израилев, послушати молитвы, еюже молится раб Твой пред Тобою к Тебе днесь, да будут очи
Твои отверсты на Храм сей день и нощь, на место о немже рекл еси: будет имя Мое тамо на
услышание молитвы, еюже молится раб Твой на месте сем день и нощь: и услышиши молитву раба
Твоего и людий Твоих Израиля, о нихже помолятся на месте сем: и Ты услышиши на месте
обиталища Твоего на небеси, и сотвориши и помилуеши: елика аще согрешит кийждо ко
искреннему своему, и аще приимет на него клятву еже кляти его, и приидет, и исповесть пред
лицем олтаря Твоего в Храме сем: и Ты услышиши от небесе, и сотвориши суд людем Твоим
Израилю: осудити беззаконнаго, дати путь его на главу его, и оправдити праведнаго, дати
ему по правде его: егда падут людие Твои Израиль пред враги, яко согрешат Ти, и обратятся
к Тебе, и исповедятся имени Твоему, и помолятся и возглаголют молитву к Тебе в Храме сем:
и Ты услышиши с небесе, и милостив будеши о согрешениих людий своих Израиля, и возвратиши
я в землю, юже дал еси отцем их: внегда заключитися небеси и не быти дождю, яко согрешат
Ти, и помолятся на месте сем, и исповедятся имени Твоему, и от грех своих обратятся, егда
смириши их: и услышиши с небесе, и милостив будеши о гресех раба Твоего и людий Твоих
Израиля: яко явиши им путь благий ходити по нему, и даси дождь на землю, юже дал еси людем
Твоим в достояние: глад аще будет, смерть аще будет, егда будет возжжение, гусеницы, ржа
аще будет, и аще оскорбят я врази их в единем от градов их: все противное, всяка болезнь,
всяка молитва, всяко моление аще будет всякому человеку от людий Израилевых, егда познает
кийждо болезнь сердца своего, и воздвигнет руце свои в Храме сем: и Ты услышиши от небесе,
от готоваго жилища Твоего, и милостив будеши, и сотвориши, и даси коемуждо по путем его,
якоже увеси сердце его, яко Ты един токмо веси всех сердца сынов человеческих: да боятся
Тебе вся дни, в няже поживут на земли, юже дал еси отцем нашим: и чуждему, иже несть от
людий Твоих Израиля, той аще приидет от земли издалеча ради имене Твоего, зане услышат имя
Твое велико, и руку Твою крепкую, и мышцу Твою высокую, и приидет, и помолится на месте
сем: и Ты услышиши с небесе от готоваго жилища Твоего, и сотвориши по всем, в еликих аще
призовет Тя чуждий, яко да уразумеют вси людие земнии имя Твое и убоятся Тебе, якоже людие
Твои Израиль, и разумеют, яко имя Твое наречеся на Храме сем, егоже создах: егда изыдут
людие Твои на брань на враги своя, путем имже возвратиши я, и помолятся именем Господним
путем града, егоже избрал еси Себе, и ко Храму, егоже аз создах имени Твоему: и Ты
услышиши с небесе молитву их и моления их, и сотвориши оправдание им: яко согрешат Ти, яко
несть человек, иже не согрешит, и разгневаешися на ня, и предаси я пред враги, и попленят
их пленящии в землю далече, или близ, и обратят сердца своя в земли, аможе преселишася, и
обратятся, и помолятся Тебе в земли преселения своего, глаголюще: согрешихом,
беззаконновахом, неправдовахом: и обратятся ко Тебе всем сердцем своим и всею душею своею
в земли враг своих, аможе превел еси их, и помолятся к Тебе по пути земли своея, юже дал
еси отцем их, и ко граду, егоже избрал еси, и ко Храму, егоже создах имени Твоему: и
услышиши от небесе, от готоваго жилища Твоего молитву их и моление их, и сотвориши
оправдание им, и милостив будеши неправдам их, имиже согрешиша Ти, и по всем отметанием
их, имиже отвергошася Тебе, да даси их в щедроты пред пленившими их, и ущедрят я: яко
людие Твои и наследие Твое суть, ихже извел еси из земли Египетския от среды пещи
железныя: и да будут уши Твои и очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и к молению людий
Твоих Израиля, послушати их о всех, о нихже призовут Тя, яко Ты избрал еси я себе в
наследие от всех людий земли, якоже глаголал еси рукою раба Твоего Моисеа, внегда извести
Тебе отцы наша из земли Египетския, Господи Господи. Тогда глагола Соломон о Храме, егда
соверши созидати его: солнце познано сотвори на небеси: Господь рече пребывати во мгле:
созижди Храм Мой, Храм благолепный Себе, еже пребывати в новости: не сие ли писано в
книгах песни? |
|
И стал Соломон перед
жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, и
сказал: Господи Боже Израилев! Нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу;
Ты хранишь Завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобой всем сердцем своим. Ты
исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему; что изрёк Ты устами Твоими, то в
сей день совершил рукой Твоей. И ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду,
отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: "не прекратится у тебя перед лицом Моим
сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя
предо Мной так, как ты ходил предо Мной". И ныне, Боже Израилев, да будет верно слово
Твоё, которое Ты изрёк рабу Твоему Давиду, отцу моему! Поистине, Богу ли жить на земле?
Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей Храм, который я построил имени Твоему; но
призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и
молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на Храм сей день и
ночь, на это место, о котором Ты сказал: "Моё имя будет там"; услышь молитву, которой
будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля,
когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь
и помилуй. Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он
поклялся, и для клятвы придут к жертвеннику Твоему в Храм сей, тогда Ты услышь с неба и
произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и
оправдай правого, воздав ему по правде его. Когда народ Твой Израиль будет поражён
неприятелем за то, что согрешил перед Тобой, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают
имя Твоё, и будут просить и умолять Тебя в сем Храме, тогда Ты услышь с неба и прости грех
народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Когда заключится
небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобой, и когда помолятся на месте сем и
исповедают имя Твоё и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, тогда услышь с неба и
прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти,
и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие. Будет ли на земле
голод, будет ли моровая язва, будет ли палящий ветер, ржавчина, саранча, червь, неприятель
ли будет теснить его в земле его, будет ли какое бедствие, какая болезнь, - при всякой
молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всём народе Твоём
Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своём и прострут руки свои к Храму сему,
Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям
его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих: чтобы
они боялись Тебя во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим. Если и
иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придёт из земли далекой ради имени
Твоего, - ибо и они услышат о Твоём имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце
простёртой, - и придёт он и помолится у Храма сего, услышь с неба, с места обитания
Твоего, и сделай всё, о чём будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли
знали имя Твоё, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим
называется Храм сей, который я построил. Когда выйдет народ Твой на войну против врага
своего путём, которым Ты пошлёшь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу,
который Ты избрал, и к Храму, который я построил имени Твоему, тогда услышь с неба молитву
их и прошение их и сделай, что потребно для них. Когда они согрешат пред Тобой, - ибо нет
человека, который не грешил бы, - и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и
пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; и когда они в земле,
в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе в
земле пленивших их, говоря: "мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны"; и когда
обратятся к Тебе всем сердцем своим и всей душой своей в земле врагов, которые пленили их,
и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу,
который Ты избрал, и к Храму, который я построил имени Твоему, тогда услышь с неба, с
места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них; и прости
народу Твоему, в чём он согрешил пред Тобой, и все проступки его, которые он сделал пред
Тобой, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним: ибо они
Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи. Да будут уши Твои и
очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать
их всегда, когда они будут призывать Тебя, ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов
земли, как Ты изрёк через Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта, Владыка
Господи! |
И бысть егда сконча
Соломон моляся ко Господу всею молитвою и молением сим, и воста от лица олтаря Господня
припад на колена своя, и руце свои возде на небо, и ста, и благослови весь собор Израилев,
гласом велиим глаголя: благословен Господь Бог днесь, иже даде покой людем Своим Израилю,
по всем елика глагола: не пременися слово ни едино во всех словесех Его благих, имиже
глагола рукою Моисеа раба Своего: да будет Господь Бог наш с нами, якоже бе со отцы
нашими: да не оставит нас, ниже да отвратит нас, преклонити сердца наша к нему, еже ходити
во всех путех Его и хранити вся заповеди Его и повеления Его и оправдания Его, яже
заповеда отцем нашим: и да будут словеса сия, имиже молихся пред Господем Богом нашим
днесь, приближающеся Господу Богу нашему день и нощь, еже творити оправдания рабу Твоему и
оправдания людем Твоим Израилю во вся дни: яко да разумеют вси людие земли, яко Господь
Бог той Сам Бог, и несть инаго, и да будут сердца наша совершенна ко Господу Богу нашему
преподобно ходити в повелениих Его и хранити заповеди Его, якоже день сей. |
|
Когда Соломон
произнёс всё сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника
Господня, руки же его были распростёрты к небу. И стоя благословил всё собрание
Израильтян, громким голосом говоря: благословен Господь Бог, Который дал покой народу
Своему Израилю, как говорил! Не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов
Его, которые Он изрёк через раба Своего Моисея; да будет с нами Господь Бог наш, как был
Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, наклоняя к Себе сердце наше,
чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его,
которые Он заповедал отцам нашим; и да будут слова сии, которыми я молился ныне пред
Господом, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба
Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы
познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его; да будет сердце ваше вполне предано Господу
Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его, как
ныне. |
И царь и вси сынове
Израилевы пожроша жертву пред Господем. |
|
И царь и все
Израильтяне с ним принесли жертву Господу. |
И пожре царь Соломон
жертвы мирныя, яже пожре Господу, волов двадесять две тысящи и овец сто и двадесять тысящ.
И обнови царь Храм Господень и вси сынове Израилевы. |
|
И принёс Соломон в
мирную жертву, которую принёс он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто
двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили Храм Господу царь и все сыны
Израилевы. |
В той день освяти царь
Соломон средину двора, яже пред лицем Храма Господня: яко сотвори тамо всесожжение и дары,
и жертвы и тучная мирных, яко олтарь медяный, иже пред Господем, мал бе, еже не возмощи
вместити всесожжения даров и жертвы мирных. |
|
В тот же день
освятил царь среднюю часть двора, который перед Храмом Господним, совершив там всесожжение
и хлебное приношение и вознеся тук мирных жертв, потому что медный жертвенник, который
перед Господом, был мал для помещения всесожжения и хлебного приношения и тука мирных
жертв. |
И сотвори Соломон
праздник в той день, и весь Израиль с ним, собор велий, от входа Емафа даже до реки
Египта, пред Господем Богом нашим, у Храма, егоже созда, ядый и пия и веселяся пред
Господем Богом нашим седмь дний, и во осмый день распусти люди. И благословиша царя, и
идоша кийждо в домы своя, радующеся веселым сердцем о благих, яже сотвори Господь Давиду
рабу Своему и Израилю людем Своим. |
|
И сделал Соломон в
это время праздник, и весь Израиль с ним, - большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф
до реки Египетской перед Господом Богом нашим; и ели, и пили, и молились перед Господом
Богом нашим у построенного Храма - семь дней и ещё семь дней, четырнадцать дней. В восьмой
день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь
в сердце о всём добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему
Израилю. |
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ
(образец подготовки в течение недели):
Понедельник (по светскому стилю - в воскресенье вечером после
малого повечерия):
Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.
Вторник:
Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
Среда:
Канон Ангелу-Хранителю.
Четверг:
Канон святому Иоанну Предтече.
Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю,
чьё имя Вы носите.
Суббота:
Иисусу Сладчайшему.
Воскресенье:
первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению.
Вторая (утренняя) часть
последования читается после 1-го часа.
Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и
БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых
Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной
болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь
невозможно добраться.
Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном
календаре началом новых суток считается 18 часов.
|